Сергей Синенко
Осень 1917-го в Урало-Поволжье
Сегодня 7-ое ноября. Время вспомнить, что происходило сто лет назад, осенью 1917 года в наших местах — Приуралье и Поволжье. Суровое время. Вместо России – пространство, расчлененное на куски, вместо царства в кисельных берегах – тысячи безработных, одичавшие беспризорники…
Можно почувствовать почти физически, как раскалена атмосфера: слышен треск уличных костров, соленая солдатскую речь, хлопки выстрелов — бьются затылком о щебенку тела расстреливаемых мародеров, карманных воришек, «контры» и просто голодных крестьян. Предсмертный трепет, тяжелая икота, телами, вздрагивающими, без счета усеян каждый новый берег…
В этом чаду похоронены оказались мечтания нескольких поколения искателей правды – развенчаны и посрамлены. С позиций сегодняшнего дня, как это не прискорбно, следует признать — осенью 1917 года под крайними левыми лозунгами к власти пришла единственная сила, которая смогла предложить разваливающемуся государству идею сверхнациональной и наднациональной общности…
Большевики провозгласили идею строительства нового общества, социалистического. Тем самым была сформулирована не только идея, но и как бы моральное оправдание применению власти и силы. В результате, была в основном сохранена целостность государства, удалось вступить в наследство, ни с кем его не деля. Большевики победили, потому что смогли использовать силы имперского притяжения – железной рукой стянули распадающийся государственный каркас и дали всему новое наднациональное оправдание. Осенью 1917 года опасное разделение только нарастало.
Неизбежность революции очевидна и правительство в растерянности идет на переговоры с мусульманским шуро, дает принципиальное согласие на создание отдельных мусульманских войсковых частей. Соответствующие документы уже готовы, когда становится известно о роспуске Учредительного собрания. Икомус (исполком мусульманского совета) в этот момент выпускает воззвание, обращенное ко всем мусульманам России, с призывом защитить законную власть, а члены Икомуса выезжают в населенные мусульманами губернии и призывают к свержению Советской власти.
Военный шуро вступает в переговоры с частями Белой гвардии и Украинской Радой, в союзе с которыми предполагает выступить против большевиков. Объявляется созыв II Всероссийского мусульманского военного съезда, в нескольких губернских центрах начинают концентрироваться спешно создаваемые мусульманские войсковые части: в Казани – до 20 тысяч человек, в Уфе – до 15-ти, в Оренбурге – до 10-ти тысяч солдат. Мелкие мусульманские войсковые соединения, от 50 до 200 солдат, возникают в Самаре, Екатеринбурге, Астрахани, Иркутске и Омске.
20 ноября 1917 г. в этой горячке в Уфе открывается Национальное собрание мусульманской автономии.
Когда его левое крыло, представленное татарскими и башкирскими левыми эсерами, предлагает направить приветственную телеграмму Совету народных комиссаров, это предложение с негодованием отвергается, а председателю Икомуса А. Цапикову, в ответ на его вопрос, можно ли ему согласиться на пост «комиссара по делам мусульман», предложенный ему большевиками, запрещают вести с ними любые переговоры.
На заседаниях Национального собрания вырабатывается Конституция о «Национальной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири». Вскоре этот документ публикуется.
Приведу те его положения, которые оказались, в конечном итоге, неприемлемы как для широкого общества, так и для центральной российской власти.
«Мусульмане тюрко-татары Внутренней России и Сибири образуют добровольный личный союз – (нацию), обладающий в отношении своих членов принудительной властью. Высшим органом самоуправления является Национальное собрание, которое в области религиозных и культурно-национальных дел, а также в деле общественного призрения и национального налогового обложения обладает законодательными правами.
Национальное собрание в лице его исполнительных органов назначается представителем нации в сношениях с государством. Эти дела изымаются из области общегосударственного (областного, краевого, земского и городского) законодательства и управления и подлежат исключительно ведению органов Национального самоуправления.
Для осуществления религиозных и национальных нужд тюрко-татарская нация имеет право облагать своих членов специальным налогом.
Все письменные и устные сношения органов управления (центральных и местных) и органов самоуправления (земского и городского) с учреждениями и отдельными членами тюрко-татарской нации равно с общими учреждениями, когда они состоят целиком из членов тюрко-татарской нации… ведутся на тюрко-татарском языке…
Территория России, на которую распространяется настоящий Закон о национальной автономии мусульман, тюрко-татар Внутренней России и Сибири, делится на основании особого положения на округа. В национальных округах все дела религиозные, народного образования, финансовые, общественного призрения разрешаются на основании устава инструкций, изданных Национальным собранием…»
На Всероссийском съезде мусульман в мае 1917 г. Галимджан Баруди был избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман
Под давлением радикально настроенной части из числа так называемых «территориалов» собрание принимает абсурдный проект об образовании в самом центре России автономного территориального штата «Идель-Урал», включающего в себя территории Казанской и Уфимской губерний, а также некоторых соседних областей.
…Век этой «национально-религиозной автономии» оказался недолог. Ни одна из идей не была реализована. К этому моменту уже был организован большевицкий Центральный Комиссариат по делам мусульман, который взял в свои руки руководство борьбой на местах.
Этот комиссариат возглавил Мулла-Hyp Вахитов, ставший вскоре лидером мусульманских большевиков и организатором Казанского мусульманского социалистического комитета, а также Галимджан Ибрагимов и Шариф Монатов, представлявший часть башкирских «народных социалистов», ориентирующихся на Советскую власть – их главным революционным штабом стала Уфа.
В апреле 1918 года большевики приняли решение о роспуске Национального управления тюрко-татар мусульман внутренней России и Сибири. Его подписали И. Сталин и М. Вахитов.
Особо было отмечено – сохранить Мусульманское Духовное управление в Уфе (но с условием его невмешательства в политические дела!). Икомус был разогнан, члены Военного шуро арестованы, созванный мусульманский съезд распущен. Мусульманские войсковые части перешли на сторону Советской власти.
Главная причина упразднения национально-религиозной автономии некоторым историкам видится в утопичности самой идеи единой тюркской нации, ибо объединения людей опираются на более земные вещи – языковую и культурно-бытовую общность, единый образ жизни и хозяйствования. Идею единой тюркской нации основной массе башкир навязывала достаточно далекая от их нужд и чужая (чуждая!) по социальному статусу татарская интеллигенция.
Среди причин того, что мусульманская национально-религиозная автономия не состоялась, было и усиление центробежных тенденций, которым подчинились не только окраинные народы бывшей империи, но и территории внутренней России.
В это время часть национальных окраин, уже заявивших о своем суверенитете, возвращается в ее состав.
Так, в Туркестане власть переходит в руки Краевого совета и исполкома Ташкентского Совета, а в феврале 1918 года краевой съезд Советов принимает «Положение о Туркестанской советской федеративной республике» в составе РСФСР. В марте 1918 года публикуется проект объявления части территории Южного Урала и Средней Волги Татаро-Башкирской советской республикой в составе РСФСР. В мае съезд Советов Кубани и Черноморья провозглашает Кубано-Черноморскую республику составной частью РСФСР. В это же время образуется Донская автономная республика и Советская республика Тавриды в Крыму.
Провозгласив Россию федеративной республикой, большевики поначалу не определили четкие принципы ее устройства. Многими она мыслится как федерация Советов, то есть территорий, на которых установлена советская власть. К примеру, Московская область, входящая в состав РСФСР, представляла собой федерацию 14-ти !!! губернских Советов, каждый из которых имел свое собственное правительство.
Смешно ли это? Можно было бы и посмеяться, если б история не повторялась…
Автор: Сергей Синенко