Чувашия располагается в центре европейской части России, в среднем течении р. Волги. Является частью Приволжского федерального округа. Занимает территорию на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между ее притоками Сурой и Свиягой.
Граничит на западе с Нижегородской областью, на юго-западе – с Мордовией, на юге – с Ульяновской областью, на востоке – с Татарстаном, на севере – с Марий Эл. Площадь Чувашии — 18,3 тыс.кв.км. Климат умеренно континентальный.
Образована 24 июня 1920 г, столица — Чебоксары. Численность населения республики по данным Росстата составляет 1167061 чел. (2024). Плотность населения — 63,62 чел./км2 (2024). Городское население — 64,95 % (2022).
Для России территория края — срединная, здесь издревле сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. За многие годы в Чувашии не было межэтнических конфликтов. Политическая ситуация отличается стабильностью.
Чебоксарский залив, фото 1950-х гг.
Национальный состав населения Чувашской Республики, согласно последней переписи населения, распределён примерно так: чуваши – 823245 (67,6%) чел., русские – 322722 (26,5%), татары – 32881 (2,7%), мордва – 14614 (1,2%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) – 24356 (2%).
Чуваши — самоназвание (этноним) народа, является исходным для названий, данных чувашам соседними этносами. Основное население Чувашии, живут также в Татарстане, Ульяновской и Самарской областях и др. В Башкирии чуваши четвертые по численности в республике (их культурные центры — сёла Суук-Чишма Кармаскалинского района и Чувашские Карамалы Аургазинского района).
Чуваши – один из немногих немусульманских тюркских народов, с середины XVIII в. подавляющее большинство чувашей официально исповедуют православие. Основное вероисповедание большинства чувашей — православное христианство, есть также приверженцы языческих традиционных воззрений, а также незначительное число мусульман, старообрядцев, баптистов и молокан.
Чуваши в Приволжском федеральном округе. Сельские поселения, городские поселения, городские округа. По данным Всероссийской Переписи населения 2010 г.
В Чувашии девять городов, из них – пять республиканского (Чебоксары, Новочебоксарск, Алатырь, Канаш и Шумерля) и четыре районного значения (Козловка, Мариинский Посад, Цивильск и Ядрин).
Большинство жителей республики — горожане (64%).
Самым многочисленным городом являются Чебоксары, в котором проживают 496 тыс. человек. На втором месте – Новочебоксарск (120 тыс. чел.). Среди малочисленных городов – Козловка, Мариинский Посад и Ядрин (по 8 тыс. чел.). Чебоксары, столица республики, основаны в 1469 г. Немногим младше — Алатырь (1552 г.), Цивильск (1589 г.) и Ядрин (1590 г.). Самый молодой город Чувашии — Новочебоксарск (1960 г.).
Минерально-сырьевые ресурсы Чувашии — торф, пески, глина, запасы гипса, доломиты, карбонаты и горючие сланцы. Данные геологических изысканий свидетельствуют о наличии в недрах республики месторождений нефти и газа. Энергетика представлена комплексом тепловых электростанций, а также Чебоксарской ГЭС. Развиты также легкая и пищевая промышленность.
В сельском хозяйстве преобладает мясомолочное животноводство, развито птицеводство и производство зерна, хмеля, картофеля. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление.
В послевоенное время Чувашия из аграрно-индустриального региона становится индустриально-аграрным. Здесь строятся промышленные гиганты — агрегатный и тракторный заводы, хлопчатобумажный и химический комбинаты, гидроэлектростанция волжского каскада. Так, в 1970 г. начато строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 г. — строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов.
Все реки Чувашии относятся к бассейну Волги, важнейшие ее притоки: Сура, Цивиль и Аниш
Республиканская промышленность в основном расположена в Чебоксарской агломерации, которая даёт три четверти промышленной продукции. В Новочебоксарске находится центр электроэнергетики — Чебоксарская ГЭС, также завод «Химпром» — один из крупнейших в России в своей отрасли.
В Канаше работают автоагрегатный и вагоноремонтный заводы, в Алатыре имеются заводы приборостроения, в Шумерле налажено производство автофургонов и спецавтомобилей. В посёлке Вурнары работает завод смесевых препаратов. На остальные 20 муниципалитетов приходится только 6 % промышленного производства.
«Чувашский праздник». Неизвестный автор. Начало XIX в.
Краткая история края
Археологами вдоль рек Чувашии открыты многочисленные стоянки мезолита (13—5 тыс. до н. э.) и неолита. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заселили финно-угорские племена — предки марийских и мордовских народов. Предки местных племен из тюркоязычных племен хунну пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением в XV в. формируется культура с элементами суваро-болгарского и финно-угорского компонентов.
Чуваши позже других народов попали на страницы письменных источников (1521 г.). Ученые считают, что формирование чувашского народа относится к более позднему времени, чем складывание других народов Поволжья (удмуртов, марийцев, мордвы). Одну из важных ролей в этом процессе сыграли булгары.
Образец головного убора замужней женщины. Верховые чуваши. Чувашия, Цивильский район (Казанская губ., Цивильский уезд), начало XX в.
Чуваши из села Большое Микушкино Самарской губернии. 1888 г.
Самоназвание чувашей – «чаваш» – происходит от названия булгарского племени сувар, или суваз. Этноним «чуваш» появился в русских источниках в XVIII в. и утвердился в официальных документах Русского государства. Русские летописи впервые фиксируют термин «чуваши» при описании событий 1508 г., однако в Казанском ханстве он использовался и ранее — в пользу этого говорит его широкое применение для обозначения ясашного населения Казанского края в русских источниках 16 — начале 17 в.
То, что в марийском языке тюркоязычные мусульмане Среднего Поволжья назывались «суас», указывает на то, что в определенный исторический период термин «суас/чуваш» являлся этноконфессионимом, которым обозначалось оседлое мусульманское население Среднего Поволжья — в отличие от военно-служилого сословия татар — потомков выходцев из Золотой Орды.
В XIX в. среди татар-мусульман понятия «чуаш» и «чуашлык» имели значение, противоположные терминам «мусульманин» и «мусульманство» (т.е. обозначали «огнепоклонничество»). То есть, термин «чуваш» до XVII в. являлся этноконфессионимом, однако с течением времени поменял значение. Основная масса чувашского населения расселена вместе с другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале.
Группа чувашей. Чебоксарский уезд Казанской губернии, 1908-1909 гг. Фотограф Н.К. Зеленов
Группа верховых чувашей. Чебоксарский уезд Казанской губернии. Начало XX в.
Предки чувашей обладали навыками земледелия — сеяли пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя трехпольную систему. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху русского типа.
Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы, муки, солода. Солома использовалась при изготовлении крыш домов, глиняных кирпичей, для подстилки и кормов животным. В хозяйствах выращивали крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство.
У чувашей были высоко развиты ремесла. Ремесленники выплавляли металл, изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения и вооружение — умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи (между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной стали).
Чувашская молодежь деревень при реке Кожеважка. XX в.
Чуваши подразделяются на три культурно-этнографические группы: верховые (вирьял), низовые (анатри), сред-ненизовые (анат енчи). Приуральские чуваши активно двуязычны, а нередко и трехъязычны.
Чувашско-русское или чувашско-русско-башкирское (татарское) двуязычие или трехъязычие получили распространение в урбанизированной среде (городах, поселках городского типа), в тех местностях, где чуваши проживают в плотном иноязычном окружении.
Чувашки в праздничных костюмах. Аликовский район Чувашии, 1928 г.
Поселение на месте современных Чебоксар возникло на рубеже XIII-XIV вв. Установлено, что на большой карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани 1367 г. и на третьей карте атласа Каталинского 1375 . на месте Чебоксар нарисовано изображение города без указания названия.
На карте 1459 г., составленной Фра-Мауро для португальского короля Альфонса V на месте Чебоксар помещен город Веда-Суар (чув. Вата Савар; то есть «Средний Сувар»). В русских летописях под 1469 г. рассказывается, что русская военная флотилия в ночь с 19 на 20 мая провела «на Чебоксари».
На празднике в селе Базлык. Фото 1929 г.
После вхождения края в состав Русского государства в 1551 г. в Чебоксарах размещались русские полки. 23-24 июля 1555 г. архиепископ Казанский и Свияжский Гурий по пути в Казань остановился в Чебоксарах и по поручению Ивана IV в присутствии местных воевод и горожан освятил границы будущего кремля. На месте будущего кафедрального Введенского собора была установлена полотняная церковь. В том же году деревянный город-крепость был возведен. К 1574 г. вдоль реки Чебоксарки вплоть до Владимирской горки, разместилась слобода, в которой жили принявшие крещение служилые чуваши («служилые новокрещены»).
Шествие за иконой Николая Чудотворца в Чебоксарах
В XVI-XVII вв. территория нынешней Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца. В начале XVIII в. она была включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, а по административной реформе 1775 г. вошла в Казанскую и Симбирскую губернии.
Распространение православия в крае началось после вхождения в состав России. В православных храмах Чувашии службы совершаются не только на церковнославянском, но и на чувашском языке. Фактически, национальным героем считается здесь учёный монах Иакинф Бичурин. Сын простого сельского священника, он стал основоположником российских научных исследований Китая. Длительно проживая в Пекине, он возглавлял Духовную миссию, изучал китайскую литературу, сделал множество переводов. Вклад Бичурина в науку был признан современниками — в его круг общения входил Пушкин и другие деятели золотого века русской культуры.
«Свадебные жёны» в деревне Шумерля, Шумерлинский район Чувашии, 1950-е гг.
Достопримечательности, связанные с православной верой, разбросаны здесь повсюду — городок Мариинский Посад на Волге, почитаемые монастыри в Цивильске и Алатыре, святые источники. По данным 2020 г. в чувашских сельских населенных пунктах, 87% населения считают себя православным.
В церковную жизнь в основном вовлечены женщины старшего возраста, но Пасху отмечают 74%, Крещение и Рождество по 66%, Троицу — 12%. В то же время, на юго-востоке Чувашии небольшие группы чувашей-язычников проживают в смешанных селах Байбахтино, Комсомольском и в нескольких деревнях Янтиковского, Шемуршинского и Козловского районов Чувашии.
В жилом микрорайоне Чебоксар стоит православный храм в форме ракеты — это поминальная часовня по первому космонавту Андрияну Николаеву, совершившему два космических полёта
В развитии просвещения среди чувашей особая заслуга принадлежит инспектору чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлеву (1848-1930), который основал в 1868 г. Симбирскую чувашскую учительскую школу, подготовившую за время своего существования около тысячи учителей. Он разработал чувашский алфавит и на основе русской графики создал новую чувашскую письменность. Он же перевёл на чувашский язык Евангелие и Псалтырь.
В 1906 г. вышла первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»). 24 июня 1920 г. декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 г. постановлением президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР.

Чебоксары, Вознесенская Церковь. Фото 1930 г.
В период войны из западных и центральных районов страны в Чувашию было перебазировано более 20 промышленных предприятий. За напряженный труд в тылу Чувашия трижды получала переходящее Красное Знамя ГКО. На чувашской земле родилось более 50-ти выдающихся полководцев, генералов армии и адмиралов флота. Всенародной известностью пользуется герой Гражданской войны полководец Василий Иванович Чапаев.