Село Суук-Чишма (Башкирия)

SH101805_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Сергей Синенко

Село Суук-Чишма (Башкирия)

Разомнем ноги, познакомимся с чувашским селом, где национальный колорит достаточно ощутим. Сделать это несложно – достаточно на автомобильной развязке в Булгаково свернуть с Оренбургской трассы налево в сторону Кармаскалов. Сначала перед нами откроется степь с обширными полями и небольшими перелесками, а вскоре в ложбинке справа от дороги увидим большое село. При въезде нас встречает тополиная аллея и щит «Подлубовский сельсовет».

Сразу замечаем – очень широкие улицы. Перед каждым домом небольшая лужайка, где дремлют телята, пощипывают травку гуси.

На центральной улице Пушкина небогатые, но очень аккуратные дома, нет огромных особняков, которые смотрятся инородно, вызывающе, подавляют и уродуют деревенские улицы (это в уфимских окрестностях встретишь на каждом шагу), ну а парочка коттеджей общий зрительный образ не ломают.

Так называемый «Дом дружбы народов» закрыт. «Как всегда», – это я говорю, потому что давно убедился – в деревнях никакие другие музеи, кроме школьных (например, отличный музей в соседней деревне Шаймуратово),  никогда не работают, причем, это не столько нарушение порядка, сколько вполне естественное дело – кому взбредет в голову идти в деревенский музей?

Наконец, к своей великой радости, увидели первый колодец-журавель, залили канистру. На домах и воротах много декоративных украшений.

SH101812_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Первое впечатление от увиденного – дизайн сказочного домика. Фото Сергея Синенко

Суук-Чишма – чувашское село в Кармаскалинском районе, относится к Подлубовскому сельсовету. Расположено в 32 км от г. Уфа, расстояние до райцентра 18 км, до ж.-д. станции 20 км.

Исторические названия села: Новоалмантаево, Алмантаево, Калмантаево, Успенский, Суок-Чишма. В списке населенных мест под современным названием значится с 1920-х гг. Население на 1 января 2009 г. составляло 630 человек.

Читайте также:  Дивеево и Дивеевский монастырь

Чувашей в Башкирии — почти 117 тысяч. Они компактно расселены на селе в Кармаскалинском, Аургазинском, Бижбулякском, Стерлитамакском, Белебеевском, Шаранском, Гафурийском и Федоровском районах.

В Приуралье чуваши появились в начале XVII в., первоначально освоили западные и северные районы. В южных районах переселенцы оказались в период строительства в 1650-х гг. Закамской крепостной линии – их привлекали к работам. Впоследствии в этих местах складываются компактные группы приуральских чувашей – группы чувашских селений концентрируются в междуречье рек Белой и Ик.

SH101793_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Чердачные окна в Суук-Чишмах резные, со ставнями, как и основные окна, что, в общем-то не характерно для деревенской избы. Фото Сергея Синенко 

SH101818_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Местные чуваши являются в основном потомками крестьян-переселенцев низовых чувашей – анатри, но четкого разделения по группам у здешних чувашей нет. Переселение шло волнами, из разных мест, в итоге получалось так, что в одном селении по соседству жили выходцы из разных этнографических групп.

Имеющихся между ними различия из поколения в поколение стирались. Если и сегодня большая часть чувашей, живущих на территории Чувашии причисляет себя к одной из таких групп – анатенчи, анатри или вирьял, то у здешних чувашей такое самоощущение отсутствует.

SH101807_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

«Чтой-то меня разморило» — думает теленок. А ведь действительно, жара-а. Фото Сергея Синенко

Под Уфой чуваши стали селиться в XVIII – первой половине XIX вв. Семьями, большими группами семей, а то и целыми селениями они уходили с насиженных мест на восток в поисках новых богатых земель – притягивал слух о необъятных просторах. Сохранить и развивать традиционную культуру стало задачей чувашского историко-культурного центра «Суук-Чишма», образованного в 1995 г. (с. Суук-Чишма, ул. Пушкина, 22).

Читайте также:  ВЫШИВКА ДЕКОРАТИВНАЯ

Так как село находится в окружении сразу нескольких сел и деревень, где живут почти только одни чуваши, его решено было сделать центром республиканской чувашской общины.

Здесь отмечают где-то уже позабытые обрядовые праздники «сурхури», «нардуган», «саварни», «манкун», «керсари» и «симек». Многие из них соответствуют православным праздникам и чуваши отмечают их одновременно.

SH101802_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Единственный колодец-журавель, который мы отыскали в селе — во всех домах давно есть водопровод. Фото Сергея Синенко

Суук-Чишма – село православное, посреди него стоит храм в честь Страстотерпца Царевича Алексия (с. Суук-Чишма, ул. Цюрупа, 29). Но отголоски языческих верований ощутимы. К примеру, в «симек», который именуется «Троицей», чуваш с утра должен мыться в бане с собранными накануне в лесу травами.

«Симек» проводится в четверг, а не в воскресенье. В день праздника с обеда весь народ собирается на кладбище, где поминают усопших родственников. Эта традиция соблюдается и сегодня. В этот день чуваши, проживающие в городах, возвращаются в места захоронения родителей и близких.

В Суук-Чишме работают фольклорные ансамбли «Шевле» и «Астапике», народный театр.

Определенный интерес у жителей села вызывает составление родословных. На сегодняшний день открыта музыкальная школа для чувашских детей в деревне Николаевка. Литературы на чувашском языке пока не хватает, но библиотека растет.

Выделены средства для развития предприятий народных промыслов в Суук-Чишме и соседних деревнях. Среди промыслов особое место уделяется национальной одежде. Во время выступлений члены общины организуют выставки, где демонстрируют сохранившиеся в некоторых семьях самотканые изделия, которым более ста лет.

Читайте также:  Село Покровка Соль-Илецкого района Оренбургской области

SH101794_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Странный дом с полукруглой верандой, но зато ясно, хозяин дома и архитектор — одно лицо. Фото Сергея Синенко 

SH101797_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Кроме изб и одноэтажных кирпичных домов в Суук-Чишмах в последнее время появляются и современные коттеджи (их владельцы — жители Уфы), но их немного.  Фото Сергея Синенко

У чувашских женщин характерной чертой наряда являлся «хушпу» – головной убор с твердым конусообразным или цилиндрическим остовом. Для девушек праздничным головным убором являлась «тухья», похожая на шлем шапочка с наушниками и подвесками, покрытая цветным бисером, кораллами и серебряными монетами.

Сегодня в нескольких домах села женщины создают такие головные уборы, они пользуются спросом. Планируется возродить и некоторые другие из древних промыслов чувашей – узорное тканье поясов, шитье бисером, вышивку, резьбу по дереву и лечение травами.

Одной из ценных черт традиционной чувашской общины являлось отсутствие разводов в семье.

Это связано с терпеливостью чувашской женщины, умением вести хозяйство, создать теплую атмосферу в доме – обо всем этом поется во многих народных песнях. Уважение к родителям – тоже общинная черта, о которой поют песни. Гимн чувашского народа «Асран кайми» начинается со слов «незабываемые отец с матерью».

SH101834_22 Село Суук-Чишма (Башкирия)

Восточный выезд из Суук-Чишмов (минут десять прождал, думал, жеребенок поднимется и создаст какую-никакую композицию, но он, подлец, продолжал валяться в траве…). Фото Сергея Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − два =

Next Post

СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РБ

Вс Ноя 25 , 2012
СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РБ, общественная творческая организация, объединяющая композиторов и музыковедов, музыкальных критиков, создана в 1940. В составе Союза – музыкальный фонд, секция музыковедения и молодежная […]