Архитектор Е. Л. Скопин в своей монографии «Собор Александро-Невского в Вятке. История сознания» (Киров, 2019) подробно рассказывает о послереволюционной судьбе Александро-Невского собора.
14 мая 1924 г. на IX губернском съезде профсоюзов было вынесено постановление «О признании необходимым скорейшего закрытия Александро-Невского собора с последующей передачей здания под культурно-просветительское учреждение». Формальным поводом для такого решения послужило предложение, с которым выступили на съезде «беспартийные рабочие железнодорожники».
Съезд посчитал целесообразным колокола и другие металлические части здания после прекращения богослужения в соборе «передать в распоряжение железнодорожных мастерских для отливки подшипников». Одним из предложений о дальнейшей судьбе собора стало размещения в нем тем театра.
Вслед за этим в газете «Вятская правда» была организована активная общественная кампания, пропагандисткой целью которой было вытеснение прихожан из собора и превращение его в гражданское сооружение. Появилась целая серия тенденциозных публикаций от имени возмущенных трудящихся различных профессий, не желавших мириться с тем, что вместительное здание собора «занимает кучка одурманенных религиозной идеологией граждан, мировоззрение которых чуждо советскому строю».
Попытки превратить храм в театр получили широкий общественный резонанс, об этом узнали в Москве и Главнаукой Народного комиссариата просвещения 12 мая 1925 г. было подготовлено письмо «О недопустимости переделки Александровского собора».
Памятник Александру III перед Александро-Невским собором в Вятке
Предупреждение Главнауки возымело действие на активистов перестройки собора, но от своих идей они не отказались. Предложение о приспособлении собора для зрелищных представлений привлекло внимание Н. А. Милютина — народного комиссара финансов РСФСР и самобытного архитектора.
Он заявлял, что строительство нового здания театра потребует больших расходов, а приспособление собора можно осуществить с меньшими затратами. Его спорная концепция приспособления здания собора под театр была воспринята неоднозначно и получила характеристику местных специалистов как дилетантская, мысли наркома остались на бумаге.
22 марта 1932 г. президиум Вятгорсовета признал необходимым закрыть Александро-Невский собор для богослужений и переделать его под Дворец физкультуры. Осуществление этого решения архитектор И. А. Чарушин воспринял, как попытку спасти храм от разрушения и сохранить этот памятник зодчества для потомков путем реконструкции.
Еще в студенческие годы Иван Аполлонович обмерял храм, а в бытность губернским архитектором разработал проект его ограды. Конечно, в тот сложный период, когда идеология воинствующего атеизма довлела над умами людей, сохранить при перестройке собора его купол и главы было аполитично, тем не менее, искаженный облик храма оставлял надежду на перспективу восстановления памятника архитектуры в будущем.
Постановлением ВЦИК от 25 марта 1935 г. собор Александра-Невского вошел в список охраняемых памятников архитектуры по Кировскому краю. Через два года другим постановлением ВЦИКа от 20 марта был разрешен снос собора.
В соответствии с Приказом №9 Управления по делам искусств Совнаркома РСФСР от 20 декабря 1938 г. предписывалось снять с централизованного учета и охраны снесенные церкви и соборы. Четвертым пунктом в этом списке выдающихся произведений церковного зодчества был указан собор Александро-Невского в Кирове.