Удмурты в Башкирии
Лесные острова. Природа северо-запада и культура закамских удмуртов
1.
Удмурты на территории Башкирии живут в основном в лесных и лесостепных северных и северо-западных районах: Три четверти удмуртов живут в сельской местности, больше всего в Янаульском и Татышлинском районах – около семи и шести тысяч человек соответственно. Значительную долю населения занимают удмурты в Калтасинском и Бураевском районах, небольшими группами они живут Балтачевском, Кушнаренковском, Илишевском и Ермекеевском районах. В основном удмуртские села нашей республики однонациональны.
Пожалуй, именно у удмуртов отчетливей других народов края проявляется «лесной характер»
Большинство селений закамские удмурты основывали в лесных местах. Их жители испытывали и радости, и тяготы жизни среди глухой чащобы, чувствуя зависимость от каждого пня, оврага или болотца. Лес щедро дарил, становясь темой удмуртских пословиц: «Степь хороша, но лес лучше», «Лес зовет, лукошко в руки подает», «Нет ничего щедрее леса».
Лес начинался за околицей села, встречая сонной тишиной, в глухом шуме его вершин чуялось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание невидимой опасности населяло его всевозможными страхами, которые становились основой для легенд и преданий.
Фольклористы и этнографы говорят об особом влиянии таежно-лесной природы на формирование национального характера удмуртов, отмечая среди его черт немногословие, сдержанность в проявлении чувств, создающее порой впечатление скрытности и замкнутости, скромность, переходящая иногда в излишнюю стеснительность, доброжелательность и деликатность, боязнь обидеть другого, особую бережливость в ведении хозяйства, безграничную терпеливость.
С лесом связаны традиционные занятия местных удмуртов – смолокурение, углежжение, изготовление пеньковых веревок, изготовление деревянной утвари, орудий труда, средств передвижения.
2.
В самой Удмуртии удмуртов, живущих в Башкирии, называют закамскими удмуртами, сами они зовут себя – «укморт». Происхождение самоназвания народа – «удмурт», «утморт», «укморт» не выяснено, ученые считают установленной лишь основу «мурт», «март», происходящую от индоиранского «человек», «муж», «мужчина».
Русские в устной речи и в документах вплоть до 1930-х годов именовали удмуртов арянами, арскими людьми, вотинами, отяками, а чаще всего вотяками. Лишь в 1932 году было признано историческое самоназвание и Вотская автономная область переименована в Удмуртскую. Башкиры и татары и в настоящее время называют удмуртов арами, марийцы — одо, одо мари.
Переселение удмуртов в Приуралье, начавшееся в XVI веке, продолжалось до конца XIX и было связано, прежде всего, с сокращением свободных земель на прежней родине. Наиболее активно шло переселение на рубеже XIX и XX веков. Если к началу девятнадцатого столетия удмуртов в Уфимской губернии насчитывалось около трех тысячи, то к началу двадцатого – около двадцати пяти. В настоящее время численность удмуртов Башкирии составляет около двадцати восьми тысяч человек.
3.
Удмуртский язык в Башкирии является родным для 24 тысяч удмуртов. На удмуртском языке ведется обучение и воспитание в 48 школах и 17 детских садах. Удмуртский язык является языком обучения на удмуртском отделении Нефтекамского педучилища. В Центре этнологических исследований, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирской Академии наук ведутся научные исследования по удмуртской этнографии и фольклору. Выходит республиканская удмуртская газета «Оймес». На республиканском телевидении и радио организованы передачи на удмуртском языке. В результате большинство удмуртов Башкортостана удмуртский язык считает родным.
Язык местных удмуртов отличается многочисленными диалектами и говорами, среди которых выделяют основные четыре – татышлинский, буйско-таныпский, ташкичинский и канлинский – все названы по имени местности.
С одной стороны, эти говоры включают большое количества слов, заимствованных из бапшкирского и татарского. Например, в ташкичинском говоре таких более двух тысяч. Многие из удмуртов нашего края носят тюркские имена – Рафис, Ильдар, Альфит, Гульнара, Айгуль, Ильмира. Например, закамские удмурты пользуются тюркскими обозначениямитерминами родства: мать – анкай, отец – аткай, бабушка – эби, дед – бабай, старший брат или просто старший – абзи и другие. Всех своих тюркоязычных соседей, не разделяя, они зовут – «башкырт» – башкирами. Большинство местных удмуртов знают башкирский и татарский языки, свободно на них разговаривают.
С другой стороны, яркая особенность этих говоров – использование слов и словосочетаний, которые в самой Удмуртии давно уже вышли из употребления. Это можно сказать и многих старинных обрядах и поверьях удмуртов – в мусульманском окружении, резко отличающимся по представлениям и верованиям, они как бы «консервировались», сохраняясь в самой древней своей форме.
Традиционные верования удмуртов связаны, прежде всего, с семейно-родовыми и аграрными культами. Еще недавно каждый из удмуртов знал о своей принадлежности к определенному родовому покровителю – воршуду, имевшему женское имя – Пельга, Эгра, Чабья, Бигра, Дурга. В честь воршуда – покровителя рода устраивались специальные моления. Воршуд означал одновременно и божество, и семейную святыню.
В семейном святилище хранился большой лубяной короб с серебряными монетами, крыльями рябчика, тетеревинными перьями, беличьей шкуркой, жертвенной посудой, кусочками ритуального хлеба, ветками дерева. Воршуд являлся и покровителем семьи, объединяя всех родственников по материнской линии. Для многих крещеных удмуртов православие сочетается с традиционными верованиям. К примеру, старинный праздник Гербер четко ассоциируется с Петровым днем, на празднестве издавна появлятся православные священники, а в текстах курисконов упоминается Христос и святые. В результате на молениях и в обрядах местных удмуртов можно встретить, одновременно черты языческие и христианские.
4.
Удмурты Башкирии до сих пор празднуют Масленицу и ее проводы. Правда, по словам пожилых людей, как раньше. Среди масленичных развлечений – катание по улице на запряженных лошадях, катание с горы на санках или в корытах. В советское время Масленицу старались заменить праздником проводов зимы, но основные обряды Масленицы, включая семейное угощение, все же сохранились.
Еще совсем недавно удмурты праздновали начало нового года весной. Одним из первых признаков пробуждения природы считалось цветение вербы. Обряды с вербой были приурочены к христианским праздникам и совершались накануне Вербного воскресенья, в Великий четверг или на Пасху. Ветками вербы погоняли скот при первом выгоне. Выйдя за деревенскую околицу, с криком «эру-у!» вербу бросали через плечо назад, сами же прислушивались к звукам, служащим приметой, предсказывающей события будущего года. Сегодня ветки вербы по обычаю приносят в каждый дом, хотя сам обряд уже не соблюдается.
Ветви рябины для местных удмуртов до сих пор служат оберегом о
т мертвецов. Ночь на христианский Великий четверг называют здесь «ночью выхода покойников». Считается, что души умерших в эту ночь выходят из могил, и напускают на людей порчу.
В некоторых удмуртских селах Татышлинского района Башкирии и в настоящее время за день до этой ночи из леса приносят рябиновые ветки, раскладывают их на подоконниках и в хлеву, привязывают к детским рукам, вешают на шею коровам и лошадям. Перед этой ночью старательно моются в бане, плотно закрывают в доме двери, окна и печную трубу, а пол трижды очерчивают большим стальным гвоздем.
В утро Великого четверга хозяин дома встает с рассветом, разжигает посреди двора костер из соломы, а домашние прыгают через него. В этот день, чтобы год стал успешным, стараются выполнить как можно больше работы. Женщины торопятся на родник или на реку – кто зачерпнет воды первой, станет удачливой в работе на весь год.
5.
Самый важный удмуртский праздник – Быдзынал – связан с началом полевых работ. Празднование его приурочено к христианской Пасхе.
С вечера красят яйца, моются в бане, с утра начинают стряпать, к обеду готовят гуся и кашу. Собравшись вместе, взрослые обходят дома родственников, совершая в каждом из них моление, обращаясь к богу с просьбами сохранить здоровье, уберечь скот и приплод, послать дождей для хорошего урожая. После моления угощаются пивом. Парни в этот день верхом на лошадях ездили по улице от дома к дому, и из каждого окна им подавали пиво. Дети ходили по домам, собирая яйца.
Во всех удмуртских селах Башкирии вскоре после Быдзынала празднуется обряд начала сева – день первой борозды. Для этого вспахивают небольшой участок земли рядом с деревней, разбрасывают на нем семена и, вместе с семенами, вареные куриные яйца, которые тут же собирают дети. После этого на лугу проводится праздничное гуляние.
Окончание весеннего сева у закамских удмуртов раньше сопровождалось специальным моленьем, чтобы посевы хорошо взошли и созрели, а сегодня праздник окончания сева у удмуртов проходит без моленья и совмещается с сабантуем, как у их соседей — татар и башкир. В некоторых деревнях в настоящее время отмечается праздник всхода яровых и так называемое большое моление перед сенокосом. По наблюдениям ученых, календарную обрядность удмурты нашего края лучше знают, чем в самой Удмуртии, где она почти совсем перестала соблюдаться.
Хотя в основном удмуртские деревни однонациональны, часть удмуртов живет в национально-смешанных поселениях – удмуртско-татаро-башкирских, а также удмуртско-русских и удмуртско-татаро-марийских…
Удмурты-переселенцы на новом месте продолжали свое традиционное занятие земледельческим трудом, соблюдали привычные аграрные и семейно-родовые обряды. Удмуртский язык испытал ощутимое влияние соседей не только на лексическом (что сразу обращает на себе внимание), но и на фонетическом и морфологическом уровнях (интересные примеры или убрать).
6.
Тюркское влияние этнографы фиксируют и в материальной культуре местных удмуртов — в планировке усадьбы, в особенностях жилища, в отдельных элементах и деталях одежды, в заимствовании таких блюд башкирской и татарской кухни, как бишбармак, бялеш и кыстыбый. Однако при всем этом удмурты башкирского края сохраняют сильное национальное самосознание. Растет их тяга к традиционной удмуртской одежде, к стародавней культуре, включая языческую обрядность.
Удмуртский язык в Башкирии является родным для 24 тысяч удмуртов. На удмуртском языке ведется обучение и воспитание в 48 школах и 17 детских садах. Удмуртский язык является языком обучения на удмуртском отделении Нефтекамского педучилища. В Центре этнологических исследований, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирской Академии наук ведутся научные исследования по удмуртской этнографии и фольклору.
Выходит республиканская удмуртская газета «Оймес». На республиканском телевидении и радио организованы передачи на удмуртском языке. В результате большинство удмуртов Башкирии удмуртский язык считает родным.