ab_super08m Мусульманское духовное собрание Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение

Сергей Синенко 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ

Художественно-документальное повествование

Уфа – 2008

SBN-978-5-8258-0247-3  УДК 29 ББК 86.38 С 38  Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная матовая. Гарнитура Лазурского. Печать офсетная. Печ. л. 34. Заказ № Г616. Тираж 3000 экз. Отпечатано в типографии ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан». 450079, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 13.

 

        Вступительное слово

Человек, который стремится понять другого, иного по обычаям и вере, уже сам заслуживает внимания. Внимания заслуживают его мысли и наблюдения, тем более, если они выражены в книгах. Тем более, если это православный человек пишет о российских мусульманах. В сущности, все русское востоковедение и исламоведение развивалось из интереса к собственной истории, из поисков ответа на вопросы – «кто мы?», «что есть Россия?», «что есть Восток?». Именно поэтому познание Востока для русского писателя есть познание себя.

Книга Сергея Синенко «Мусульманское Духовное собрание» отличается плотным письмом, насыщено фактами, именами, эмоциями, образностью. Много мыслей, есть понимание весьма тонких вещей, связанных с религиозным опытом. О сложном для неподготовленного читателя он говорит понятно, доступно, не искажая сути, передавая события точно и зримо. Некоторые главы книги читаются как детектив.

В большом объеме в книгу включены новые, малоизвестные или вовсе неизвестные материалы – это придает ей особую ценность и достоверность. Книга написана хорошим, живым языком, это делает повествование доступным широкому читателю. Автором выполнена работа высокого уровня сложности, с которой может справиться только вдумчивый и высокоэрудированный человек. Некоторые факты, приводимые в этой книге, продолжают являться для историков предметом дискуссий, о многих из них продолжают спорить, и в подобных случаях автор справедливо ориентируется на наиболее аргументированные, наиболее правдоподобные версии.

Эта книга служит пониманию людьми друг друга. Автор книги исходит из того, что история российского мусульманства только пишется, а к истине еще нужно идти, «продираясь сквозь колючий кустарник обмана, невольной лжи и газетных мифов, которыми окружен российский ислам».

Это справедливо. Эту книгу нужно прочесть.

С уважением и сердечными молитвами,
Шейхуль-Ислам Талгат Таджуддин
Председатель ЦДУМ России,
Верховный муфтий

 

К читателю

Тихая улочка бывшей Труниловской слободы, старинная липовая аллея, дорожка, вымощенная фигурным камнем. Здания вокруг, почти все, старинные, исторические – губернаторский дом, женское епархиальное училище, губернский окружной суд, дом-музей писателя Сергея Аксакова, медресе «Усмания», дом благотворительницы Марьям Султановой. Половину квартала перед спуском уфимских холмов к реке Белой занимает сад с лужайками и яблоневыми деревьями, над которым высится желтый полумесяц Первой соборной мечети, в ограде которой – могилы российских муфтиев Тевкелева, Султанова, Расулева. Лицом на Тукаевскую улицу смотрит белокаменный дом с высокой резной дверью – старинная резиденция Оренбургского магометанского духовного собрания, ныне – Центрального духовного управления мусульман России. Эта книга – о Духовном собрании в Уфе и его связях с российской государственностью, с жизнью мусульманского населения Поволжья и Южного Урала.

Российский ислам насыщен поисками, смысловой разноголосицей, это мир большой, сложный. На фоне строгого арабского ислама он выделяется как мягкий, терпимый, углубленный в себя, ищущий в себе, самокритичный, некрикливый, ненавязчивый, спокойный, достойный, неспешный, неагрессивный, доброжелательный. В Урало-Поволжье и Сибири мусульманки никогда не носили паранджу, хотя затворничество женщины, включая сокрытие лица, – одно из требований строгого арабского ислама. У башкир женщина никогда не была второстепенна. Война? – она садилась на коня позади мужа и вместе с ним ехала на войну. Строгий ислам отказывал людям в праздниках, кроме религиозных, запрещал петь песни и играть на музыкальных инструментах, но народные праздники, национальные джийыны целиком построены на песнях, танцах, состязаниях кураистов и кубызистов, на веселье, радости…

Существенно и то место, которое в жизни мусульман Урало-Поволжья занимали суфии, суфийская философия. Если влиянием на мусульман Кавказа пользовалось отличающееся воинственностью суфийское братство Халидийа, шейхи которого возглавляли движение горцев Чечни и Дагестана, то в мусульманских общинах срединной России авторитетом пользовалось, прежде всего, братство Накшбандийа с его терпимостью и самоуглублением. Связь прошлого и настоящего в данном случае поражает: много веков назад члены суфийских братств распространяли мусульманство на территории нынешней России, первым проповедником ислама среди башкир стал суфий Хусейн-бек, мавзолей которого рядом с поселком Чишмы являлся издавна местом стихийного паломничества мусульман всего Южного Урала.

Суфиями были почти все муфтии Духовного собрания, начиная с первого, – Мухамеджана Хусейнова. Огромным влиянием пользовались на Урале суфийские шейхи Курбангалиевы – Габдул-Хаким, Габидулла и Мухаммед-Габдулхай. Авторитетным духовным мастером, к которому люди стекались тысячами, стал шейх Накшбандийа Зайнулла Расулев, в числе мюридов и последователей которого муфтии Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдинов, сын шейха Зайнуллы муфтий Габдрахман Расулев и муфтий Шакирьян Хиялетдинов. Наконец, древняя суфийская практика позволяет лучше понять особенности мышления и поступков Верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России. Поэтому мы не только выделяем черты суфизма в духовном поиске российских мусульман, но и сама книга написана с опорой на суфийские источники, во многом сообразуясь с их духом.

Из суфийских притч и обучающих рассказов идет свет. Идет и идет, несмотря на зияющие бездны. Но не бездна страшит, страшит теснота, замкнутость. Бездна не пугает, напротив, она зовет к себе. В бездне сами собой разворачиваются крылья, и начинаешь парить. В тесноте же крылья не развернешь. Они даже не вырастают…

Не только по статусу, но и по масштабам своей деятельности, Духовное собрание – учреждение общероссийское. Масштаб и широта деятельности муфтиата определяет и круг героев нашего повествования.

С одной стороны, эта книга – своего рода биография российского ислама, просмотренной через судьбы некоторых его ключевых фигур. Это муфтии Мухаметжан Хусейнов, Габдессалям Габдрахимов, Габдельвахит Сулейманов, Салимгарей Тевкелев, Мухамедьяр Султанов, Мухаммад Сафа Баязитов, Галимджан Баруди, Ризаэтдин Фахретдинов, Габдрахман Расулев, Шакирьян Хиялетдинов, Габдельбарый Исаев и Талгат Таджуддин. С другой стороны, среди героев книги – ученые, литераторы и поэты, судьбы которых тесно связаны с историей Духовного собрания и российского мусульманства – Мухаметсалим Уметбаев, Исмаил Гаспринский, Ахмед-Заки Валиди, а также государственные деятели различного масштаба – петербургские вельможи и министры, уфимские наместники и губернаторы, деятели революции и гражданской войны, советские комиссары, дипломаты и влиятельные чиновники.

Мы исходим из того, что история российского мусульманства только пишется. К истине еще нужно идти, продираясь сквозь колючий кустарник обмана, невольной лжи и газетных мифов, которыми окружен российский ислам.

В работе над книгой автор опирался на работы востоковедов дореволюционной поры, а также работы современных историков, прежде всего, глубокие и аргументированные исследования исламоведов Д.Д. Азаматова и А.Б. Юнусовой (работы этих ученых по истории Духовного собрания для нас являются опорными), а также монографии и статьи Е. Резван, Р. Силантьева, А.Ю. Хабутдинова, М.Н. Фархшатова, Л.А. Ямаевой, С.М. Исхакова, И.К. Загидуллина и других, труды которых перечислены в конце книги. В то же время хотим подчеркнуть – эта книга не является научным исследованием, повествовательный стиль изложения соответствует жанру художественной документалистики, ориентирован на широкую аудиторию. В работе над изданием использованы документы и фотоматериалы, предоставленные Центральным духовным управлением мусульман России, Национальным музеем Республики Башкортостан и Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан, а также материалы, опубликованные в журналах и газетах «Отечественные архивы», «Эхо веков», «Булгар», «Маглюмат», «Бельские просторы», «Ватандаш» и других.

Мусульманское Духовное собрание. Некоторые из глав читайте в сокращенном интернет-варианте.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая

МЕЖДУ МОЛИТВОЙ И МОЛЧАНИЕМ
Глава I ПОСОЛЬСТВО В СТРАНУ ТЮРКОВ, БУЛГАР И РУССОВ

Первые столетия эпохи хиджры. – Путешествие Ибн-Фадлана, обычаи и верования жителей Степного края и Урало-Поволжья. – Принятие ислама булгарами. – Мусульманские проповедники в Урало-Поволжье. – Булгар и Золотая Орда. – Тысячелетие спустя.

Глава II РЕКА ВРЕМЕНИ: ВНИЗ ПО ТЕЧЕНИЮ

Распространение мусульманства на Южном Урале, находки археологов. – Древний башкирский эпос и предания, связанные с мусульманством. – Мифы и легенды о героях и праведниках. –  Мавзолеи среди снегов

Глава III ДВЕНАДЦАТИКРЫЛАЯ ЮРТА

Улус Джучи и мусульманская вера.  – Русский мир, монголы и католический Запад. – Завоевание Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. –  Вхождение башкирских племен в состав Русского государства.

Часть вторая

НА БЕРЕГУ ИСЛАМСКОЙ ОЙКУМЕНЫ
Глава IV ВЫСОКОЕ НЕБО НАД СТЕПЬЮ

Петровские реформы и изучение мусульманского мира.  – Первые попытки осмысления Корана, исследование Булгарского городища.  – Пути продвижения России на Восток. – Оренбургская экспедиция, строительство закамской линии. – Посольство Абулхаира и миссия Тевкелева. – Принятие российского подданства киргиз-кайсаками и распространение мусульманства в Степном крае.

Глава V АБИ ПАТША – ЦАРИЦА-БАБУШКА

Россия эпохи Екатерины II: идеи просветительства и толерантности.  – «Путешествие по отдаленным провинциям», посещение императрицей Казани и Булгарского городища. – Принятие закона о веротерпимости. – Строительство мечетей в Поволжье и на Южном Урале. – Мусульманские проводники екатерининской политики в Степном крае.

Глава VI «ЛЮДИ, В ВЕРНОСТИ НАДЕЖНЫЕ…»

Проект «магометанской комиссии». – Открытие муфтиата в Уфе, положение о Духовном магометанского закона собрании. – Первый муфтий Мухамеджан Хусейнов. – Исламская проповедь в Малой Орде. –  Духовные звания и должности у мусульман, указные муллы и не признающие указа абызы. – Тайная дипломатия муфтия Хусейнова.

Глава VII ПОСЛЕ БОЛЬШОЙ СМУТЫ

Уфимский муфтий и оренбургский мулла. – Визит Александра I в Оренбург и Уфу. – Муфтий Габдессалям Габдрахимов. – Округ уфимского муфтиата. – Строительство резиденции Духовного Духовного собрания и уфимской соборной мечети. – Борьба с эпидемиями и пропаганда муфтиатом медицинских знаний

Глава VIII ДВА МИРА В СЕБЕ ОДНОМ

Петербургская мусульманская община. – Муфтий Габдельвахит Сулейманов. – Дела, которые ведет муфтиат, фетвы муфтия о личной гигиене и медицинских прививках. – Первые инициативы по возведению мечети в Санкт-Петербурге, позиция Духовного собрания.

Глава IX ЗАМЕТЫ СЕРДЦА

Муфтий Салимгарей Тевкелев. – Губернатор Николай Крыжановский и реформирование Духовного собрания. – «Татаро-мусульманский сепаратизм», открытие русско-татарских и русско-башкирских школ. – Проповедь-хутба и приобщение к общегосударственным ценностям. – Строительство мечетей и мусульманская благотворительность. – Мухаметсалим Уметбаев. – Русское мусульманство» Исмаил-бей Гаспринского. – Ваисовский Божий полк.

Глава X У ЗЕМНЫХ ПЕРЕПРАВ, ПРЕД НЕБЕСНОЙ ДОРОГОЙ

Муфтий Мухаммедъяр Султанов, джадидисты и кадимисты. – Поэтический поединок в Духовном собрании. – Организация хаджа в Мекку. – Исламское духовенство на рубеже веков. – Первая русская революция и идеи религиозной автономии в составе России. – По архивам департаментов полиции и духовных дел иностранных исповеданий.

Глава XI НА ЗОВ НЕВЕДОМОЙ ОТЧИЗНЫ

Начало века: атмосфера надежд и разочарований. – Мусульманское духовенство, проекты реформирования. – По архивам Департамента духовных дел иностранных исповеданий и Департамента полиции. – Панисламизм и пантюркизм. – Петр Столыпин и мусульманский вопрос. – Российское мусульманство в период Первой мировой войны.

Часть третья

НЕ ЗНАЯ УДЕРЖУ НИ В РАБСТВЕ, НИ В СВОБОДЕ
Глава XII КОГДА УБИВАЛИ ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВО

Муфтий Баязитов. – Строительство соборной мечети в Санкт-Петербурге. – Организация «Сырат мустаким». – В годы Первой мировой войны и Февральской революции. – Мусульманские военные части. – Притча о деревьях и крутом склоне.

Глава XIII ДИНИЯ НАЗАРАТ, ИЛИ ПОСТРОЙКА НОВОГО КОВЧЕГА

Муфтий Галимджан Баруди. – Медресе «Мухамадия» и реформы в мусульманском образовании. – Суфийский мастер тарика Накшбандийа. – Мусульманские съезды . – Учреждение Национального собрания и Диния назарат – Духовного министерства. – Укрепление власти и строительство федерации. – Голод 1921-1922 гг.

Глава XIV СМИРЕННЫЙ БУНТАРЬ

Ризаэтдин Фахретдинов: детство, духовные истоки, жизнь в медресе, притча о птице и яйце. – Опыты в богословии и драматургии. – «Асар», следы, которые одаренные люди оставляют в вечности. – Создание архива Духовного управления. –  Коран Османа. – Советская дипломатия, деятельность уфимского муфтиата и Первый Всемирный мусульманский конгресс. – Разгром Духовного управления.

Глава XV «ЛАЗУРЬ НЕБЕС БАГРЯНЫЙ ШЕЛК СМЕНИЛ…»

Шейх братства Накшбандийа Зайнулла Расули и муфтий Габдрахман Расулев. – Медресе «Расулия». – В годы сталинской чистки. – «Мусульманский фактор» в начальный период войны. –  Оживление религиозной жизни в военное время. – Духовное управление и помощь фронту. – Религиозная жизнь в послевоенные годы. 

 

Глава XVI СВОЁ ЧУЖОЕ ВРЕМЯ

Муфтий Шакирьян Хиялетдинов. –  Совет по делам религиозных культов и атеистическая кампания 1950-1960-х гг.  – Сокращение числа мечетей и медресе. – Международные связи уфимского муфтиата. – Муфтий Габдельбарый Исаев.

Глава XVII ПРАВДА ПОПОЛАМ НЕ ДЕЛИТСЯ

Муфтий Талгат Таджуддин, предыстория. – Оживление религиозной жизни, празднование 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала и съезд мусульманского духовенства. – Рост числа мечетей и медресе, издание Корана и богословских книг, «народный ислам». – Образование национальных и территориальных Духовных управлений. – Традиционный ислам и зарубежные мусульманские миссионеры. – Центральное Духовное управление и международная политика. – Зиярат ас-салихин в Великих Булгарах и меджлис у кэшэнэ Хусейн-бека.

Читайте отрывки из книги в подборке Два мира в себе одном
АвтопубликаторБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИсламИстория и краеведениеислам,ислам в России,мусульмане,муфтий,ЦДУМСергей Синенко  МУСУЛЬМАНСКОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ Художественно-документальное повествование Уфа – 2008 SBN-978-5-8258-0247-3  УДК 29 ББК 86.38 С 38  Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная матовая. Гарнитура Лазурского. Печать офсетная. Печ. л. 34. Заказ № Г616. Тираж 3000 экз. Отпечатано в типографии ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан». 450079, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, 13.           Вступительное слово Человек,...cropped-skrin-1-jpg Мусульманское духовное собрание Башкирия Блог писателя Сергея Синенко Ислам История и краеведение