Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы

pereplet-nureev2 Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы

Сергей Синенко

РУДОЛЬФ НУРЕЕВ: истоки творчества, превратности судьбы

Художественно-документальное повествование

Уфа — 2008

 

Синенко С.Г. Рудольф Нуреев: истоки творчества, превратности судьбы. Художественно-документальное повествование. – Уфа: Китап, 2008. – 192 с.: ил. Литературно-художественное издание. Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная. Гарнитуры Банниковская, Pragmatica. Печать офсетная. Усл. печ. л. 22,32 + 0,47 форз. Усл. кр.-отт. 68,36. Уч.-изд. л. 21,37 + 0,84 форз. Тираж 3000 экз. ГУП РБ «Башкирское издательство “Китап” имени Зайнаб Биишевой». ГУП РБ «Издательство «Белая река». ТП – 216/08 ISBN 978-5-295-04408

 

От автора  (читать ниже)

 

Часть I

Глава первая  В мире просторном и солнечном  1 — 3

                             В мире просторном и солнечном  4 — 7

Глава вторая  Город на холмах  1 — 3

                             Город на холмах  4 — 7

                             Город на холмах  8 — 10

 

Глава третья  Тополя на улице Зенцова  1 — 4

                            Тополя на улице Зенцова  5 — 8

 

Часть II

Глава первая  Улица Зодчего Росси  1 — 3

                            Улица Зодчего Росси  4 — 5

Глава вторая  Учитель Пушкин  1 — 3

                            Учитель Пушкин  5 — 9

Глава третья  Тепло и холод сцены  1 — 3

                           Тепло и холод сцены  4 — 6

                           Тепло и холод сцены  7 — 10

 

Часть III

Глава первая  Искушение жизнью  1 — 3

                             Искушение жизнью  4 — 6

                             Искушение жизнью  7 — 9

                             Искушение жизнью  10 — 13

 

Глава вторая  Новые театры и роли  1 — 3

                             Новые театры и роли  4 — 7

                             Новые театры и роли  8 — 10

                             Новые театры и роли  11 — 13

                             Новые театры и роли  14 — 16

                             Новые театры и роли  17 — 19

 

Читайте также:  По улице Мустая Карима - Бекетовской

Глава третья  Время вяжет узлы биографий  1 — 3

                            Время вяжет узлы биографий  4 — 6

                            Время вяжет узлы биографий  7 — 9

                            Время вяжет узлы биографий  10 — 13

 

Глава четвертая  Реки творчества  1 — 3

                                   Реки творчества  4 — 7

Послесловие

 

От автора

Исследователей истоков творчества писателя, художника, артиста Иоганн Вольфганг Гете сравнивал с человеком, который подсчитывает, сколько художник в жизни съел коров, свиней и овец. Действительно, истоки творчества большого художника трудноустановимы, он – как большая река, которую питают многочисленные реки, речки и ручейки.

Но есть и то, что для формирования личности имеет безусловное значение – детство, отрочество, юные годы – то, что формирует фундамент взрослого человека.

В детстве в маленькой душе сеется то, что будет потом расти. Одни из этих ростков могут засохнуть, другие – расцвести, не обязательно самые лучшие, но, как бы то ни было, посев состоялся в детстве.

Каждый знает, как необозримо отрочество. По своей растянутости во времени эта часть превосходит целое. Для будущего взрослого человека имеет значение все, что его окружает в эти годы – предметы, звуки и запахи, улицы и площади, разговоры, обычаи, иначе – атмосфера, в которой рождается личность. И в юношеском возрасте еще нет окончательного приговора судьбы, но есть ее некоторая как бы благосклонность. Для будущего химика, математика или инженера может и не иметь особого значения природа, музыка, живописные образы и театральные представления, которые он видит и слышит в эту пору, но у будущего художника они определяют круг эмоций, ощущений и фантазий, питающих художественную натуру.

Наша книга не ставит целью сделать какие-то открытия, задача – дать общую картину жизни артиста с акцентом на то, что долгое время оставалось почти без внимания – его принадлежность через факты мышления, быта, привычки и особенности культуры к Уфе, к Ленинграду, ко всей России советской эпохи.

Читайте также:  На обсуждении «Муслим-сити» духовные лица признались в финансовой заинтересованности
Судьба Рудольфа Нуреева неотделима от российской жизни, героической и трагической, она вырастала из российской почвы и продолжала быть с ней связанной тонкими нитями ежедневного бытия, когда Нуреев жил и работал уже в других странах, на других континентах.

Особенности восприятия в сегодняшней России таланта и самого образа Рудольфа Нуреева объясняются в значительной степени тем, что к нам его искусство пришло с опозданием, пришло с Запада, в искаженной форме, обросшее легендами и домыслами, нередко – самого низкого пошиба. Образ великого артиста оказался совершенно отделен от подлинной истории формирования его как личности. Иностранные исследователи, знающие каждый шаг Нуреева на Западе, нередко признаются, что российский период пока еще остается для них белым пятном, а публикации в прессе очень сомнительны.

Труд. Порядок. Простота, отсутствие помпезности. Не внешний блеск, а внутренняя глубина.

Жесткий режим дня. Дисциплина. Ежедневный тренинг. Для широкой публики все это, конечно, не так интересно, как описание разгульной жизни. Но других рецептов не существует. Культура рождается только трудом и самоограничением.

Сегодня наступает пора нового осмысления такого яркого и самобытного явления художественной жизни XX века, как Рудольф Нуреев. На проходящих в Москве творческих встречах, на симпозиумах в Санкт-Петербурге звучат исследования российских ученых, где тема преемственности традиций русского классического танца становится наконец ведущей. Эти исследования опровергают достаточно часто встречающиеся в зарубежных публикациях утверждения, что в творческом плане, как артист, Нуреев состоялся лишь оказавшись на Западе.

Рудольф Нуреев начал заниматься танцами в Уфе, в школьном кружке, потом у профессиональных балерин в Доме учителя, в танцевальном кружке Дома пионеров и, наконец, в балетной студии при театре оперы и балета.

Здесь в 1955 году он впервые вышел на сцену в качестве артиста – танцевал в балете «Журавлиная песнь». В Ленинградском хореографическом училище он получил балетное образование и блистательно начал свою карьеру на сцене Кировского театра. Здесь он сформировался как носитель подлинно питерской школы классического танца. Известно, что за три года работы в Кировском он перетанцевал все сольные партии балетной классики, ввел в мужской танец новые приемы, меняющие оттенки его рисунка, – первым стал делать двойные ассамбле по кругу, впервые встал на высокие полупальцы, в значительной степени изменил образ актера на сцене, включая грим, костюм, манеру себя вести, ввел другие технические, а в конечном счете, творческие находки и открытия.

Именно багаж знаний и навыков, приобретенный в Ленинграде, дал возможность так плодотворно проявиться и на актерском, и на балетмейстерском поприще этому необыкновенно одаренному и фантастически трудолюбивому человеку, когда он волей судьбы оказался на Западе.

Несмотря на то, что настоящая книга посвящена области, казалось бы, элитарной, она относится к числу изданий, рассчитанных, прежде всего, на массового читателя. Этим определяется отказ от сложной специальной терминологии. Задача автора – не сухое информирование, а создание яркого многопланового образа артиста, включая зрительный. Значительную роль в этом играют архивные фотографии.

Читайте также:  Выдуманный "Собор русских Башкортостана"
Некоторые факты, на которых построено повествование, продолжают являться предметом дискуссий, в чем-то противоречат друг другу.

В таких случаях мы старались ориентироваться на наиболее аргументированные и правдоподобные версии. «Биографические справки» этой книги дают краткую информацию о главных событиях в жизни и творчестве артиста, но в них включены лишь данные об основных выступлениях и постановках Нуреева, на самом деле их число на порядок больше, скажем так – оно труднообозримо.

Документы, которые приводятся в книге, включая материалы допросов, данные КГБ и донесения сотрудников советских внешнеполитических ведомств, – подлинные. Имена и фамилии некоторых действующих лиц по этическим соображениям изменены, их совпадение может являться случайным.

В работе над книгой автор пользовался как собственными изысканиями, так и воспоминаниями о жизни и личности Нуреева людей, хорошо его знавших.

Балетмейстеров, хореографов, танцовщиков, балерин-партнерш, сокурсников и коллег, – Ю. Григоровича, М. Барышникова, А. Бикчурина, Б. Аюханова, Н. Кургапкиной, О. Моисеевой, Н. Дудинской, А. Осипенко, Ж. Аюповой, Л. Сеймур, М. Муи, Дж. Тараса и других, а также работами отечественных и зарубежных исследователей в области театра и балетной эстетики – Д. Солуэй, Т. Закржевской, В. Мироновой, Г. Добровольской, В. Гаевского, М. Лиепы, Б. Львова-Анохина, В. Прохоровой, Н. Жиленко, В. Красовской, Н. Аловерт, Л. Майбадук, Ф. Саган, К. Барнса, Б. Майер-Стабль, О. Стюарта и Ф. Мэйсона. Самым авторитетным зарубежным изданием является, безусловно, работа Дианы Солуэй.

В этой книге использованы материалы и фотографии, предоставленные Башкирским государственным академическим театром оперы и балета, Башкирским государственным хореографическим училищем имени Р. Нуреева, Национальным музеем Республики Башкортостан, Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан и Центральным государственным архивом общественных объединений Республики Башкортостан.

Автор благодарит за рабочие замечания по книге и рецензии народную артистку РСФСР и БАССР, заслуженную артистку БАССР, педагога-репетитора Башкирского государственного театра оперы и балета, преподавателя Башкирского хореографического училища имени Р. Нуреева Л.С. Куватову, члена-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан, ректора Уфимской государственной академии искусств имени З.Г. Исмагилова, доктора филологических наук, профессора И.Г. Галяутдинова и члена-корреспондента Академии наук Республики Башкортостан, декана факультета башкирской филологии и журналистики Башкирского государственного университета, доктора филологических наук, профессора М.В. Зайнуллина, а также всех остальных, кто в процессе работы над книгой предоставлял материалы и оказывал техническую поддержку.

 

> Читать биографические справки о деятелях балета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − одиннадцать =

Next Post

Роберт Загреев осужден за оправдание терроризма

Сб Окт 31 , 2015
  51-летний Роберт Загреев отправится на три с половиной года в колонию строгого режима Известного в Башкирии возмутителя спокойствия приговорили к столь суровому наказанию судьи […]
В Уфе задержан Роберт Загреев