«Башкирцы на полуденной молитве в окрестностях деревни Мулдакаево». Фото Максима Дмитриева начала !890-х гг.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА СРЕДИ БАШКИР
Распространение ислама среди башкир прошло три основных этапа. Первый этап (X–XIII вв.), связанный с деятельностью булгарских миссионеров, затрагивает преимущественно западные районы края. К этому этапу относится деятельность имама Хусейн-бека, проповедовавшего ислам башкирам и совершившего хадж (путешествие, паломничество) в Мекку.
Очагом мусульманского миссионерства была также Бухара, длительное время безуспешно посылавшая в башкирские племена своих проповедников. Распространение ислама шло медленно и достаточно сложно. Считается, что к концу XIII в. элементы ислама проникли лишь в среду родоплеменной верхушки части племен западной Башкирии (бурзян, усерган, тангауров).
Второй этап распространения ислама среди башкир был связан с политикой золотоордынских ханов. В Золотую Орду ислам проник при хане Берке (1257–1267), особенно интенсивно велась исламская пропаганда при ханах Узбеке и Джанибеке (1314–1357). В XIV в. на территории края было построено несколько мавзолеев. На территории Башкирии сохранилось более 90 мусульманских погребений конца XIII–XIV вв. Они свидетельствуют о постепенном распространении ислама вслед за западной в центрально-прибельскую часть края. В этот период начинается внедрение ислама в ряды простых скотоводов-общинников.
Третий этап исламизации (XV в.) характеризуется формированием у башкир мусульманской организации, подчиненной казанскому сеиту, управляющему через своих наместников – ахунов. На этом этапе казанскими муллами ведется миссионерская деятельность в среде восточно-башкирских племен, но принятие ислама происходит в значительной мере формально («двоеверие»). Так, на фоне строгих форм, принятых на мусульманском Востоке, «башкирский ислам» выделяется как терпимый, неагрессивный.
В Башкирии никогда не носили паранджу, хотя затворничество женщины, включая сокрытие лица, – одно из требований строгого ислама. У башкир женщина никогда не была второстепенна: война? – башкирка садилась на коня позади мужа и вместе с ним ехала на войну, — такое нельзя представить ни у одного традиционно мусульманского народа.
Строгий ислам прямо запрещал праздники, кроме религиозных, запрещал петь песни и играть на музыкальных инструментах, но народные праздники, национальные йыйыны целиком были построены на песнях, танцах, состязаниях кураистов и кубызистов, на веселье. Строгий ислам запрещал изображение человека и само изобразительное искусство, но и оно оставалось в народном творчестве.
Наконец, эпическое творчество башкир, главное их богатство в области словесного искусства, сохранилось не благодаря, а вопреки исламу.
У многих тюркоязычных народов, следовавших строгому исламу, древний эпос был вытеснен текстами канонического ислама. Таким образом, распространение ислама среди башкир явилось процессом сложным и двойственным, в башкирском быту и сознании ислам проявлялся гораздо слабее, чем у других народов, причисляющих себя к мусульманству. В XIX — XX вв. эти особенности были зафиксированы этнографами и исследователями башкирского фольклора.
Лит.: Синенко С. Мусульманское духовное собрание. Уфа, 2008.