В «День ромашки» 21 апреля на улицах продавали полевые цветы, а сбор от продажи поступал на борьбу с бедностью и болезнями. Фото 1912 г.
Праздники в дореволюционной Уфе — Уфа от А до Я
Праздники в дореволюционной Уфе, население которой было преимущественно русским, православным, были связаны с религией: Пасха и двенадцать двунадесятых праздников. Из них к числу местных относились праздники двух икон – Табынской и Богородско-Уфимской (см. Крестные ходы).
Мусульманское население города отмечало свои праздники: Ураза-байрам – праздник разговения, Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, Раджаб-байрам, Мухаррам, Хиджру, Маулид-байрам, Рагаиб, Лейлят аль-Кадр, Джуму, Гушура. Свои праздники отмечали и католики, и иудеи, но православные праздники основная часть населения города отмечала публично. Нужно сказать, что эти праздники в нашем крае никогда не разделяли православных и мусульман.
«Из рассказов наших предков мы знаем, что еще до революции 1917 года мусульмане в селах отмечали Рождество Христово, называя праздник по-своему – Раштулла, – говорил на праздновании Аксаковских дней в Уфе Верховный муфтий России Талгат Таджуддин. – Да и праздник Пасха, который посвящен Воскрешению Иисуса Христа, праздновался мусульманами».
В праздничные дни в Уфе устраивались веселые народные гуляния с каруселями, качелями, балаганами, проводились ярмарки.
В Пасхальную седмицу дети «катали яйца», на Рождество и святки («святые дни» от Рождества до Крещения) было принято колядовать. На Крещение в Уфе проводили крестный ход из Троицкой церкви на реку Белую для водоосвящения в прорубленной во льду «ердане», а затем устраивали катания на санях.
«Любимейшим народным гуляньем считается гулянье в семик (пред праздником Святой Троицы), – читаем в «Материалах для страховой географии» Н. Пашкина (1893). – В этот день почти все мещанское и крестьянское население города собирается на горке, между Старой Уфой и Успенским мужским монастырем, устраивает хороводы, поет, пляшет. Играет в горелки и т.д.
В пасху народ гуляет на Верхнеторговой площади, где устраиваются качели, балаганы и палатки.
Обычным местом для летнего гулянья служит Ушаковский парк и Блохинский (ныне Видинеевский) сад, в которых играет музыка, а в последнем был и летний театр… Зимою в Уфе устраиваются любительские спектакли, танцевальные и семейные вечера, маскарады».
«Вид улиц города Уфы во время масленицы», лаковая миниатюра XIX в. Праздничный поезд движется вверх по улице Большой Казанской. В середине шествия – два речных баркаса на колесах, запряженные лошадьми – так в старину развлекались. Вдали виден купол и часовни Спасской церкви
Старые уфимцы вспоминают, как мальчишки на улице играли «в блина». Держа руки за спиной, а блин в зубах, старались его друг у друга вырвать и при этом не выронить. Били друг друга лбом, плечами, чтобы соперник отпустил. На Масленицу пекли блины и ели их со сметаной, растопленным маслом, с красной икрой, а иногда и с баклажанной.
В постные дни ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетра, стерлядку, судака, навагу, кто победней – леща, сомовину или совсем дешевую морскую рыбу (вообще морская рыба считалась водянистой и неполезной). Про середину Масленицы говорили – «Масленица в развале». Приказчики и фабричные с гармонями, с вином и закуской в закрытых кастрюльках ездили на извозчике «внавалку».
Богатые уфимцы катались на Масленицу по улицам в санях и экипажах.
Со страстной недели начинали готовиться к Пасхе. Почти в каждом доме посемейному садились с детьми в кружок читать Евангелие и Четьи минеи – жития святых. Делали пасху, пекли куличи, пасхальные яйца разрисовывали ликами Христа и Богородицы, крестами, цветами, листьями.
На Рождество и Пасху уфимцы из дворян и купечества делали визиты друг к другу.
В больших домах раздвигали праздничные столы, накрывали их огромными белыми подкрахмаленными скатертями, на которых выстраивали бутылки, графины и графинчики с покупным и самодельным вином, настойками, наливками, а рядом ставили огромные разукрашенные окорока, дичь, паштеты, грибы, сыры, соленья, рыбу, икорку, балычок.
Празднично одетых визитеров усаживали за стол, угощали, выспрашивали о праздничных новостях, они закусывали и ехали дальше, а вместо них появлялись новые. Так длилось с утра часов до четырех-пяти пополудни.
После установления советской власти старые праздники были отменены, с ними боролись как с пережитком, к началу 1920-х гг. их праздновали уже украдкой, без той всеохватывающей радости, как раньше.
Религиозные праздники неожиданно разрешили после окончания войны – как православные, так и мусульманские. Так, праздник Ураза-байрам в сентябре 1945 г. собрал в Первой соборной мечети более 3-х тысяч верующих мусульман. Старожилы вспоминают, как мужчины, идущие на богослужение, по дороге собирались в группы и с ритуальным пением «такбир» шли к мечети, останавливаясь на перекрестках, чтобы произнести восхваление богу.
С пением и молитвами люди шли по улицам Бельской, Новомостовой, Салавата и Тукаева к Первой соборной мечети, а по улицам Гафури и Водопроводной – к кладбищенской, или Пятой соборной мечети. Многие старинные традиции проведения праздников сегодня постепенно восстанавливаются. Пасхальные, рождественские и другие праздники отмечаются многими горожанами и сегодня.