x_4c645d92

Вид на Уфу от устья реки Демы. Почтовая открытка начала XX в.

Уфа во второй половине XIX века

Городская история в популярном изложении (по книге «Неторопливые прогулки по Уфе». Уфа, 2010)

В середине XIX века Уфа постепенно превращалась в торговый центр края, хотя город сохранял свое прежнее значение военно-административного центра. В 1850 г. в Уфе проживало 13.500 человек. Из них около 18% населения — купцы. По документам 1861 г. почти четвертую часть городского населения составляли военнослужащие. Мусульмане в середине XIX в. составляли 2,3% городского населения Уфы, основное население являлось православным, русским.

В 1850 г. в Уфе действовали 2 мыловаренных, 6 салотопенных, один изразцовый и 21 кирпичный завод. У подножья уфимских холмов на берегу реки Белой возникло несколько приречных слобод. В юго-восточной части города выше устья Сутолоки и по левому берегу Белой разместилась лесная пристань и мастерские, в которых были заняты рабочие, селившиеся в разросшихся Золотухинской и Архиерейской слободах. Нижегородская слобода вытянулась по западной прибрежной полосе, следуя изгибу Белой. Здесь находились более десятка мелких кожевенных заводов и несколько лесных пристаней.

До самой середины XIX в. главными транспортными путями в Уфу и из Уфы являлись сухопутные тракты. Летом к этому добавлялась возможность сплавляться по реке на барках или путешествовать на лодках или баркасах под парусами. Однако для развития города были необходимы и железная дорога, и пароходное сообщение.

737362

«Лучший вид на город представляется (в особенности утром) с Усольской сопки, самого возвышенного пункта в старой Уфе, – писал М. Сомов в 1864 г. – Оттуда виден едва не весь город, как на ладони, с его храмами, общественными и казенными зданиями, особенно выдающимися из всей массы строений, окруженных почти повсюду группами зеленеющих деревьев: левее извивается река»

В 1885 г. правительство, наконец, утвердило проект железной дороги Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск – Екатеринбург. В том же году начались работы на участке Уфа – Самара, а еще через год в Уфе состоялась торжественная закладка здания железнодорожного вокзала «Уфа», ремонтных мастерских и вспомогательных депо. После строительства вокзала и мастерских на северо-западной окраине Уфы возник новый район – привокзальный, или Северная слобода, где рядом с депо селились семьи железнодорожных рабочих, грузчиков, работников многочисленных лабазов (об этом – в прогулке по Вокзальному району).

Через Белую был построен железнодорожный мост с мостками для пешеходов, движение по нему открылось в 1888 г. К 1892 г. железнодорожное полотно протянулось до Челябинска. Горнозаводские узкоколейные железные дороги сеткой покрыли весь Южный Урал. В конце XIX в. Уфа по объемам торговли и транспортных перевозок занимала уже второе место среди городов Урала, уступая лишь Екатеринбургу.

Развитие пароходного транспорта на реке Белой шло достаточно сложно. В 1859 г. пароходное общество «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа – Казань, но только к 1880-м годам относится возникновение Бельского речного пароходства (подробно об этом – в прогулке по Затону).

Как осуществлялось пассажирское сообщение в то время? Пароходы плыли по реке неторопливо. Быстро подниматься против течения не позволяла мощность моторов, вниз по течению пароход экономил топливо. К берегу пароходы причаливали только на крупных пристанях. Обычным делом была посадка и высадка пассажиров с лодок, пароходы для этого даже не останавливались, а лишь притормаживали. Бывало, что на песчаных перекатах пароход приходилось облегчать и перетаскивать через мели, пассажиры сходили на берег, шли по лугам и лесам до глубоководья.

Safr_pr_552521

Пристань близ железной дороги. Почтовые карточки начала XX в.

8oA2G9e1a4s

Некоторые из путешественников оставили нам свои впечатления от речных поездок. Приведем записи Александра Черданцева, краеведа и библиографа нашего края. «Поездка по Белой даже после Волги и Камы представляет необычайный интерес и доставляет исключительное удовольствие, – писал Черданцев. – Пароход быстро идет, непрестанно огибая песчаные отмели и выступы причудливо вьющейся реки, нагоняя на берег волны, в которых купаются птицы. К сожалению, на Белой немало перекатов и мелей, мешающих судоходству. Тишина на реке, где даже дикие утки и лебеди чувствуют себя спокойно, ласкающий взор ландшафт по сторонам, лишь изредка встречающиеся поселения, просторные дали и прекрасный, здоровый воздух создают особое ощущение покоя и уюта и делают Белую чарующей рекой, исключительно благоприятной для отдыха и лечения горожан, особенно страдающих легочными и нервными болезнями».

Одним из главных событий уфимской жизни была ежегодная февральская ярмарка. В летние месяцы любимыми местами отдыха горожабыли Усольские и Сафроновские (в более раннем написании – «Софроновские») горы, Чертово городище, лес и поляны рядом со знаменитым Висячим камнем на железнодорожном разъезде «Воронки».

Уфимская жизнь текла медленно, размеренно, событием становился не только церковный праздник или ярмарка, но и ледоход на Белой, посещение города крупным чиновником, известной театральной труппой, вообще – появление в Уфе нового яркого лица, «свежего» человека.

Зимой город был тих и сед от снега. Летом он сереет от пыли, наполняется грохотом ломовых. Автомобилей в городе нет, дождевая вода чиста. Как в лесу, душист и чист воздух в Ушаковском парке или в Видинеевском саду. На Ильинской и Казанской электрический зайчик на высоких столбах прыгает в фиолетовом шаре. На Александровской или Богородской фонари светят голубым холодным пламенем.

y_c68f7dfd

На Оренбургской переправе. Фотография О.Ф.Герман в Уфе. Конец 1890-х — начало 1900 гг.

026

Мост через реку Белую в районе Оренбургской переправы. Почтовая карточка 1900-х гг.

На уфимских окраинах от фонаря до фонаря – полверсты, а где есть – керосиновые, тусклые с серой копотью на стеклах, с красно-желтым огоньком внутри.

В уфимских парках и садах по праздничным дням разыгрывались лотереи-аллегри. Призы, пожертвованные купцами, представляли из себя отрезы ситца, сахарные головы, сапоги, наборы ниток, в качестве «больших призов», по воспоминаниям уфимцев, могла разыгрываться корова, коза или велосипед. В парке были установлены силомеры разного устройства и вида, одни действовали при помощи удара молотом, другие – измеряли «силу жатия» руки. Фонтаны, качели, комната смеха, бильярдная, летний ресторанчик на открытой террасе Ушаковского парка (ныне сад имени Александра Матросова) действовали больше ста лет, вплоть до 1970-х гг. В жизни мужской части уфимцев много времени занимали рыбалка и охота, бывшие для одних развлечением, для других постоянным промыслом.

200-St-Ufa22

Сутолоцкий овраг и Покровская церковь. Вид с Сергиевской горы

Существенной частью жизни горожан были местные крестные ходы, праздники, отмечаемые в Уфе с начала XVII в. Шествия с иконами и хоругвями вокруг уфимских церквей и монастырей совершались в дни престольных праздников, на праздники Успения Богоматери, Крещения, Пасхи, в пасхальную седмицу, а также в честь местных святынь. Была традиция ежегодных крестных ходов в дни праздников чудотворных икон. В Уфе особо почитали иконы Богородско-Уфимской, Табынской и Смоленской Божьей Матери, иконы святого Николая Чудотворца, или Николы Березовского. Им и посвящались местные праздники и крестные ходы.

Обычные крестные ходы в Уфе проводились из Воскресенского собора в Александровскую часовню перед гостиным двором. Это бывало 17 октября, в день спасения императора Александра II от покушения в 1888 г. На праздник Успения Крестный ход шел в Успенский мужской монастырь. Из Благовещенского женского монастыря в Воскресенский собор уфимцы совершали крестный ход на праздник иконы Владимирской Божьей Матери. Особо почиталась верующими икона Божьей Матери Смоленской. На ней Богоматерь была изображена с младенцем и святыми Василием Великим и Николаем Чудотворцем.

Кроме перечисленных, в Уфе и ее окрестностях случались «чрезвычайные крестные ходы». Их проводили по полям в связи с началом полевого сезона или неурожая, вокруг селений в связи со стихийными бедствиями – наводнением, лесными пожарами, эпидемиями («мором»).

По домам жителей ходили крестные ходы с молебнами о здравии.

Многие из приезжих отмечали, что какого-то особенного «уфимского лица», «уфимского типа» (как, например, «рязанский», «орловский», «вологодский» тип) не наблюдалось. Не было и какого-то отдельного «уфимского диалекта», замечались лишь некоторые особенности в речи простых людей. «Около Уфы слышно много твердых гласных; говор отрывист, – писал знаток русской речи Владимир Даль в статье «О наречиях русского языка» (1852 г.). – Туды, сюды, оттуды; добрай, серай, мяшок, бяда, брявно; светой, времепиро, сило, резать говядинкам вместо говядинку. Гвоздев, пнёв, окнов желыим, хорошиим; богатеющий (богатейший), умне(е), тепле(е); ты обедашь, он знатт; текёшь, река текёт, мы лягим, могим, могите, он смотрил, видил смотряй, видай (смотри); сядись, ляжись; датчи, взятчи, иметчи». Сегодня речь большинства коренных уфимцев принципиально не отличается от московской литературной речи. В русской речи уфимцев местные особенности отсутствуют (нестоличное происхождение проявляется в выскакивающих иногда местных словечках, вроде «айда»).

@5AB>@0=

Ресторан в Видинеевском саду. Фото конца XIX века

Центральной улицей Уфы долгие десятилетия являлась Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции), соединявшая старую часть города с ее новым центром, но в конце XIX в. большое значение стали приобретать новые протяженные улицы, по которым шло оживленное движение гужевого транспорта. Такими стали Ильинская (Заки Валиди), Большая Вавиловская улицы (ныне Пушкина), пересекавшиеся с ней Александровская (К. Маркса), Каретная (Аксакова) и Никольская (М. Гафури). Самой длинной городской улицей стала Лазаретная, после объединения с улицей Базилевского переименованная в Центральную (ныне ул. Ленина). Она соединяла город с Сафроновской пристанью и железнодорожным вокзалом «Уфа».

Улицы на окраине были немощеные, заросшие травой, в конце их виднелись поля. Распространенным типом строений в Уфе были деревянные дома усадебного типа. Усадебный дух, уклад жизни, быт являлись средой, в которой появлялись на свет, взрослели и жили многие уфимцы.

В самом конце XIX века богатые купцы и промышленники начали строить в Уфе доходные дома – здания в два или три этажа с квартирами для сдачи внаем.

На общем фоне деревянной Уфы выделялись казенные каменные здания. В 1856 г. на углу Большой Вавиловской и Центральной улиц было построено здание Дворянского собрания (ныне ул. Ленина, 14, Уфимская государственная академия искусств). На улице Фроловской в 1863 г. появилось каменное здание Магометанского духовного управления (ныне ул. Тукаева, 50). На Казанской улице в 1869 г. была возведена знаменитая уфимская «пожарка» – многоэтажное здание городского полицейского управления и пожарной охраны (ныне ул. Октябрьской революции, 14).

!>2@5<5==0O

Улица Воскресенская

p

Фонтан в Ушаковском саду. Фото 1910-х гг.

Богатыми особняками застраивалась улица Бекетовская (ныне ул. М. Карима). В 1874 г. купцом первой гильдии Паршиным на ней построен клуб Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду («Вспоможенка»). В 1878–1890 гг. на Каретной улице (ныне ул. Аксакова) строится усадьба купца Алексеева из нескольких зданий. Интересны с архитектурной точки зрения здание губернской городской управы (ныне одно из производственных зданий завода «Уфимкабель» на углу улиц Цюрупы и З. Валиди) и здание старого почтамта (ныне ул. Чернышевского, 61).

В самом конце века на Александровской улице возводится дом Е. А. Поносовой-Молло (ныне ул. К. Маркса, 6, здание Музея археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН).

Духовное мужское училище открылось при Духовной семинарии еще в 1818 г., а с 1884 г. его перевели в новое здание по улице Ильинской (ныне корпус биологического факультета Башкирского государственного университета). Духовное женское училище открылось в Уфе в 1862 г. в одном из домов бывшего Благовещенского женского монастыря (ныне здание аптеки на углу улиц Коммунистической и К. Маркса).

Вторая половина XIX в. – время строительства каменных церквей и реконструкции старых деревянных. В 1861 г. с территории Благовещенского женского монастыря на Сергиевское кладбище была перенесена деревянная одноглавая Преображенская церковь. В 1868 г. на месте старого храма, основанного еще в XVI в., была построена Сергиевская церковь (ныне ул. Бехтерева, 2).

Prod_limonov

Продавцы муки и лимонов на Верхнеторговой площади

Prod_muki

В 1876 г. на углу улиц Пушкинской и Каретной (ныне ул. Аксакова, 26) была заложена каменная Никольская церковь. В 1889 г. на Верхнеторговой площади была освящена Александровская часовня. В 1893 г. открыта шестиглавая Крестовоздвиженская церковь. В 1897 г. рядом с железнодорожным вокзалом «Уфа» открыта Вокзальная Никольская церковь.

В 1898 г. освящена однопрестольная деревянная церковь во имя всех святых, или Всехсвятская церковь, построенная в Архиерейке на крутом спуске к реке Белой. Наконец, в самом конце XIX в. на Никольской площади была выстроена Никольская часовня.

В 1886 г. в Уфе имелись 59 улиц и переулков, 167 кварталов, 12 площадей, парк, бульвар и два сада. Улицы старого города были узкими и извилистыми, жилые строения то наступали на улицу с двух сторон, то расходились, образуя пустыри. «Город был тогда тихий, задумчивый, ласковый, – писал народоволец С. Я. Елпатьевский, отбывавший в Уфе ссылку в 1880–1884 гг. – Тянулись улицы, заросшие травой… А на улицах одноэтажные домики, реже двухэтажные, с садами и садиками, где пышно росли сирень, жасмин, георгины».

В новой части города улицы застраивались точно по проектам, большинство из них – по «красной линии» генплана, и располагались строго параллельно с юга на север и с востока на запад. Они были прямыми, достаточно широкими и поначалу даже немного пустынными: не хватало зелени.

На основе городового положения, утвержденного Александром II в 1870 г., в Уфе проводилась реформа городского самоуправления. Избиратели были разделены на три отдельные курии (собрания). Первая курия состояла из крупнейших собственников, уплачивающих треть общей суммы городских налогов (31 человек). Ко второй курии относились владельцы средних состояний, совместно вносивших треть поступающих с избирателей налогов (118 человек). К третьей курии относилось все остальное население, имевшее избирательное право (1.126 человек). Выборы по новому положению в Уфе состоялись с 25 ноября по 16 декабря 1870 г. Были избраны 69 гласных городской думы, по 23 от каждой курии. Дума выделила городскую управу в составе городского головы, трех членов управы и секретаря.

p
p

Карта г. Уфы 1897 г. (форзац книги «Город над Белой рекой»)

В думе первого созыва заседали 40 купцов и почетных граждан, 17 дворян и чиновников, представитель духовенства и 11 мещан и крестьян. Дума и думская управа ведали городским хозяйством, благоустройством города, торговлей, промышленностью, больницами, школами.Основными источниками денежных средств думы (городского бюджета) были специальные сборы с недвижимого имущества горожан, торговли и промыслов, доходы от городских земель, предприятий и сооружений, отчисления из годовой прибыли городского банка и т. д. Деятельность городской думы протекала под контролем губернатора и специального административного учреждения так называемого «губернского по городским делам присутствия».

Автор Сергей Синенко

Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеНеторопливые прогулки по Уфегород,история,краеведение,улица,Уфимская губерния,церковьВид на Уфу от устья реки Демы. Почтовая открытка начала XX в. Уфа во второй половине XIX века Городская история в популярном изложении (по книге 'Неторопливые прогулки по Уфе'. Уфа, 2010)В середине XIX века Уфа постепенно превращалась в торговый центр края, хотя город сохранял свое прежнее значение военно-административного центра. В...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл