mosty-bel Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Сергей Синенко

Оренбургская переправа и Троицкий холм

Два автодорожных моста соединяют берега реки Белой в районе Оренбургской переправы. Первый возведен в 1950-е гг., второй – в конце 1980 – начале 1990-х гг. Уфа. Фото Сергея Синенко

Эту прогулку мы начнем на левом берегу Белой со стороны Кооперативной поляны, по автодорожному мосту перейдем на правый берег Белой, затем от дорожной развязки на проспекте Салавата Юлаева отправимся по улице Октябрьской революции в сторону монумента Дружбы на Троицком холме. Общее расстояние маршрута, с учетом всех изгибов, от остановки транспорта «Школьная» до монумента – 2,3 км.

Итак, в путь. В сторону города лучше идти по правой восточной стороне шоссе, отсюда лучше видна центральная часть набережной. По сторонам дороги – «частный сектор», дома разного достатка, есть и развалюхи, и дворцы. Ближайшие к шоссе улицы имеют характерные названия – Заречная, Малоозерная, Луговая, два Луговых переулка, оставшиеся со времен, когда здесь, в Уфимском заречье, были пойменные луга с бесконечными блюдцами озер – место выпаса скота и заготовки сена. Наряду с официальным названием Кооперативная поляна по-прежнему бытует и старое название поселка – Цыганская поляна, хотя цыган здесь давно не видно. Что именно находилось здесь раньше, кроме лугов?

Попробуем разобраться. Известно, что в XVII–XVIII вв. на берегу напротив города у Оренбургской переправы периодически устраивалась самая крупная в крае лошадиная ярмарка, на которую пригоняли табуны башкиры, киргизы и казахи. Некоторые табуны насчитывали от десяти до тридцати тысяч голов. Особенно ценились калмыцкие иноходцы, число которых уменьшилось с 1640-х гг., когда калмыки стали совершать набеги на башкирские селенья и уфимские власти ограничили их доступ на ярмарку. Лошадей на ярмарке подбирали для верховой езды, для работы на земельных наделах, для нужд армии; целые табуны отправлялись из Уфы в города Центральной России, в военные части, на фабрики, заводы, в поместья.

В середине XIX в. в северной части заречной слободы возник Никольский поселок. Здесь находился большой песчаный пляж. На берегу стоял большой лесопильный завод, к которому по рекам Белой и Уфе гнали плоты. Лесопилки находились по обеим сторонам палашкоутного моста через Белую, но чуть ниже по течению устроена была главная лесная пристань.

Южнее рабочего Никольского поселка начинался Михайловский починок – поселение из нескольких домов, разросшееся впоследствии в поселок Цыганская поляна. В послереволюционное время все эти разрозненные поселения были объединены и переименованы в Кооперативную поляну.

Мест, где цыгане организовывали свои летние стоянки, было несколько. Даже в 1980-е гг. с трассы можно было увидеть цыганские шатры на берегу. В то же время, после строительства Затонского моста, цыганские стоянки чаще возникали в районе бывшей Сафроновской переправы.Шоссе, которое разрезает Кооперативную поляну пополам, имеет свою историю. Приблизительно здесь проходил старинный Оренбургский тракт. В 1930-х – начале 1950-х гг. шоссе называлось улицей Берия в честь печально известного Лаврентия Павловича, деятеля сталинской эпохи, чья вина за организацию массовых репрессий особенно высока.

1-0104b Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Никольский поселок в половодье. Фото начала XXв.

1-0104 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Прямо перед нами мост, справа – большой песчаный пляж, главный городской. В прошлом в этом месте находилась знаменитая Оренбургская переправа. Для города, окруженного полноводными реками с востока, юга и запада, особое значение имела возможность надежной переправы на другой берег. Горожане пользовались для переезда через реки Белую и Уфу обычными лодками и паромами-барками.

На запад путь лежал через Вавиловскую, на юго-запад – через Стрешневскую, на север – через Сафроновскую, на восток через реку Уфу дорога шла через Дудкинскую и Каменную переправы.Оренбургская переправа рядом с местом возникновения первых городских поселений всегда была главной. Лодочно-паромная переправа для пассажиров и груза возникла здесь со строительством Уфы. Названа была по имени Оренбургской дороги, или Оренбургского тракта, который начинался сразу на берегу – отсюда путь лежал в южные районы.

1-0106-mosty-panton Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Понтонный мост через реку Белую. Архивное фото

Первый мост через Белую был сооружен из сосняка и дуба в 1795 г., но простояло сооружение лишь до первого паводка. С 1808 г. в течение почти полутора столетий здесь действовал наплавной мост на лодкахплашкоутах, который на три-четыре часа ежедневно разводили для пропуска судов, грузовых барок и плотов, сплавлявшихся по Белой «самоходом». Летописец Уфы Михаил Семенович Ребелинский, чиновник губернского правления, 26 июля 1808 г. записал в своем дневнике: «В сей день начали наводить на Белой реке вновь устраиваемый мост, на коем архиерей служил молебен и водоосвящение в присутствии военного и гражданского губернаторов».

Через три месяца им же была засвидетельствована первая неприятность, случившаяся с мостом. «24 октября. На Белой прошел весьма сильный лед, коим вырвало половину почти моста и унесло ниже архиерейского дома». В следующие годы мост стали снимать уже 10 октября, задолго до заморозков. «Город обтекала чудесная Белая с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России… – вспоминал писатель-публицист Сергей Елпатьевский. – С высокой Случевской горы открывалась бесконечная зеленеющая даль лугов, переходивших в ковыльные степи…».

Художником М. В. Нестеровым на берегу Белой написано много этюдов и картин, наиболее известны пейзажи «Родина Аксакова», «Река Белая», «На реке Белой»…

В 1878 г. Уфимским окружным правлением спасения на водах были открыты спасательные станции, в том числе и на Оренбургской переправе.

1-013 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Район Оренбургской переправы на карте 1939 г. Приметы времени – не только улица Берия в Кооперативной слободе, но и пространственные искажения – остров на реке Белой значительно смещен к правому берегу. На предвоенных картах это встречается повсеместно – делалось, чтобы обмануть противника

В 1924 г. здесь был сооружен новый плашкоутный мост, рассчитанный на движение подвод и полуторатонных автомобилей. С появлением тяжелых грузовиков он стал непригоден, и в 1938 г. был открыт новый мост, часть которого находилась на больших плашкоутах, а часть опиралась на эстакады, врытые в речное дно. В зимнее время напротив Случевской горы наводили ледовую переправу, дорогу с двух сторон помечали вешками, следили за крепостью льда.

Ближе к мосту шоссе сужается. Неторопливо двигаясь от левого берега Белой к правому по мосту, медленно приближаясь к городу, мы не только видим его фасад целиком, но и выхватываем детали. Мимо нескончаемым потоком проносятся автомобили, но что можно заметить из окна? – мелькнула холодной синевой река, пароходики, как игрушечные, на берегу – силуэт монумента, разноцветные крыши и машина уже влетает в широкий транспортный коридор. Мы в выгодном положении – за это самое время сделали всего пятьдесят шагов.

На противоположном правом берегу – набережная, дома частной застройки и улица Пугачева – начинаясь рядом с устьем речки Сутолоки, она идет в сторону Каменной переправы у самого подножья большого холма, вытянутого с запада на восток – Усольской горы. Береговую полосу выше по течению, где проходят улицы Бельская и Прибельская, сложно отсюда разглядеть (основную ее часть скрывают высокие деревья на левом берегу), в старину это место называли Золотухинской слободой.

Усольская гора сегодня плотно застроена и по виду напоминает мозаику. Зеленые насаждения и новостройки почти скрывают очертания соседнего небольшого холма – Сергиевской горы с Сергиевской церковью. Рядом, чуть западнее, виднеется Сутолоцкий овраг. С левого берега хорошо виден небольшой Троицкий холм, а монументом Дружбы точно обозначено место, где находился когда-то Уфимский кремль.

В створе моста начинается проспект Салавата Юлаева. Левее – Случевская (Шугуровская) гора, беседки, мостик через овраг, выше – силуэт Первой соборной мечети. Среди зелени видны дома Труниловской слободы. За ними на холме, в районе Архиерейской слободы, белеет монументальное здание Дома правительства. Еще западнее – место, которое в прошлом звалось Семинарской слободой. За ним – Черкалихин овраг, силуэты телебашни, памятника Салавату Юлаеву, водонапорной башни и Уфимский косогор..

Наша прогулка продолжается. Миновав середину моста, самое время оглядеть речное пространство, широкую ленту реки Белой, опоясывающей город с южной и западной сторон. Начинается река на Южном Урале у восточного подножья горного массива Аваляк, впадает в Каму, является левым притоком Волги. Длина ее – 1430 км, водосборная площадь – более ста тысяч км2. В пределах города Уфы береговая линия Белой тянется на расстоянии 40 км. В городской зоне в Белую впадают реки Уфа и Дема.

Ширина русла Белой перед устьем реки Уфы в межень составляет 150–180 м и возрастает ниже по течению. У Золотухинской слободы она равна 280 м, рядом с устьем Демы – 560 м. В районе Сафроновской пристани происходит сужение русла до 200 м, однако в северной части города река вновь расширяется, достигая у Старой Александровки полукилометра в ширину.

Русло Белой извилисто: от устья реки Уфы и до железнодорожного вокзала «Уфа» при общем направлении на северо-запад река образует крупные излучины – Пугачевскую, Кооперативную и Нижегородскую с радиусами в 1,5–2 км. От железнодорожного вокзала и до северной границы города река течет почти по прямой линии на северо-восток, представляя собой на этом участке отрезок крупной излучины, протянувшейся почти до Красного Яра.

Уклон речного русла в городской зоне неодинаков. От устья реки Уфы до устья реки Демы он составляет в среднем 5,3 см на 1 км, на участке от устья Демы до железнодорожного вокзала увеличивается до 18 см на 1 км, а ниже железнодорожного вокзала «Уфа» снова уменьшается до 8 см на 1 км. Наибольшие глубины, от 5 до 10 м, отмечены на вогнутых берегах, образующих речные плесы.

Средняя скорость течения Белой в пределах города составляет 0,17–0,6 м/сек, наибольшая – 0,26–0,94 м/сек. Вскрывается река ото льда в городской черте обычно в апреле, ближе к середине месяца. Во время половодья воды заливают пойму вместе с расположенными на ней полями, лесами и, частично, городскими кварталами Нижегородки, Кооперативной поляны и Затона. Половодье на р. Белой длится более месяца. Средняя дата его начала – 10 апреля, а конца – 28 мая. Максимальный уровень воды во время паводка 1882 г. составил 11 м 18 см, но обычно он колеблется между 6 и 9 м. Затопление начинается при высоте воды на уровне 7,30 м от нулевой отметки.

С давних времен ярким зрелищем для уфимцев был весенний ледоход на Белой, вся Уфа выходила встречать его на Случевскую и Труниловскую горы, на гору рядом с Мусульманским кладбищем – Белая оттуда была видна далеко. Чаще всего уфимцы наблюдали приближение ледохода, первые подвижки льда, и только в редких случаях его начало (обычно оно происходило ночью). Сегодня лед разрушается ледоколами, поэтому такого интереса, как в прежние времена, ледоход не вызывает.

Одноэтажные дома в годы высокого половодья раньше полностью заливались водой, иногда их уносила река. Некоторые из жителей Нижегородки, Кооперативной поляны и Затона на это время вынуждены переселяться в незатопляемые части города.

1-0180 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Берег реки Белой между устьями речек Сутолока и Ногайка – место исторического возникновения г. Уфы. Фото Сергея Синенко

Наиболее низкий уровень воды в реке приходится на июль и август. В октябре и ноябре возникает осенний паводок, когда уровень воды поднимается на 2–3 м над меженью. Среднемесячные температуры воды в реке Белой в мае – 10,1°С, в июне – 17,6°С, в июле – 20,1°С, в августе – 18,8°С, в сентябре – 12,6°С и в октябре – 4,9°С. Наибольшая температура (26,2°С) была отмечена в июле 1954 г.

Ледоставу на реке предшествует появление «сала» – тонкой ледяной пленки, которая появляется обычно в начале ноября, а замерзает река во второй половине ноября. Самое раннее замерзание наблюдалось 28 октября, а самое позднее – 13 декабря. Лед стоит на реке в среднем 170 дней, средняя его толщина – 60 см. Наибольшая продолжительность ледостава – 200 дней, наименьшая – 144 дня. В период навигации по реке перевозят грузы (нефть, хлеб, металл, лес). По реке осуществляется движение пассажирских пароходов по направлениям Уфа–Москва, Уфа–Астрахань, Уфа–Казань, Уфа–Пермь, Уфа–Дербешка, Уфа–Охлебинино.

1-0171 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Набережная реки Белой. Уфа. Фото Сергея Синенко

…Железное полотно под нами дрожит, особенно когда по нему проезжают тяжелые грузовики. Этот мост – «южные ворота» города, парадный в него вход. В 1956 г. Оренбургская переправа через Белую была закрыта и с того времени началось движение по новому мосту из ажурных стальных конструкций. Старые плашкоуты потом еще долго служили пристанями на Белой и Уфимке.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. параллельно первому мостовому перекрытию был построен мост вдвое шире, имеющий вдвое большую пропускную способность. Длина его – 690 м, именно по нему мы и следуем. Но вот мост заканчивается. Приближаясь к городу, человек должен приготовиться к встрече с ним в духовном плане.

В старину, перед тем как войти во врата, принято было снимать шапку и кланяться городу, приветствовать его. Мы, по понятным причинам, делать этого не будем, тем более, что нет перед нами ни ворот, ни самого Уфимского кремля. Вместо него – огромная транспортная развязка – пространство, отданное машинам.

107583 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Белое видение лестницы. Слева от моста – зеленая Случевская гора. Уфа. Фото Сергея Синенко

Посмотрев вниз на набережную, можно оценить, насколько надежно ее склон защищал кремль с западной стороны. Овраг, по которому протекала речка Ногайка, проходил немного восточнее современного моста. Дальше начинается небольшой пляж и пристань для пассажирских теплоходов.

Место историческое. Между устьями речек Ногайки и Сутолоки по юлианскому календарю 30 мая 1574 г., в Троицын день, высадился отряд московских стрельцов. Здесь же, на берегу, у подножья холма, недалеко от места, выбранного для строительства острога, было возведено первое городское здание – небольшая обыденная церковь (срубленная в один день – «об един день»), названная в честь праздника Троицы.

Церковь стояла на берегу, ближе к западной части холма, на котором решено было строить крепость. В храме устроены были приделы во имя Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца. Позднее при храме устроили кладбище.

107585 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Спустя триста лет в районе пристани при обвале берега найдены были долбленые колоды с человеческими костями. При земляных работах находили такие же колоды. Известно, что погребение в колодах Петр Великий запретил, значит, захоронения эти относились к допетровской эпохе. При кладбище ближе к устью речки Сутолоки стояла и деревянная часовенка. Вторая городская церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери была возведена уже на Троицком холме внутри острога вскоре после начала его строительства.

Во второй половине XVII в. по Ногайскому оврагу проходила западная граница города. В городскую черту в то время вошли восемь крупных оврагов, в том числе овраг по реке Сутолоке и Ногайский овраг. В XVIII в. Уфа стала активно расти в западном направлении, уже в начале века Шугуровская гора была плотно заселена. Для ее связи с административным центром был построен мост через овраг, также названный Ногайским. Большие жилые кварталы возникли на Шугуровской горе за Ильинскими и Фроловскими воротами. В настоящее время рельеф местности значительно изменился, сгладился, старое название горы стало анахронизмом, старожилы именуют ее Случевской (об этом расскажем подробно в прогулке по Труниловской слободе).

Ногайский овраг давно засыпан, здесь начинается широкая автомобильная магистраль, пересекающая город с юга на северо-восток. Речка Ногайка обозначена на всех старых картах города, еще в конце 1980-х гг. ее можно было видеть – начиналась вблизи пересечения улиц Цюрупы и Октябрьской революции, подпитывалась ручьем из пруда сада имени А. В. Луначарского (ныне имени С. Т. Аксакова), текла по оврагам в сторону реки Белой, то исчезая в тоннелях и провалах, то вновь появляясь из какого-нибудь бетонного колодца. Сегодня она вытекает из трубы на берегу Белой.

0-103718 Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе

Мелководная речка Ногайка, в настоящее время ручей, почти на всем своем протяжении протекает по искусственному подземному водостоку. В дождливое время – бурлящим потоком, а в жаркое – тоненькой струйкой она вытекает из бетонной трубы на берегу Белой чуть выше автодорожного моста. Уфа. Фото Сергея Синенко

 

 

ИсточникСергей Синенко Неторопливые прогулки по Уфе. Городской путеводитель. Уфа, 2010 (Прогулка 1).

См. продолжение прогулки >>

printfriendly-pdf-email-button-notext Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе
Сергей СиненкоБлог писателя Сергея СиненкоНеторопливые прогулки по Уфегород,история,краеведение,рекаСергей СиненкоОренбургская переправа и Троицкий холм Два автодорожных моста соединяют берега реки Белой в районе Оренбургской переправы. Первый возведен в 1950-е гг., второй – в конце 1980 – начале 1990-х гг. Уфа. Фото Сергея СиненкоЭту прогулку мы начнем на левом берегу Белой со стороны Кооперативной поляны, по автодорожному мосту перейдем...cropped-skrin-1-jpg Оренбургская переправа и Троицкий холм Блог писателя Сергея Синенко Неторопливые прогулки по Уфе