Сергиевский храм. Фото начала XX в.
Усольская гора и Сергиевский холм (продолжение, см. начало)
По улицам «засутолоцкой» Старой Уфы
Основное направление нашей прогулки – по улице Сочинской, но чтобы почувствовать все своеобразие этой части города, можно провести миниисследования южных боковых ответвлений вниз по склону – улиц Читинской, Зилаирской, Аргаяшской или Тамьян-Катайской. Именно здесь можно еще увидеть хаотичную неплановую застройку, характерную для «засутолочной» части старого города.
Когда-то губернский инженер Черфолио жаловался, что «чуть ли не каждый домовладелец», живущий в Старой Уфе на овражистых местах, строится «по своему собственному усмотрению». В журналах городской думы за 1889 г. сделана запись: «Самая старая древняя часть города, носящая название Старой Уфы, искони застраивалась без всякого соображения с какими-то ни было утвержденными и проектными планами, и в результате получилось такое хаотичное расположение кварталов, садов и проулков, что только человек, родившийся и выросший в ней, сумеет не потеряться».
Усольская гора . Уфа. Фото Сергея Синенко
Одной из причин отступлений от плана был сложный рельеф местности, из-за которого методы регулярной застройки применить долгое время не удавалось. Коренная реконструкция засутолочной части Старой Уфы началась в 1970–1990-е гг. с постройки новых микрорайонов и строительства современных зданий на старых улицах, она продолжается и в настоящее время…
На нечетной стороне обратим внимание на одноэтажный мещанского типа дом чиновника И. Станко постройки второй половины XIX в. в три окна на улицу с массивными оконными наличниками с накладными резными деталями, а также двухэтажный дом жены военного Т. Васильевой постройки начала XX в. с каменным низом и дощатым верхом, украшенный пропильной резьбой на карнизе и накладной на наличниках (ул. Сочинская, 25 и 27).
Соседняя усадьба с большим двухэтажным с большой мансардой домом, сторожкой и хозяйственными помещениями с послевоенного времени, после восстановления Уфимской епархии, является резиденцией архиерея и местом размещения канцелярии епархиального управления (д. 29).
Соседний дом А. Кулагиной постройки начала ХХ в. с каменным низом под частью дома имеет цокольный этаж с маленькими окошками, закругленными сверху. Явно немещанский тип строения выдают и многочисленные детали – крыльцо с расстекловкой «под модерн», центральная часть главного фасада выделена фронтоном, наличники с накладной резьбой (д. 33). За этим домом начинается длинный забор – идет снос старых зданий, расселение частного сектора.
Здание пенсионного фонда и высотный жилой дом на улице Сочинскoй. Уфа. Фото Сергея Синенко
В двухэтажном здании постройки конца XIX в. с каменным низом и деревянным верхом в самом конце улицы в настоящее время размещается Уфимская городская библиотека № 2 (д. 43/1). Интересно, что возникновение этой библиотеки и формирование ее фонда началось в 1912 г. и прямо связано с благотворительной деятельностью купцов Блохиных, отца и сыновей, меценатов и благотворителей, которыми открыта первая в Уфе большая частная библиотека, первый крупный книжный магазин, первая частная типография, первый общественный летний сад с летним театром. Блохины выпускали собственную газету, организовывали подписку российских газет и журналов для всей Уфимской губернии.
Обратимся к газете «Уфимский вестник» за 1913 г., № 36; где под рубрикой «Местная хроника» помещен материал «Пожертвование библиотеки городу». В нем подробно рассказывается о поступке знаменитого горожанина. «Н.К. Блохиным пожертвованы городскому самоуправлению книги и периодические журналы (свыше 5000 экземпляров), оставшиеся у него от его бывшей библиотеки с условием, чтобы была открыта городская библиотека в Старой Уфе. Управа возбуждает ходатайство о разрешении библиотеки, которую предполагается поместить в старом училищном здании, назвав ее «2-я Уфимская городская общественная библиотека, основанная Н. К. Блохиным». Плата за право чтения, согласно желанию жертвователя, будет установлена невысокая».
Почему Николай Кондратьевич Блохин решил устроить библиотеку на Усольской горе, вдали от центра? В этом была своя логика, ведь следующая улица, ныне Кавказская, называлась раньше Блохинской, в честь знаменитого купца и благотворителя.
Кинотеатр «Луч» постройки 1956 г.
Заканчивается улица Сочинская у мечети «Ихлас», бывшего кинотеатра «Луч» (это последнее здание улицы). По словам старожилов, на этом перекрестке в 1920–1930-х гг. стоял полуподвальный дом, в котором размещалась синагога (не исключено, что речь идет об общине иеговистов, активность которых фиксировалась именно в Старой Уфе). Типовое здание кинотеатра «Луч» с колоннами было возведено здесь в 1956 г. В постперестроечное время был момент, когда в страну хлынула западная кинопродукция на видеокассетах и народ в кинотеатры ходить почти перестал. Здание пришло в запустение, несколько лет стояло с разрушенной крышей.
Организация мусульман «Ихлас» была образована в 1997 г. и, когда ее представители обратились в городскую мэрию с просьбой предоставить помещение кинотеатра под мечеть, первоначально предложили здание снести (под фундаментом обнаружили карст) и построить новое, но после внимательного осмотра приняли решение его отреставрировать.
В 1998 г. здание кинотеатра было передано общине «Ихлас». Провели ремонт, восстановили крышу, расширили комнаты, заменили окна, за счет балкона расширили зал – теперь в мечети могли одновременно молиться 150 женщин и 250 мужчин.
Название мечети трактуют по-разному. Известный исламовед Валерия Порохова переводит «ихлас» как «очищение», Юлиан Крачковский – как «спасение», в народе же говорят просто – «от души, от чистого сердца».
Мечеть «Ихлас» на перекрестке улиц Сочинской, Кавказской и Софьи Перовской открыта в 1998 г. в бывшем здании кинотеатра «Луч» постройки 1956 г. Уфа. Фото Сергея Синенко
Мечеть стоит на перекрестке. Продолжение улицы Сочинской за небольшим изгибом раньше звалось Средне-Усольской улицей, которая являлась частью Большой Усольской улицы (ныне Сочинской).
В 1920-е гг. улица была переименована в честь революционерки-народницы Софьи Львовны Перовской (1853–1881), члена кружка «чайковцев», участницы «хождения в народ», члена общества «Земля и воля», исполкома «Народной воли», организатора и участницы покушения на Александра II, казненной через повешенье в Петербурге…
Наша дорога от мечети «Ихлас» налево по улице Кавказской.
Первоначальное историческое название основной ее части с XVIII в. – Будановская улица, в честь первого уфимского казачьего атамана. В начале XIX в. Будановская улица, идущая с юга на север, являлась восточной границей города.
Улица Блохинская. Фото 1900-х гг.
Информация только для особо дотошных – по данным З. Латыпова, кроме Будановской улицы здесь были Будановский выселок (переименован в Белореченскую улицу), а также Будановский переулок. С ним совсем трудно, он четыре раза менял название: был переименован в Транспортный переулок, затем в Перелетный переулок, в Азовскую улицу, затем в улицу Братскую. Часть бывшей длинной Будановской улицы стала самостоятельной улицей Егора Сазонова.
В конце XIX в. отрезок Будановской улицы (ответвление на север) переименован в Блохинскую улицу в честь почетного гражданина города, купца второй гильдии Николая Кондратьевича Блохина. Наконец, в начале 1930-х гг. улицу переименовали в Кавказскую с учетом того, что выходцы с Кавказа, начиная с первого лица, занимали важные государственные посты.
По Кавказской направляемся в сторону Сергиевского кладбища. Минуем здание старого пивзавода, где сегодня производят преимущественно квас, и пятиэтажку Кировского РУВД. Поворачиваем направо к улице Высотной и выходим к мемориальному комплексу Сергиевского кладбища.
Кладбище здесь возникло одновременно с Успенским (подробней об этом в прогулке по улице Коммунистической) после указа императрицы Екатерины II о запрещении погребений у городских храмов (1771 г.).
В 1861 г. на Сергиевское кладбище с территории Благовещенского женского монастыря была перенесена деревянная Богоявленская церковь, которая на новом месте была освящена как Преображенская. По этой причине кладбище некоторое время именовали Преображенским. Позднее кладбищенская церковь была приписана к находившейся неподалеку Сергиевской церкви и за кладбищем закрепилось сегодняшнее название – Сергиевское (это основная версия причин, по которым произошла смена названий).
При размещении кладбищ обязательно соблюдалось расстояние до жилой застройки – 100 саженей. В 1893 г., из-за появления новых жилых районов, городская дума предложила закрыть старое Иоанно-Предтеченское кладбище. Поэтому Сергиевское кладбище было решено значительно расширить с восточной стороны, разбив новую площадь на кварталы, а также отвести место у Старо-Сибирского тракта для нового кладбища.
После закрытия Иоанно-Предтеченского кладбища в 1898 г. и до устройства Скорбященского или Ново-Ивановского кладбища, Сергиевское являлось единственным действующим православным кладбищем Уфы.
Здесь похоронены представители старинных и именитых уфимских родов – Видинеевых, Блохиных, Глазыриных, Цветковых, Дикушиных, Зайцевых, Тушновых, Бакановых, Прокофьевых, Стуколкиных, Кадомцевых и Кугушевых.
На кладбище находятся могилы крупных деятелей культуры и искусства, науки, церкви, медицины, просвещения – писателей В. В. Брусянина и Н. А. Крашенинникова, основателя уральской библиографии А. А. Черданцева, историка славянства, ректора Московского государственного университета академика М. К. Любавского, театрального деятеля и художника М. Н. Елгаштиной, археолога К. В. Сальникова, ученого-географа А. К. Носкова, хирурга Д. И. Татаринова, врача Е. О. Соболева, заслуженного архитектора Н. Ю. Лермонтова, уфимских архиереев-мучеников Иоанна Пояркова и Симона Шлеёва, эсера-террориста Е. С. Сазонова, революционеров В. П. Арцыбушева, А. И. Крылова, В. Д. Галанова, Героев Советского Союза С. И. Зорина и И. П. Серикова.
На Сергиевском кладбище в братских могилах захоронены около 1300 бойцов и офицеров, умерших от ран в госпиталях Уфы в 1941–1945 гг. (в эти годы в Уфе размещалось 36 эвакогоспиталей). На могилах первоначально устанавливались временные обелиски из дерева и железных прутьев, которые со временем разрушились. В 1955 г. в центре бывшего братского захоронения на центральной площади Сергиевского кладбища был открыт памятник, изготовленный из черного гранита. В верхней части памятника выбита надпись: «Вечная память погибшим воинам в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Мемориал памяти на Сергиевском кладбище. Уфа. Фото Сергея Синенко
От мемориала по улицам Кавказской и Большой Московской проследуем к окончательной точке нашего маршрута – Аксаковской гимназии (ул. Менделеева, 7/2). Это учебное заведение является правопреемницей Уфимской губернской мужской гимназии, основанной в 1828 г. Аксаковская гимназия открыта в 1995 г. на базе уфимской средней школы № 11, старейшего учебного заведения Уфимской губернии и Башкирии. Наша цель – посещение богатого школьного музея, поэтому непременно необходимо заранее созвониться и обговорить время посещения.
Музей рассказывает о выпускниках гимназии, в разное время здесь учились: поэт М. Л. Михайлов; историк русской культуры академик П. П. Пекарский, отыскавший один из списков «Слова о полку Игореве»; академик-геолог, основатель петрохимии А. Н. Заварицкий; писатель И. В. Авдеев; великий русский художник М. В. Нестеров; полярный исследователь В. И. Альбанов; ректор Казанского университета профессор Н. М. Любимов; создатель глазной клиники в Уфе профессор В. П. Одинцов; академик-ботаник П. Н. Овчинников; директор института ядерной физики имени А. Ф. Иоффе В. М. Тучкевич и другие.
Учебная программа гимназии включает изучение русской культуры, литературы и языка, а также духовного наследия семьи Аксаковых. У каждого гимназиста имеется свой персональный томик автобиографической повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». В гимназии действуют кружки ковроткачества, народной вышивки, резьбы по дереву, фольклорные ансамбли. Традиционными стали в гимназии Аксаковские праздники, Дни славянской письменности и культуры, праздники «Вечный круг календаря». Одна из гимназических традиций – поездки по аксаковским местам: Надеждино, Абрамцево, Аксаково. Уфимская Аксаковская гимназия поддерживает тесные отношения с одной из старейших школ Болгарии – гимназией «Иван Аксаков» – в городе Пазарджик, открытой в 1842 г.
Осмотрев гимназический музей, направляемся к Сергиевской церкви (ул. Бехтерева, 2). Это одна из самых старых городских улиц, исконное ее название – Сергиевская, по имени церкви Святого Сергия Радонежского, построенной уфимскими стрельцами в конце XVI в., отстроенной затем заново в 1777 и в 1868 гг. В XIX в. стали разделять улицы Малую Сергиевскую (ныне улица Бехтерева) и Большую Сергиевскую (первые кварталы улицы Менделеева).
Нынешнее название улица получила в начале 1930-х гг., после смерти известного психиатра, личного врача И. В. Сталина Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927). Подробнее об улице мы расскажем в отдельной прогулке по улице Менделеева.
Сергиевская церковь остается самым значительным зданием на улице, она была возведена здесь в 1868 г. на месте старого храма, основанного в XVI в. и являвшегося третьим по времени постройки после «обыденной» Троицкой церкви и храма во имя иконы Казанской Божьей Матери внутри Уфимского кремля. Основали ее, судя по всему, стрельцы и пушкари, а назвали в честь российского подвижника Преподобного Сергия Радонежского, своего покровителя.
Церковный историк К.П. Херувимов считал, что церковь возвели прибывшие из Москвы стрельцы, казаки и пушкари из «особого уважению их к сему святому, который с древних времен считается на Руси покровителем артиллерии, а также потому, что Преподобный Сергий считался небесным покровителем Москвы».
Но есть по этому вопросу и другие мнения. Историк, краевед А. А. Пекер считал, что церковь построена переведенцами из подмосковного Троицкого Сергиевского посада и освящена во имя преподобного Сергия Радонежского в память о покинутых родных местах. Историк П. Ф. Ищериков же утверждал, что церковь основали монахи Уфимского Сергиевского монастыря, сожженного ордынцами. Как бы то ни было, но в приход церкви входили, преимущественно, стрельцы из числа пушкарей, покровителем которых считался именно Сергий Радонежский, так что версия Херувимова кажется довольно правдоподобной.
Первая Сергиевская церковь на этом месте сгорела в 1774 г., вторая церковь с таким названием простояла с 1777 по 1865 г., существующий ныне храм построен в 1867–1868 гг.
Уфимская Сергиевская церковь на Сергиевском холме. Небольшой холм над Сутолокой по имени храма прозвали Сергиевской горой. Приход церкви традиционно состоял из жителей Золотухинской слободы и старой усольской части города по левому берегу р. Сутолоки (жители правого берега относились к приходу Покровской церкви). Это единственная из церквей Уфы, которая официально никогда не закрывалась.
На территории Сергиевской церкви, на том месте, где находился престол старой деревянной церкви, сгоревшей в конце XVIII в., в 1900-х гг. была сооружена каменная часовня с изображением архангела Михаила. С 1933 г., после закрытия, а затем и уничтожения Воскресенского кафедрального собора, церковь именовалась Сергиевским кафедральным собором, являлась главным храмом Уфимской епархии.
В 2008 г., после окончания реставрационных работ в Рождество-Богородской церкви и начала в ней архиерейского служения, к ней перешли функции главного кафедрального собора Уфы, а Сергиевская церковь стала приходской.
При Сергиевской церкви находится дом Шепелевых, построенный не ранее 1880 г. памятник архитектуры и истории (ул. Бехтерева, 4). Его осмотром завершим прогулку по Старой Уфе.
По кн.: «Неторопливые прогулки» по Уфе. Уфа, 2010. (Прогулка 2).
Комментарии
Reply
virtucom
28-11 2012 at 18:36
Мечеть «Ихлас» сегодня
Мечеть “Ихлас” стала одной из лучших мечетей в России по уровню работы.
Сегодня мечеть «Ихлас» — это комплекс, состоящий из 4-х зданий, расположенных на площади около 1 гектара.
Объединение «Ихлас» имеет собственное издательство, телестудию, которая еженедельно транслирует культурно-нравственные и религиозные программы по Республике Башкортостан, играющие большую просветительскую роль.
При мечети действует «мектеб» и курсы основ Ислама, чтения Корана, арабской грамоты, каллиграфии. Здесь обучаются дети и люди старшего, даже преклонного возраста.
Проводятся занятия единственной в стране Всероссийской школы нравственного воспитания.
Оказывается помощь ветеранам войны и труда, детям-сиротам Башкортостана.
В мечети одна из лучших в регионе исламская библиотека.
Современный сайт мечети «Ихлас» освещает не только события в мечети, но и жизнь ее прихожан и является одним из самых посещаемых мусульманских итернет ресурсов Поволжья. Мечеть “Ихлас” стала первым мусульманским храмом в России, который начал проводить прямые интернет-трансляции богослужений через свой сайт.
При мечети создан уникальный хор духовного песнословия «Илляхиляр», известный далеко за пределами Башкортостана.
«Ихлас» является не только духовным, но и культурным центром.
Ежегодно в конференц-зале мечети проводятся мероприятия всероссийского уровня, съезды, совещания, презентации, читательские конференции, посвященные знаменательным событиям в истории с участием известных деятелей литературы, науки и искусства, а также мероприятия, посвященные исторической дружбе народов Башкирии, развитию национальных культур и традиций. Проводятся занятия единственной в стране Всероссийской школы нравственного воспитания.
“Ихлас” — постоянный участник районных, городских и республиканских мероприятий по проблемам развития культуры, языка, образования народов Башкортостана. Имам-хатиб мечети «Ихлас» Мухамет хазрат Галлямов имеет много благодарственных писем от различных общественных, национальных объединений, государственных организаций.