Здание Уфимского епархиального женского духовного училища. Уфа. Фото Сергея Синенко
Прежде чем начать прогулку по улице, в очередной раз разберемся с запутанными названиями. Современная улица Тукаева исторически развивалась с востока на запад. От Троицкой горы, на которой стоял Уфимский кремль, она шла вверх, постепенно застраиваясь. Отрезок улицы от перекрестка с Телеграфной (ныне Цюрупы) и ниже назывался улицей Фроловской – на ней в 1841 г., во имя избавления от свирепствовавшей в то время в Уфе эпидемии сибирской язвы была построена часовня в честь святых Флора и Лавра, одна из самых старых городских часовен. Народная речь живет по своим законам, для русского произношения «Фрол» ближе, чем «Флор», и в новой огласовке улица стала Фроловской.
Улица Фроловская начиналась от Троицкой горы, шла вверх до Случевского переулка. Уфа. Фото начала XX в.
Восточная часть улицы (Нижне-Фроловская) шла раньше от ворот уфимского кремля, тоже «Фроловских», до Случевского переулка – нынешней улицы Зайнуллы Расулева. Эта часть улицы либо застроена, либо занята парковой зоной у береговой полосы. Воскресенской улица стала с появлением здесь Воскресенского кафедрального собора. Для нижней части улицы (за Случевским переулком) осталось старое название, Фроловская. В 1924 г. две улицы были объединены и названы именем татарского поэта, публициста Габдуллы Тукая (Габдуллы Мухамедгарифовича Тукаева, 1886–1913).
Улица Воскресенская. Уфа. Фото начала XX в.
Наша прогулка – с востока на запад по исторической части улицы. Нижний квартал открывает один из корпусов средней общеобразовательной школы № 14, в прошлом – здание медресе «Усмания» (другие варианты написания – «Гусмания», «Госмания»). Оно было открыто ахуном Хайруллой Усмановым (1847–1907) в 1887 г. при Первой соборной мечети как медресе нового типа, широко использующее метод обучения «усули джадидд», более известный как просветительское направление «джадидизм».
С 1906 г. медресе размещалось в трехэтажном здании (ул. Тукаева, 39). В основе архитектурного решения здания лежит прямоугольник, разделенный на две части вестибюльным блоком с выступающей за пределы здания лестничной клеткой. Планировочная структура основана на традициях архитектуры народного жилища (трехчастное деление здания). Автор проекта неизвестен.
Медресе сыграло значительную роль в обучении мусульман канонам ислама, языкам (арабскому, фарси и др.), основам науки и мусульманской культуры. В его стенах учились по первой в России татаро-башкирской азбуке (Алифба). Обучение в медресе было двенадцатилетним. Кроме мулл здесь готовили и школьных учителей. По данным 1914 г., в медресе «Усмания» в то время было 180 учащихся, большинство из Уфимского уезда. Жили они в общежитии за небольшую плату, некоторые шакирды содержались за счет попечительства о бедных мусульманах. При медресе работала учебная столярная мастерская.
В самом начале века в Уфе пробиваются ростки национального театра. Именно в медресе предпринимались первые попытки организовать театральные представления. Так, в 1901 г. шакирды медресе «Усмания» без разрешения властей поставили комедию «Рисалят» – «Мессия», в которой юмористически обыгрывались быт учащихся и практика преподавания в мусульманских школах. В 1906 г. впервые в истории края самодеятельная национальная театральная труппа поставила пьесу «Жизнь с тремя женами». Традиционный быт татарской семьи в ней был осмыслен критически. В спектакле приняли участие и три девушки, что для мусульман само по себе являлось неслыханным нарушением всех норм приличия.
Здание медресе «Усмания» постройки 1906 г., ныне один из корпусов средней общеобразовательной школы № 14. Уфа. Фото Сергея Синенко
Первая публичная театральная постановка, участие в ней женщин-мусульманок, которым, по существующей практике, запрещалось не только выступать на сцене, но и посещать театр, само по себе было серьезным вызовом традициям ислама, вызвало дискуссию в мусульманской печати. Казанская газета «Баян-эль-хак» писала: «Мы этой вестью очень обеспокоены. В Уфе наше Духовное собрание, там наш муфтий, там же находятся казыи и ахуны. За это мы Уфу считаем центром ислама. Но вот из Уфы получено такое печальное сообщение. Как там это терпят? Роковой будет этому конец».
В 1918 г. медресе было преобразовано в Татарскую национальную гимназию.
Перейдем на противоположную сторону улицы. По воспоминаниям краеведа Б. Попова, на повороте Тукаевской аллеи к Случевской горе, до конца 1940-х гг. стояла водозаборная будка. С постройкой в начале XX в. водопровода в различных местах города были сооружены водоразборные колонки, представлявшие собой деревянные будки с торчащими наружу кранами. В этих домиках-колонках сидела дежурная, которая по необходимости открывала и закрывала воду. «Постучит женщина в окошечко, выглянет старушка, – писал Б. Попов. – Из-под рамы выползет металлическая коробушка. Положит туда женщина пару марок, купленных в конторе Водоканалтреста, откроет ей старая кран. Наберет хозяйка водицы водопроводной, питьевой, бездиоксиновой – и пошла себе домой обед варить либо чаек кипятить. Тут уж лишнего не прольешь, не потратишь».
Улица Благоева переименована совсем недавно, в 2009 г. в честь Зайнуллы Расулева, мусульманского религиозного деятеля, башкирского ишана (шейха), последователя суфизма, одного из идеологов и практиков джадидизма.
Дом Тевкелевых постройки 1860-х гг. и примыкающий к нему флигель на углу улицы Фроловской и Случевского переулка (ул. Случевская, 11, ныне ул. Зайнуллы Расулева, 11, 11/4) известны тем, что 10 мая 1883 г. здесь открыл свое отделение Крестьянский поземельный банк. Само по себе это банковское учреждение необычно и его роль в реформировании сельского хозяйства и земельной политике Уфимской губернии значительна – банк выдавал ссуды, обеспечивал выгодную продажу земли разорившихся помещиков, выступал посредником между крестьянами и землевладельцами, то есть, фактически, вовлекал крестьянские хозяйства в новые экономические отношения.
В доме Тевкелевых постройки 1860-х гг. с 1883 по 1912 г. размещалось Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка
Как пишет историк Вера Макарова, при содействии банка происходило переселение в Уфимскую губернию крестьян из Полтавской, Казанской, Лифляндской, Херсонской, Вятской и Симбирской губерний. Во время неурожайного 1911 г. правительством через банк была организована помощь семенами и продовольствием для жителей Уфимской и Оренбургской губерний. Количество банковских служащих к этому времени достигло семидесяти человек, для помещений по Случевскому переулку это было слишком много, но уже заканчивались отделочные работы в новом здании банка в усадьбе Джантюриных на улице Губернаторской (ныне ул. Советская, 14) и отделение банка переехало в новые помещения. Дом Тевкелевых с начала 1920-х гг. является жилым.
Всю основную нечетную сторону квартала занимает комплекс зданий Мусульманского Духовного собрания, включающий в себя корпус Центрального Духовного управления мусульман России и здание Первой соборной мечети (ул. Тукаева, 50 и 52).
Главный корпус Центрального Духовного управления мусульман России с двумя, левым и правым флигелями постройки 1860–1863 гг. Уфа. Фото Сергея Синенко
Градостроительство XIX в. Развивалось в Уфе в русле законов классицизма, стиля или даже философии, опирающейся на античное наследие, ясные и гармоничные формы древнегреческой культуры. В этой книге мы много говорим о церковном зодчестве, о культовых зданиях, нас в этом даже можно упрекнуть, но ведь вполне объяснимо – в храмах и мечетях люди стремились воплотить свои представления о красоте и гармонии, именно при их строительстве, в значительной мере, реализовывались архитектурные идеи эпохи.
С этой точки зрения интересны и важны для нас выполненные по законам классицизма Покровская, Спасская, Успенская, Ильинская, Иоанно-Предтеченская церкви, Воскресенский кафедральный собор. К числу наиболее интересных памятников в стиле классицизма относится и Первая соборная мечеть. Она была построена по просьбе мусульман Уфы в 1830 г. на месте, предназначенном по плану 1819 г. для устройства сквера. Строил ее на добровольные пожертвования купец первой гильдии Муктамин Тагиров Хазмитев. Она представляла собой прямоугольное каменное здание с пирамидальным минаретом высотой 30 м. Здание было размещено в глубине участка, там, где начинается стремительное падение рельефа в сторону реки Белой.
Соборная мечеть очень проста по архитектуре и представляет собой каменное двухэтажное здание, которое неоднократно перестраивалось и подвергалось перепланировке. Кто был автором первоначального проекта, не установлено. Уфа. Фото Сергея Синенко
В 1890-е гг. с целью увеличения молитвенного зала по проекту уфимского архитектора И. Мялова была проведена реконструкция мечети. Перпендикулярно к длинной оси здания был сделан пристрой большего объема. Как отмечают некоторые исследователи городской архитектуры (Б. Г. Калимуллин, С. Ю. Семенова и др.), проект реконструкции реализован частично и не очень удачно, архитектура мечети с треугольным портиком на четырех колоннах стилистически больше соответствовала зданиям, находящимся на соседней Соборной площади.
Во дворе Первой соборной мечети. Уфа. Фото Сергея Синенко
Более сорока лет, начиная с 1841 г., имам-хатыбом мечети служил ахун Шарафетдин Сулейманов. В 1890 г. для мечети на деньги прихожан был приобретен соседний дом с надворными постройками, баней и фруктовым садом. С 1960 по 1992 г. эта мечеть оставалась единственной действующей в Уфе.
Первая соборная мечеть была построена в Уфе на добровольные пожертвования горожан в 1830 г. В 1890-е гг. с целью увеличения молитвенного зала по проекту архитектора И. Мялова была проведена ее реконструкция – перпендикулярно к длинной оси здания был сделан пристрой большего объема.
При размещении в городе отдельных вертикалей, какими были церкви, мечети с минаретами, пожарные вышки, многоэтажные дома, выделяющиеся среди соседних зданий, архитекторы прошлого учитывали их значение для создания силуэта города. Такие здания становились как бы опорными, они обогащали общий образ города и были архитектурно взаимосвязаны. Уфимская мечеть эффектно завершала улицу Спасскую (ныне Новомостовую). В 2006 г. в рамках объявленного «Года благоустройства» и подготовки к празднованию 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России проведена реставрация здания мечети.
Исторически Уфа является крупным центром российских мусульман. Для централизованного управления их деятельностью в Уфе в 1782 г. был учрежден муфтиат, а при нем в 1788–1789 гг. создано Оренбургско-Уфимское магометанское духовное управление. Оренбургское магометанское духовное собрание было открыто именно в Уфе, а не в Казани, как предлагалось многими, благодаря инициативе Дмитрия Борисовича Мертваго, советника Уфимского наместнического правления в 1787–1797 гг. и крестного отца Сергея Аксакова. Уфа как город на границе Европы и Азии мог выполнять функции центра очень эффективно, объединяя мусульманские общины Западной Сибири, Урала, Поволжья, Кавказа.
Похороны муфтия Мухамедьяра Султанова 12 июня 1915 г. Справа – здание Магометанского Духовного собрания
В ведении Духовного собрания находилось строительство мечетей, испытание мулл в знании ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, заключение браков, имущественные споры, проверка случаев неповиновения детей родителям, правильности исполнения мусульманских обрядов. Духовное управление имело трехступенчатую структуру. На высшей ступени стояли сам муфтий, ответственный секретарь управления, 5–6 судей (казыев), переводчик, столоначальники и писари, всего 20–30 человек. Средняя ступень, или мухтасибат, при мусульманских общинах численностью от 50 до 150 человек состояла из 2–5 верующих мусульман во главе с мухтасибом (контролером). Низшая ступень, мутаваллиат, при мечети включала в себя муллу, муэдзина и секретаря-казначея; они вели все дела мечети медресе, контролировали соблюдение мусульманских принципов жизни.
Могилы российских муфтиев в ограде Первой соборной мечети. Уфа. Фото Сергея Синенко
Первым муфтием Уфы и автором многих нововведений в управлении был ахун Мухамеджан Хусейнов. Из-за отсутствия специального молитвенного помещения ему приходилось отправлять пятничное богослужение в собственном доме, стоявшем на нынешней улице Цюрупы (в котором впоследствии размещалось Уфимское уездное училище). В 1827 г. на рассмотрение гражданских властей муфтием Габдессалямом Габдрахимовым был представлен проект строительства отдельного здания для размещения Духовного собрания. По его инициативе велся сбор тридцатикопеечного брачного налога с мусульман, который шел в фонд будущего строительства. Если здание мечети и дом для приезжих были построены на пожертвования, то дом муфтия – на деньги, полученные из казны. В 1839 г. этот дом был исключен из списка казенных домов и передан правительством Габдессаляму Габдрахимову в частное владение.
Дом известной мусульманской благотворительницы Марьям Султановой. Уфа. Фото Сергея Синенко
Следующий квартал улицы Тукаева – почти весь исторический. Перейдем на нечетную сторону. Жилой дом М. Т. Султановой с кирпичными воротами (ул. Тукаева, 33, Новомостовая, 1) построен в 1900-х гг. и в комплексе с соседним строением – домом Сулеймановых (А. А. Кийкова) по Тукаева, 31, возведенном не ранее 1880 г., является памятником архитектуры.
Четную сторону квартала занимает длинное кирпичное здание. Строение объединяет два памятника истории и архитектуры – приют для мальчиков, возведенный в начале XX в. и здание епархиального Духовного женского училища постройки 1899—1903 гг. (ул. Тукаева, 48). В настоящее время здесь размещается городской госпиталь ветеранов войны.
Духовное женское училище, уфимское епархиальное среднее православное духовное учебное заведение «для воспитания девиц духовного звания», было открыто в 1862 г. в одном из домов бывшего Благовещенского женского монастыря (ул. Коммунистическая, 50, 50/2), но в 1866 г. училище переехало в двухэтажное каменное здание Удельной конторы на улице Воскресенской, построенное в первой половине XIX в. в стиле классицизма. В конце XIX в. здание несколько раз перестраивалось и расширялось, в 1902 г. к нему была сделана трехэтажная пристройка. В плане здание было почти квадратным. Оно находилось в стилистическом единстве с соседними сооружениями – губернаторским домом и зданием магометанского собрания – но его декор был гораздо скромнее (С. Ю. Семенова).
В училище брали на обучение девочек от десяти до двенадцати лет, им преподавали Закон Божий, чтение и письмо, арифметику, географию, гражданскую, русскую и всеобщую историю, богослужение, церковное пение, чистописание и рукоделие. Желающим преподавали французский язык. Число учащихся постоянно росло, поэтому в 1889 г. здание было расширено, а в 1890–1894 гг. к зданию был сделан пристрой. При училище действовала домовая церковь в память святого Тихона, с 1895 г. – начальная церковно-приходская школа для девочек.
В 1902 г. старое здание было перестроено. В 1918 г. в части здания находился губернский штаб Советов боевых организаций народного вооружения (БОНВ). В 1919 г. училище было закрыто, в здании разместились воинские части. С 1921 г. в нем находились четыре советские партийные школы различного профиля. В 1937 г. в здании разместилась Госпитально-хирургическая больница. На ее базе в 1941 г. начал свою работу эвакуированный в Уфу 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова и военный госпиталь № 1741, сформированный одним из первых в городе.
Госпиталь являлся многопрофильным, имел семь отделений на семьсот коек и значительное число специалистов в разных областях медицины. Обратимся к воспоминаниям военной поры. «22-го июня меня, как военнообязанную, мобилизовали на работу в эвакогоспиталь № 1741, – вспоминает бывший военврач М. Г. Кандарова. – Все медработники готовили его к приему раненых. Убирали палаты, расставляли мебель, заранее дежурили в ожидании поступления первых санитарных поездов с больными».
Открылся госпиталь 1 июля, отличался он палатами на десять-двадцать человек, а самую большую из них, размещавшуюся в актовом зале и вмещавшую сто человек, раненые называли «Курским вокзалом». Госпиталь был заполнен ранеными с первого же эшелона, прибывшего в Уфу 28 июля. Военврач М. Ф. Сакаева вспоминает, что у многих из них были повреждения позвоночника, тазовых костей, мочевого пузыря, ранения лица. У некоторых из открытых ран, в которых были видны копошащиеся черви, распространялось зловоние. Врачи-хирурги не выходили из палат сутками, очищая эти гнойники. Хирургические операции в госпитале проводили, как правило, после полудня, в среднем по восемнадцать операций в день в каждом из семи отделений. Через день проводилось переливание крови – ее всегда было много.
Бывший военврач этого госпиталя А. Г. Вострецова вспоминала, что оперировать тогда приходилось без общего наркоза, без специального анестезиолога, без реанимационного отделения с аппаратами для искусственного дыхания и кровообращения, без стимулирующих средств и противовоспалительных антибиотиков. «Основное, что было в руках хирургов военных лет при операциях на грудной клетке и легких, на сердце и кишечнике, это скальпель, реберные ножницы, новокаин, стрептоцид, мазь Вишневского и много консервированной крови».
Иногда в госпиталь поступало сразу такое количество раненых, что их негде было разместить. В этих случаях стелили матрацы прямо на полу, а уже потом проводили сортировку больных по степени тяжести ранений. В отдельном помещении госпиталя находилась поликлиника, обслуживающая солдат и офицеров Уфимского гарнизона, Академии Генерального штаба, курсов «Выстрел» и сотрудников Академии наук Украины. Отработав целый день, врачи и медсестры госпиталя и поликлиники выходили по ночам на разгрузку дров. В деревне Жуково под Уфой находилось подсобное хозяйство госпиталя, где медики сеяли просо, гречиху, сажали картофель, морковь. Им помогали выздоравливающие раненые.
В послевоенное время в здании размещалась городская клиническая больница № 1. В настоящее время здесь находится городской госпиталь ветеранов войн.
Перейдем на противоположную сторону улицы. Здесь выделяется угловое здание Уфимского губернского окружного суда (ул. Тукаева, 25, А. Матросова, 1). Возведено во второй половине XIX в., в последующем неоднократно перестраивалось.
Появление в Уфе этого здания и самого окружного суда связано с судебной реформой. В Уфимской губернии она стала осуществляться в 1878 г., значительно позже, чем в губерниях Центральной России. Уфимская губерния была разделена на Уфимский, Стерлитамакский, Бирский, Белебеевский, Мензелинский и Златоустовский округа, но реформирование самой судебной системы на этом приостановилось, что вызвало появление дополнительного Указа Российского правительства 1892 г. «О введении судебной реформы в полном объеме в Уфимской и Оренбургской губернии». Этим указом и был учрежден окружной суд, разместившийся в здании на углу Воскресенской и Садовой.
В начале XX в. к зданию по улице Садовой сделан боковой пристрой. После Октябрьской революции здесь располагался Губернский отдел юстиции, в настоящее время – Верховный суд РБ, коллегия адвокатов, Президиум Башкирской республиканской коллегии адвокатов, Нотариальная палата РБ и другие учреждения. Двухэтажные каменные фасады здания находились в стилистическом единстве с расположенным с ним в одном квартале и по одной красной линии угловым домом губернатора.
Губернаторский дом на почтовой открытке начала XX в.
Трехэтажное каменное здание Губернаторского дома построено в 1832–1838 гг. по проекту архитектора академика А. Д. Пахарова и является типичным образцом русского классицизма середины XIX в. (ул. Тукаева, 23). В основе его планировочного решения – симметричная осевая схема, ориентированная на улицу Советскую. Вход в здание – с бокового фасада. Уфимский архитектор А. А. Гопиус привязал проект к рельефу местности.
Усадьба при губернаторском доме являлась одной из самых благоустроенных в городе. Она занимала небольшую территорию, но на ней размещались каменный двухэтажный жилой дом, канцелярия во флигеле, каменные служебные помещения, коровник, конюшня, каретник, баня и сушильня. Во дворе был устроен колодец с механическим насосом, сделаны деревянные настилы, мостики и сточные канавы. Усадьба была окружена забором с калиткой и двумя воротами.
Гражданским губернатором Григорием Сергеевичем Аксаковым (сыном писателя) внутренняя планировка комнат была изменена. Тщательным образом дом был изучен историком уфимской архитектуры С. Ю. Семеновой. По архивным документам ей удалось установить особенности внутреннего расположения и убранства комнат. Так, в одной части дома находился губернаторский кабинет и зал, в другой – столовая, детская и людская.
В доме было много лестниц – парадная, черная и несколько винтовых. Они вели из буфета в столовую, из бельэтажа в ванную, в подвал с ледником, в прачечную, на кухню, в теплую уборную. Документы свидетельствуют, что до постройки здания городского театра, разместившегося вблизи губернаторского дома, Аксаковы устраивали спектакли в самом губернаторском доме. Для этого существовала сцена с декорациями, ложи и уборные для актеров.
«Вход в дом начинался с широкой двери с резной ореховой оклейкой и высокой парадной лестницей, – пишет С. Семенова. – На стенах висели художественные полотна и портреты уфимских губернаторов. Гости ступали по паркету просторных комнат, любовались своим отражением в многочисленных зеркалах, садились в кресла «готического» стиля. Хозяева предусмотрительно опускали на окнах маркизы и жалюзи. Нарушить покой мог только внезапный бой часов или искра, с треском вырвавшаяся из раскаленной изразцовой печки. Жизнь шла на столичный манер: завтраки в столовой, театральные спектакли в зале, вечера у камина в гостиной, где горели свечи, звучала музыка и рождались проекты по преобразованию провинциального города».
Губернаторский дом после реставрации, проведенной в 2001–2002 гг. по проекту уфимского архитектора Ю. А. Пацкова. Уфа. Фото Сергея Синенко
Не было в провинциальной Уфе второй половины XIX в. ни уродливых фраков, ни фантастических чепцов, ни плисовых сапог, высмеянных Гоголем. Как вспоминал Иван Сергеевич Аксаков, городская провинция изгнала все смешное со своих паркетов. Она поражала столичных гостей и свежестью дамских нарядов, сделанных по последней парижской картинке, еще не получившей даже полного законодательного смысла для московских дам, и светским изяществом кавалеров, и роскошью мебели, и убранством комнат в новейшем вкусе. Фраки и жилеты были безукоризненны, на парадных балах галстуки непременно белые. Были и дамские общества, и общества охотников, и благотворительные спектакли, и лотереи в пользу бедных, и маскарады с высокой нравственной целью…
После Февральской революции, в мае 1917 г., здание заняли организации Уфимского Совета рабочих и солдатских депутатов и губернского революционного комитета. С 1 мая 1918 г. здание называлось «Советский дом». В советское время здесь размещались поликлиника и станция «Скорой помощи», в настоящее время – Министерство здравоохранения РБ.
По кн.: Сергей Синенко «Неторопливые прогулки» по Уфе. Уфа, 2010.