Сафроновская (Софроновская) пристань — Уфа от А до Я

SH10800422-1 Сафроновская (Софроновская) пристань - Уфа от А до Я История и краеведение

Сафроновская (Софроновская) пристань — Уфа от А до Я

Сафроновская (Софроновская) пристань на р. Белой, сегодня пристань «Уфа». Названа по имени белебеевского купца Ф.С. Софронова, имевшего здесь свои лабазы и причал для грузовых судов – барок. Отсюда же идет название Сафроновской горы и Сафроновской переправы через р. Белую в этом месте.

С открытием пароходного движения по Белой в этом месте возникла Сафроновская пристань, главная городская. К переправе и пристани уфимцы добирались вниз по улицам Лазаретной (позднее ул. Центральной, затем Ленина) и Александровской (ул. К. Маркса).

На всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода). В советское время название «выправили»; в документах, на картах, на табличках стали писать «Сафроновская».

Как говорить – «Сафроновская» или «Софроновская»? Вопрос не праздный. И копий наломано над ним не мало. Некоторые из уфимских краеведов современный вариант не без основания отвергают. Основана пристань была белебеевским купцом первой гильдии Федором Семеновичем Софроновым и на всех старых картах указано написание «Софроновская пристань» (гора, переправа, слобода).

Переселившись в Уфу, купец приобрел у наследников купца Демидова особняк на улице Большой Казанской (ул. Октябрьской революции, 57/1) и большой береговой участок на Оренбургской пристани (ныне район ул. Набережной), а также построил знаменитую пристань, лабазы и причал для грузовых судов – барок. Софронову принадлежал единственный на Белой буксирный пароход «Надежда».

96963626 Сафроновская (Софроновская) пристань - Уфа от А до Я История и краеведение

Вид на Софроновскую пристань. Почтовая карточка начала XX в.

В советское время название выправили – в документах, на табличках с номерами домов стали писать «Сафроновская». Это написание за прошедшие десятилетия утвердилось достаточно прочно, оно отражено и на картах, и в справочниках. «Эксплуатационная контора речных переправ» находится в Уфе на улице Сафроновская пристань. На улице Сафроновский переезд расположена компания «Лесстройсервис». В Сафроновском проезде – Уфимский завод гибких валов. Не так давно в Ленинском районе Уфы (перед поселком 8-го Марта) возник микрорайон «Сафроновский». Там же – торгово-сервисный комплекс «Сафроновский» и т. п.

К настоящему времени устоялся именно этот вариант написания, естественный для русского языка, хотя и отклоняющийся от исконного написания. Поэтому, с каким бы почтением не относиться к старине, попытки вернуться к первоначальному написанию создают одни неудобства. Не все изменения в написании мест и улиц автору нравятся, но они – тоже часть меняющейся жизни, принимаешь ты их или нет…

В 1958 г., после реконструкции пристань «Уфа» стала Уфимским речным портом. В 1960-е гг. на берегу Белой в районе железнодорожного вокзала «Уфа» и ниже по течению от Сафроновской переправы была построена новая линия причалов с современными портальными кранами.

С помощью плавучих экскаваторов и драг труднопроходимые места на реке Белой значительно углубили (в конце XIX в. в некоторых местах по Белой пароходы приходилось перетаскивать волоком, а в некоторых были броды). После этого в Уфу могли заходить большие теплоходы и волжские танкеры, в том числе нефтеналивные суда «река-море», что дало уфимской нефтепереработке новые возможности.

SH106414 Сафроновская (Софроновская) пристань - Уфа от А до Я История и краеведение

Лобазы XIX века постройки на улице Сафроновской. Фото Сергея Синенко

Пристань «Уфа» – единственный перевалочный пункт на р. Белой, где стыкуются железнодорожный и водный транспорт. Основными грузами, «перевалкой» проходящими через порт, являются соль и уголь для химических заводов Черниковки, железная руда и медный колчедан с Уральских заводов, песок, гравий и доломит для строительства дорог и сооружения зданий, стальные трубы большого диаметра для нефтяников, а также зерно, овощи, фрукты и др.

В 1970-е гг. рассматривался проект переноса пристани «Уфа» в район Оренбургской переправы и строительства там большого речного вокзала, но геологические особенности местности заставили отказаться от этой идеи.

Сергей Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Next Post

Сигнальные огни аэропорта

Ср Фев 20 , 2013
Сигнальные огни аэропорта