5564 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Удмурты в Башкирии

Лесные острова. Природа северо-запада и культура закамских удмуртов

1.

Удмурты на территории Башкирии живут в основном в лесных и лесостепных северных и севе­ро-западных районах: Три четверти удмуртов живут в сельской местности, больше всего в Янаульском и Татышлинском районах – около семи и шести тысяч человек соответственно. Значительную долю населения занимают удмурты в Калтасинском и Бураевском районах, неболь­шими группами они живут Балтачевском, Кушнаренковском, Илишевском и Ермекеевском районах. В основном удмуртские села нашей республики однонациональ­ны.

sosnovit-bor-bakali Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

pered-uborkoy Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Пожалуй, именно у удмуртов отчетливей других народов края проявляется «лесной характер»

sarapulskie-udmurty-glazami-finskogo-etnografa-2 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Большинство селений закамские удмурты основывали в лесных местах. Их жители испытывали и радости, и тяготы жизни среди глухой чащобы, чувствуя зависимость от каждого пня, оврага или болотца. Лес щедро дарил, становясь темой удмуртских посло­виц: «Степь хороша, но лес луч­ше», «Лес зовет, лукошко в руки пода­ет», «Нет ничего щедрее леса».

Лес начинался за околицей села, встречая сонной тишиной, в глухом шуме его вершин чуялось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание невидимой опасности населяло его всевозможными страхами, которые становились основой для легенд и преданий.

Фольклористы и этнографы говорят об особом влиянии таежно-лесной природы на фор­мирование национального характера удмуртов, отмечая среди его черт немногословие, сдержанность в проявлении чувств, создающее порой впечат­ление скрытности и замкнутости, скромность, переходящая иногда в излишнюю стеснитель­ность, доброжелательность и деликат­ность, боязнь обидеть другого, особую бережливость в ведении хозяйства, безграничную терпеливость.

С лесом связаны традиционные занятия местных удмуртов – смолокурение, углежже­ние, изготовление пеньковых веревок, изготовление деревянной утвари, орудий труда, средств передвижения.

2.

В самой Удмуртии удмуртов, живущих в Башкирии, называют закамскими удмуртами, сами они зовут себя – «укморт». Происхождение самоназвания народа – «удмурт», «утморт», «укморт» не выяснено, ученые считают установленной лишь основу «мурт», «март», происходящую от индоиранского «человек», «муж», «мужчина».

Русские в устной речи и в документах вплоть до 1930-х годов именовали удмуртов арянами, арскими людьми, вотинами, отяками, а чаще всего вотяками. Лишь в 1932 году было признано истори­ческое самоназвание и Вотская авто­номная область переименована в Уд­муртскую. Башкиры и татары и в настоящее время называют удмур­тов арами, марийцы – одо, одо мари.

Переселение удмуртов в Приуралье, начавшееся в XVI веке, продолжалось до конца XIX и было связано, прежде всего, с  сокра­щением свободных земель на прежней родине. Наиболее активно шло переселение на рубеже XIX и XX веков. Если к началу девятнадцатого столетия уд­муртов в Уфимской губернии насчитывалось около трех тысячи, то к началу двадцатого – около двадцати пяти. В настоящее время численность удмуртов Башкирии составляет около двадцати восьми тысяч человек.

Читайте также:  Башкирия - Башкортостан, Аургазинский район

01 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

01 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

3.

Удмуртский язык в Башкирии является родным для 24 тысяч удмуртов. На удмуртском языке ведется обучение и воспитание в 48 школах и 17 детских садах. Удмуртский язык является языком обучения на удмуртском отделении Нефтекамского педучилища. В Центре этнологических исследований, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирской Академии наук ведутся научные исследования по удмуртской этнографии и фольклору. Выходит республиканская удмуртская газета «Оймес». На республиканском телевидении и радио организованы передачи на удмуртском языке. В результате большинство удмуртов Башкортостана удмуртский язык считает родным.

Язык местных удмуртов отличается многочисленными ди­алектами и говорами, среди которых выделяют основные четыре – татышлинский, буйско-таныпский, ташкичинский и канлинский – все названы по имени местности.

С одной стороны, эти говоры включают большое количества слов, заимствованных из бапшкирского и татарского. Например, в ташкичинском говоре таких более двух тысяч. Многие из удмуртов нашего края носят  тюркские имена – Рафис, Ильдар, Альфит, Гульнара, Айгуль, Ильмира. Например, закамские удмурты пользуют­ся тюркскими обозначениямитерминами родства: мать – анкай, отец – аткай, бабуш­ка – эби, дед – бабай, старший брат или просто старший – абзи и другие. Всех своих тюркоязычных соседей, не разделяя, они зовут – «башкырт» – башкира­ми. Большинство местных удмуртов знают башкирский и татарский языки, свободно на них разговаривают.

С другой стороны, яркая особенность этих говоров – использование слов и словосочетаний, которые в самой Удмуртии давно уже вышли из употребления.  Это можно сказать и многих старинных обрядах и поверьях удмуртов – в мусульманском окружении, резко отличающимся по представлениям и верованиям, они как бы «консервировались», сохраняясь в самой древней своей форме.

1-3 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Традиционные верования удмуртов связаны, прежде всего, с семейно-родовыми и аграрными культами. Еще недавно каждый из удмуртов знал о своей при­надлежности к определенному родовому покровителю – воршуду, имевшему женское имя – Пельга, Эгра, Чабья, Бигра, Дурга. В честь воршуда – покровителя рода ус­траивались специальные моления. Воршуд означал одновременно и божество, и семейную святыню.

В семейном святилище хранился большой лубяной короб с сереб­ряными монетами, крыльями рябчика, тетеревинными перьями, беличьей шкуркой, жертвенной посудой, кусочками ритуального хлеба, ветками дерева. Воршуд являлся и покровителем семьи, объединяя всех родствен­ников по материнской линии. Для многих крещеных удмуртов православие сочетается с традиционными верованиям. К примеру, старинный праздник Гербер четко ассоциируется с Петровым днем, на празднестве издавна появлятся православные священники, а в текстах курисконов упоминается Христос и святые. В результате на молениях и в обрядах местных удмуртов можно встретить, одновременно черты языческие и христианские.

4.

Удмурты Башкирии до сих пор празднуют Масленицу и ее про­воды. Правда, по словам по­жилых людей, как раньше. Среди масленичных развлечений – катание по улице на запряженных лошадях, катание с горы на санках или в корытах. В советское время Масленицу стара­лись заменить праздником проводов зимы, но основные обряды Масленицы, включая семейное угощение, все же сохранились.

Читайте также:  Церковные школы Уфы

Еще совсем недавно удмурты праздновали начало нового года весной. Одним из первых признаков пробуждения природы считалось цветение вербы. Обряды с вербой были приурочены к христианским праздникам и совершались накануне Вербно­го воскресенья, в Великий четверг или на Пасху. Вет­ками вербы погоняли скот при первом выгоне. Выйдя за деревенскую околицу, с криком «эру-у!» вербу бро­сали через плечо назад, сами же прислушивались к звукам, служащим приметой, предсказывающей события будущего года. Сегодня ветки вербы по обычаю приносят в каждый дом, хотя сам обряд уже не соблюдается.

634635745874 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

udmurty65 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Ветви рябины для местных удмуртов до сих пор служат оберегом от мертвецов. Ночь на христианский Великий четвер­г называют здесь «ночью выхода покойников». Считается, что души умерших в эту ночь выходят из мо­гил, и напускают на людей порчу.

В некоторых удмуртских селах Татышлинского района Башкирии и в настоящее время за день до этой ночи из леса приносят рябиновые ветки, рас­кладывают их на подоконниках и в хлеву, привязывают к детским рукам, вешают на шею коровам и лошадям. Перед этой ночью старательно моются в бане, плотно закрывают в доме двери, окна и печную трубу, а пол трижды очерчивают большим стальным гвоздем.

В утро Великого четверга хозяин дома встает с рассветом, разжигает посреди двора костер из соломы, а домашние прыгают через него. В этот день, что­бы год стал успешным, стараются вы­полнить как можно больше работы. Женщины торопятся на род­ник или на реку – кто зачерпнет воды первой, станет удачливой в работе на весь год.

5.

Самый важный удмуртский праздник – Быдзынал – связан с началом полевых работ. Празднование его приурочено к  христианской Пасхе.

С вечера красят яйца, моются в бане, с утра начинают стряпать, к обеду готовят гуся и кашу. Собравшись вмес­те, взрослые обходят дома родственни­ков, совершая в каждом из них моление, обращаясь к богу с просьбами со­хранить здоровье, уберечь скот и приплод, послать дождей для хорошего урожая. После моления угощаются  пи­вом. Парни в этот день верхом на лошадях ездили по улице от дома к дому, и из каждого окна им подавали пиво. Дети ходили по домам, собирая яйца.

Во всех удмуртских селах Башкирии вскоре после Быдзынала празднуется об­ряд начала сева – день пер­вой борозды. Для этого вспахивают небольшой участок земли рядом с деревней, разбрасывают на нем семена и, вместе с семенами, вареные куриные яйца, которые тут же собирают дети. После этого на лугу проводится праздничное гуляние.

Читайте также:  МЕКТЕБЫ

chakara4 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия

Окончание весеннего сева у закамских удмуртов раньше сопровождалось специальным моленьем, чтобы по­севы хорошо взошли и созрели, а сегодня праздник окончания сева у удмуртов проходит без моленья и совмещается с сабантуем, как у их соседей – татар и башкир. В некоторых деревнях в настоящее вре­мя отмечается праздник всхода яровых и так называемое большое моление перед сенокосом. По наблюдениям ученых, календарную обрядность удмурты нашего края лучше знают, чем в самой Удмуртии, где она почти совсем перестала соблюдаться.

Хотя в основном удмуртские деревни однонациональны, часть удмуртов живет в национально-смешанных поселениях – удмуртско-татаро-башкирских, а также удмуртско-русских и удмуртско-татаро-марийских…

Удмурты-переселенцы на новом месте продолжали свое традиционное занятие земледельческим трудом, соблюдали привычные аграрные и семейно-родовые обряды. Удмуртский язык испытал ощутимое влияние соседей не только на лексическом (что сразу обращает на себе внимание), но и на фонетическом и морфологическом уровнях (интересные примеры или убрать).

6.

Тюркское влияние этнографы фиксируют и в материальной культуре местных удмуртов – в планировке усадьбы, в особенностях жилища, в отдельных элементах и деталях одежды, в заимствовании таких блюд башкирской и татарской кухни, как бишбармак, бялеш и кыстыбый.  Однако при всем этом удмурты башкирского края сохраняют сильное национальное самосознание. Растет их тяга к традиционной удмуртской одежде, к стародавней культуре, включая языческую обрядность.

Удмуртский язык в Башкирии является родным для 24 тысяч удмуртов. На удмуртском языке ведется обучение и воспитание в 48 школах и 17 детских садах. Удмуртский язык является языком обучения на удмуртском отделении Нефтекамского педучилища. В Центре этнологических исследований, Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН, Башкирской Академии наук ведутся научные исследования по удмуртской этнографии и фольклору.

Выходит республиканская удмуртская газета «Оймес». На республиканском телевидении и радио организованы передачи на удмуртском языке. В результате большинство удмуртов Башкирии удмуртский язык считает родным.

https://posredi.ru/wp-content/uploads/2017/03/5564-640x498.jpghttps://posredi.ru/wp-content/uploads/2017/03/5564-150x150.jpgСергей СиненкоБашкирияБлог Сергея СиненкоНародознание и этнографияУдмуртияБашкирия,история,традиции,Удмуртия,удмурты,этнографияУдмурты в Башкирии Лесные острова. Природа северо-запада и культура закамских удмуртов 1. Удмурты на территории Башкирии живут в основном в лесных и лесостепных северных и севе­ро-западных районах: Три четверти удмуртов живут в сельской местности, больше всего в Янаульском и Татышлинском районах – около семи и шести тысяч человек соответственно. Значительную долю населения...cropped-logo_ru-700 Удмурты в Башкирии Башкирия Блог Сергея Синенко Народознание и этнография Удмуртия