В выставочном зале Центра ремесел города Глазова в Удмуртии работает выставка «Тайна удмуртского узора», на которой представлены работы мастеров ткачества и вышивки Ирины Павловой и Натальи Ельцовой
В экспозицию вошли предметы декоративно-прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом. Это вышитые картины, полотенца, обереги, национальные костюмы, сумки и многое другое. Как рассказали устроители выставки, изучавшие этнографический материал мастера поставили перед собой задачу раскрыть и передать секреты удмуртского орнамента в своих изделиях.
Мифологизм орнаментальной удмуртской культуры, ее высокий семиотический статус наиболее ярко раскрывается в объектах материальной культуры: костюмном комплексе, деревянных предметов быта и обихода, в изделиях металлопластики. Как считает этнограф Наталья Бортникова, орнаментальной символикой отличаются, прежде всего, костюмные комплексы.
В древнем обществе родовая принадлежность определялась по материнской линии. Возможно, этим и объясняется выразительность традиционного женского костюма. Долго он сохранял этническую специфику. Практически все орнаментальные мотивы архаичны и содержат в себе семантику, которая ассоциировалась с женщиной (или являлись изображением женских божеств).
Эти божества «ведут свое происхождение от самих истоков человечества, … когда возник тотемизм и женская плодотворная сущность в первобытном сознании олицетворяла собой весь обитаемый космос». Поэтому основными орнаментальными мотивами в древнем традиционном обществе выступали образы женщины, а также ассоциативные с ним образ животного и образ дерева.
Такая тесная связь раскрывается через почитание воршуда — тотемистического предка по материнской линии. Удмуртский воршуд почти в первозданном виде сохранил первоначальную связь женщины и тотемного существа. Воршудная организация древнего удмуртского общества просуществовала вплоть до начала ХХ века.
Воршуд — род, относящийся к исключительно лицам женского пола, это своеобразная «фамилия», которая передавалась от матери к дочери, то есть по материнской линии. Имена воршудов связаны с именами счастливых женщин, основательниц рода, а также с именами великих богинь. Воршуд — это покровитель рода по материнской линии.
Металлические или деревянные пластины-дэндоры, которые женщины носили на груди, являлись символическим изображением воршуда.
Позже узоры, которые наносились на дэндоры, стали вышиваться на рубашках или нагрудниках. После замужества женщине покровительствовали сразу два воршуда (своего рода и рода мужа). В орнаментальной вышивке данная символика двух родов изображалась в виде относительно вертикальной оси симметрично расположенного орнамента, где центральным элементом выступает женщина.
Таким образом, орнаментальная схема представляет собой центральное изображение женщины или ее символ, а по бокам — изображение животного-тотема. Иногда центральная женская фигура в орнаменте заменяется символичным изображением дерева. В представлении удмуртов дерево являлось объектом родового культа, культа воршуда, а олицетворением воршуда часто являлось священное дерево «мудор» — как объект поклонения, культа, рода.
Доктор филологических наук, профессор М.Г. Атаманов в статье «Происхождение воршуда у удмуртов» (1977) так объясняет понятие «мудор» (му — «земля», «участок земли»; дор — «край», «сторона», «родной дом»): «Му — главная богиня рода, она воршуд – рождающая и охраняющая счастье своих потомков, продолжающая свой род. Для нее и в честь ее заслуг строили ей «дор» — дом, обиталище; «мудор» — это дом, обиталище матери, впоследствии названной «куа» или «куала» — святилище. Первоначально этим обиталищем могло быть какое-нибудь потайное место, которое было укрыто от взора непосвященных.
По всей видимости, у древнеудмуртских родов, жителей лесной полосы, подобными тайниками могли служить дупла деревьев».
Именно священное дерево-воршуд могло послужить прототипом образа Мирового древа не только как олицетворением образа вселенной, но и как идеи рождения, продолжения жизни, связи поколений, плодородия. В образе Мирового древа «заключена не только связь пространств, но цикл человеческой жизни».
В период матриархата непрерывность человеческой жизни обеспечивала не только Родовая богиня, но и женщина-мать, поэтому в удмуртской мифологии можно встретить изображение женщины-древа как идеи плодородия в украшениях (подвески, гребни, серьги), элементах одежды (пояс «зар», нагрудники «кабачи»), предметах быта (прялка), в которых заложена идея границы, связывающей бинарно расположенные миры.
Таким образом, дерево выступает в качестве семейного, родового дерева, объединяя весь род воршудным тотемным именем: Туръя (тур «тетерев», тури «журавль»), Докья («глухарь»), Какся («цапля»). Также эти имена обозначали родовую территорию, а ныне — название населенных пунктов в Удмуртии.
Можно сказать, что образ женщины, Родовой богини-родоначальницы, ее символичное графическое изображение являлись основополагающими и определяющими мотивами удмуртского орнамента.
В графическом исполнении образ женщины олицетворяли с:
· ромбом или ромбом с отростками (мотив «куско»): олицетворение плодородия, продолжения жизни, рода, соединения мужского и женского начал;
· квадратом — символ земли, территории, охраняемой божествами, «образ идеально устойчивой структуры, статической целостности, интегрирующей в себе основные параметры космоса»;
· крестом — символ жизни, плодородия, бессмертия, единство духа и материи, активное мужское начало, четыре стороны света, четырехчастная модель Вселенной, графический план мира, границы родовой земли;
четырехчастной розеткой — «символ территории рода, неотделимой у удмуртов от имени родовой богини»;
· треугольником и углами — символы женского чрева, детородного органа. Как считают этнографы, треугольник — древнее и более раннее изображение Вселенной (в виде Мировой горы), Мирового древа. Повторяющиеся углы создают мотив «елочка» или зигзаги — символы «… женской природной силы, плодотворяющего низа, образующий основу, корни родового древа, воршудной богини, стоящей у истоков рода»;
· S- и Z-образными мотивами: бинарно расположенные элементы, единство мужского и женского начал, цикличность, бесконечность, идея вселенной.
Эти орнаментальные мотивы, особенно многократно повторяющиеся, заключали в себе основную идею цикличности жизни, вечное обновление, продолжение рода, носителем которых являлась женщина. Орнаменты располагались на пограничных элементах костюма (воротниковой зоне, подоле, рукавах, груди и т. д.), дома (ворота, окна), ритуальных предметах быта, подчинялись строгим канонам и порядкам древних семиотических представлений и несли магические, охранительные функции оберега, придавали силы.
Таким образом, в орнаментах заключена женская природная воспроизводящая сила, образ женщины-матери, Вселенской богини. В древнем обществе женщина олицетворяла собой весь этнос, его существование, зарождение, развитие и упадок. Поэтому глубокое исследование и сохранение женского образа, ее духа в орнаментах является важной и необходимой задачей.
Особенно это следует учесть при проектировании современных костюмных комплексов, предметов быта с глубокой этнической семантикой наполнения, дизайн которых в адаптированном виде сохранял бы женский специфический национальный колорит этноса.