«Чувашский праздник». Неизвестный автор. Начало XIX в.
ЧУВАШИ, самоназвание (этноним) народа, является исходным для названий, данных чувашам соседними этносами. Основное население Чувашии (907,6 тыс. чел.), живут также в Республиках Башкортостан (118,5 тыс. чел., четвертые по численности в республике), Татарстан, Ульяновской и Самарской областях и др. Всего в Российской Федерации 1773,6 тыс. чел. (1992). Язык чувашский. Верующие чуваши – православные. Марийцы называют чувашей «суасла мари», башкиры – «суаш».
Чуваши позже других народов попали на страницы письменных источников (1521). Ученые считают, что формирование чувашского народа относится к более позднему времени, чем складывание других народов Поволжья (удмуртов, марийцев, мордвы). Одну из важных ролей в этом процессе сыграли булгары.
Самоназвание чувашей – «чаваш» – происходит от названия булгарского племени сувар, или суваз. Этноним «чуваш» появился в русских источниках в XVIII в. и утвердился в официальных документах Русского государства. Русские летописи впервые фиксируют термин «чуваши» при описании событий 1508 г., однако в Казанском ханстве он использовался и ранее — в пользу этого говорит его широкое применение для обозначения ясашного населения Казанского края в русских источниках 16 — начале 17 в.
Группа чувашей. Чебоксарский уезд Казанской губернии, 1908-1909 гг. Фотограф Н.К. Зеленов
То, что в марийском языке тюркоязычные мусульмане Среднего Поволжья назывались «суас», указывает на то, что в определенный исторический период термин «суас/чуваш» являлся этноконфессионимом, которым обозначалось оседлое мусульманское население Среднего Поволжья — в отличие от военно-служилого сословия татар — потомков выходцев из Золотой Орды. В XIX в. среди татар-мусульман понятия «чуаш» и «чуашлык» имели значение, противоположные терминам «мусульманин» и «мусульманство» (т.е. обозначали «огнепоклонничество»). То есть, термин «чуваш» до XVII в. являлся этноконфессионимом, jднако с течением времени поменял значение.
Основная масса чувашского населения расселена вместе с другими народами в Среднем Поволжье, Прикамье и на Южном Урале.
Чувашка в национальном костюме
Предки чувашей обладали навыками земледелия — сеяли пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лен, рожь на своих землях, используя трехпольную систему. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа». Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы, муки, солода. Солома использовалась при изготовлении крыш домов, глиняных кирпичей, для подстилки и кормов животным. В хозяйствах выращивали крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство.
В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. У чувашей были высоко развиты ремесла. Ремесленники выплавляли металл, изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения и вооружение — умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи (между двух полос мягкого железа помещали слой из закаленной стали).
Чуваши подразделяются на три культурно-этнографические группы: верховые (вирьял), низовые (анатри), сред-ненизовые (анат енчи). Приуральские чуваши активно двуязычны, а нередко и трехъязычны. Чувашско-русское или чувашско-русско-башкирское (татарское) двуязычие или трехъязычие получили распространение в урбанизированной среде (городах, поселках городского типа), в тех местностях, где чуваши проживают в плотном иноязычном окружении.
Лит.: Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964; Родной Башкортостан. – Уфа, 1993.
См. также о чувашских селах
Суук-Чишма Кармаскалинского района и