ovickij_g.i._-_kratkoe_opisanie_o_narode_ostjackom_1884. Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Григорий Ильич Новицкий

Григорий Ильич Новицкий (около 1651 – 1725, 1727 ?) – казачий полковник, миссионер, первый этнограф Сибири, автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком», 1715 (полное название – «Краткое описание о народе остяцком, иже в пределах полнощных царства Сиберского обретается…»).

Родом из малороссийской знати, учился в Киево-Могилянской академии, за участие в выступлении Мазепы был сослан в Сибирь. Оказался в ссылке из-за родственных связей – был женат на родной сестре жены Орлика, секретаря Мазепы. Таким образом оказался вовлечен в заговор, за что волей Петра I оказался в 1712 г. в Тобольске.

Опальному полковнику покровительствовал губернатор Сибири Матвей Гагарин. Новицкий участвовал в миссионерских поездках митрополита Филофея (Лещинского) по средней и нижней Оби к хантам (остякам) и манси (вогулам) в 1712-1715 гг. По результатам экспедиций им и была написана книга «Краткое описание о народе остяцком», в которой содержатся сведения о хозяйстве, материальной и духовной культуре этих народов. В описании истории народов севера Сибири он следовал работам Семена Ремезова и Н.-К. Витзена.

russkie-pervoprohodcy-v-sibiri Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Русские первопроходцы в Сибири, гравюра

Погиб Новицкий при неясных обстоятельствах в 1725 или в 1727 г. Считается, что убили его остяки, так как он при преемнике свт. Филофея (Лещинского), митрополите Антонии (Стаховском), он в Кондинской волости занимал пост надзирателя за исполнением новокрещенными христианских обрядов. Рукопись его, по преданию, украл пленный шведский солдат, она была издана на немецком языке в 1721 г., под заглавием: “Das Leben und die Gewohnheiten der Ostaken” в приложении к книге Вебера Das veränderte Rassland. В России сочинение Новицкого издано впервые в России 1884 г. Майковым в “Памятниках древней письменности и искусства”.

Григорий Новицкий – один из главных героев романа А.В. Иванова «Тобол» (2017). Сюжетный узел повествования – любовь казака и миссионера Новицкого к остячке Айкони.

В 2019 г. в Тюмени издательством “Русская неделя” книга Григория Новицкого переиздана. Труд содержит многочисленные описания быта, нравов и религиозных верований сибирских хантов, истории их обращения в православие. Новицкий утверждает, что ханты переселились на Обь из Пермской земли, укрываясь от «евангельской благодати», распространяемой пермским епископом Стефаном. Сами себя, пишет Новицкий, остяки называют «кондия», «хондия», а свою страну – «Хойдымых».

В книге описаны некоторые обряды местного населения. Подробно он описывает обычаи обских угров, сопровождающие рождение ребенка. Женщина во время родов из общей юрты удаляется в специально для этой цели построенное помещение и только спустя три недели после родов, предварительно очистив себя перескакиванием через костер, может вернуться в общее жилище. Удивил обычай, когда родители сами не дают имя младенцу, а просят дать имя новорожденному проезжим людям, чаще всего русским (этим Новицкий объяснял большое количество русских имен среди остяков). Если же проезжего долго не было, остяки нарекали своего ребенка именем встретившихся им животных или птиц. «Тогда что первое узрить изшедши из дому: птицы, звери или что-нибудь, тем именем родившееся нарицает», – пишет Новицкий.

Читайте также:  ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКАЯ Глава 8

gubernator-sibiri-matvej-gagarin-274x300 Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Губернатор Сибири князь Матвей Алексеевич Гагарин (1725 – 1793)

Жилища остяков, пишет Новицкий, разбросаны по одной-две юрты. Зимние строят в лесах, а летние, покрытые берестою, – на берегах рек. Хозяйство остяков невелико: «сосуды берестяны; главнейшая же и нужнейшая – сети, стрелы, лук, лодка; не у всякаго же топор». Основные их занятия – оленеводство, охота и рыбная ловля. Олени и собаки – единственное средство передвижения. Земледелия остяки не имеют, так как земля «плодов никаких не преизносит». Женщины для выделки холста используют крапиву, а также рыбью кожу налима, осетра или стерляди. Зимнюю одежду наиболее богатые шьют одежду из оленьих шкур, бедняки же ходят в мороз в налимьей одежде. «Вес скуден, една кожа, под кожею кости», – так выглядит местный бедняк в описании Новицкого. Если бедняк задолжал богатею «и не имеет чем отдать долг – он дажо чад и жен своих продаваху заимодавцем своим в работу».

Упоминает Новицкий о почитании диких зверей и о связанных с этим клятвах: “Странное почитание дикого зверя кажется отчасти идолопоклонством, потому что они на шкуре его приносят клятвы, которые соблюдают с большой опаской. Часто бывает так, что если поклялись лживо, то бывают убиты медведем. Будто за свою ложь и клятву отдаются на растерзание зверя. …Когда же требуется от них поклясться в верности своему Государю, Его царскому величеству, тогда по своим верованиям и обычаям на шкуру этого, ранее упоминаемого зверя, кладут топор, нож и другие орудия убийства. Желающим присягнуть в верности и подтвердить эту верность клятвою подают нож, взяв его со шкуры, при этом на кончик ножа кладут кусок хлеба. А вместо подписи толмач говорит: “Хлеб этот и нож погубят вас, если не будете по вере и правде служить, как обещаетесь”.

vogulka.-risunok-s-gravjury-xviii-veka. Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

vogulka.-risunok-s-gravjury-xviii-veka. Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Вогулка.  Рисунок с гравюры  XVIII в.

Григорий Новицкий пользовался покровительством Матвея Гагарина, имел доступ к секретным правительственным бумагам. Вероятно, этим объясняются его размышления о северном морском пути вдоль берегов Сибири. Вот примечательные строки: «От губы (Тазовской) прилежит камень, а от другой страны утесняет Новая земля, льды же от обоих стран превысочайшие простираются по океану: от полунощи к востоку на сто и вящще миль, яко и самые дальние Камчатские страны иногда, ветрам носимы досязают». В этом отрывке Новая земля помещена автором к востоку от Тазовской губы, тогда как она находится на западе, то есть, к собственно Новой Земле это относиться не могло, ибо мезенские поморы давно ввели в обычай ходить не только туда, но и на Грумант. Речь, видимо, идет о какой-то вновь открытой земле к востоку от устья Оби, вероятно, об Аляске. Новицкий добавляет, что многие хотели проведать эту новую землю, но «дерзнуща сего искусити – погибоша», так было сильно «утеснение морское». Автор предполагал существование непрерывного морского пути между устьем Оби и Камчаткой, а также наличие пролива на Северо-Востоке.

Читайте также:  Возможен ли 4-й Интернационал, российский?

Далее Новицкий пишет о мамонтовой кости и тут же рассказывает о мускусе, привозимом из Китая, или о далай-ламе и хутухте монгольском и поклонении буддийским статуям.

В книге подробно описан процесс крещения остяков и вогулов. Известно, в 1706 году Петром I был издан указ, согласно которому церковные власти должны были заняться массовым крещением северного населения – язычников. Тем же годом Петр I повелел митрополиту Филофею «ехать к остякам и вогуличам с проповедью евангельскою» и всех их «от мала до велика крестить». За переход в православие обещалось «сложить все прежних годов недоимки и выдавать из казны кафтаны, рубашки и хлеб». А «все кумиры и кумирницы, где только будут найдены, сожигать и истреблять, и на их местах строить церкви, часовни и ставить иконы». За довольно короткий срок в крае были возведены Успенская церковь в Казымском городке, Богоявленская – в Ляпинском, и Христорождественская – в Сосьвинском и Кушеватском городках.

obskie-ugry Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Обские угры, ретушированные фото начала XX в.

Однако процесс крещения шел сложно. Первая экспедиция 1707 г. к березовским остякам не дала результатов. Немногие согласились креститься и миссионеров принимали с ожесточением. В 1710 г. Петр I направил сибирскому митрополиту новую грамоту с требованием: «ехать вниз по великой реке Оби до Березова и далей, и где найдут по юртам остяцким их прелестные мнимые боги шайтаны, тех огнем палить и рубить и капища их разорить», а вместо них «часовни строить и святые иконы поставляти».

Летом 1712 года Филофей отправился в южные районы Березовского края, в Кодское княжество. Именно в эту поездку он взял с собой Григория Новицкого. Кроме гребцов с ними были толмачи (переводчики), а также дюжина казаков для охраны. Местным властям было предписано содействовать миссии митрополита и «собирать инородцев в приречные места».

Читайте также:  ОХОТА В БАШКИРИИ

Мансийский поэт и писатель Юван Шесталов в повести «Тайна Сорнинай» так рассказывает о событиях того времени: «В 1712 году Новицкий был послан на реку Конду следить за тем, чтобы обращенные в христианство местные жители-манси не поклонялись старым богам. Новицкий передал нам вполне независимые от других авторов сведения о том, что где-то на Конде до сих пор служители в красных одеждах тщательно прячут от всех свою главную святыню – Золотую бабу, которая кричит «как дитя».

russkij-svjashhenik-v-sibiri-foto-nachala-xx-veka. Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица

Русский священник-миссионер в Сибири, фото начала XX в.

Этот идол стал серьезным препятствием на пути миссионеров, местные жители считали Золотую бабу одной из основных святынь. С появлением миссионеров идол, как сообщалось из разных источников, увозили все дальше на восток – шаманы забирали ее после того, как местные племена принимали православие.

Новицкий много лет пытался найти идол и уничтожить его, но это не удавалось. Девять лет он скитался по Конде в поисках идола, но смог собрать лишь некоторые сведения о тайном святилище. После 1721 года, когда вместо Филофея Лещинского на пост митрополита Тобольского и Сибирского был назначен Антоний Стаховский, Новицкий получил должность надзирателя за исполнением христианских обычаев новокрещеными ханты Кондинской волости. В этой должности Новицкий и был убит вместе со священником Сентяшевым.

Есть версия, что миссионеры оказались приблизились к святилищу и их убили люди, оберегавшие Золотую бабу. По другой версии Новицкого убили, когда он вез в Тобольск дары местных богов. «Стражники Золотой бабы завели их в самые топкие места. Все погибли в болоте, и обоз с драгоценностями исчез в трясине», – говорится в легенде. Обстоятельства гибели Григория Новицкого неизвестны, а легенда о Золотой бабе продолжает жить в этнографических исследованиях и исторических очерках.

https://posredi.ru/wp-content/uploads/2020/01/ovickij_g.i._-_kratkoe_opisanie_o_narode_ostjackom_1884..jpghttps://posredi.ru/wp-content/uploads/2020/01/ovickij_g.i._-_kratkoe_opisanie_o_narode_ostjackom_1884.-150x150.jpgСергей СиненкоБлог Сергея СиненкоСвердловская областьФигуры и лицаистория,краеведение,православие,Урал,этнографияГригорий Ильич Новицкий Григорий Ильич Новицкий (около 1651 - 1725, 1727 ?) - казачий полковник, миссионер, первый этнограф Сибири, автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком», 1715 (полное название - «Краткое описание о народе остяцком, иже в пределах полнощных царства Сиберского обретается…»).Родом из малороссийской знати,...cropped-logo_ru-700 Григорий Ильич Новицкий Блог Сергея Синенко Свердловская область Фигуры и лица