Исламизация чувашей

1

islamizacija-chuvashej Исламизация чувашей

Чуваши — один из немногих немусульманских тюркоязычных народов. Подавляющее большинство чувашей начиная с середины XVIII в. исповедует православие. Но, как и другие народы Урало-Поволжья, чуваши неоднократно и достаточно тесно соприкасались с исламом, а некоторая часть народа подвергалась на протяжении столетий исламизации и этнической ассимиляции

Ислам в этнической истории чувашей в X-XVII вв.

Вопрос о времени проникновения ислама в Среднее Поволжье остается пока спорным. Официально считается, что ислам был воспринят волжскими булгарами в 922 г. в результате визита багдадского посольства Муктадира, но уже в XIX в. учеными неоднократно указывалось на более раннее время появления ислама в регионе. Не менее спорным является вопрос о масштабах распространения ислама в регионе. Будучи связанным напрямую с проблемой этногенеза чувашей и татар, он вызвал длительную дискуссию между татарскими и чувашскими учеными.

Первые склоняются к точке зрения о повсеместном и глубоком распространении ислама в Волжской Булгарии в X-XIII вв. и выдвигают мусульманскую религию в качестве одного из главных аргументов в пользу идеи о булгаро-татарской преемственности.

Чувашские и некоторые казанские ученые, опираясь на мнение известных историков XVIII-XX вв. В.Н. Татищева, Б.Д. Грекова, А.П. Смирнова и др., полагают, что ислам первоначально был воспринят лишь верхушкой булгарского общества, а реальное распространение религии среди населения было невелико, ограничиваясь центральными районами Волжской Булгарии, где языческая похоронная обрядность сохранялась до третьей четверти XX в.

Не входя в дискуссию по этому вопросу, можно предположить, что на периферии государства влияние ислама было менее значительным. Вероятно, следует согласиться с мнением Н.И. Ашмарина, что «при значительном раздроблении народа по областям и уделам религия болгар… не могла быть общей, и в то время как большая часть их исповедывала ислам и имела в своих селениях мечети и школы, с мюэззинами и имамами, другие из них пребывали в прежнем язычестве, сохраняя обычаи своих предков».

Скорее всего, в домонгольский период в Волжской Булгарии бытовали синкретические формы религиозности и, по словам Е.А. Халиковой, «под оболочкой мусульманской религии продолжали существовать, иногда в более или менее изменившемся толковании, многочисленные пережитки древних культов — поклонение «святым» местам, ключам, праздники жертвоприношений, совершавшихся в определенных местах».

922 г. можно рассматривать как условный рубеж начала исламизации булгар, входящий в первый, хазаро-булгарский (А.Н. Халидов), этап исламизации региона, связанный с историей соответствующих государств Восточной Европы и охватывающий период от появления первых мусульманских общин до монголо-татарского нашествия (1240).

Принятие ислама имело для булгар важное социально-политическое и культурное значение, так как приобщило к мусульманской культуре, являвшейся в то время передовой культурой Востока. Дальнейшему распространению его среди булгар способствовали оживленные экономические связи Среднего Поволжья и Прикамья с мусульманским Востоком. Среднеазиатские купцы вели не только торговую, но и миссионерскую деятельность, благодаря чему в регион проник ислам ханифитского толка.

О значительном распространении данной религии в регионе следует говорить, вероятно, с XIII в., т.е. в период после монголо-татарского нашествия.

С него отсчитывают второй, ордынский, этап в истории ислама в России. Большинство историков связывают массовую исламизацию народов края с деятельностью ханов Берке (1256-1265) и Узбека (1312-1340), а ее завершение относят уже к XV в. Этот процесс стал, по мнению чувашского исследователя Н.И. Егорова, причиной расслоения населения Булгарского улуса в конце XIII в. на две группы: мусульманскую, сложившуюся из золотоордынских пришельцев и болгарской аристократии, и местное болгарское население, придерживавшееся традиционных воззрений.

Именно со второй группой историки связывают происхождение чувашского народа. В середине XV-XVI вв. ислам выступил идеологической основой объединения ханств бывшей Золотой Орды и одновременно средством противодействия Московскому государству.

Под влиянием ислама происходила активная ассимиляция и инкорпорация финно-угорских и других народов Поволжья, Урала и Сибири в тюркскую этнокультурную среду. В первую очередь это коснулось феодальной знати, вынужденной приспосабливаться к интересам господствующей верхушки Казанского ханства. Верования же большинства населения оставались на уровне языческо-мусульманского или мусульманско-языческого синкретизма.

К XV-XVI вв. относится массовое распространение в регионе татаро-мусульманской антропонимии. Ислам оказал влияние на эволюцию религиозных представлений, культа, нравственности и социальной организации чувашей, не изменив при этом сущностных основ традиционной религии.

Большинство элементов мусульманской религии и системы неизменно воспринималось в рамках уже существующих в чувашской религии противопоставлений. Но часть чувашей, вероятно, все же прошла через этап исламизации.

Арабоязычные эпитафии с кораническими формулировками были оставлены, по мнению исследователей, мусульманизированными чувашами. Мусульманские святыни, в частности, места погребения ревностных сторонников ислама и политических деятелей (например, Валем-хузя) почитались чувашами даже после переселения их из Закамья в Чувашию. К исламу же восходит религиозная терминология чувашей (Пихампар, Кепе, Харпан, Эсрел, киреметъ, харам, пирешти и др.), празднование пятницы эрнекун и культ святых ырсем.

Третий, российский, этап в истории ислама в России начинается с середины XVI в., т.е. с присоединения Волго-Уральского региона к Русскому государству. Изменение политической ситуации после падения Казанского ханства (XVI в.) и прекращение контактов с мусульманским миром привели, по мнению венгерского ученого Д. Месароша, к тому, что «в душе народа неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством».

Другой причиной ослабления мусульманского влияния в этот период стало начавшееся вскоре после покорения Казанского ханства противодействие исламизации «инородцев» со стороны Русского государства. Борьба за овладение умами нерусских народов являлась частью политического противостояния между Москвой и Казанью.

Тем не менее, исламизация народов Урало-Поволжья в XVI-XVII вв. и в последующем продолжалась. С ней некоторые историки связывают демографические спады в численности чувашей и сокращение географии этноса в XVI-XVII вв. Другие исследователи отвергают факт массовой исламизации чувашей в этот период. Эта тема требует дальнейшего изучения архивного материала.

Исламизация чувашей в XVIII в.

XVIII век стал в России переломным в отношениях между государством и исламским сообществом. До третьей четверти столетия ислам находился фактически в положении незаконной религии. В правление Екатерины II издается указ о веротерпимости (1773) и учреждается Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕРС; 1788). С этого времени ислам становится значимым вектором внутренней политики Российского государства, а исламский фактор — одним из важнейших в истории народов России.

chuvashi-nizovye-anatri Исламизация чувашей

Пожилая женщина из низовых чувашей анатри. Архивное фото

Исламизация чувашей с их последующим отатариванием в XVIII в. носила единичный и эпизодический характер и охватывала районы совместного чувашского-татарского и/или чувашско-башкирского проживания, преимущественно в Присвияжье и западной Башкирии.

В 1740-1750-х годах были зафиксированы случаи перехода в ислам в Симбирской (8 семей) и Свияжской (293 чел.) провинциях Казанской губ. Об отатаривании в 10 чувашских селениях Свияжского и Тетюшского уездов пишет историк В.Д. Димитриев.

Исламизации подверглись чуваши в составе сословной группы тептярей в Башкирии. По данным В.М. Кабузана, в 40-х годах XVIII в. чуваши составляли 2,4% от общей численности этой группы. К концу века доля чувашей выросла до 18%, что было обусловлено активной миграцией в этот период в Западное Приуралье.

Общая социальная судьба, полиэтничное татаро-башкирско-марийско-мордовское окружение способствовали консолидации группы в этнокультурном и языковом отношении. Важнейшую роль в сплочении тептярей сыграл ислам, все более широко распространявшийся среди припущенников, в том числе и чувашей. Например, в одном из донесений в Сенат в 1735 г. указывалось на поимку чуваша, «кой, обрив голову, ходил татарином», т.е. мусульманином.

Влияние ислама на чувашей усилилось в последней четверти века после принятия вышеуказанных мер. Но эти нововведения касались лишь некрещеных чувашей, в то время как новокрещенам не разрешалось возвращение в «язычество» или переход в ислам. События конца XVIII в. подготовили благодатную почву для исламизаторских процессов XIX в., но какие же внутренние причины побудили тысячи чувашей склониться к мусульманству?

Причины и предпосылки исламизации чувашей

Распространению ислама среди чувашей в Урало-Поволжье содействовал ряд факторов: территориальный (близость мусульманских, в первую очередь татарских, деревень); экономический — торгово-ремесленная специализация татар, позволявшая им часто бывать в чувашских деревнях и пропагандировать ислам; с другой стороны, чуваши нередко нанимались к татарам на заработки и воспринимали ислам; социокультурный — знание чувашами татарского языка в зонах смешанного чувашско-татарского проживания.

Не последнюю роль играло и заигрывание мусульман с местным населением с позиции «обиженной» и преследуемой религии; тем самым подчеркивалась общность судеб ислама и «язычества».

gruppa-chuvashej-v-nacionalnyh-kostjumah-1868-1869-gg.f.poljakov-i.s. Исламизация чувашей

Группа чувашей в национальных костюмах. Фото И.С. Полякова 1868-1869 гг. 

Важнейшей причиной исламизации чувашей был мировоззренческий и социальный кризис, который испытывали «язычники» под влиянием распространявшихся мировых религиозно-философских систем и усложнявшейся общественно-политической жизни в стране.

Прежние нравственные устои и ритуальная практика уже не удовлетворяли приверженцев традиционной религии и вынуждали их искать иные ориентиры. «Кризис язычества» особенно стал ощутим в конце XIX в.

К примеру, некрещеные чуваши д. Кулыпарыпово Бугульминского у., подавшие в 1906 г. прошение о причислении в ислам, дали оценку «язычеству» как «не соответствующей нашему религиозному настроению» системе. В другом прошении оно было названо религией, «не имеющей никакого значения веры».

Татарские пропагандисты ислама умело использовали ситуацию неуверенности и сомнения чувашей в истинах традиционной веры, предлагая взамен как реальные выгоды от материальной поддержки, так и мистический рай за пределами бытия.

Одной из важнейших причин успехов ислама была его гибкость и способность приспосабливаться к местным условиям, податливость и терпимость, благодаря чему мусульманская религия выглядела более привлекательной для «язычников» вопреки мощному противодействию церкви и государства. С самого начала распространения в регионе ислам был ориентирован на синкретизм мировоззрения, вероучения и культа, т.е. «вбирал в себя местные обычаи и верования, сливаясь с ними, усваивал многие идеи вытесняемых им религий».

Ислам и мусульманская пропаганда в определенной степени стимулировали сохранение «язычества» среди чувашей в противостоянии с христианством, но сами «язычники» являлись потенциальными приверженцами ислама. Одновременно происходили укрепление мусульманских элементов в языческо-мусульманской структуре религии и последующая исламизация чувашей.

Читайте также:  Формирование образа России и русских

Переход в мусульманство означал не только изменение конфессиональной принадлежности, но и некоторых этнических характеристик: языка, одежды, обрядов и, в конечном итоге, самосознания.

Вот как описывает процесс «отатаривания» священник С. Багин:

во-первых, склонные к переходу «в татары» заимствуют татарский костюм, состригают волосы, а женщины повязывают платок по-татарски;

во-вторых, завязывают дружбу с татарами, оказывающими им материальную помощь;

в-третьих, окончательно воспринимают ислам и начинают агитировать своих односельчан к переходу в мусульманство;

вслед за этим происходит «отатаривание» большинства населения, а в деревне открывается мечеть и школа.

Окончательное «слияние» чувашей с татарами происходило, по мнению Н.В. Никольского, благодаря бракам, которые активно практиковались в смешанных чувашско-татарских селениях и районах.

Вопрос об этнической принадлежности, таким образом, оказывался в прямой и жесткой зависимости от вероисповедания. Понятия «татарин» и «магометанин» мыслились в одной категории и приравнивались друг к другу, в то время как христианская доктрина допускала существование и отличной от русских этничности.

Справедливости ради следует отметить, что к отатариванию вела не только исламизация, но и длительное соседство с татарами, как это произошло, к примеру, с группой молькеевских кряшен в Цивильском и Тетюшском уездах Казанской губ.

По данным Д.М. Исхакова, к началу XX в. здесь было ассимилировано около 4-5 тыс. чувашей, но не исключено, что отатаривание, т.е. восприятие прежде всего татарского языка и самосознания стало следствием частичной исламизации чувашей, предшествовавшей их христианизации. Отголоски мусульманских верований сохранялись у молькеевцев в виде празднования пятницы, соблюдения поста, приглашения мулл, ношении татарского костюма и т.д. Но в целом традиционная культура основывалась на элементах и комплексах, аналогичных таковым у соседних чувашей.

В лице молькеевцев, как и некоторых других групп крещеных татар (например, чистопольской или бакалинской), формировавшихся при участии чувашей, можно наблюдать процесс неполной этноконфессиональной ассимиляции, когда ислам, не успев вытеснить традиционные верования и закрепиться в религиозной жизни населения, не препятствовал последующей христианизации их, но под его воздействием происходила определенная культурно-языковая трансформация группы, или «отатаривание».

Процесс окончательной мусульманизации молькеевцев был прерван активным вмешательством церкви и государства, предотвратившим дальнейшее распространение ислама на соседние чувашские селения. В условиях взаимного двуязычия (татарско-чувашского и чувашско-татарского) в этом районе не исключался и такой вариант этноконфессионального развития.

Процесс исламизации чувашей в XIX — начале XX в. может быть разделен на этапы в соответствии с особенностями данного процесса на каждом из них.

«Отступническое»движение среди чувашей в 20-60-х гг. XIX в.

Переход чувашей в ислам в 20-60-х годах во многом был инспирирован как нарастающим влиянием на чувашей татарской культуры, так и непосредственным примером крещеных татар, массово «уклонявшихся» в ислам в этот и предшествующий период. «Отступничество» охватывало районы совместного проживания татар и чувашей: Буинский и Симбирский уезды Симбирской губ., Петровский у. Саратовской губ., Свияжский, Тетюшский, Чистопольский и Спасский уезды Казанской губ., Бугульминский, Бугурусланский у. Самарской губ., Белебеевский, Мензелинский и Стерлитамакский уезды Уфимской губ. В одной только Казанской епархии в 1866 г. насчитывалось около 9000 «отступников» из «инородцев».

chuvashskij-nacionalnyj-kostjum Исламизация чувашей

Чувашка в национальном костюме

Важнейшим средством воздействия ислама являлась пропагандистская и просветительская деятельность мулл в чувашских деревнях, которая приводила к не только к совращению части населения, но и появлению лидеров и проповедников из числа новообращенных. Это известно на примере деревень Чепкас-Ильметево Буинского у., Старое Афонькино Бугульминского у., Полевое Байбахтино Цивильского у. Типичен пример перехода в ислам чувашей д. Чепкас-Ильметево.

Под влиянием и наставлению односельчан-татар грамотный чуваш Иван Васильев выучил арабский, освоил Коран и основы исламской религии и начал проповедовать ее среди чувашей, в результате чего 8 семей (15 чел.) восприняли в 1865 г. ислам. Васильев проповедовал также в соседних Симбирском и Тетюшском уездах, пока его не сослали в Сибирь.

Случаи открытого перехода в ислам отмечены в этот период также в деревнях Верхнее Никиткино Чистопольского у. (1846-1850), Богдашкино и Тимерсяны Симбирского у. (1847), Средние Алгаши того же уезда (1865-1866), Кукшум, Белая Воложка, Утеево Тетюшского у. (1860-е годы), Сунчелеево Цивильского у. (1860-е годы). В 1862-1866 гг. чуваши-мусульмане Кузнецкого (д. Сосновый Враг), Хвалынского (д. Каменный Ключ) и Петровского (деревни Абдуловка, Шняево) уездов Саратовской губ. общей численностью около 30 человек (6 семей) переселились на Кавказ, а оттуда — в Турцию.

Отатаривание стало, по мнению В.Д. Димитриева, одной из причин снижения темпов роста численности народов Поволжья (марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы) по сравнению с татарами. Если у первых прирост с 1795 по 1859 г. составил 40-60%, то у татар — 115,8%.

Русская Православная церковь принимала меры, направленные на предотвращение исламизации чувашей и татар в Урало-Поволжье: в 1828 г. были учреждены особые миссионеры для этих регионов, а в ноябре 1849 г. был издан высочайший указ о переселении «отпавших» в старорусские селения, где местным священникам вменялось в обязанность безвозмездно совершать для них требы и объяснять основы веры.

Подобный опыт уже применялся в ходе массовой христианизаторской акции в середине XVIII в. и практиковался в отдельных районах и в первой половине XIX в. Среди мер по предупреждению отпадения в магометанство были обозначены такие приоритеты, как назначение священников со знанием местных языков, перевод религиозной литературы, миссионерство. По-прежнему запрещалось строить мечети и допускать к службе немусульман. Радикальные меры в отношении отступников выражались в аресте и ссылке «совратителей» в Сибирь.

Исламизация чувашей в 70-90-х годах XIX в.

В 70-х годах XIX в. в Казани была разработана программа противоборства исламизации чувашей и созваны съезды миссионеров антиисламской миссии. Несмотря на это, в 80-х годах в Урало-Поволжье прокатилась новая волна «отступничества», в которой приняли участие и чуваши.

В Казанской епархии отпадения повлияли на настроения неустойчивых в религиозной ориентации чувашей некоторых селений Свияжского (села Большие и Малые Меми, Киксары), Цивильского (деревни Старое Муратово, Тенеево, Полевое Байбахтино, Большое Тябердино, Суринское), Чебоксарского (деревни Семенчино, Янгильдино), Тетюшского (деревни Кущелге (Андреевка), Б. Ерыкла (Можарки) и Байбатырево) и Чистопольского (села Шама, Богоявленская Горка, деревни Татарское и Новое Сунчелеево) уездов.

Официальные христиане, но сохранявшие в быту приверженность «язычеству» и постоянно общавшиеся с соседями мусульманами — так охарактеризованы в отчетах по епархии в 80-90-х годах XIX в. чуваши этих селений. Описывая их язык и культуру в начале XX в., священник А. Пчелов отмечал, что местные чуваши «не то чуваши, не то татары», так как говорили на «исковерканном» на чувашский лад татарском языке, носили татарские одежды, а киксарцы приглашали на похороны, поминки и празднование семика муллу.

Похоже обстояли дела и в Симбирской губернии. В 1870-1880-х годах в ислам переходили в единичном порядке жители деревень Старое Шаймурзино, Средние Алгаши и Трех Изб-Шемурша Симбирского у. Старое Шаймурзино было одним из крупнейших селений чувашей-мусульман.

По данным X ревизии (1859) здесь уже проживали 83 чуваша-мусульманина в соседстве с татарами-мусульманами (1576 чел.), православными чувашами (275 чел.), «язычниками» (49 чел.) и старокрещенными, но «отпавшими» от православия татарами (24 чел.). В 1888 г. численность чувашей-мусульман составила 97 чел.

simek.-ritualnye-pominki-u-chuvashej-na-kladbishhe-v-simek Исламизация чувашей

Ритуальные поминки у чувашей на кладбище

С 70-х годов мусульманские настроения распространялись и в соседнем Буинском у. (деревни Н. Дуваново, Трехбалтаево и др.). К концу XIX в. в Рунгинской вол. находились четыре чувашские деревни, жители которых праздновали пятницу, держали уразу, хоронили по-мусульманскому обряду, а в одной из них даже посещали мечеть и совершали мусульманские омовения.

Об отатаривании чувашей в этом и Симбирском у. (деревни Буинка, Сиушево, Чепкасы, Ильметево, Чакилдым, Шаймурзино) сообщал священник К. Прокопьев. Во всех селениях имелись молитвенные дома и неофициальные, т.н. «пятивременные» муллы, совершавшие пятикратные суточные моления. Нередким было совместное обучение чувашских и татарских детей.

Следы мусульманского влияния наблюдались среди буинских и симбирских чувашей не только в религиозной атрибутике и обрядовой практике (к примеру, в сбривании волос на голове или праздновании пятницы), но и в религиозных представлениях: идее предопределения и учения о мосте Сират.

«Отступничеством» были охвачены чуваши в Саратовской губ. В 1889 г. в ислам перешли 19 семей из деревень Абдуловка и Белая Гора Петровского у. В ходе расследования этого дела выяснилось, что они и их предки всегда тайно исповедовали магометанство, а с 1889 г. «совершенно отпали от православия и рождение (обрезание) и браки производятся по магометанскому обряду».

Наиболее масштабно омусульманивание проходило в Уфимской губ., начиная с 70-х годов XIX в., где этому способствовала и многочисленность «язычников», и специфика расселения среди мусульман — татар и башкир, а также активность и влияние мусульманской пропаганды. В отличие от западных губерний деятельность православных миссий здесь не получила большого распространения.

Исламизация происходила чаще всего в чувашско-татарских селениях, хотя случалась и в русском окружении, как, например, в с. Баткак Мензелинского у. Имея постоянные контакты с русскими, местные чуваши, по убеждению приходского священника Д. Григорьева, должны были обрусеть, а не отатариться.

Однако к концу XIX в. здесь все оказалось «поглощено татаризмом». «А ведь давно ли еще, — восклицал Григорьев, — каких-нибудь пятьдесят лет, как предки их не гнушались своей национальности и свято хранили все атрибуты чувашизма! А теперь… лишь воспоминания остались обо всем да две березы вековые, как последние памятники, свидетельствуют о бывшем
культе Киремети«.

Пик «отпадений» в Уфимской епархии пришелся на 1879-1882 гг. и наиболее активно происходил в Белебеевском (села Слакбаш, Новые Карамалы, Базлык-Васильевка, Бижбуляк, Базгиево и др., Мензелинском (д. Драгун-Бехметево) и Стерлитамакском (с. Мелеуз и др.) уездах. Большинство этих селений были многонациональными.

Читайте также:  Российские мусульмане в 1-ую мировую войну

В Базгиево большую часть населения (65%) составляли чуваши-христиане, соседствовавшие с православной мордвой (21%) и чувашами-мусульманами (14%). Последние в количестве 56 человек (12 семей) восприняли ислам еще в 1882 г. В Ахманово этнический и конфессиональный состав был еще более разнообразным: православные русские (около 11%), крещеные татары (55%) и чуваши (33%), часть из которых придерживалась «язычества». Вблизи обоих сел обитали татары-мусульмане, что многократно усиливало возможности для дальнейшего отпадения в ислам.

Отношения между христианской и мусульманской частями населения Базгиево складывались непросто. Священник села в отчете за 1893 г. писал, что богачи-отступники, высватывая дочерей у беднейших крещеных татар и чувашей, совращают их семьи, держат в материальной и нравственной зависимости все население, а к христианам, православной вере и духовенству относятся враждебно. «Состояние этого прихода весьма неутешительно и совращение здешних христиан-инородцев в магометанство, конечно, будет продолжаться, несмотря на бдительную заботливость пастыря о своем приходе», — отмечалось в отчете.

Другой «мусульманский» куст чувашских селений располагался в Зириклинском приходе Белебеевского у., в который, кроме Зириклов, входили еще три чувашские деревни Седяк-Баш, Седяк-Васильевка и Елбулак. Население деревень в 1894 г. состояло из христиан, «язычников» и магометан. Однако и некоторые крещеные чуваши, находившиеся в близком родстве с «отпавшими» в ислам татарами — жителями с. Базлык, тайно исповедовали ислам, принимали у себя муллу и обучали детей татарской грамоте.

В селах Юмашево и Новосеменкино Белебеевского у. на фоне внешнего благополучия наблюдалось тайное исповедание ислама. По сообщению священника Рекеева, молодые мужчины сбривали бороды, умывались из кумганов, жертвовали деньги на мечети, а некоторые старухи соблюдали пост (уразу). Все жители в совершенстве владели татарским языком, а многие одевались по-татарски.

Не менее впечатляющей предстает картина мусульманского влияния в чувашских селениях Стерлитамакского у.

В отчете Миссионерского комитета за 1894 г. отмечалось, что «проживающие в них инородцы-чуваши окружены фанатическими магометанами и сильно поддались магометанским религиозным обрядам и верованиям. Все с большим усердием и полнейшим неразумием празднуют вместо воскресенья пятницу как магометане; будучи в гостях у магометан часто зауряд с ними после угощения молятся Богу вместе с татарами по-магометански. Вообще чуваши эти в житейских сношениях более тяготеют к магометанам и очень хорошо владеют их языком; храм же божий посещают редко…».

chuvashi-v-tradicionnoj-odezhde Исламизация чувашей

Молодые чуваши в традиционной одежде

«Очагом отатаривания чуваш и других инородцев» называл Н.И. Ильминский в начале 80-х годов Самарскую губ. Случаи перехода чувашей в ислам в Самарской епархии наблюдались в чувашских и чувашско-татарских селениях Бугульминского и Бугурусланского уездов, расположенных по соседству с татарскими: Ерилкино, Кульшарыпово, Новом и Старом Суркино, Старом Афонькино, Булантамаке, Алексеевке, Абдикеево и других.

В Абдикеево в 1904 г., по сообщению священника А. Скворцова, из 70 чувашских семей лишь 20 жили по-христиански, а остальные не соблюдали постов, ели мясо, а в домашнем быту употребляли татарский язык и даже татарские молитвы.

Священник с. Никольского Бугурусланского у. отмечал, что «несколько семейств, благодаря своим родственным связям с татарами соседних деревень, совсем почти омусульманились, и хотя не отказываются выполнять все требования христианства, но тайно соблюдают уразу, на байрам или на открытие уразы отправляются в Булантамак к татарам, едят мясо только татарского резания, без всякого стеснения творят намазы и учат тому детей своих, снимают святые иконы с божниц своих, когда приезжают к ним в гости татары или башкиры».

Аналогичные сообщения поступали от священнослужителей из деревень Николькино, Сарайгир (Васильевка) Бугурусланского, Нижний Нурлат и Старое Иглайкино Самарского, Ивановка и Алексеевка Бугульминского уездов.

Во второй половине 90-х годов по епархии прокатилась волна официальных переходов в ислам. В феврале 1896 г. прошение подали 79 семей (492 чел.) «язычников» из с. Старое Ганькино Бугурусланского у. В марте того же года прошение последовало от жителей с. Рысайкино того же уезда. Цепь единичных переходов последовала в начале XX в. в деревнях Сарайгир, Старое Афонькино, Алексеевка.

Последняя четверть XIX в. стала эпохой противостояния в Урало-Поволжье двух религиозных систем — христианства и ислама, воздействие которых на нерусские народы было так велико, что, по словам американского исследователя П. Верта, последние просто «увязли» между этими двумя религиями (Werth 2002: 196).

Не усвоив христианских истин, они в то же время не смогли сохранить в преобладающем татарском окружении традиционную религию и становились легкой добычей мусульманских миссионеров. В конечном итоге они утрачивали этническую идентичность.

В отношении властей к данному процессу наблюдается двойственность. С одной стороны, ислам по-прежнему воспринимался как конкурирующая религия, под влиянием которой церковь безвозвратно теряла контроль над «язычниками». Официальное признание их мусульманами давало повод к усилению исламской пропаганды и ее легитимизации.

С другой стороны, МВД рассматривало переход «язычников» в ислам как прогрессивный ход в постижении идолопоклонниками идеи единобожия (РГИА 4: Оп. 133. Д. 432. Л. 4). Различались также позиции церкви и государства в разрешении мусульманского вопроса: уступая исламу в широте распространения грамотности, доступности литературы, популярности идей, православие нуждалось в миссионерской поддержке, в то время как государство в сложившейся внешнеполитической ситуации (присоединение Средней Азии, русско-турецкая война) стремилось избежать открытой конфронтации с исламом. К тому же христианский прозелитизм уже нуждался в новых методах.

В конце XIX в. чуваши-мусульмане рассматривались в православных кругах в двух категориях: «отступников» и «магометан». К первой относились бывшие христиане, находившиеся под сильным влиянием татар, отразившемся на их культурно-языковых характеристиках.

Проживая в шести основных губерниях — Казанской, Симбирской, Самарской, Уфимской, Оренбургской и Саратовской, они различались по степени «отатаривания» в зависимости от региона. Наибольшей ассимиляции подвергались чуваши в районах совместного проживания, где от татар усваивались не только внешние формы (язык, обычаи, костюм), но и самосознание; на чувашское происхождение указывали лишь языковые (фонетические) и антропологические особенности.

В других регионах, где чуваши не находились в столь тесном и постоянном контакте с татарами, отмечались следы чувашской культуры, особенно в языке и костюме женщин. Чуваши этой категории в официальных отчетах не признавались мусульманами, чем отличались от другой группы — «чувашей-магометан», состоявшей из фактических и официально признанных еще в середине XIX в. (по ревизии 1857 г.) мусульман. И хотя в языке и культурном облике, особенно ее женской части, сохранялись элементы чувашской этнической культуры, но по самосознанию и отношению к религии они принадлежали к татаро-мусульманскому сообществу.

По переписи 1897 г. чуваши-мусульмане (определены по двум критериям: «родной язык» и «вероисповедание») проживали в следующих губерниях: Симбирской — 74 чел., Томской — 69, Казанской — 67, Саратовской — 61, Самарской — 57, Оренбургской — 2, т.е. всего 330 чел. Самые многочисленные группы обитали в Буинском (74 чел.), Кузнецком (65), Петровском (53), Свияжском (50) и Новоузенском (41 чел.) уездах и округах.

Исламизации чувашей в первые десятилетия XX в.

Наибольший масштаб исламизация чувашей в Урало-Поволжье приобрела в конце XIX — начале XX в. и особенно в 1905-1907 годы после Манифестов 17 апреля и 17 октября 1905 г., объявивших свободу вероисповедания и возвестивших о наступлении времени «рыночного религиозного плюрализма». Манифесты вызвали широкий резонанс и разноречивые толкования среди всех слоев населения России. Манифест от 17 апреля об укреплении начал веротерпимости был однозначно истолкован мусульманами как легитимизация открытого перехода крещеных татар в
ислам.

Между тем циркулярным распоряжением МВД от 18 августа 1905 г. регламентировался переход из православия в «иноверные исповедания» таким образом, что, во-первых, он разрешался лишь номинальным христианам, которые фактически исповедовали ту веру, в которую собирались переходить, во-вторых, разрешение на переход давалось только губернатором и после предварительного следствия, в ходе которого определялась истинная религиозная принадлежность просителей.

Поэтому свободами Манифестов фактически могли воспользоваться лишь чуваши-язычники, предки которых и они сами никогда не были крещены. Прошения, последовавшие от чувашей в 1905-1908 годах, принадлежат именно некрещеным чувашам, которые в своих обращениях подчеркивали «языческое» происхождение.

chuvashi-starinnye-foto Исламизация чувашей

Молодые чуваши в традиционной одежде

Безусловным следствием появления манифестов стало усиление исламской пропаганды в 1905-1906 годах, распространявшей среди невежественной массы чувашей слух об указе, согласно которому «язычникам» придется якобы выбирать между исламом или православием, так как правительство разрешило существование только двух конфессий. И хотя мусульманские пропагандисты были фактически и не столь далеки от правды, они, тем не менее, преднамеренно вводили в заблуждение чувашей-язычников.

В апреле 1905 г. был отменен также запрет на браки мусульман с лицами иных исповеданий, существовавший с 1888 г. Разрешалось вступление в брак мусульман не только с «язычницами», фактически уже исповедовавшими ислам, но и официально придерживавшихся традиционных верований.

Данный акт стимулировал межконфессиональные и межэтнические браки между татарами-мусульманами и чувашами-язычниками в районах их совместного проживания. Безусловно, брак с татарами-мусульманами вел к отатариванию их жен, но опосредованное влияние через них распространялось на родственников и знакомых и вовлекало в этот процесс все больше чувашей.

Исламская пропаганда привела к массовому «отпадению» не только «язычников», но крещеных чувашей в Уфимской и Симбирской губерниях. Активный переход чувашей в ислам в Уфимской губ. на данном этапе наблюдался в Белебеевском (села Базгиево, Сардык, Ахманово, Липовый Ключ, Менеузбашево) и Мензелинском (д. Клементейкино) уездах. Часть прошений, поступивших в ДУМ из этих и некоторых других селений (Юмашево, Зирган) были «оставлены без последствий».

В ходе дознания выяснялось, что просители происходят из чувашей, сначала тайно, а с 1906-1907 гг. и открыто исповедовавших мусульманскую религию, но в официальных документах числившихся православными. Несмотря на отказ в официальном признании, чуваши продолжали себя считать мусульманами, носили мусульманские имена, выполняли определенные религиозные требования.

Читайте также:  СТАНЕТ ЛИ "АЛТЫН КУРАЙ" НА ПУТЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ?

Одним из районов активной исламизации чувашей в Приуралье в начале XX в. был Стерлитамакский у., а центрами — села Зирган, Мелеуз, Тятербашево, Уралка, Карлы-Куль (Аллагуватово). «Нет ни одного села, ни одной деревни, где бы было такое большое количество отпавших чуваш от православия в ислам», — писал уездный миссионер Г. Тихонов.

В 1906-1908 гг. в ислам здесь перешли 450 чел.: в Мелеузе — 55 (4 двора), Тятербаше — 14, Уралке — 10, Аллагуватово — 7, Мраково — 200 (30 семей). Таким образом, только в Стерлитамакском у. в 1905-1908 гг. ислам официально восприняли 736 чел. «Отпадническое» движение в Уфимской епархии было остановлено только в 1915-1916 гг.

Образование хуторов и выселков в первое десятилетие XX в., поддержанное столыпинской реформой, стало оптимальным способом сохранения религиозной самостоятельности для мусульманских и «языческих» общин чувашей. Эта тактика была известна некрещеным чувашам и прежде; благодаря ей расширялась поселенческая сеть во всех районах проживания, в частности, в Закамье, Заволжье и Приуралье. Она была применена и в данном случае.

Перепись 1917 г. зафиксировала в Западной Башкирии несколько десятков чувашских выселков, часть из которых появилась вследствие религиозных разногласий жителей в материнском селении. Будучи в меньшинстве, под давлением христианской пропаганды и неприязни со стороны крещеных соплеменников «язычники» и мусульмане вынуждены были искать спокойной жизни на стороне. Так появились, например, хутор Ведерникова (ныне — д. Ибрайкино Бижбулякского р-на), Бикмухаметов хутор, д. Борисовка в Белебеевском у.

Исламизация чувашей в Самарском Заволжье продолжалась в языческо-мусульманских селениях Бугульминского (7 селений), Бугурусланского (5), Самарского (3), Ставропольского (2) уездов. В одном только Бугульминском у. в 1905 г. «отпало» 113 чел. В том же году в мусульманство перешли 36 семейств (268 чел.) в с. Артемьевка (Булантамак), которое священник о. А. Иванов назвал «царством ислама среди чуваш».

foto-krestjanskih-devochek-chuvashek Исламизация чувашей

Крестьянские девочки-чувашки

Формальное соблюдение жителями христианских обязанностей не превратило их в христиан, которые выставляли иконы на видном месте в исключительных случаях, например, в ожидании священника, а затем снова убирали.

В то же время не проходило ни одного дня, чтобы чуваши не виделись и не говорили с татарами, так как Булантамак был со всех сторон окружен татарскими деревнями. Это обстоятельство и способствовало переходу чувашей в ислам. Только в течение одного 1906 г. ислам восприняли 146 человек.

Булантамакские мусульмане были воинственно настроены по отношению к христианам и чинили над ними, по словам А. Иванова, «дикую зверскую расправу»: насмехались над церковью и обижали прихожан — переломали все кресты на кладбище, а на Крещение женщины полоскали белье на речке в освященной воде.

В 1905-1908 гг. о своем желании перейти в ислам заявили жители д. Рысайкино (22 чел.) Бугурусланского у., деревень Новое Суркино (34), Старое Суркино (45), Кульшарыпово (27), Алексеевка (17 семей) Бугульминского у.

В Казанской губ. прошения о переходе в ислам поступали в 1906 г. только от чувашей д. Полевое Байбахтино (8 семей) Цивильского у., но в целом ряде селений этого, а также Чебоксарского, Тетюшского и Чистопольского уездов отмечено влияние ислама и татарской культуры, проявлявшееся в употреблении татарского языка, проведении совместных праздников, приглашении мулл для проведения некоторых обрядов и лечения детей, распространении татарских имен.

В девяти селениях губернии длительное пребывание в мусульманстве привело уже к началу XX в. к полному отатариванию чувашей: в Чистопольском у. в селах Старое и Новое Никиткино, Салдакаево (Абрыскино), Новое Узеево, Старые Челны — всего в 1910 г. 2154 чел., в Цивильском у. в селах Тугаево и Сунчелеево — всего 1938 чел., в Тетюшском у. в селах Белая Воложка и Утеево-Биково — всего 1301 чел.

По другим данным, «окончательно отатарившиеся» чуваши проживали в Тетюшском у. еще в двух селениях — Кукшуме и Сугут.

В Симбирской губ. многочисленная группа чувашей-мусульман (363 чел.) проживала в Буинском и Симбирском (деревни Старые Чукалы, Новое Дуваново, Старое Шаймурзино) уездах. В 1905 г. в ислам перешли чуваши в селах Бюрганы, Хорнвар-Шигали, Убей, Сиушево находившихся в татарском окружении.

По данным Н.В. Никольского, в начале XX в. среди чувашей ислам исповедовали 2334 чел., из которых почти 85% обитали на периферии: 702 — в Уфимской губ., 574 — в Самарской, 305 — Пензенской, 187 — в Саратовской, 78 — в Казанской и 5 — в Оренбургской губерниях.

Эти показатели более чем в 7 раз превышают данные по переписи 1897 г., а значит, рост численности чувашей-мусульман осуществлялся в первое десятилетие XX в., вероятно, после 1905 г. Всего, по данным Д.М. Исхакова, в течение второй половины XIX — первой четверти XX в. в Среднем Поволжье было ассимилировано не более 12 тыс. чувашей.

Каков же был характер религиозности чувашей-мусульман на тот период? Целый ряд фактов указывает на бытование среди них языческо-мусульманского двоеверия. Соблюдая требования мусульманской религии (уразу, посещение мечети, ношение одежды и др.) и принимая у себя мулл, они бывали на «языческих» молениях, обращались при необходимости к юмзям, а некоторые продолжали носить чувашский костюм. Другие признавались православным священникам, что могут снять татарские наряды и снова надеть чувашские сурбаны. Но от решающего шага их якобы удерживало чувство долга перед татарами, от которых они получили подарки.

По мнению чувашского религиоведа Г.Е. Кудряшова, привязанность мусульманизированных чувашей к исламу была неглубокой: «Внешне уступая новой религии, большинство их на ранней ступени оставалось на языческих или языческо-мусульманских позициях».

Однако в дальнейшем одни, более придерживаясь мусульманских догматических предписаний, изменили этническую принадлежность, но большинство, являясь номинально татарами-мусульманами, оставались на позициях языческо-мусульманской полисинкретической религии (Кудряшов 1974: 76). Эти тенденции определили судьбу чувашей-мусульман в XX в.

Таким образом, исламизация чувашей в Урало-Поволжье происходила с середины XVIII в., а наиболее интенсивно — с 60-х годов XIX в. и охватила также первые десятилетия XX в. Она происходила в контексте политико-религиозной жизни региона и страны и вылилась в несколько этапов, различавшихся по районам проживания и интенсивности омусульманивания.

Начиная с 20-х годов XX в. темпы исламизации замедлились под влиянием социально-политических факторов, прежде всего атеистической пропаганды, поставивших религиозный вопрос вне общества.

Судьба чувашей-мусульман и их потомства определялась отныне эффективностью результатов исламизации на предыдущих этапах. Различия в условиях и глубине внедрения мусульманских элементов в культуру чувашей обусловили формирование разных по степени исламизации и отатаривания групп внутри этноконфессиональной общности чувашей-мусульман.

 

Примечания

1 Речь идет о Танкеевском и Тетюшском могильниках (Казаков 1994: 27).

2 Споры между исследователями ведутся вокруг термина «ясачный чуваш» — именно к этой категории была отнесена в начале XVII в. значительная часть жителей Казанского и Свияжского уездов, оказавшихся впоследствии (во второй половине XVII в.) этническими татарами.

В Симбирской провинции — в деревнях Болтаево, Новые Челны-Сюрбеево,- Сугут, Верхний Чепкас (РГИА 2: Оп. 23. Д. 896. Л. 3).

4 К таковым им отнесены села Ачасары, Большое Русакове, Янгильдино, Исаково (Аксаково), Деушево, Атабаево, Алькеево, Старое Тябердино, Хозесаново, Кукшум (Димитриев 1993: 199-200).

5 Селения «ясачных чувашей» (Ст. Тазлар, Чувашские Тебели, Ст. Чипчиково, Черепаново, Калмыкове, Сетяково, Илметево, Темирово), зафиксированные во время I ревизии (1723), впоследствии, с конца XVIII в., отмечены в документах как селения тептярей, татар или башкир. Установлено автором на основе сравнительного анализа ревизских сказок I ревизии (РГАДА: JIJI. 107 об.-229, 293), материалов V, VII, X ревизий и статических сведений за 1902 и 1917 гг. (Асфандияров 2001).

6 Следует отметить, что такая закономерность характерна не только для чувашей. Исламизации и отатариванию подвергались также и другие народы Урало-Поволжья, проживавшие в контактной с мусульманами зоне, например, удмурты. В «татарскую веру» переходили активнее южные удмурты (Владыкин, Шепталин 2000: 166).

7 Так, пропагандировавший в Туарминском приходе Бугульминского у. Самарской губ. татарин описывал мусульманский рай «в чисто чувашском вкусе», пообещав чувашам изобилие любимых кушаний (кислого молока, творога с маслом, копченого мяса, лепешек, пива, меда и др.), многоженство и мягкие постели из пуховых перин и 12 подушек (Миссионерский съезд 1910: 262).

8 Молькеевские кряшены обитают в девяти селениях Апастовского р-на Республики Татарстан: Молькеево, Хозесаново, Старое Тябердино, Большое Тябердино, Янсуринское, Нижний Кырбаш, Баймурзино, Старая Буа, Полевая Буа (Исхаков 19936: 4—19).

9 В период активной христианизации в 1744-1762 гг. часть жителей была выселена в другие населенные пункты (Там же: 16) 114 Этнографическое обозрение № 4, 2007.

10 Здесь и далее в тексте в кавычках использованы термины, встречающиеся в миссионерской литературе XIX-XX вв. при характеристике процесса перехода народов Урало-Поволжья в ислам.

11 Приводятся данные Н.В. Никольского (Никольский 1912: 194—219).

12 Деревни Семенчино, Уты, Избахтино, Табар Чирки, Ясашное Барышево, Татарское Сунчелеево, Киязлы, Нижняя Кондрата, Чувашская Майна, Красное Болото (Нижние Савруши) (Отчет КЕИМ 1912: 1075; Отчет КЕИМ 1914: 1130).

 

Автор: Е. А. Ягафова ИСЛАМИЗАЦИЯ ЧУВАШЕЙ В УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В XVIII — НАЧАЛЕ XX в. (в сокращении). В статье рассмотрен процесс исламизации чувашей в XVIII — начале XX в. с кратким экскурсом в историю ислама в регионе в X-XVII вв. Целью работы являлось изучение процесса формирования этноконфессиональной группы чувашей-мусульман, выявление ее ареала, а также динамики численности в разные исторические этапы. Работа написана на основе изучения архивных (РГАДА, РГИА, ГАРБ, НАРТ) и опубликованных материалов, а также немногочисленных исследований по данной теме российских и зарубежных авторов (Кудряшов 1974; Никольский 1912; Димитриев 1978; Иванов 1998; Иванов 1999; Werth 2000; Geraci 2001; Noack 2000; Frank 2001; Jersild 2000; Glazik 1959 и др.).

One thought on “Исламизация чувашей

  1. Это полная чушь: «чуваши нередко нанимались к татарам на заработки и воспринимали ислам;» Такого не было, почитай :::
    Состоятельные чуваши пашутъ сабаномъ (чувашскій плугъ, въ ко- торый закладываютъ 6 лошадей). Въ рабочее время чуваши стано вятся необыкновенно дѣятельными, особенно при уборкѣ хлѣба. Тогда вся чувашская взрослая семья оставляетъ домъ и переселяется въ поле, чтобы не терять рабочаго времени на переѣзды.
    Не умѣя правильно вести своего хозяйства, татары для прокормленія себя и семьи поступаютъ въ работники къ чувашамъ или идутъ на заработки въ другія губерніи. Татары иногда цѣлыми семьями отправляются въ первыхъ числахъ іюня въ Самарскую губ., гдѣ сначала занимаются сѣнокосомъ, потомъ жнитвомъ. Рѣдкіе остаются тамъ годовыми работниками, остальные къ сентябрю возвращаются домой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × четыре =

Next Post

Уфимская губерния, Старо-Петровская волость Бирского уезда

Пт Июл 12 , 2024
Сегодня продолжаем публикацию сведений о жизни и быте жителей Уфимской губернии, собранные в конце XIX века губернской земской управой. См. в сети также данные по […]
Уфимская губерния, Старо-Петровская волость Бирского уезда