Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

karta-jakutija-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Якутия (Республика Саха) входит в Дальневосточный федеральный округ, является частью Дальневосточного экономического района. Это крупнейший российский регион, занимающий почти пятую часть территории России — 3103,2 тыс. кв. км. или 18,17% территории.

Самая большая административно-территориальная единица в мире (по территории превосходит Аргентину, восьмое государство в мире по площади, почти вдвое (в 1,99 раза) превышает площадь Монголии. Расположена на севере Восточной Сибири в бассейнах рек Лены, Яны, Индигирки и в низовьях реки Колымы.

Якутская АССР в составе РСФСР образована 27 апреля 1922 г., столица — город Якутск. 27 сентября 1990 г. Верховный Совет Якутской АССР объявил о преобразовании автономии в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику. В 1991 г. Якутская-Саха ССР получила современное название — Республика Саха (Якутия).

muzhchina-chukcha-metit-olenja-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Мужчина-чукча метит оленя. Якутская ACCP, Нижне-Колымский район, с. Красный Чум. Фото М.А. Каплан 1959 г.

Протяженность с севера на юг около 2000 км, с запада на восток — 2100 км. Включает Новосибирские острова. Граничит с Красноярским краем,Иркутской, Амурской и Читинской областями, Хабаровским краем, Магаданской областью и Чукотским автономным округом. На севере Якутия омывается морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. 

muzhchina-na-narte.-jakutskaja-accp-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Мужчина на нарте. Якутская ACCP, Нижне-Колымский район, с. Красный Чум. Фото М.А. Каплан 1959 г.

В климатическом отношении Якутия — одно из самых суровых мест в мире — здесь расположен полюс холода Северного полушария. Климат резко континентальный, абсолютный минимум температур -70 С, максимум +39С. Повсеместно развита вечная мерзлота, достигающая мощности 1500 м.

На высокоширотных участках располагаются полярные пустыни и полупустыни, южнее — арктические и субарктические тундры. Подавляющая часть территории — экологически чистые пространства. Более 40% площади находится за Северным полярным кругом.

kuznec-iz-jakutiirossija-pervaja-tret-xx-v-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Кузнец из Якутии, первая треть XX в.

obrabotka-metallov-u-jakutov.-pervaja-polovina-xx-v Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Обработка металлов у якутов. Первая половина XX в.

rybaki-s-nevodom-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Рыбаки с неводом. Якутская губерния, начало XX в. 

Центральная и Южная Якутия входит в среднетаежную подзону. Значительные площади заняты горными хребтами — Черского (выс. до 3147 м, г. Победа), Верхоянским и Момским, плоскогорьями и нагорьями — Среднесибирским, Юкагирским и Алданским (ср. выс. 500-1000 м).

Вершины гор заняты каменистыми пустынями, ниже идет пояс горных тундр, в долинах — заросли кедрового стланика и горные леса.

ostancevyj-landshaft-krjazha-ulahan-sis-v-mezhdureche-indigirki-i-alazei-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Останцевый ландшафт кряжа Улахан-Сис в междуречье Индигирки и Алазеи

По территории протекают около 500 тыс. рек, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Крупнейшие из них Лена, Колыма и Индигирка. В Якутии свыше 700 тыс. озер. Долины рек и озерные котлованы богаты луговой растительностью.

В тундрах, лесах и горах располагаются пастбища домашних и диких северных оленей. В охотничьих угодьях ведется промысел песца, белки, соболя и ондатры.

hangalasskij-ulus-respublika-jakutija-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Скальные обнажения у Синей реки. Хангаласский улус, Якутия. Фото Алексея Харитонова

Население Якутии — 997565 чел. (2023 г.), плотность населения одна из самых низких в России (меньшую имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа и Магаданская область).

Национальный состав населения Республики Саха (Якутии) на 1 января 2024 г.; якуты — 485026 (49,90%) человек, русские — 367414 (37,80%) человек, эвенки — 21384 (2,20%) человека, украинцы — 21384 (2,20%) человека, эвены — 15552 (1,60%) человека, татары — 8748 (0,90%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) — 52488 (5,4%).

olekminsk-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Олекминск, магазин «Полное товарищество Шалаев и Шарапов». Фото 1910-1911 гг.

Краткая история Якутского края

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 г., когда на правом берегу Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве. Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 г. и перенесли Ленский острог на левый берег.

Вместе с воеводами в острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон. В 1643 г. завершилось строительство нового острога, который назвали Якутским — он стал административным, военно-политическим, культурным и церковным центром всего северо-востока России. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина.

Якутский уезд, включавший в себя земли к востоку от Байкала, близкий по территории к современной Якутии, был образован в 1638 г., в 1708 г. вошёл в состав Сибирской губернии. В 1775 г. Якутский уезд преобразован в Якутскую провинцию (делилась на 6 комиссарств и два воеводства).

jakutskaja-molodezh-s-evropejskimi-modnymi-kostjumami-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Молодая якутская пара в европейских костюмах. Сибирь, конец XIX в.

Принятие христианства жителями Ленского края — саха (якутами), эвенками, эвенами, юкагирами, чукчами и долганами началась в первой половине XVII в. Появление в этих местах первых священников относится к началу 1640-х гг.

После того, как в 1638 г. правительство Михаила Феодоровича озаботилось тем, что Сибирь, населяемая казаками, могла стать подобием независимой Запорожской Сечи. Посему решено было не только учредить воеводство, но и направить священников, «чтобы на Лене реке без попов не было, и служилые люди без покаянья и причастия не помирали». 

hram-jakutsk-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Свято-Троицкий собор и башня Якутского острога. Архивное фото

Первоначально якуты отнеслись к православию равнодушно — за четыре года (1646-1649) крестилось чуть больше сотни человек. Одним из главных препятствий стал языковой барьер и традиционные верования, в особенности шаманство. Особенностью местного православия стал церковный раскол, затронувший всю Сибирь.

Читайте также:  Конкурсы и фестивали в Уфе - Уфа от А до Я

Сюда ссылали старообрядцев и сами старообрядцы бежали в эти края от преследований. Старообрядческие общины Сибири довольно быстро становились многолюдными, потенциально старообрядцы являлись хорошо подготовленными миссионерами.

jakutskij-spasskij-muzhskoj-monastyr-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Якутский Спасский мужской монастырь, 

Для противодействия расколу и распространения христианства в крае в 1663 г. в Якутске был учрежден Спасский мужской монастырь, на многие годы ставший основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири. Его братия занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. Помимо этого в 1690 г. севернее Якутска в районе впадения в реку Лену Киренги был построен еще один монастырь.

В 1784 г. центральная часть Якутской провинции преобразована в область. В 1796 г. Якутская область стала именоваться Якутским уездом, а на территории прежнего Якутского уезда были созданы Амгинское и Удское комиссарства.

yakutskiy_alfavit-kirilicheskij-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Якутский кириллический алфавит

1 января 1801 г. на основании указа императора Павла I при Спасском монастыре была учреждена духовная школа, которая должна была служить «к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском». Здесь преподавались русская грамматика, чтение, писание, катехизис, священная история и наставление «о должностях верноподданного». Эта школа существовала вплоть до открытия духовного училища в 1819 г., а затем была преобразована в Якутское духовное училище.

sokrashhennyj-katehiz-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Сокращенный катехизис для обучения юношества православному закону христианскому, переведенный на якутской язык, с приложением на переди таблицы для складов и чтения гражданской печати. Иркутск, 1819 г.

Активно христианизацией края монахи занялись в самом конце ХVII в. и миссионерство оказалось чрезвычайно успешным. Крещение местного населения проводилось массово и завершилось в сравнительно короткий срок в конце XVIII — начале XIX  вв. (так, к 1823 г. некрещеные составляли всего один процент населения).

В 1805 г. Амгинское и Удское комиссарства объединены в Якутское комиссарство, которое в 1822 г. преобразовано в Якутский округ. В 1857 г. Охотское побережье, входившее в Якутский округ, передано в состав Приморской области. В 1920 г. Якутский округ преобразован в Якутский уезд. В 1926 г. Якутский уезд вновь стал округом. В 1930 г. округа Якутской АССР были упразднены.

Православные священники в Якутии создают школы, способствуют распространению грамотности, занимаются просвещением, предпринимают попытки создания якутского алфавита и переводов на язык, не имевший письменности. В 1812 г. в Иркутске издается первая книга на якутском языке «Молитвы. Символ веры и заповеди Божьи: начатки вероучения». В 1819 г. Георгий Попов, священник Олёкминской Спасской церкви впервые составил якутский алфавит на русской основе и опубликовал его в книге «Сокращенный катехизис для обучения юношества».

hapchagajskaja-pochtovaja-stancija-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Хапчагайская почтовая станция. Архивное фото

Успехи миссионерства можно объяснить возникновением устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением. Служилые, торговые и промышленные люди нередко женились на местных женщинах. Принятие христианства способствовало углублению и расширению связей местного населения с российским обществом.

Якуты приняли новую религию, в своей интерпретации. Крест в украшениях, декоре коновязей и погребальных сооружениях являлся для якутов символом принадлежности не только к религии, но и к империи в целом.

Традиции и верования якутов

Якуты — самый крупный из коренных народов Сибири. Численность якутов в России — 478100 чел. В расовом отношении они принадлежат к центральноазиатскому антропологическому типу североазиатской расы, а по сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса.

Распространена гипотеза, что предки современных якутов — кочевое племя курыканов хуннского происхождения, жившее до XIV в. в Забайкалье. Вероятно, к XV в. якуты несколькими волнами мигрировали из областей вокруг озера Байкал в бассейн рек Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили эвенков (тунгусов) и юкагиров (одулов), живших здесь ранее.

portret-molodoj-jakutki.-jakutskaja-assr-1960-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Портрет молодой якутки. Якутская АССР, 1960-е гг.

Некоторые группы якутов (например, оленеводы северо-запада) возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства. 

starik-okolo-jarangi-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Старик около яранги. Якутская ACCP, Нижне-Колымский район, с. Колымское. Фото М.А. Каплан 1959 г.

С точки зрения верований, сегодня среди коренных народов Якутии наблюдается большое число неопределившихся и достаточно распространено двоеверие. Религиозное сознание якутов, как и столетия назад, занимает Русская православная церковь и традиционные верования, включая шаманизм.

amerikanskaja-tihookeanskaja-jetnograficheskaja-jekspedicija1897-1902.-zhenshhina-v-nacionalnom-kostjume.-jakutija-xx-v-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

 Якутская женщина в национальном костюме. Американская-тихоокеанская этнографическая экспедиция 1897-1902 гг.

Принятие христианства жителями края — якутами, эвенками, эвенами, юкагирами, чукчами и долганами началась в первой половине XVII в. Крещение местного населения шло активно и завершилось в конце XVIII — начале XIX  вв. Православными священники создаются школы, они способствуют распространению грамотности, предпринимают попытки создания якутского алфавита, издают первые книги на якутском языке. Вместе с этим в обиходе якутов живут традиционные верования, зачастую причудливо сочетаясь с православием.

Читайте также:  Село Табынское (Башкирия)

jakut-shaman Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Ойуун — якутский шаман. Шаманский костюм сам по себе представлял своеобразный микрокосмос, символическую систему, где главенствуют духи. Благодаря одеванию костюма шаман преодолевал мирское пространство и входил в контакт с духами

Шаманизм — одна из особенностей традиционных верования якутов. В петроглифах Верхней Лены, которые относятся к ХII-VIII вв. до н.э., есть целая серия ритуальных танцев под предводительством шаманов. Согласно якутской традиции, «первый шаман» обладал чрезвычайным могуществом и из гордыни отказался признать Верховного Бога якутов. Тело этого шамана состояло из массы змей. Бог выслал огонь, чтобы сжечь его, но из пламени вышла жаба; именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок.

У якутов дар шаманизма не считался наследственным. Однако эмеген (дух-покровитель), согласно мифологическим представлениям, не исчезал после смерти шамана пытаясь воплотиться в члена семьи. Состояния, предшествующие принятию дара, подробно описаны. Так, человека, который чувствует избрание, то охватывает бешенство, затем он на время теряет рассудок, убегает в лес, питается корой деревьев, бросается в воду или в огонь, режет себя ножами. Семья в таких случаях обращается к старому шаману, который начинает обучать избранника, знакомя его с различными родами духов, способами их вызывания и управления.

jakutskij-pohoronnyj-obrjad-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Якутский похоронный обряд «Хааннаах кутурган» — «Кровавая скорбь». Умершего сажали на наряженную лошадь и катали вокруг озера, брызгая на землю свежую кровь. Тело болтало опущенной головой, а если на глазах родных покойник падал, его сажали и укрепляли в седле заново. Знатного покойника закапывали с лошадьми и рабом-хамначчытом. Лошадь закапывали живой либо забивали камнями (иногда перерезали аорту)

Вот одно из описаний посвящения в ойууны. «Сначала взбираются на гору. Оттуда учитель показывает ученику разветвление дороги, от которого отходят тропинки, идущие по горным кряжам: именно там живут болезни, терзающие людей. Затем наставник приводит неофита в дом, где оба одевают шаманские наряды и начинают совместный сеанс. Учитель объясняет, как распознавать и лечить болезни, поражающие различные части тела. В итоге шаман провожает ученика в высший мир, к небесным духам. С этого времени шаман обладает «посвященным телом» и может заниматься своим ремеслом».

Якутский шаман Софрон Затеев рассказывал, что будущий шаман обычно «умирал» и в течение трех дней лежал в юрте без воды и питья. Шаман Гаврил Алексеев утверждал, что у каждого шамана есть Мать-Хищная-Птица, которая похожа на большую птицу с железным клювом, загнутыми когтями и длинным хвостом. Она показывается только дважды — при духовном рождении шамана и при его смерти, забирает его душу, заносит ее в преисподнюю и оставляет для дозревания на ветке ели. Когда душа достигает зрелости, птица возвращается на землю, разрывает тело  на мелкие куски, которые раздает злым духам болезней. Каждый из духов пожирает доставшийся ему кусочек тела: это обеспечивает будущему шаману способность лечить соответствующие болезни.

tancujushhie-jakuty.-foto-valdemara-johelsona.-rossija-sibir-1902-g-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Танцующие якуты на главном празднике Ысыах в начале лета. По традиции на поляне ставится коновязь, символизирующая Мировое древо. Праздник начинается с кормления огня кумысом, что призвано задобрить богов. Кульминация праздника — круговой танец осоухай. Фото Вальдемара Йохельсона, 1902 г.

В. Серошевский так описывал камлание якутского шамана. «Церемония состоит из двух частей: сначала вызываются с неба духи-покровители, их просят помочь узнать причины несчастья, а затем уже начинается борьба с враждебным духом, или уором». После всего этого обязательно совершается путешествие на Небо. Борьба со злыми духами опасна, и постепенно она истощает шамана. «Нам всем суждено попасть во власть духов, — говорил шаман Тюспют Серошевскому, — духи ненавидят нас, потому что мы защищаем людей…». Действительно, очень часто шаман, чтобы изгнать из больного злых духов, вынужден принимать их в свое тело; воплощая их в себя, он борется и страдает еще больше, чем сам больной.

Якутский шаман должен был иметь кафтан с кружками и фигурами на нем, маску, железный или медный нагрудник и  колпак, который считался главных атрибутов шамана. Посреди спины кафтана, среди колец, представляющих «солнце», находится просверленный кружок, который считался «отверстием солнца», представлял Землю с ее центральным отверстием, через которое шаман попадал в Преисподнюю. На спине находились также полумесяц и железная цепь, символ силы и выносливости. Наряд якутского шамана включал множество металлических украшений. Эти металлические предметы не ржавели так как имели свою «душу».

Бубен отображал микрокосм с тремя сферами — Небом, Землёй и Преисподней и включал средства, с помощью которых шаман устанавливает связь с верхним и нижним мирами. Первые удары в бубен преследовали цель созыва духов и «заточение» их в бубне. Это как бы начало «путешествия», поэтому якуты называют бубен «шаманским конем». Якутские легенды подробно рассказывают о том, как шаман с помощью бубна пролетает через семь небес.

prilet-samoleta.-jakutskaja-accp-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Прилет самолета. Якутская ACCP, Нижне-Колымский район, с. Андрюшкино. Фото М.А. Каплан 1959 г.

Города Якутии

В состав Якутии входят 13 городов. Самый большой — Якутск с населением 355443 чел., самый малонаселенный — Верхоянск (828 чел.). Самый старый город — Якутск (1643 г.), самый молодой — Покровск (стал городом в 1997 г.). Процесс обезлюдевания коснулся и городов. К примеру, город Зашиверск был оставлен жителями еще в XIX в., а бывший город Жиганск (город с 1783 г. по конец XIX в.) ныне стал селом.

Читайте также:  Город Азнакаево (Татарстан)

Якутии включает 34 улуса-района, в том числе четыре национальных — Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Жиганский (эвенкийский), Оленёкский (эвенкийский), Эвено-Бытантайский; 48 городских поселений — городов и поселков городского типа; 361 сельское поселение, в том числе 48 национальных наслегов.

karta-jakutii-s-gorodami-i-poselkami-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Город 

Население

    Первое упоминание

Статус города
Алдан 2159019241932
Верхоянск 82816381817
Вилюйск 1003216341783
Ленск 2139216631963
Мирный 3404519551959
Нерюнгри 5340919751975
Нюрба 10 13818241997
Олекминск 839816351783
Покровск 1202116821997
Среднеколымск 313116431775
Томмот 644019231923
Удачный 1293019671987
Якутск 35544316321643

 

ajeroport-poselka-hatanga-na-tajmyre-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Аэропорт поселка Хатанга на Таймыре используется для полярной авиации, а также для дозаправки самолетов. Хатанга имеет статус федерального аэропорта и работает круглосуточно. Отсюда можно улететь в Красноярск и Норильск.

Экономика и промышленность Якутии

Из минеральных ресурсов наиболее важные: золото (район Алдана, бассейны рек Яны и Индигирки); алмазы (кимберлитовая трубка «Мир» и бассейн реки Вилюй); ниобий (Томторское месторождение, одно из богатейших в мире); железная руда (Чаро-Токинское и Таежное месторождения).

Многочисленны месторождения угля, приуроченные к колоссальному (750 тыс. кв. км) Ленскому бассейну с запасами 1,6 трлн т (Сангар, Нерюнгри — Джебарики-Хая — каменный уголь, Намцы — бурый уголь). Есть природный газ,  каменная и поваренная соль, известняки, слюды и строительные материалы. Перспективны поиски месторождений нефти.

vospitanniki-detskogo-sada.-jakutija Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

Воспитанники детского сада. Якутская ACCP, Чурапчинский район, с. Чурапча. Фото Л.Г. Лельчук 1978 г.

Добыча алмазов и золота в Якутии

На территории Якутии хорошо развиты алмазодобывающая и золотодобывающая промышленности. По запасам алмазов Россия занимает первое место в мире, на ее долю приходится почти 60% месторождений. Большая их часть (около 80%) сосредоточена в Якутии.

Первые экспедиции целенаправленно искавшие алмазные залежи отправляются сюда в конце 1940-х гг. В 1949 г. в бассейне реки Вилюй был найден первый якутский алмаз. Вплоть до 1953 г. в разработке находились алмазные россыпи у рек Вилюй и Оленек.

В августе 1954 г. с помощью нового метода «пироповой съемки» в Якутии найдена первая  кимберлитовая трубка — «Зарница». Уже к концу 1955 г. в крае были открыты 15 месторождений алмазов. В 1956 г. началась промышленная разработка знаменитой трубки «Мир», вокруг который образовался сначала поселок, а затем город Мирный. Карьер «Мир» является самым крупным на Земле.

С 1974 по 1987 г. для разработки месторождений проводилась серия подземных ядерных взрывов различной мощности. Первый взрыв «Кристалл» 2 октября 1974 года на глубине 98 м. имел мощность 1,7 килотонн, был самым маломощным. Последующие на значительно больших глубинах достигали 15 килотонн.

jakutija-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

На алмазном прииске. Фото 1970-х гг.

К настоящему времени в Якутии насчитывается более 200 кимберлитовых месторождений алмазов. «Алроса» — один из мировых лидеров по объему добычи и разведанных запасов алмазов. «Алмазы Анабара» является дочерней компанией «Алросы», предприятие занимается добычей алмазов на россыпных месторождениях в арктическом поясе Якутии, в экстремальных климатических условиях, обеспечивая более 4% мировой добычи алмазного сырья. 9 сентября 2023 г. на алмазном прииске Маят в Анабарском районе Якутии компания «Алмазы Анабара» группы «Алроса» добыла самый крупный за последние 10 лет в России алмаз ювелирного качества массой 390,7 карата.

Золото на р. Лене было найдено около двухсот лет тому назад, в районе Олекмы и Витима. В 1924 г. был создан Якутский государственный золотопромышленный трест «Ягзолото», на базе якутских месторождений выросла мощная отрасль промышленности. Масштабная добыча золота начата с богатых золотоносных россыпей ключа Незаметный, открытых местным старателем М.П. Тарабукиным М.П. и золотоискателем В.П. Бертиным, на котором основан г. Алдан и Алданский золотоносный район.

Разработка Аллах-Юньского золотопромышленного района велась с начала 1930-х гг., Верхнеиндигирского — с конца 1930-х, Адычанского — в начале 1940-х и Куларского — в конце 1950-х гг. В 1970-1980 гг. золотодобывающая промышленность Якутии обеспечивала занятость 200 тысяч человек, пополняя казну государства более чем 30-35 тоннами золота в год.

na-zolotorudnom-mestorozhdenii-jpg Якутия (Дальневосточный федеральный округ)

На месторождении «Лунное» в районе Алдана (горнопромышленный холдинг «Zемтек»)

В настоящее время запасы золота в Якутия представлены 794 месторождениями, причем 67% сосредоточено в коренных месторождениях, а 15% коренного золота пригодно к добыче открытым способом. По расчетам специалистов этого хватит на 200 лет золотодобычи.

Основные золотодобывающие районы (улусы) Якутии: Алданский, Оймяконский, Нерюнгринский, Усть-Майский имеют запасы золота на ближайшие годы и ресурсы на перспективу. В небольших объемах россыпные месторождения разрабатываются в Усть-Янском, Верхоянском, Момском и Нижнеколымском улусах. Есть проблемы обеспечения запасами россыпного золота предприятий в Усть-Майском и Нерюнгринском районах. Геологоразведочные работы по золоту (прогнозные, поисковые и оценочные) ведутся в Южно-Якутском, Верхне-Индигирском, Западно-Верхоянском и Аллах-Юньском золотоносных районах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + восемнадцать =

Next Post

Методы противодействия ядерному терроризму

Ср Фев 21 , 2024
Увеличивается количество государств, обладающих ядерными энергообъектами, но вместе с этим растут риски — ядерное топливо может быть похищено для конструирования взрывного устройства. Такие попытки уже […]
Методы противодействия ядерному терроризму