Как организовать блокпост?
Блокпост — заградительный, укреплённый контрольно-пропускной пункт с вооружённой охраной на дорогах, въездах в населённые пункты и тому подобное (обычно на оккупированной или временно занятой войсками территории), способный самостоятельно держать круговую оборону
Может иметь полицейское, военное или гражданское применение (к примеру, доступ на территорию). Полицейские устраивают блокпосты на дорогах для проверки документов, устройства облавы на преступников и т.д. Военные блокпосты устанавливают в районах напряженности, в целях проведения контртеррористических мероприятий.
Блокпосты бывают постоянными или временными и организуются с целью проверки транспортных средств, проходящих сквозь них, а также блокирования дорог для прекращения их использования террористами. Члены террористических групп, используя транспорт для перемещения оружия из тайников в места его применения, будут натыкаться на своем пути на блокпосты.
Обширная сеть блокпостов будет значительно затруднять деятельность таких групп. Даже если террористы будут знать о существовании блокпоста, они будут вынуждены выбирать другие, менее удобные маршруты, это сократит количество дорог, на которых придется устанавливать временные блокпосты.
Блокпосты с криминальными целями
Также блокпосты используют различные криминальные, террористические, а также сепаратистские организации для контроля над доступом как своих, так и чужих лиц на занимаемые ими территории.
Устройство фальшивых блок-постов (так называемых ретенов, «falso reten») вкупе с переодеванием в форму полицейских или военных является излюбленным методом действия латиноамериканских ОПГ, занимающихся похищениями людей на дорогах различного назначения (с применением последнего в 2008 году произошло нашумевшее похищение и убийство Фернандо Марти).
ПОСТОЯННЫЙ БЛОКПОСТ
Постоянные блок — посты размещаются на дорогах или на основных путях, обычно на пересечении дорог или на въезде в контролируемый район. Такой блок — пост обслуживается круглосуточно и личный состав на них живет постоянно.
Устройство блокпоста
Вокруг блокпоста должны быть предусмотрены следующие препятствия:
- колючая или свитая спираль проволоки должна защищать блокпост со всех сторон за исключением одного узкого прохода. Этот проход должен защищаться легким пулеметом. Высота проволочного заграждения не должна превышать уровня наблюдения
- колючую или свитую спиралью проволоку нужно предусмотреть на дороге и вокруг внешнего периметра блок – поста, чтобы предотвратить враждебные действия изнутри комплекса
- для блокирования движения должен быть предусмотрен большой тяжелый но в тоже время быстро опускаемый шлагбаум (подвижной барьер)
- между линией ожидания машин и главной дорогой нужно предусмотреть заграждение из колючей проволоки
- большие бетонные блоки должны быть размещены на каждом направлении движения по дороге
- по периметру КПП должны быть расположены сигнальные ракеты, запускаемыми устройствам натяжного действия, и другие аналогичные средства предупреждения
- на близлежащем расстоянии должна быть удаленна растительность
- так же засыпаны ямки и ложбинки или залиты отработанным маслом или мазутом
- для остановки транспорта должны быть предусмотрены настилы с торчащими шипами и выступами дорожного покрытия, создаваемыми для ограничения скорости
- прожекторы не должны освещать или ослеплять личный состав
- в городских условиях блок – пост должен иметь группу прикрытия, расположенную на крыше близлежащих строений
Требования, предъявляемые к оборонительным сооружениям на территории блокпоста:
- оборудование частичного перекрытия позиции для БМД (БМП, БТР)
- проволочные сетки (заборы из цепных звеньев) должны находиться на расстоянии 15 — 20 м перед позицией БМД (БМП, БТР), чтобы предотвратить нападение гранатометчиков на БМД (БМП, БТР) с расстояния поражения
- позиция должна быть организованна тактически грамотно. Предпочтительно выше дороги и на расстоянии примерно 30-60 м от нее
- для укрытая обороняющихся должно быть оборудовано щель-убежище
При сооружении бункера необходимо учитывать:
- бункер должен находиться на расстоянии не менее 15-30 метров от дороги. Это расстояние не должно превышать расстояние, на котором невооруженный солдат, осматривающий транспортное средство, может переговариваться с прикрывающим его солдатом
- стены бункера должны быть пуленепробиваемыми (до 12,7 мм)
- амбразуры должны обеспечивать круговую оборону
- вход в бункер должен быть выполнен в виде кругового коридора, чтобы защищать от ручных гранат
- на всех амбразурах и отверстиях должны быть предусмотрены проволочные ограждения для зашиты от ручных гранат, а личный состав имел возможность наблюдать обстановку и вести огонь
Внутренняя планировка стандартного комплекса |
|
ЭЛЕМЕНТЫ СТАНДАРТНОГО БЛОКПОСТА
Окоп для БМД |
1 — БЗМ. 2 — Бруствер. 3 — Берма. 4 — Окоп для БМД Объём вынутого грунта 24 м3. БЗМ – 22 штуки. На устройство окопа сапёрной лопатой требуется 32 человека/часа. |
Караульный пост | |
а) Из бетонных блоков | б) Из бетонных блоков и БЗМ |
1 — Бетонный блок. 2 — БЗМ. 3 — Стяжка из проволоки. 4 — Амбразура |
Дистанционно управляемый лёгкий шлагбаум |
Здание блокпоста | |
а) Из БЗМ | б) Обшитого досками |
1 — БЗМ. 2 — Проволочная стяжка. 3 — Жердь. 4 — Ступеньки из досок. 5 — Доски (горбыль)
|
На устройство требуется: БЗМ – 210 шт., доски – 2,6 м3, жерди – 1,8 м3, проволока – 30 кг Объём вынутого грунта – 4,6 м3 |
План здания блокпоста |
ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЁТ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ БЛОКПОСТА
Наименование материальных средств | Единица измерения | Количество | Примечание |
Бумажные земленосные мешки (БЗМ) | шт. | 550 | Получение |
Бетонные блоки (фундаментные) | шт. | 8 | Получение |
Проволока колючая | моток | 10 | Получение |
Проволока гладкая 5-6 мм | кг | 30 | Получение |
Элементы гусеничные | шт. | 2х6 м | Изготовление в войсках |
Ежи | шт. | 3 — 6 | Изготовление в войсках |
Шлагбаум | шт. | 3 | Изготовление в войсках |
Сигнальные мины | шт. | 50 | Получение |
МЗП | к-т | 20 | Получение |
Гвозди 100 мм | кг | 50 | Получение |
Пиломатериалы | м3 | 16-20 | Получение |
Рельс | м | 27 | Получение |
ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ НА БЛОКПОСТУ
Для организации и несения службы на блокпосту, необходимо, как минимум выделять:
Смену досмотра
- шлагбаум № 1 (левый) – двое военнослужащих
- шлагбаум № 2 (правый) — двое военнослужащих
- зона досмотра № 1 (левая) — двое военнослужащих
- зона досмотра № 2 (правая) — двое военнослужащих
Итого: — восемь военнослужащих
Дежурную (огневую) смену
- Наводчик-оператор, механик-водитель, командир БМП-2 – трое военнослужащих
- Стрелки – пятеро военнослужащих
Итого: — восемь военнослужащих
Отдыхающую смену
— восемь военнослужащих
Резерв
– четверо военнослужащих
При такой организации службы, блок-пост способен осуществлять досмотр круглые сутки. Зоны досмотра, шлагбаум, прилегающая территория контролируется дежурными огневыми средствами.
Блокпост зачастую бывает местом притяжения местного населения по разным причинам. Очень часто население ожидает попутного транспорта вблизи блокпоста, как в наиболее безопасном в криминальном отношении месте.
Но в любом случае в служебные помещения нельзя допускать никого из посторонних. Для укрытия населения от дождя оборудуется навес или утепленная будка (вблизи поста, но не на его территории).
ВРЕМЕННЫЙ БЛОКПОСТ
Временный блок-пост может быть выставлен пешим или моторизованным патрулем. Такие блок-посты называют «Орлиным патрулем». Они устанавливаются на короткий промежуток времени и их дислокация на дорогах носит временный, блуждающий характер.
Местоположение поста определяется обстоятельствами сложившейся оперативной обстановки. Оно выбирается так, чтобы пост невозможно было объехать, например, у железнодорожного переезда, вблизи участка дороги с высокими откосами, глубокими кюветами и в других местах, где машины с подозреваемыми не смогут развернуться и уйти в сторону.
Местность вокруг поста должна быть открыта для кругового обстрела и хорошо просматриваться.
Даже при нехватке личного состава проверяющий наряд должен состоять не менее чем из трех человек. Один — проверяющий документы, второй (старший поста) — для подстраховки, третий — с автоматом (ручным пулеметом) наготове.
Если у вас в наличии два автомобиля, их нужно разместить по обе стороны дороги на расстоянии 25м друг от друга. Но если вы вынуждены действовать не на технике, то в вашем распоряжения будет только «колючая лента» для экстренной остановки автомобиля.
Останавливать автомобили должны, по крайней мере, два члена группы, остальные двое обеспечивают прикрытие из заранее подготовленных позиций. Расстояние между группами досмотра и прикрытия должно быть достаточным, чтобы нормально оценивать ситуацию.
Право на открытие огня принадлежит старшему группы прикрытия.
На нем лежит ответственность за безопасность досмотровой группы. Он должен быть очень осмотрительным. Резко свернувшая на обочину машина — это еще не причина для стрельбы.
Чтобы замедлить движение, в зоне проверки устанавливаются заграждения из колючей проволоки на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Это исключит возможность прорыва машин сходу вдоль дороги.
Помимо личного состава используемого для осмотра машин, по крайней мере, 4 человека должно быть выставлено по обоим концам полотна дороги. Их задача — ограничить поток машин в зону проверки и натянуть «колючую ленту», если террористы попытаются пробиться с боем. На блок — постах должно быть резервное транспортное средство для погони за прорвавшейся машиной.
ТАКТИКА ДОСМОТРА МАШИН
Одной из основных функций блокпоста является обыск транспортных средств. Не нужно большого количества взрывчатых веществ, что бы подорвать кого-нибудь. Представьте себе, как легко спрятать минимальное количество взрывчатки в машине и вы поймете, как сложно ее отыскать. В любой машине достаточно мест, куда можно спрятать взрывчатку и вы, если считаете себя профессионалом должны знать их.
Существует три типа осмотра автомобиля:
Беглый осмотр
Тщательный осмотр
Осмотр в мастерской с разборкой по частям
Чаще всего вам придется использовать первые два типа осмотра, третий требует времени и вмешательства специалистов. Обыскивая машины, никогда не позволяйте водителю торопить вас! Озабоченные владельцы будут уверять вас, что они торопятся, что им нужно забирать ребенка из школы и т.д. не реагируйте на это.
Обыск проводиться по двум причинам.
Одна из них — это отпугнуть террориста и заставить его отложить провоз до «лучших» времен. Если, например, вы хотя бы делаете вид, что осматриваете каждую машину в плотном потоке, то вряд ли террорист рискнет провозить оружие.
Вторая причина — это найти оружие, взрывчатые вещества, наркотики и т.д.
Еще один способ осмотра — это специальный осмотр, т.е. если вы получили информацию, что, возможно, будет перевозиться стрелковое оружие, вам нужно будет тратить время, чтобы залезать в самые укромные места: в двигатель, в колеса и т.д.
Основные правила досмотра:
- Ищите свидетельства недавней активности (содранная краска и т.д.)
- Спросите себя: «Где бы ты спрятал оружие?» и т.п.
- Подумайте, где есть пустотелые места и как до них добраться
- Сильный запах чего-нибудь может быть маскирующим, чтобы скрыть запах взрывчатки или наркотиков
- Все действия заставляйте проделывать владельцев, ничего не делайте сами
- Смотрите внимательно за реакцией водителя, может быть он нервничает
Как проводить осмотр машины?
Осмотр машины обычно проводят несколько человек. Один осматривает, второй его прикрывает. Чтобы облегчить себе работу, разбейте машину на зоны осмотра:
- Внешняя зона
- Зона под машиной
- Внутренняя зона машины
- Багажник
- Двигатель
ВАРИАНТ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДОСМОТРЕ
Состав группы, проверяющей одну единицу автотранспорта, должен быть не менее 3 человек: старший, проверяющий документы и машину, прикрывающий.
Местонахождение старшего справа сбоку и в 4—5 м сзади проверяемой машины, таким образом, он страхует себя от резкого наезда задним ходом и контролирует правую сторону автомобиля. Он не вмешивается в процесс проверки документов. Его задача — при необходимости прикрыть огнем проверяющего. В момент проверки оружие старшего сотрудника должно быть наготове.
Третий боец (прикрывающий) — автоматчик или пулеметчик — находится от проверяемого автотранспорта на безопасном для себя расстоянии спереди по ходу движения — и решает исход события огнем при попытке противника прорвать заслон.
Позиция автоматчика (пулеметчика) должна быть замаскирована и иметь хороший обзор для ведения действенного огня на поражение.
Автоматчик должен находиться на таком расстоянии от основной группы, чтобы он мог видеть (и желательно слышать) все, что происходит на посту, ибо огонь он открывает при осложнении обстановки без приказа, по своему разумению. Он должен находиться в секторе обстрела старшего поста для огневой поддержки с его стороны и недопущения нападения сзади.
Проверяющий для проверки документов подходит к транспорту не слева, со стороны водителя, как это обычно делают работники ГАИ, а справа, со стороны пассажира.
Здесь действует «левостороннее правило».
Находящимся в машине крайне неудобно в положении сидя правой рукой доставать пистолет хоть из бокового, хоть из нагрудного кармана и стрелять, разворачиваясь вправо. С длинноствольным оружием (автоматом, обрезом) это будет сделать еще труднее. Внезапность применения противником оружия при этом резко уменьшается.
Проверяющий громко подает команду: «Оставаться на местах. Не выходить. Двери не открывать. Заглушить мотор!» Открытых дверей надо избегать и документы принимать для контроля только при опущенном боковом стекле.
Даже если находящиеся в машине приоткрыли дверь, якобы для подачи документов, полному ее открыванию надо воспрепятствовать, прижав ее коленом, чтобы этой дверью не ударили — пистолет или другое огнестрельное оружие могут привязать изнутри к любой дверце. Или в щель могут незаметно выкатить гранату.
Проверяющий должен обладать полным информационным объемом ориентировок разыскиваемых и наблюдательностью. Например спросите водителя: «Где запасное колесо?». И если он начнет метаться в поисках колеса, делайте соответствующие выводы.
Если проверяющий заметил в машине что-то подозрительное и опасное (оружие), он действует по обстановке — или стреляет, или просто падает на землю, стараясь уйти от машины назад.
Падение проверяющего — сигнал к действию для остальных.
Проверяемые все должны делать только по вашей команде и ничего по собственной инициативе. Не позволяйте им самостоятельно выходить из машины и приближаться к вам.
При необходимости досмотра багажника водителю предлагается выйти из машины и открыть, багажник. Проверяющий находится обязательно справа от водителя на безопасном от физического нападения расстоянии — метр, полтора, сам в багажник не лезет, все предметы, находящиеся в багажнике, ему по команде показывает водитель.
За руками водителя и его вазомоторными реакциями надо внимательно следить. Положение водителя — строго за машиной сзади багажника. Это делается для того, чтобы находящиеся в машине не могли завести двигатель и резко дать назад.
Положение старшего поста, контролирующего обстановку — в 4—5 м сзади и слева; он контролирует водителя и левую сторону автомобиля. Правую сторону контролирует прикрывающий.
Осмотр мотоциклов и велосипедов
Их маленький размер не позволяет размещать большие предметы, но обратите внимание на следующие места:
- Двойное дно бензобака
- Взрывчатку, спрятанную в резиновых ручках руля, под сиденьем
- Ящик для инструментов под седлом
- Электрические приспособления, связанные со звуковым сигналом
- Все видимые торчащие провода
ТАКТИКА ДОСМОТРА ЛЮДЕЙ
На постах приходится проверять не только транспорт, но и людей. Типичной ошибкой проверяющего документы является подход к проверяемому с левой от проверяемого стороны.
Подозреваемый по требованию проверяющего, якобы извлекая документы правой рукой из внутреннего нагрудного кармана, где обычно население носит документы, производит выстрел из пистолета через одежду.
Никогда не стойте с левой стороны от проверяемого и не давайте ему поворачиваться к вам левым боком.
Стоя справа от проверяемого на расстоянии метр-полтора, вы будете иметь возможность своевременно заметить его попытку достать оружие из кармана и предотвратить нападение приемом рукопашного боя или другим способом. Если при вас длинноствольный автомат, носите его справа на длинном ремне, переброшенном на левое плечо через голову. Длина ремня выбирается такой, чтобы автомат можно было свободно приложить к плечу с натянутым ремнем, на который приходится тяжесть оружия. Также возможно использование способа под названием «петля». «Петля» образовывается прикреплением обоих концов ремня автомата к антабке приклада и одевается через шею и правое плечо.
Такие способы ношения оружия удобны тем, что руки свободны для проверки документов и других действий. Оружие легко выносится на линию прицеливания и его тяжелее отобрать силой или (возможно всякое) снять с убитого.
При несении службы на блок-посту расслабляться нельзя.
Несущие службу не должны отходить друг от друга далеко, но ближе 3—4 м сходиться нежелательно.
Враг номер один — рутина и однообразие.
Как правило, после длительного однообразного дежурства личный состав теряет бдительность: собравшись вместе, курят, травят анекдоты, представляя собой отличную групповую цель. Подъехавший противник одной очередью из автомата или одной гранатой уничтожает такую группу, подбирает оружие убитых и безнаказанно скрывается. Гибнут при таких обстоятельствах и сотрудники ГАИ, и солдаты внутренних войск, и оперативники спецслужб.
Враг номер два — усталость.
Она приходит с лучами восходящего солнца, когда кажется, что самое опасное время уже позади, через час-два сдавать дежурство. Предрассветные часы — излюбленное время диверсантов, «волчий час», когда теряется бдительность. Будьте готовы ко всему. Вы не знаете, кто едет по дороге. Недоверие — ваш рабочий инструмент. Ваше благодушие может обернуться смертью.