ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ

2656436 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

Первая соборная мечеть г. Уфы. Фото Сергея Синенко

ЦДУМ — ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ находится в Уфе, но распространяет свою юрисдикцию на территорию всей России (исключая республики Северного Кавказа), а также Белоруссии, Молдовы и Латвии. Исторически Уфа стала центром управления для российских мусульман.

В первоначальный период освоения края (XVI-XVII вв.) мусульманское духовенство являлось в определенной степени инструментом влияния мусульманских государств на российских единоверцев.

В период войн и политических конфликтов со странами Востока мусульманское духовенство страны-противники России стремились использовать для антироссийской пропаганды или даже организации джихада против России.

Так происходило периодически с различной степенью успеха.

В период правления Екатерины II складываются более доверительные отношения, мусульманским служителям культа даны значительные привилегии и степень свободы. Для централизованного управления их деятельностью в Уфе в 1788–1789 гг. учреждается муфтият — Оренбургское магометанское духовное собрание.

Оренбургское магометанское духовное собрание было открыто именно в Уфе, а не в Казани, как предлагалось многими, благодаря инициативе Дмитрия Борисовича Мертваго, советника Уфимского наместнического правления в 1787–1797 гг. и крестного отца Сергея Аксакова. Уфа как город на границе Европы и Азии мог выполнять функции центра очень эффективно, объединяя мусульманские общины Западной Сибири, Урала, Поволжья, частично Кавказа.

1-052755 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

Здание духовного управления мусульман. Похороны муфтия Мухамедьяра Султанова в 1915 г.

В ведении Духовного собрания находилось строительство мечетей, испытание мулл в знании ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, заключение браков, имущественные споры, проверка случаев неповиновения детей родителям, правильности исполнения мусульманских обрядов.

Духовное управление имело трехступенчатую структуру.

На высшей ступени стояли сам муфтий, ответственный секретарь управления, 5-6 судей (казыев), переводчик, столоначальники и писари, всего 20–30 человек. Средняя ступень, или мухтасибат, при мусульманских общинах численностью от 50 до 150 человек состояла из 2–5 верующих мусульман во главе с мухтасибом (контролером). Низшая ступень, мутаваллиат, при мечети включала в себя муллу, муэдзина и секретаря-казначея; они вели все дела мечети и медресе, контролировали соблюдение мусульманских принципов жизни.

Первым муфтием Уфы и автором многих нововведений в управлении был татарский ахун Мухамеджан Хусаинов. Из-за отсутствия специального молитвенного помещения ему приходилось отправлять пятничное богослужение в собственном доме, стоявшем на нынешней улице Цюрупы (здесь впоследствии размещалось Уфимское уездное училище).

24456624 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

Могилы российских муфтиев в ограде Первой соборной мечети г. Уфы. Фото Сергея Синенко

За время существования Духовного управления его название неоднократно менялось:

Оренбургское магометанское духовное собрание (1789–1917),

Центральное духовное управление мусульман внутренней России и Сибири (1917–1948),

Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (1948–1994),

Центральное духовное управление мусульман — ЦДУМ России и европейских стран СНГ,

Центральное духовное управление мусульман России.

В составе ЦДУМ на территориях субъектов России и на территориях отдельных государств действуют Региональные духовные управления мусульман (далее РДУМ). Они состоят из территориальных правлений мусульман — мухтасибатов. Руководителем мухтасибата является председатель мухтасибатского правления в сане имам-мухтасиба. На территориях городов, микрорайонов, поселков, сел и деревень создаются местные мусульманские религиозные организации — махалля. Руководителем местной мусульманской религиозной организации является имам-хатыб. Священнослужители на свои должности назначаются бессрочно.

В состав ЦДУМ входят: Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Духовное управление мусульман Нижегородской области, Духовное управление мусульман Самарской области, Духовное управление мусульман Европейской части России, Духовное управление мусульман Карелии, Духовное управление мусульман Пермского края, Духовное управление мусульман КЧР и Ставрополья, Духовное управление мусульман Кабардино-Балкарии, Духовное управление мусульман Республики Дагестан, Духовное управление мусульман Республики Мордовия, Духовное управление мусульман Сибири и Дальнего Востока, Духовное управление мусульман ХМАО, Региональное духовное управление мусульман Пензенской области (РДУМ).

В разное время муфтиятом в Уфе руководили Мухамеджан Хусаинов (1789–1824), Габдессалям Габдрахимов (1825–1840), Габделвахид Сулейманов (1840–1862), Салимгарей Тевкелев (1865–1885), Мухамедьяр Султанов (1886–1915), Мухаммад-Сафа Баязитов (1915–1917), Галимджан аль-Баруди (Галеев) (1917–1921), Ризаэтдин Фахретдинов (1923–1936), Габдрахман Расулев (1936–1950), Шакир Хиялетдинов (1951–1974), Габделбарый Исаев (1975–1980). С 1980 г. по настоящее время председателем ЦДУМ является Талгат Таджуддин. Приведем краткие биографические справки по перечисленным российским муфтиям.

 

Биографическая справка

Муфтий Мухамеджан Хусейнов (1788-1824)

1756 Рождение Мухамеджана Хусейнова (Хусаинова, Гусейна, Гусейнова), полное имя Мухамметзян ибн Хусаин ибн Мансур ибн Анас аль-Джабали аль-Бурундуки, в д. Султанай Уфимского уезда Уфимской провинции. По происхождению из купцов. Высшее духовное обра­зование получил в медресе Сеитовского посада с. Каргалы, а также Бухары, Кабула и Оренбурга.

1780-е гг. М. Xусейнов является проводником внутренней политики Екатерины II на Южном Урале, принимает участие в реализации внешней политики Российской империи в странах Средней Азии, Восто­ка и на Северном Кавказе. Неоднократно возглавлял правительственные делегации, выезжавшие в Малый и Средний жузы для переговоров с казахскими ханами и султанами.

1785 Состоял ахуном при Орен­бургской экспедиции, в том же году по рескрипту Екатерины IIполучил звание Первого ахуна края.

1788, 23 сентября Указом Екатери­ны II назначен муфтием, председателем учрежденного 22 сентября того же года в г. Уфе Оренбургского магометанского духовного собрания.

1789, 4 декабря Торжественное открытие муфтиата в г. Уфе. Муфтий Мухамеджан Хусейнов выступает с речью, в которой подробно останавливается на милостях, оказанных Екатериной II мусульманам, включая выпуск печатного Корана, строительство мечетей и медресе.

1790, 13 августа Указ Екатерины II о разрешении муфтию М. Хусаинову покупать земли у башкир-вотченников.

1793, 26 января Специальным указом Екатерина II разрешает муфтию М. Xусейнову покупку рабов за границей.

1796, 9 января Указ Сената об освобождении мусульманских священнослужителей от телесных наказаний. Это решение способствует росту авторитета указных мулл и ценности выдаваемых муфтиатом свидетельств.

1797 Муфтий М. Хусейнов становится членом Ханского совета, созданного для управления Малым жузом.

1800-1810-е гг. М. Хусейнов неоднократно направляется властями на Кавказ, где орга­низует у горских народов родовые суды и принимает присягу на верность России. М. Хусейнов – автор проектов по преобразованию Духовного собрания в Центральную мусульманскую коллегию, а также созданию сети религиозных учебных заведений с преподаванием светских научных дисциплин. Состоял членом Вольного экономического общества и почетным членом Совета Казан­ского университета. Награжден бриллиантовой медалью.

1805 М. Хусейнов участвует в секретной комиссии по делам туркмен.

1824, 17 июля Скончался в д. Адзитарово Уфимского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан), похоронен на сельском кладбище.

 

Биографическая справка

Муфтий Габдессалям Габдрахимов (1825-1840)

1765 Рождение Габдессаляма Габдрахимова (полное имя Габдессалям ибн Габдрахим ибн Мухаммад аль-Бугульмави аль-Габдери) в с. Габдурахман Бугульминского уезда Самарской губернии. По происхождению из тар­хан. Начальное образование получил при мечети родного села, затем продолжил духовное образование в медресе 1-го прихода Казани, медресе с. Каргалы (Сеитовский по­сад), а также медресе г. Оренбурга. Освоил восточные языки – арабский, фарси и турецкий.

1799 Г. Габдрахимов назначен имамом и мударрисом – учителем Оренбургской соборной мечети.

1802 За преждевре­менное проведение праздничного богослу­жения Г. Габдрахимов отстранен от должности муфтием М. Хусейновым, но окончательное решение не принято.

1803 Оренбургское магометанское духовное собрание вторично подтверждает решение об удалении Г. Габдрахимова с должности.

1805 По просьбе хана Малого жуза (казахского) и Оренбургского губернского правления Г. Габдрахимов восстано­влен в должности с присвоением ему звания ахуна и мударриса. Он становится членом различного рода правительственных комиссий по делам казахов, выполняя дипломатические и разведывательные функции.

1814 По представлению гене­рал-губернатора Г.С. Волконского Г. Габдрахимов награжден золотой медалью и золотыми именными часами.

1817 Г. Габдрахимов получает звание тархана, ему увеличено жалование.

1823-1824 Г. Габдрахимов является членом комиссии по решению ордынских дел под предводительством хана Малой Орды Ширгазы Айчувака (Айчувакова).

1825, 30 сентября Указ Александра I о назначении оренбургского ахуна Г. Габдрахимова муфтием, председателем Оренбургского магометанского духовного собрания.

1826, 15 февраля Муфтий Г. Габдрахимов приступает к работе.

1827 Муфтием пред­ставлен на рассмотрение гражданских властей проект строительства отдельного здания для духовного собрания.

Читайте также:  Кому в Татарстане выгоден скандал с хиджабами?

1829 При муфтии Г. Габдрахимове упорядочивается регистрация актов гражданского состояния. В приходы рассылаются регистрационные книги. Регистрация осуществляется на платной основе, часть этих пошлин накапливается в Духовном Собрании на специальном счете.

1830 По ходатай­ству Г. Габдрахимова купцом 2-й гильдии Мукминым Тагировым Хозясеитовым построена 1-ая соборная мечеть в г. Уфе.

1834 По ходатай­ству муфтия в г. Уфе построен вакуфный дом для заседателей и при­езжих мусульман.

1835 По предложению муфтия Г. Габдрахимова вводится специальный сбор с каждого обряда мусульманского бракосочетания никаха в размере 30 копеек. Средства в течении нескольких десятилетий накапливают и таким способом по территории округа собирается около 70 тысяч рублей, основная часть которых потрачена на строительство здания.

1836 По указу Николая I от 15 января годовой бюджет Духовного собрания увеличивается до 10850 рублей серебром. Если при первом муфтии штат Духовного собрания состоял из пяти сотрудников, то Г. Габдрахимов добивается его увеличения до двенадцати единиц.

1840, 31 января Смерть муфтия Г. Габдрахимова в г. Уфе. Похоронен на городском мусульманском кладбище.

После смерти муфтия обязанности председателя Духовного собрания временно исполняет старший судья-казый Тажетдин хазрат Максутов.

 

Биографическая справка

Муфтий Салимгарей Тевкелев 1865-1885

5332-227x300 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1805 Рождение Салимгарея Шангареевича Тевкелева (полное имя Салимгарай ибн Шахингарай ибн Юсуф ибн Котлыг-Мухаммад ибн Тевкил ибн Мамаш ибн Даулят-Мухаммад ибн Ураз-Мухаммад ибн Ундан ибн Шигайхан ибн Жадикхан ибн Джанихан ибн Коерчыкхан ибн Ырысхан аль-Чингизи ибн Юлбирде ибн Тенгребирде ибн Тевкил ибн Савалай ибн Туксабай). По мнению Ш. Марджани, род Тевкелевых ведет происхождение от Чингисидов. Родословная Салимгарея Тевклева (по Ш. Марджани) такова: Урус хан – Коерчык хан – Барак хан – Джани хан – Джадик хан – Шигай хан – Ундан – Уразмухамет хан – Давлетмухамет хан – Мамаш – Тевкел – Кутлумухамет – Юсуф – Шагингарей – Салимгарей. Представители рода Тевкелевых в православной среде использовали русские имена, а среди мусульман – татарские.

1826-1833 С. Тевкелев служит штаб-ротмистром Павлоградского гусарского полка.

1828-1829 С. Тевкелев принимает участие в русско-турецкой войне.

1830-1831 Принимает участие в подавлении восстания в Польше. Военные заслуги штаб-ротмистра отмечены орденами Святой Анны 2-ой, 3-ей и 4-ой степени, польским орденом и медалями. После увольнения из армии занимался помещичьим хозяйством.

1845-1851 С. Тевкелев – предводитель дворянства Бугульминского уезда Оренбургской губернии.

1865, 28 апреля Высочайший указ о назначении С. Тевкелева муфтием, председателем Духовного собрания. 13 июня того же года С. Тевкелев приступил к исполнению обязанностей.

1862–1870 На средства С. Тевкелева жителями д. Уракбаш Оренбургского уезда строится новое здание мечети.

1870 – начало 1880-х гг. Муфтий С. Тевкелев является директором и членом ряда губернских попечительских комитетов, занимается благотворительностью – вносит денежные пожертвования, при этом 2 тысячи десятин земли переданы им как вакуф (добровольное пожертвование) основанным в Уфе мусульманскому приюту и богадельне.

С. Тевкелев за усердную службу награждается правительственными орденами, в том числе орденами Святой Анны 1-ой степени, Святого Станислава 1-ой степени и Святого Владимира 1-ой степени.

1876 Муфтием С. Тевкелевым в начале года учреждена комиссия по строительству в г. Уфе приюта для мальчиков из бедных сельских семей, которых решено обучать в уфимских училищах, начато строительство, а к концу года открыт временный приют.

1885, 2 января Смерть С. Тевкелева в г. Уфе. Похоронен на территории 1-й соборной мечети г. Уфы.

До назначения нового муфтия обязанности председателя Духовного собрания исполнял казый Мухаммади хазрат Салихов.

 

Биографическая справка

Муфтий Мухамедьяр Султанов (1885-1915)

515151 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1837 Рождение Мухамедьяра Мухаметшариповича Султанова. По происхождению из башкирских дворян.

1856 М. Султанов обучается в Казанском университете.

1857-1859 М. Султанов служит в чертежной командующего Башкиро-мещерякским войском.

1861-1866 М. Султанов – начальник 20-го и 7-го Мензелинского кантонов.

1866-1885 Выполнял обязанности мирового посредника, мирового судьи Мензелинского и Белебеевского уездов.

1886 М. Султанов назначен муфтием, председателем Духовного собрания.

1888 М. Султанов награжден орденом Станислава 1-й степени.

1893 По рекомендации муфтия М. Султанова принято решение о выделении стипендий для юношей-мусульман, обучающихся в Уфимской мужской гимназии.

М. Султанов выехал в хадж, был принят халифом и османским султаном Абдул­Хамидом II, прошел курс занятий по акиде (исламской догматике) в Бейруте.

1896 М. Султанов награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

1911 Юбилейные мероприятия в ознаменование двадцатипятилетнего служения М. Султанова на посту муфтия и пятидесятилетия его государственной службы. В декабре 1910 года газета «Речь» сообщила читателям: «2 января 1911 года исполняется 25 лет службы духовного главы русских мусульман Мухаммедиара Мухаммед-Шарифовича хаджи-Султанова в должности Оренбургского муфтия и полвека его общественной и государственной деятельности. Личность его как духовного главы мусульман и его деятельность, как в должности муфтия, так и на различных поприщах общественной деятельности навсегда останется в доброй памяти мусульман и лиц, среди которых он служил».

1915, 12 июня Смерть М. Султанова в г. Уфе. Похоронен на территории 1-й соборной мечети г. Уфы.

 

Биографическая справка

Муфтий Мухаммад Сафа Баязитов (1915-1917)

03-41_muhammed_safa_bayazinov ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1885 Рождение Мухаммада Сафы Баязитова в г. Санкт-Петербурге. Отец – Гатаулла Баязитов (1846-1911), известный религиозный деятель и публицист. М.С. Баязитов окончил медресе, гимназию, факультет восточных языков Петербургского уни­верситета.

1911 М.С. Баязитов назначен имамом 2-го прихода Санкт-Петербурга, затем ахуном Санкт-Петербурга и имамом Петер­бургского военного округа. Одновременно преподает ислам в военно-учебных заведе­ниях, является переводчиком российского Министерства иностранных дел. Начинает издание газеты «Hyp», выступая и как издатель, и как редактор.

1914 Ахун М.С. Баязитов совместно с генералом Шейх-Али организуют Всероссийский союз мусульман «Сырат аль-мустаким» («Прямой путь»), стоящий на  консервативно-патриотических позициях.

С началом Первой мировой войны, когда войска Санкт-Петербургского округа оказались втянутыми в театр боевых действий, в столице вновь вводится должность военного имама, военным ахуном столичного гарнизона назна­чен мулла второго прихода М.С. Баязитов.

1915 Назначение М.С. Баязитова муфтием Духовного собрания. После отъезда имама в Уфу для исполнения обязанностей муфтия и председа­теля Оренбургского магометанского духовного собрания, его на обеих духовных должностях Санкт-Петербургского округа сменил имам Фаттахутдин Давлеткамов.

1916 В направленной в правительство объяснительной записке муфтия М.С. Баязитова к проекту штата Духовного собрания указывается, что по льготам и жалованью служащие Духовного собрания должны быть приравнены к служащим Губернского правления. Правительством принято решение о выделении муфтию дополнительных денежных пособий, что мотивируется следующим: «Оренбургский муфтий является главой обширного региона, населенного мусульманами, и вместе с тем высшим правительственным органом по управлению ими и несет двоякие обязанности: по званию муфтия и председателя Оренбургского собрания, ведущего огромное делопроизводство. Его назначение – быть выразителем видов правительства в деле управления мусульманами. При существующем положении трудно будет найти соответствующего кандидата на должность, имеющую большое политическое значение и требующую от кандидатов специальной подготовки».

1917, февраль Сразу же после Февральской революции М.С. Баязитов смещен с по­ста муфтия лидерами мусульман Уфы, находился под до­машним арестом до 2-ой половины марта.

1917, март Решением Временного правительства от 22 марта М.С. Баязитов отстранен от должности муфтия. Решением Временного правительства от 30 марта  исполнение обязанностей муфтия возлагается на казыя Нурмухаммада Мамлиева.

1918 М.С. Баязитов становится имамом мечети г. Петрограда.

Был репрессирован, умер после 1937 г.

 

Биографическая справка

Муфтий Галимджан Баруди (1917-1921)

25266 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1857, 2 февраля Рождение Баруди, аль-Баруди (псевдоним), Галиева (Галеева) Галимджана Мухаметзяновича в д. Малые Ковали Ковалинской волости Казанской губернии.

1860 Отец, Мухаметзян Галиев, перевозит жену и сына к себе в Пороховую слободу г. Казани. «По­рох» по-арабски – «баруд», отсюда и прозвище-псевдоним аль-Баруди. Спустя год семья переезжает жить в сам го­род.

Читайте также:  ПРОСПЕКТ ОКТЯБРЯ

1862 В пятилетнем возрасте начинает учить­ся у помощ­ника учителя-хальфа Нургали аль-Баруди в медресе дамуллы мударриса Салаха ад-дина ал-Казани при вто­рой городской соборной мечети рядом с Сенным базаром.

1871 Одновременно с учебой в медресе Баруди начинает исполнять обязанности помощника учителя в младших классах.

1875-1882 Учеба в медресе Мир-и Араб г. Бухары.

1882 Возвращение Баруди в Поволжье. Назначен вторым имам-хатыбом 5-й соборной мечети Казани.

1887 Совершил хадж, посе­тив по пути в Мекку столицы Египта и Османской империи

1891 Начал масштабную реформу в возглавляемом им медресе г. Казани «Мухаммадия».

1906 Участие в работе II (ян­варь, С.-Петербург) и III (август, Нижний Нов­город) Всероссийских мусульманских съездов. На III съезде мусульман России избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман. Являлся членом ЦК партии «Иттифак альмуслимин» («Союз мусульман»).

Баруди начинает издание обще­ственно-литературного журнала «Ад-дин ва аль-адаб» («Религия и воспитание»), который с перерывом в 1909-1912 гг. выходит до 1917 г. Продолжает издание научно-попу­лярных книг из серии «Маариф исламийа» («Исламское просвещение»), в которых в простой доступной форме разъясняет основы исламской рели­гии, комментирует хадисы и законы шариата.

1907, май Открытие при медресе краткосрочные педагогические курсы для переподготовки учителей окрестных мечетских школ.

1908, май По жалобе сторонников традиционного ислама – кадимистов арестован и по об­винению в организации несанкционирован­ных учительских курсов и «панисламизме» выслан в Вологодскую губернию. Через четыре месяца добился разрешения провести двухлетний срок ссылки за рубежом и прибыл че­рез Вену, Будапешт и Стамбул в Хиджаз, затем – в Сирию, где и отбыл срок ссылки.

1910, март Возвращение в г. Казань. Был восстановлен на прежней должности только через два года.

1917, май На I Всероссийском съезде мусульман в Москве избран муфтием Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Возглавил Министерство духовных дел (Диния назарат, или Диния назараты) Центрального национального управления, выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, отделение религии от государства.

1918, апрель После ликвидации религиозной автономии и роспуска Министерства духовных дел вместе с другими его сотрудниками выехал в г. Петропавловск Акмолинской области.

1919, март Возвращение в Уфу. Баруди продолжает выполнять обязанности муфтия.

1920, июль Тревожась за судьбу своей уникаль­ной библиотеки, передает ее в дар Татарской Республике. Коллекция Баруди становится основой восточного фонда на­учной библиотеки Казанского университета имени Н. И. Лобачевского.

1921, 6 декабря Смерть в Москве, где находился по делам помощи голодающим. Похоронен на татарском кладбище г. Казани, дженазу провел его брат Салихжан хазрат.

 

Биографическая справка

Муфтий Ризаэтдин Фахретдинов (1923-1936)

38895 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1859, 4 января Рождение Ризаэтдина Фахретдиновича Фахретдинова в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии, ныне Альметьевского района Республики Татарстан.

1869-1889 Р. Фахретдинов учится, а затем преподает в старометодном медресе д. Нижние Шелчелы у мударриса Габдельфаттаха б. Габделькаюма. В послед­ние годы учебы Р. Фахретдинов изучает работы реформаторов-просветителей А. Курсави, Ш. Марджани, Дж. Афгани и М. Абдо.

1880 Р. Фахретдинов признан негодным к военной службе и навсегда освобожден от во­инской обязанности.

1886 Поездка Р. Фахретдинова в Казань, где происходит его короткая встреча с просветителеме и мусульманским реформатором Ш. Марджани.

1887 В Казани опубликована первая работа Р. Фахретдинова, посвященная арабскому языку – «Книга по морфологии» («Китабет-тафсир»).

Р. Фахретдинов подает заявление в Духовное собрание о представлении его к должности имама, сдает экза­мены и получает свидетельство, подтверждающее звание имам-хатыба и мударриса.

1887-1888 Р. Фахретдинов пишет и издает татарском языке книги по мусульманскому праву и этике, выполненные в духе джадидистских реформаторских идей: «Ки-табель-игьтибар», «Хадиятель-ляхфан», «Ат-тахрир аль-муссаффа», «Тэрбияле бала».

1888 Поездка Р. Фахретдинова в Петер­бург, встреча с мусульманском реформатором Джамалетдином Афгани. Р. Фахретдинов слышит слова, надолго определившие его поступки и поиски: «В улучшении и очищении мусульманского шариата наш ос­новной долг – брать пример с уммазимми (немусульманских народов), умма Исламия (Исламская нация) еще не готова выполнить этот долг…»

1889 Р. Фахретдинов избран имам-хатибом и мударрисом д. Ильбяково Бугульминского уезда.

1889 Написание повести «Салима, или Целомудрие».

1891 Переезд в Уфу, Р. Фахретдинов становится казыем Духовного собрания, на всю жизнь получая почетный титул Ризы казыя.

1897 Издание Р. Фахретдиновым с комментариями и литературной обработкой книги «Рахлате Марджани».

1898 Выпуск моралистических произведений «Воспитанная мать», «Воспитанный отец», «Воспитанное дитя», «Воспитанная женщина».

1900-1908 Выходит в свет биобиблиографическая хроника Р. Фахретдинова «Асар» («Следы»). Она создана на осно­ве архива Духовного собрания и других источников. Хроника содержит более шестисот биографий улемов Волго-Уральского региона и не имеет равных по охвату использованных источников.

1902 Издание педагогического сочинения «Семья».

1903 Издание Р. Фахретдиновым с комментариями «Путешествие Исмагила».

Написание повести «Асма, или Проступок и наказание».

1905, 1-15 апреля В Уфе при Духовном собрании под председательством муфтия М. Султанова прошло заседание Общества улемов, основной доклад с предложениями реформирования муфтиата по принципам, предложенным ранее Ш. Марджани сделан Р. Фахретдиновым. Р. Фахретдиновым было также предложено включить в округ Духовного собрания казахские общины Степного края.

1906 После отказа муфтия М. Султанова провес­ти реформу Духовного собрания, Р. Фахретдинов покидает пост казыя и, по приглашению золотопромышленников братьев Рамеевых, переезжает в Оренбург.

1906-1908 Работа помощником редактора газеты «Вакыт».

1908 Р. Фахретдинов дает уничтожительную характе­ристику среднеазиатской схоластической школе: «У нашего народа в течение почти целого века была введена схоластика… Латиняне по причине схоластики вымер­ли. Греки погибли от схоластики…»

1908-1918 Работа редактором журнала «Шура» в г. Оренбурге.

1914 Издание фундаментальной работы «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Ре­лигиозные и общественные вопросы»), посвященного вопросам соотношения светских и религиозных ос­нов в культуре и образовании мусульман. Основные тезисы работы во многом совпадают со взгля­дами мусульманского реформатора, муфтия Египта Мухаммада Абдо, стремившемуся совместить догматы ис­лама с особенностями современной либеральной цивилизации.

1917 Закрытие большевиками журнала «Шура» вынуждает Р. Фахретдинова возвратится в Уфу и вновь занять пост казыя Духовного собрания (избран мусульман­ским съездом в мае 1917 г.).

1919 В период, когда войска большевиков занимают Уфу, Р. Фахретдинов, в отличие от муфтия и других казыев, отказывается покинуть город с тем, чтобы не допустить гибели архива и библиотеки муфтиата.

1923 Избрание Р. Фахретдинова на съезде духовенства муфтием Духовного управления мусульман внутренней России и Сибири.

1925 Поездка в Ленинград, участие в торжествах, посвященных 200-летию Академии наук СССР.

1926 Поездка на 1-ый Всемирный мусульманский конгресс в Мекку.

1928 Обращение в Президиум ВЦИК с письменным докладом на имя М.И. Калинина о положении ислама в СССР.

1932 Письмо Р. Фахретдинова в Академию наук СССР по вопросу уничтожения рукописного наследия тюркских народов.

1935 Отправка Р. Фахретдиновым в Академию наук СССР редких рукописных материалов с целью их сохранения.

1936, 11 апреля  Смерть в Уфе. Похоронен на городском мусульманском кладбище.

Ризаитдин Фахретдинов — один из самых выдающихся деятелей российского мусульманства. Востоковед, ученый-энциклопедист, писатель, автор многочисленных рассказов и повестей, драматург, просветитель. Он — автор многотомной библиографической монографии «Асар» о творчестве деятелей культуры тюркских и других народов Востока, сторонник эмансипации восточных женщин, муфтий Центрального Духовного управления мусульман с 1923 года по 1936, год смерти. Вашему вниманию предлагаю свой очерк о нем.
Читать далее…

 

Биографическая справка

Муфтий Габдрахман Расулев 1936-1950

44649-226x300 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1889, Рождение Габдрахмана Расулева в д. Ахуново Златоустовского у. Уфимской губернии (ныне Учалинский район РБ). Окончил медресе «Расулия», основанное его отцом ишаном Зайнуллой Расулевым.

1899-1903 Обучение в  Каирском университете «Аль-Азхар».

1903 Г. Расулев возвращается в г. Троицк и преподает в медресе «Расулия» арабский язык и историю ислама.

1906 Г. Расулев участвует в работе III Всероссийского му­сульманского съезда в Нижнем Новгороде, является членом религиозной комиссии.

Читайте также:  Нужна ли высотная застройка в историческом центре Перми?

1917 После смерти отца в 1917 г. Г. Расулев возглавляет отцовский приход.

1923 Муфтий Р. Фахретдинов назначает Г. Расулева мухтасибом Уральской области. Г. Расулева избирают членом Совета улемов.

1926 Г. Расулева повторно избирают членом Совета улемов.

1936 Г. Расулев становится муфтием Духовного управления.

1943 Г. Расулев обращается к И.В. Сталину от имени мусульман Советского Союза с заверениями в поддержке Красной Армии, организует сбор среди мусульман средств на строительство танковой колонны.

1948, 25 октября IV Всеросcийский съезд мусульманского духовенства в г. Уфе, на котором присутствуют 53 делегата. Центральное Духовное управление переименовывают, официальное его название в 1948-1992 гг. – Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Г. Расулева переизбирают муфтием. Принимается новый Устав Духовного управления, по которому оно лишается права ведения метриче­ских книг, выдачи разрешений на открытие новых приходов, открытия духовных школ и курсов по подготовке священнослужителей и др.

1950 Смерть Г. Расулева в г. Уфе. Похоронен на городском мусульманском кладбище.

 

Биографическая справка

Муфтий Шакирьян Хиялетдинов (1951-1974)

44424-231x300 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1890, 15 мая Рождение Шакирьяна Шайхисламовича Хиялетдинова в д. Звериноголовке Оренбургской губернии.

1909 Окончание медресе «Расулия» в г. Троицке Оренбургской губернии.

1910 Учеба в медресе Иж-Буби с. Буби Саратовской губернии. В последующем живет и работает в Средней Азии и Казахстане.

1910-1918 Преподаватель мусульманских учебных заведений в городах Кустанай и Кокчетав, с. Джамбитинск Уральской губернии.

1918-1930 Имам-хатыб мечети г. Атбасар Акмолинской области.

1930-1943 Работа бухгалтером в городах Ташкент и Петропавловск.

1943-1947 Работа председателем ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана, затем служба имамом в мечетях городов Джаркент и Чимкент.

1951, 21 марта На меджлисе ДУМЕС, куда Ш. Хиялетдинов прибыл в качестве гостя, его избираются муфтием.

1972 Награжден международной Ленинской премией и золотой медалью «За укрепление мира между народами».

1974, 15 июня Смерть в г. Уфе.

 

Биографическая справка

Муфтий Габдельбарый Исаев 1975-1980

03-272 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1907 Рождение Габдельбарыя (Абдулбария, Бария) Низамутдиновича Исаева в г. Уфе. Окончил медресе в д. Тюлюганово Бирского кантона БАССР.

1926 Назначение Г. Исаева муллой  д. Карьявды Бирского кантона.

1929 Г. Исаев репрессирован как служитель культа.

1930 Г. Исаев освобожден из заключения, переехал в Киргизию, где в предвоенные годы исполнял обязанности неофициального (то есть незарегистрированного местными властями) имама.

1941-1943 Служба в Советской Армии. После ранения Г. Исаев возвращается в г. Уфу.

1946-1953 Г. Исаев приходит на работу в Центральное духовное управление мусульман, входит в ближайшее окружение муфтия Габдрахмана Расулева

1953-1956 Г. Исаев служит имам-хатыбом 2-го мусульманского прихода г. Уфы.

1956 Назначение Г. Исаева имам-хатыбом Ленинградской соборной мечети.

1975, май – 1980, июнь Г. Исаев является муфтием, председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири.

1982 Смерть Г. Исаева в г. Ленинграде.

 

Биографическая справка

Верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин

565436345764874 ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ БАШКИРИЯ

1948, 12 октября Рождение Талгата Таджуддина (Талгата Сафича Таджуддинова) в г. Казани.

1966 Поступление в Высшее мусульманское учебное заведение – медресе «Мир-Араб» в Бухаре.

1973 Окончание семилетнего медресе «Мир-Араб».

1978 Окончание Т. Таджуддином Исламского университета «Аль-Азхар» в г. Каире (Египет). После окончания университета назначается имам-хатыбом Казанской соборной мечети «Аль Марджани».

1979 Участие в международной конференции в Душанбе «Вклад мусульман Средней Азии, Поволжья и Кавказа в развитие исламской цивилизации».

1980, 19 июня На съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири в г. Уфе Т. Таджутдин избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС).

Участие в международной религиозной конференции миротворцев в Ташкенте.

1986 Участие в международной конференции «Мусульмане в борьбе за мир» в Баку.

1987 Участие в Первой международной конференции мусульманских проповедников в Марокко.

1988 Участие в международной религиозной и миротворческой конференции в Кабуле и других конференциях.

1990, май На совещании глав духовных управлений мусульман СССР Т. Таджутдин избран Председателем управления международных связей мусульманских организаций СССР (после 1991 г. – Ассоциация внешних мусульманских связей).

1990, 6-8 июня На V съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, который состоялся в г. Уфе, Т. Таджуддин переизбран муфтием и председателем ДУМЕС, ему присвоено высшее духовное мусульманское звание – шейх-уль-ислам.

1995, 17 января Меджлисом (съездом) мусульман России и европейских стран СНГ Т. Таджуддин избран Верховным муфтием России и председателем ЦДУМ.

1997 Верховный муфтий Т. Таджуддин солидаризируется с Государственной Думой по вопросу принятия нового закона «О свободе совести и религиозных организациях в России», отменившего прежний, более либеральный.

1998, 21 сентября Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин награждает Т. Таджуддина орденом Дружбы. Высокую награду ему вручает Президент Республики Башкортостан М.Г. Рахимов.

2000, январь Т. Таджуддин разрешает регистрацию в мечети «духовных браков» с выдачей свидетельств о таком браке.

2001, февраль Верховный муфтий Т. Таджуддин избран членом попечительского совета национального Военного фонда.

2001, 20 сентября Состоялось заседание Межрелигиозного совета России по обсуждению последствий террористических актов, совершенных в США.

2001, сентябрь Т. Таджуддином подписано открытое письмо депутатам Госсовета Татарстана от имени российских татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода татарской письменности с кириллицы на латиницу.

2001, ноябрь Русским биографическим институтом Т. Таджуддин номинирован как «Человек года-2001» за укрепление межрелигиозных связей и миротворческую деятельность в номинации «Религия». Этого же звания в 2001 г. удостоились Президент Российской Федерации В. В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Т. Таджуддин требует запретить показ телепередачи «За стеклом» канала ТВ-6, которую он называет «пропагандой разврата».

2002, февраль По результатам экспертного опроса, проведенного по заказу «Независимой газеты» 18-22 февраля, Т. Таджуддин включен в число 100 ведущих политиков России.

Март Т. Таджуддин выступает в Академии Министерства иностранных дел и Академии управления при президенте РФ с докладами о противостоянии структур традиционного ислама России проникновению религиозного экстремизма, тоталитарных сект и ваххабизма.

2003, 1 марта На конференции партии «Евразия» Александра Дугина оглашается приветствие Т. Таджуддина. в котором он объявляет о том, что принимает приглашение А. Дугина о своем вхождении в центральный совет партии «Евразия».

3 апреля Т. Таджуддин сообщает, что ЦДУМ, в связи с началом вторжения американских войск в Ирак, принято постановление об объявлении духовного джихада США.

15 апреля Т. Таджуддин обратился к мусульманам мира с предложением создать высший исламский совет мира и избрать мусульманского духовного лидера («У католиков есть папа римский. У православных – патриарх»).

2004, март Т. Таджуддин называет ликвидацию лидера палестинской группировки ХАМАС Ахмеда Ясина «неблагородным и нечестным» поступком Израиля: «Трагическая гибель духовного лидера палестинского народа шейха Ясина в результате теракта потрясла весь мир. Ответ государственным терроризмом со стороны Израиля на теракты экстремистских организаций неблагороден и нечестен». Убийство шейха Ясина Т. Таджуддин сравнил с убийством библейского Авеля его родным братом Каином.

Декабрь Верховный муфтий Т. Таджуддин награжден общест­венной наградой – орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию». Этот ор­ден присуждается за большой вклад в укрепление российскою государства, возрождение экономической мощи и ду­ховной силы Отечества. Кавалера­ми ордена являются Президент России В.В. Путин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, ректор МГу имени Ломоносова В.Л. Садовничий, гу­бернаторы Е.С. Строев, А.Г. Ту­леев, В.И. Ишаев и другие.

2007, 10 июня Т. Таджуддин награжден золотой медалью «за миротворческую и благотворительную деятельность», высшей наградой Российского фонда мира. Церемония награждения состоялась в Свято-Даниловом монастыре, в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Подробнее о Верховном муфтие Талгате Таджуддине…

ЦДУМ — ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РОССИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + шестнадцать =

Next Post

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМ. М.В. НЕСТЕРОВА

Чт Ноя 8 , 2012
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМ. М.В. НЕСТЕРОВА Источник: POSREDI.RU - https://posredi.ru/enc_h_hudoz_muzey_nesterova.html
Музеи городские - Уфа от А до Я