sokroj-gali-ili-gali-sokoroj СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) Башкирия Культура народов Башкортостана

СОКРОЙ Гали или Гали Сокорой (Кийков Мухаметгали Габдессалихович, 1826, д. Ст.Чукурово Бирского уезда Уфимской губернии, ныне село Старочукурово Татышлинского района Республики Башкортостан, – 10.12.1889, там же). Башкирский поэт-суфий. Иногда пишут Чокрый Гали. Немецкий востоковед Михаэль Кемпер пишет: «Мухаммад Али бен Салих бен Абдаллах бен Шариф бен Кийик аль-Чукури принадлежал к старинному благородному роду, к башкирскому племени Иректы».

Родился в семье муллы в деревне Старочукурово. Начальное образование получил в Таныпском медресе Пермской губернии. По собственному признанию, стихи начал писать в 17 лет. Заметное влияние на него оказало творчество среднеазиатских поэтов-мистиков Ахмета Ясави, Аллаяр-Суфи, Фирдоуси, Саади и Хафизa.

В 1833-1847 гг. учился в Бирском и Мензелинском медресе, в 1849-1852 – в Стерлибашевском медресе Хариса Биктимирова. После окончания Стерлибашевского медресе преподавал там же, затем вернулся на родину. C 1852 г. – мулла в родной деревне.

Писал на тюрки, арабском и персидском языках. В творческом становлении поэта определенную роль сыграл Ш. Заки. Творчество Сокроя представлено многочисленными поэтическими и прозаическими текстами. Сохранилось около ста его произведений. Из них издано около десяти книг (пять – при жизни поэта). Это произведения на религиозные и светские темы. Цикл стихов “Фосули әрбаға” (“Четыре времени года”) считается одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии XIX в.

В поэтических книгах “Дөрри Ғәли” (1873; “Жемчужины Гали”), “Шәмғ әз-зия” (1883; “Свет лампы”), “Мәдхи Ҡазан” (1889; “Хвала Казани”), “Дөрр әл-кәлам” (1900; “Слова-жемчужины”) господствуют мотивы прославления науки и знания, критики невежества, насилия и войн. Реалистические картины и детали жизни отчётливо проявились в хаджнаме “Нәсим әссаба” (1872; “Ветер утренней зари”), написанном после совершения хаджа в Мекку и Медину. В  трилогии “Тәүарихи Болғарийа, йәки Тәҡриби Ғари” (“Булгариевы истории, или Приближённый комментарий Гари”), созданном в традициях баш. таварихов, описана история культуры Урало-Поволжья.

Читайте также:  ШАКША: от Уфимки до Касимово

je.zaripov.-portret-g.-sokroja-1980-e-gg.-bumaga-linogravjura СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) Башкирия Культура народов Башкортостана

je.zaripov.-portret-g.-sokroja-1980-e-gg.-bumaga-linogravjura СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) Башкирия Культура народов Башкортостана

Э. Зарипов. Портрет Г. Сокроя. Бумага, линогравюра

Четыре раза совершил хадж в Мекку, первое паломничество (1872 г.) описал в книге «Дастан Хаҗнаме» («Заметки о поездке в Хадж»). Занимался просветительством и краеведением, составил шежере башкирского рода кара-табын. Опубликовал пять сборников («Жемчужины Гали», «Луч светильника», «Хвала Казани» и др.).  В труде «История Булгарии» воссоздана многовековая картина жизни Урало-Поволжья. Много произведений осталось в рукописях, которые хранятся в музеях и библиотеках городов Казани, Санкт-Петербурга и Уфы.

Из рукописного наследия большая часть (рукописное собрание сочинений из девяти тетрадей) хранится в республиканской библиотеке. На родине Сокроя в селе Старочукурово в 2001 году, к 175-летию со дня рождения поэта Дом-музей поэта, где представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с бытом, укладок народа, а также стенды с рукописями, фотографиями родственников, шежэре. Его именем названа улица в селе Верхние Татышлы.  В родной деревне открыт музей Г. Сокороя.

 

Свою биографию описал поэтически:

«Мы из лесных башкир. У хлебороба сын хлебороб,
у крестьянина — крестьянин. Основное наше занятие —
рубить лес, очищая место для пастбища и пашни.
Я все свободное время и силу свою отдал этой работе.
С трудом, получив указ „О назначении имамом“,
построил дом, приобрел необходимые для хозяйства
вещи и, подобно сыну бедняка, погряз в долгах.
В то же самое время открыл медресе, сам отремонтировал его
здание и после многих мытарств, обучая детей из деревни
в своем доме, а из рода в медресе, выполняя одновременно
и духовные обязанности, сделался самым многострадальным
человеком среди ирактинских башкир».

Читайте также:  ДЕВЛЕТКИЛЬДЕЕВ Касим Салиаскарович

Основные сочинения и публикации:

«Правила орфоэпического чтения Корана», 1860
«Жемчужины Гали», сборник стихов, 1873
«Сияние свечи», сборник стихов, 1883
«Хвала Казани», поэма, 1889.
книги религиозных наставлений:
Добавление к книге «Конец света» Сулеймана Бакыргани,
«Почитание рамазана».
Путевой очерк «Ветер утренней зари» 1872.
«История Булгарии, или Приближенный комментарий Гари», 1879 г.    Описание истории культуры Урало-Поволжья.
«Стихотворный сборник Гали»
Цикл стихов «Четыре времени года».

https://posredi.ru/wp-content/uploads/2012/11/sokroj-gali-ili-gali-sokoroj.jpghttps://posredi.ru/wp-content/uploads/2012/11/sokroj-gali-ili-gali-sokoroj-150x150.jpgКУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникБашкирияКультура народов БашкортостанаСОКРОЙ Гали или Гали Сокорой (Кийков Мухаметгали Габдессалихович, 1826, д. Ст.Чукурово Бирского уезда Уфимской губернии, ныне село Старочукурово Татышлинского района Республики Башкортостан, - 10.12.1889, там же). Башкирский поэт-суфий. Иногда пишут Чокрый Гали. Немецкий востоковед Михаэль Кемпер пишет: «Мухаммад Али бен Салих бен Абдаллах бен Шариф бен Кийик аль-Чукури принадлежал к старинному...cropped-logo_ru-700 СОКРОЙ Гали (Г. Сокорой) Башкирия Культура народов Башкортостана