Улица Губернаторская. Уфа. Фото начала XX в.
Советская улица начинается от перекрестка с улицей Тукаева, идет до улицы Октябрьской революции, имеет длину 870 м. Первоначальное ее название – Губернаторская (в начале улицы стоял Губернаторский дом).
Переименована в 1918 г. Сегодня, как и столетие назад, остается тихой, спокойной улицей с ограниченным движением транспорта. На улице расположены здания Государственного Собрания, Национального музея, Центрального государственного архива общественных объединений и педагогического университета.
Почти весь квартал первый по четной стороне занимает монументальный Дом Государственного Собрания (ул. Заки Валиди, 40). Обстоятельства его строительства изучены журналистом Галиной Тряскиной. По слухам, в основу проекта легла идея, «подсмотренная» первым секретарем обкома КПСС Мидхатом Закировичем Шакировым в Болгарии, и якобы именно из-за своих «болгарских корней» здание получилось недостаточно теплым для нашего климата.
В то же время в его архитектурном облике хорошо просматривается почерк уфимского архитектора Михаила Мазина, спроектировавшего ранее комплекс КГБ и Дворец культуры нефтяников. Основная часть зданий первоначально была отдана под учебные аудитории Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ. Став Домом Государственного Собрания – Курултая, Республиканский общественно-политический центр несколько изменил свой профиль.
Первые выборы в Госсобрание состоялись в 1995 г. Высший законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан избирается на четыре года. До декабря 2002 г. Государственное Собрание состояло из Палаты Представителей и Законодательной палаты.
С 2002 г. имеет однопалатную структуру, численность депутатского корпуса сократилась до 120 депутатов. В настоящее время в составе Государственного Собрания функционирует фракция партии «Единая Россия», включающая членов и сторонников партии, которая играет доминирующую роль в системе республиканского парламента. С 2000 г. часть учреждений Государственного Собрания размещается в Республиканском общественно-политическом центре.
Здание Государственного Собрания – Курултая РБ. Возводить его начали в 1986 г. для Республиканского общественно-политического центра, который должен был взять на себя функции Дома политпросвещения на улице Ленина. Уфа. Фото Сергея Синенко
В 2002 г. в стенах здания был создан Музей истории парламента Республики Башкортостан, ставший первым таким музеем в России. История парламентаризма здесь рассматривается со времени участия в 1906 г. депутатов от Уфимской и Оренбургской губерний в работе Государственной думы России в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.
Потом были курултаи, всебашкирские съезды. Прообразом современного Госсобрания считается и действовавший в БАССР с 1938 по 1995 г. Верховный Совет. Экспозиция музея постоянно пополняется, появляются новые экспонаты, готовятся новые стенды и, вполне вероятно, в стенах Дома Госсобрания откроется еще один музей – геральдики, где будут представлены экспонаты, связанные с государственной символикой региона за несколько столетий и включающие в себя государственные флаги различных периодов, ордена, которых удостоена республика, и действующие в республике награды.
Следующий квартал открывают слева – Дом специалистов (о нем – в прогулке по ул. Ленина), справа – здание регионального отделения пенсионного фонда. Наша дорога – к историческому зданию Национального музея, оно одно из ключевых в этой прогулке (ул. Советская, 14). Ему больше ста лет, основная часть здания первоначально принадлежала Крестьянскому поземельному банку.
После своего открытия в 1883 г. Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка арендовало двухэтажное каменное здание госпожи Тевкелевой и примыкавший к нему деревянный флигель (ул. Зайнуллы Расулева, 11).
Новое банковское здание было возведено в 1906–1912 гг. в усадьбе С. С. Джантюриных на улице Губернаторской на месте старой липовой рощи. Автор первоначального проекта неизвестен, строительство вел архитектор Друккер по своему проекту 1905 г.
Здание выполнено в духе так называемого стилизованного модерна, использующего элементы древнерусского и романского стилей. При строительстве использовались современные для того времени материалы: бетон, керамическая облицовка, металл, стекло. Хотя здание выглядело вполне самостоятельно, фактически возвели лишь первую его половину.
Банк сыграл значительную роль в проведении столыпинской аграрной реформы в Уфимской губернии. В списке покупателей земли из имений банка представлены известные землевладельцы А. А. Кугушев, А. С. Дурасов, А. Е. Топорнина, И. Г. Жуковский, П. А. Зеленцов, братья Злоказовы, И. И. Нестеров, купцы Деевы, Чижовы и др.
К 1917 г. состав сотрудников превысил 160 человек. В ноябре 1917 г. банк и его отделения были ликвидированы вместе со всеми другими подразделениями Министерства финансов России. С 1920-х гг. здесь размещалось Башкирское правительство. Второй этап строительства здания продолжился в годы Великой Отечественной войны. По проекту архитектора Е. Топуза в 1943–1945 гг. была пристроена вторая половина здания, внешне идентичная первой.
Здание Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка было возведено в 1906—1912 гг. Хотя оно выглядело вполне самостоятельно, построена была лишь первая его половина. В послевоенное время в здании Крестьянского поземельного банка размещались партийные и государственные учреждения: Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров БАССР, обком КПСС и ВЛКСМ
В 1989 г., после закрытия экспозиции краеведческого музея на улице Октябрьской революции, 10, было принято решение о переносе музея в здание бывшего поземельного банка, дирекция музея поменяла адрес.
Нужно вспомнить, что это были за времена: рушился Советский Союз, вместе с ним – экономика, вопросы развития музейного дела оказались на периферии интересов, соответственным образом шло и финансирование. Переезд, расселение многочисленных коммерческих контор, оставшихся после обкома комсомола, ремонт помещений, перенос экспозиции, реэкспозиция заняли несколько лет.
В это время велись продолжительные дискуссии о том, где именно должен находиться музей и каким он должен стать. С 1991 г. музей получил статус Национального музея Республики Башкортостан. В 2001–2003 гг. была проведена реконструкция здания.
Перейдем на нечетную сторону. Прямо напротив музея – большая лужайка, никак не обустроенная – прекрасное место для сквера. Рядом семиэтажное здание – Центральный государственный архив общественных объединений (д. 7). Он был образован в ноябре 1991 г. на базе Партийного архива обкома КПСС, созданного в 1929 г.
Здесь хранятся документы политических партий, комсомольских и профсоюзных организаций, общественных движений и центров, личных фондов известных государственных, политических деятелей, работников науки и культуры. Имеются фотографии, воспоминания, биографии участников революционного движения и партийного строительства. На хранении около 1 миллиона 200 тысяч дел, около половины из них – личные дела руководящих работников республики. Имеется большая научно-справочная библиотека.
Следующие здания по нечетной стороне принадлежат музыкальной школе и относятся к архитектурному комплексу домов Нагарева, о котором мы уже рассказывали во время прогулки по улице Пушкина. На другой стороне улицы, прямо перед нами – парадный вход Уфимской государственной академии искусств имени З. Исмагилова. С высокого крыльца видна вся Советская площадь.
Учебное учреждение было основано в 1968 г. как Уфимский государственный институт искусств. Статус академии получен в 2003 г. Имеет четыре факультета – театральный, музыкальный, изобразительных искусств, башкирской музыки.
Среди выпускников академии – лауреаты международных конкурсов А. Абдразаков, А. Аргинбаева, В. Белов, Р. Гареев, В. Грачев, О. Мельников, С. Низамутдинов, С. Тюфяков, В. Фильчев, Ф. Хазиев, Р. Шайхутдинов и др. В академии работают около 150 преподавателей, многие из которых удостоены почетных званий. В разные годы здесь вели занятия М. С. Алкин, Р. М. Бикмухаметова, Р. Г. Галимуллина, Г. Г. Гилязев, З. Г. Исмагилов, Ф. К. Касимова, М. Г. Муртазина, Р. М. Мусина, Г. Х. Муталов, Э. М. Саитов, М. П. Фоменков, Т. Ш. Худайбердина и другие.
Творческие коллективы академии многочисленны: симфонический, духовой и камерный оркестры, ансамбли и оркестры русских и башкирских народных инструментов, струнный квартет, академический и камерный хоры, учебный театр. Студенты академии занимаются сбором музыкального фольклора. С 1972 г. при вузе работает средняя специальная музыкальная школа.
Уфимская государственная академия искусств, вид с Советской площади. Уфа.Фото Сергея Синенко
Главный корпус, администрация академии и концертный зал имени Ф. Шаляпина размещаются в здании бывшего Дворянского собрания, которое выходит одновременно на три улицы – Ленина, Пушкина и Советскую. Театральный факультет и факультет изобразительных искусств находятся в здании бывшего Учительского института (ул. Цюрупы, 9). В 2005 г. академии присвоено имя основателя – Загира Исмагилова.
Четную сторону последнего квартала улицы Советской открывает боковой корпус Дома промышленности постройки 1958 г., в котором размещался первоначально Геологоразведочный техникум, а затем подразделения Министерства строительства (ул. Советская, 18, Пушкина, 95). Здание является памятником архитектуры.
Почти вплотную к зданию академии искусств примыкает четырехэтажный жилой дом завода горного оборудования постройки 1936 г., на первом этаже которого находится кофейня и банковский филиал (д. 11).
Пространство за этим зданием занимала когда-то усадьба, принадлежавшая отцу художника М. В. Нестерова, купцу В. И. Нестерову.
Михаил Нестеров родился в Уфе в 1862 г., учился сначала в уфимской гимназии, потом в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, работал в разных городах России, но на протяжении жизни постоянно возвращался в Уфу, работая здесь над многими своими программными полотнами. Им расписаны стены и потолки уфимской Сергиевской церкви, в Уфе написаны многие нестеровские портреты, пейзажи и жанровые картины.
Двор нестеровской усадьбы тянулся на целый квартал в сторону Губернаторской улицы. Во двор выходило высокое крыльцо с резными колоннами, напротив него стояли хозяйственные постройки – каретник, амбар, баня и сарай, где хранили телеги и сани. Главный дом выходил на Центральную улицу крыльцом на Базилевскую улицу, которую позднее стали называть Центральной по месту расположения в разросшемся к западу городе.
По воспоминаниям художника, гость, вошедший в дом с парадного крыльца, попадал сначала в большую переднюю с двумя тяжелыми дубовыми дверьми, одна из которых вела в зал, другая – в кабинет отца, в столовую, в комнаты матери и в детскую. Окна большого зала выходили на Верхнеторговую площадь, в дальнем углу зала была высокая печь, украшенная изразцами.
Значительную часть усадьбы занимал фруктово-ягодный сад, вырубив часть которого, художник собирался построить по проекту известного архитектора Щусева художественный музей, для него он десятилетиями собирал картины русских художников (его замысел воплотился в другой форме, о художественном музее имени М. В. Нестерова мы расскажем в прогулке по улице Гоголя).
В глубине сада находился просторный флигель с тремя большими окнами и большим залом, где впоследствии Михаилом Нестеровым была устроена мастерская. Здесь Нестеров работал над несколькими ключевыми своими полотнами, в том числе над «Видением отроку Варфоломею», которым он открыл большой цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому.
Соседняя с нестеровской усадьба принадлежала провизору Гилярию Михайловичу Штехеру и его брату Генриху, несмотря на необычные имена и фамилию, русским, православного вероисповедания, с дальними немецко-польскими корнями. Сегодня в двухэтажном кирпичном особняке размещается музыкальная школа № 1 имени Наримана Сабитова (ул. Ленина, 18). Хотя это здание относится к улице Ленина, главным фасадом оно выходит на ул. Советскую.
Каменный двухэтажный дом был выстроен в 1890-е гг. По сведениям краеведа Петра Федорова, на первом этаже находилась часть завода фруктовых и минеральных вод, причем воду для напитков брали из источника во дворе самого дома, она считалась целебной.
На втором этаже дома помещались кабинет и гостиная, комнаты детей (их было пять). В усадьбе были конюшни. У каждого из детей имелась своя верховая лошадь, кроме этого, лошади для пролетки, а также грузовые кони.
Семья Гилярия Михайловича была очень дружна с соседями Нестеровыми. Устраивались совместные праздники для детей, о которых Михаил Нестеров вспоминал в своей книге «Давние годы». После смерти Г. М. Штехера в 1893 г. для управления аптеками из Варшавы был приглашен провизор Иван Владимирович Суйковский, который женился на жене Г. М. Штехера Александре Александровне и возглавил аптечное дело.
Суйковский был поляк, католик, но венчались они в православной церкви. Александра Александровна также занималась делами завода, аптек, фанерной фабрики и нового предприятия – кинотеатра «Новый фурор».
Кроме уфимских аптек, семье Штехер-Суйковских принадлежали аптеки в Москве, Сызрани и Симбирске. О масштабах предприятия говорит тот факт, что когда его хозяева отправлялись по делам в Москву, им подавали отдельный вагон. После 1918 г. конюшни и кинотеатр были конфискованы. Кинозал расширили и последовательно переименовывали в «Урал», «Акмуллу», а с 1937 г. в «Октябрь».
В историю народного образования Уфы и республики вошел Геннадий Гиляриевич Штехер, один из организаторов Института народного образования (1920) и биологического отделения Уфимского физического института и биологической экскурсионной станции (1924).
Детская музыкальная школа № 1 имени Наримана Сабитова известна не только в республике, но и по России – она является лауреатом всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства», внесена в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета».
Справа от школы – сквозной проезд от улицы Советской на улицу Ленина. За ним – жилой дом завода горного оборудования постройки 1948–1949 гг. (ул. Советская, 13/15).
Все соседние здания занимает Башкирский государственный педагогический университет. Его корпуса расположены в различных районах города, административный – по улице Октябрьской революции, 3а. Учебные корпуса по улице Советской построены на месте бывшей усадьбы богатого уфимского купца Григория Деева – члена городской управы и гласного Уфимской городской думы.
Вуз был создан в 1967 г. как педагогический институт, статус университета получил в 2001 г. Студенты вуза обучаются на факультетах иностранных языков, педагогики и дошкольной психологии, физической культуры, филологическом, физико-математическом, историческом, естественно-географическом, художественно-графическом и других. Университет имеет собственный вычислительный центр, агробиостанцию и др. Действуют аспирантура и совет по защите диссертаций, факультет подготовки и повышения квалификации работников образования.
Университет является одним из научных центров республики, здесь сложились крупные научные школы, которыми руководят члены-корреспонденты АН РБ, РАЕН и Российской академии образования К. Ш. Ахияров, Р. Р. Кабиров, З. М. Хасанова и другие. Широкую известность получили созданные в университете научные школы по педагогике и психологии, несколько изданий выдержали школьные учебники по физической географии В. П. Сухова и неорганической химии С. Т. Сатбалдина и других преподавателей.
Среди выпускников вуза – руководители администраций районов и крупных учреждений республики Р. А. Шарипов, А. И. Васильев, Р. Г. Кунакбаев и другие. Многие выпускники вуза являются отличниками просвещения, деятелями культуры, чемпионами РБ и РФ в различных видах спорта. Один из самых известных выпускников вуза – поэт, певец и музыкант Юрий Шевчук.
Башкирский государственный педагогический университет носит имя выдающегося поэта и просветителя Мифтахетдина Акмуллы. Здесь учреждены именные стипендии поэта и проводятся Акмуллинские чтения.
Композиция со скульптурой М. Акмуллы в центре на площади перед Башкирским государственным педагогическим университетом выполнена по проекту скульптора Владимира Дворника и архитектора Дамира Магафурова. Уфа. Фото Сергея Синенко
8 октября 2008 г. на площади перед педагогическим университетом открыта скульптурная композиция из бронзы. Конкурс на создание памятника Акмулле был объявлен в 2006 г., в год 175-летия поэта. Для участия в нем было подано шестнадцать работ, лучшим признан проект скульптора Владимира Дворника и архитектора Дамира Магафурова.
Памятник выполнен в академической, реалистичной манере. Скульптура Акмуллы представляет собой не монументальное сооружение, возвышающееся над землей, а наоборот – максимально приближена к зрителю. Изображение Акмуллы и двух сидящих рядом с ним детей передает идею преемственности поколений, отражает смысл жизни просветителя. Памятник расположен настолько низко, что почти смешивается с толпой студенческой молодежи, постоянно роящейся на площади.