Дальневосточный федеральный округ (ДФО) занимает территорию Дальнего Востока и Восточной Сибири. Образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. Самый крупный по размерам территории федеральный округ РФ. Площадь ДФО — 6 952 555 км², или 40,6 % площади Российской Федерации.
Округ по суше граничит с Монголией, Китаем и КНДР, а по морю — с Японией и США. Большинство субъектов ДФО — кроме Бурятии, Забайкальского края, Амурской области и Еврейской автономной области — имеют выход к морю.
В ДФО представлена единственная в РФ автономная область — Еврейская АО — и единственный в России автономный округ, вышедший из состава области — Чукотский. Один из двух федеральных округов РФ, в котором нет ни одного города-миллионера. Центр федерального округа — город Владивосток.
13 декабря 2018 г. центр ДФО перенесён из Хабаровска во Владивосток
Федеральный округ был образован указом президента России В. В. Путина от 13 мая 2000 года № 849 в составе 10 субъектов РФ — Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Корякского и Чукотского автономных округов, центром округа первоначально являлся Хабаровск.
1 июля 2007 г. Камчатская область и входивший в её состав Корякский автономный округ объединились в Камчатский край. Указом Президента России от 3 ноября 2018 г. в состав федерального округа включены Республика Бурятия и Забайкальский край, ранее входившие в Сибирский федеральный округ.
Ключевской природный парк на Камчатке
Регионы и административные центры ДФО
(данные на 2022 г.)
Субъект федерации | Админ. центр | Площадь (км²) | Население (чел.) |
---|---|---|---|
Амурская область | Благовещенск | 361 908 | 766 912 |
Республика Бурятия | Улан-Удэ | 351 334 | 978 588 |
Еврейская автономная область | Биробиджан | 36 271 | 150 453 |
Забайкальский край | Чита | 431 892 | 1 004 125 |
Камчатский край | Петропавловск-Камчатский | 464 275 | 291 705 |
Магаданская область | Магадан | 462 464 | 136 085 |
Приморский край | Владивосток | 164 673 | 1 845 165 |
Республика Саха (Якутия) | Якутск | 3 083 523 | 995 686 |
Сахалинская область | Южно-Сахалинск | 87 101 | 466 609 |
Хабаровский край | Хабаровск | 787 633 | 1 292 944 |
Чукотский автономный округ | Анадырь | 721 481 | 47 490 |
Полномочные представители президента РФ в ДФО
Константин Борисович Пуликовский
(18 мая 2000 – 14 ноября 2005)
Камиль Шамильевич Исхаков
(14 ноября 2005 – 2 октября 2007)
Олег Александрович Сафонов
(30 ноября 2007 – 30 апреля 2009)
Виктор Иванович Ишаев
(30 апреля 2009 — 30 августа 2013)
Юрий Петрович Трутнев
(31 августа 2013 – настоящее время)
Население Дальневосточного федерального округа
По результатам Всероссийской переписи населения в федеральных округах – Дальневосточном, Приволжском и Сибирском – численность населения снизилась, а самые серьезные потери зафиксированы в дальневосточных регионах. ДФО — не только самый большой, но и самый малонаселенный из федеральных округов. Он занимает более трети территории России, но живет здесь всего 4,2% россиян.
Плотность населения на Дальнем Востоке в 8,5 раза меньше, чем в среднем по России – всего один человек на гектар. Однако распределено население крайне неравномерно. Самый густонаселенный регион – Приморский край (11,8 чел. на кв. км), на последнем месте Чукотский автономный округ (0,1 чел. на кв. км).
На ударные комсомольские стройки по путевкам ВЛКСМ тысячами приезжали со всех концов страны. За счет трудовой миграции Дальний Восток активно молодел
В ДФО достаточно много безлюдных территорий, что объясняется прежде всего суровым климатом и низким уровнем развития транспортной инфраструктуры. Так, Камчатка и Чукотка вообще не имеют сухопутных путей сообщения с Большой землей — добраться туда можно только морем или по воздуху.
До середины 1980-х гг. эти факторы мало влияли на демографическую ситуацию — постоянная численность населения поддерживалась государством, заинтересованным в промышленном развитии региона и усилении военного присутствия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Высокая оплата труда поддерживала приток специалистов из разных регионов СССР и компенсировала существующие бытовые трудносьти.
Особое значение имели масштабные инфраструктурные проекты — Байкало-Амурская магистраль, глубоководный порт Восточный и др. Так, в 1991 г. на Дальнем Востоке постоянно проживали более 8 млн человек — исторически максимальный показатель.
Дети-эвенки в национальной одежде
Национальный состав ДФО
(данные переписи 2010 г.)
Всего — 6 293 129 человек.
Русские — 4 964 107 (78,88%)
Якуты — 469 897 (7,47%)
Украинцы — 154 954 (2,46%)
Корейцы — 56 973 (0,91%)
Татары — 40 003 (0,64%)
Эвенки — 27 030 (0,43%)
Белорусы — 24 502 (0,39%)
Эвены (Ламуты) — 22,172 (0.35%)
Узбеки — 19 561 (0,31%)
Армяне — 19 157 (0,30%)
Азербайджанцы — 16 150 (0,26%)
Чукчи — 15 396 (0,24%)
Нанайцы — 11 784 (0,19%)
Буряты — 10 942 (0,17%)
Киргизы — 9562 (0,15%)
Китайский — 8788 (0,14%)
Мордва — 8618 (0,14%)
Немцы — 8141 (0,13%)
Таджики — 7891 (0,13%)
Коряки — 7723 (0,12%)
Чуваши — 7402 (0,12%)
Башкиры — 6784 (0,11%)
Молдаване — 6683 (0,11%)
Казахи — 4687 (0,07%)
Евреи — 4626 (0,07%)
Нивхи — 4544 (0,07%)
Ительмены — 3092 (0,05%)
Maри — 2771 (0.04%)
Ульчи — 2700 (0,04%)
Лица, не указавшие национальность — 295 359 (4,69%)
Праздник День вулкана на Камчатке
После распада СССР ситуация в регионе в корне изменилась. Возобладали идеи организации хозяйственной деятельности вахтовым методом, позволившим снизить расходы на социальную сферу и коммунальную инфраструктуру территорий. Рыночные реформы не предусматривали мероприятий по закреплению населения в оторванных от экономических центров регионах. Особенно это касалось районов разработки полезных ископаемых.
В результате, Дальний Восток утратил привлекательность не только для трудовых мигрантов, но и для коренных жителей. Начался массовый отток населения. В 1991-1995 гг. с Дальнего Востока выехало 718,7 тыс. человек, в течение следующих пяти лет – еще 436,3 тыс. чел.
Ситуация начала стабилизироваться только после того, как федеральный центр стал специально заниматься развитием региона. В 2017 г. правительство утвердило Концепцию демографической политики Дальнего Востока до 2025 г., предусматривающей комплекс мер по увеличению численности населения ДФО.
В 2019 г. дальневосточников стало примерно на 2 млн больше, но это объясняется присоединением к региону Бурятии и Забайкалья. На 1 января 2022 г. численность населения ДФО составляла чуть более 8,12 млн человек.
Если верить социологическим опросам, почти треть из них готовы купить билет в один конец и перебраться на постоянное место жительства в центральную или западную часть России.
Орочи — коренные жители Дальнего Востока
С 2019 г. дальневосточникам доступна специальная ипотечная программа для молодых семей и тех, кто строит свой дом. Заемщиками могут стать супруги, а также родители-одиночки не старше 35 лет, имеющие ребенка в возрасте до 18 лет. Еще одна мера поддержки – семейная ипотека, участники которой могут получить жилищный заем по ставке 5% годовых.
В рамках программы «Дальневосточный гектар» доступно до 35 мер поддержки: субсидии на развитие животноводства в личных подсобных хозяйствах, гранты для начинающих фермеров, льготные кредиты для предприятий малого и среднего бизнеса.
Общая численность иностранных трудовых мигрантов, в основной массе китайцев и корейцев, на конец 2021 г. составляла 87,2 тыс. человек. Следовательно опасения, что Россия может потерять свои пустеющие территории, статистикой пока не подтверждаются. Хотя, конечно, это не снимает остроты демографических проблем в ДФО.
Бухта Парусная на острове Итуруп, Курильские острова
Экономика и промышленность
Промышленность ДФО развивается в первую очередь благодаря богатым природным ресурсам. Основные отрасли: добывающая (горнорудная и топливная); деревообрабатывающая; рыбная; цветная металлургия и судостроение.
Сахалинская область развивается за счет нефтегазовых проектов (добыча углеводородного сырья на морских месторождениях). В Приморском крае наблюдается ренессанс отечественного судостроения – в поселке Большой Камень с 2016 г. работает большая верфь судостроительного комплекса «Звезда». В Амурской области функционирует космодром «Восточный».
Запас газа в Дальневосточном регионе составляет 1420 млрд. м3, нефти – 36,5 млн. т. Более половины первичной энергии вырабатываются в самом регионе. На электроэнергетику приходится 70% капитала топливно-энергетического комплекса.
Химическая промышленность развита в Хабаровске и Комсомольска–на–Амуре. Сюда нефть поступает из Сахалинской области. Основное предприятие «Дальхимпром».
Первый запуск ракетоносителя 1 февраля 2018 г. на космодроме «Восточный» в Амурской области
Цветная металлургия представлена добычей олова, ртути, полиметаллов, вольфрама, мышьяка. В структуре промышленности ДФО доля цветной металлургии превышает 30% в Якутии, Магаданской области и Чукотском округе. В округе добывают основные виды минерального сырья для цветной металлургии России.
Многие предприятия имеют градообразующее значение. Предприятия тяготеют к эксплуатационным месторождениям, так как основными являются циклы добычи и обогащения.
Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае, производящая свинцово-цинковые концентраты и свинец. В Магаданской области и Приморском крае добывается вольфрам. В Приморском крае на базе этого месторождения действует горнообогатительный комбинат.
В Якутии осваивается крупнейшее Депутатское месторождение оловянных руд. Действуют рудники в Приморском и Хабаровском краях.
В черной металлургии заняты два крупных предприятия в Хабаровском крае — «Амурметалл» (переработка металлолома) и «Амурсталь» («передельный» завод).
Особое значение для округа имеет железнодорожный транспорт. Роль Транссибирской магистрали велика не только для ДФО, но и для всей России.
На долю железнодорожного транспорта приходится до 80% перевозимых грузов. От Транссибирской магистрали отходит ряд ответвлений, одно из них от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
Выход на Тихоокеанское побережье обеспечила Байкало-Амурская магистраль, от Большого БАМа отходит Малый БАМ: Тында – Беркакит – Томмот – Якутск. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
Велико значение для Дальнего Востока, имеющего большую береговую линию, морского транспорта. Из крупных портов выделяются Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Находка, Советская Гавань и порт Восточный.
Автомагистралей в ДФО немного, это тракты Невер – Алдан – Якутск, Якутск – Магадан; Хабаровск – Владивосток, Хабаровск – Биробиджан, Колымский тракт. Во внутрирайонных связях велика роль авиационного транспорта, особенно для связей с труднодоступными и малоосвоенными территориями.
Из ДФО на экспорт идут концентраты цветных металлов, бумага, рыба и рыбопродукты. Несмотря на значительную отдаленность, Дальний Восток имеет тесные экономические связи с Центральным, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами. Приволжский и Сибирский округа снабжают Дальний Восток нефтью, хлебом, машинами; Северо-Запад и Центр – электрооборудованием, станками, продукцией легкой промышленности.
Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент.
Топливно-энергетический комплекс ДФО
В регионе имеются большие запасы топливных ресурсов. Нефтяные месторождения найдены на Сахалине, Чукотке, Камчатке и в Магаданской области. Месторождения газа — в Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. Запасы угля размещаются повсеместно. Самые значимые: в Ленском бассейне находятся запасы каменного и бурого углей, коксующийся уголь есть на юге Республики Саха.
Производственные структуры ТЭК оказывают значительное влияние на экономику ДФО. В промышленной сфере они создают 10% валового регионального продукта и около 30% промышленной продукции, экспортные доходы составляют 39%.
Основная компания в энергетике ДФО — РусГидро, обеспечивающая 90% электроэнергии округа. Самые крупные ГЭС находятся в Амурской области — Бурейская, Зейская и Ниже-Бурейска. В Якутии энергоснабжение обеспечивает ПАО «Якутскэнерго. Из-за большого количества удалённых населенных пунктов, многие жители получают энергию с помощью дизельных электростанций.
Магаданская область получает энергоснабжение от компаний «Колымаэнерго» и «Магаданэнерго». За снабжение электроэнергией Чукотский автономный округ снабжает электроэнергией «Чукотэнерго», за Сахалинскую область несет ответственность «Сахалинэнерго».
Камчатский край имеет ТЭС предприятия«Камчатскэнерго», геотермальные станции фирмы «Геотерм» и ГЭС компании «Камчатский газоэнергетический комплекс». В Якутии есть 19 СЭС 4 ветровых электростанций находятся в Якутии, Сахалинской области и Камчатском крае.
Горнорудная промышленность ДФО
В Дальневосточном федеральном округе активно разрабатывается около 830 месторождений полезных ископаемых. Горнорудная промышленности включает добычу, обогащение и частичную переработку руд цветных металлов. В ДФО добывают золото. серебро, свинцово-цинковые руды, вольфрамовые руды, алмазы, флюорит, висмут, ртуть, оловосодержащие руды и др.
Старейшая отрасль — золотодобыча, добыча золота из коренных пород составляет 55%.
Важным направлением является добыча и обогащение оловосодержащих руд. Самые масштабные работы в секторе ведутся на юге Сихотэ-Алиня. Также месторождения находятся на Чукотке и в Верхне-Аянском районе Якутии, здесь находятся руда с самым высоким содержанием олова.
Крупные алмазодобывающие предприятия Якутии — «Удачный», «Мир» и «Айхал». Вольфрамовая промышленность сосредоточена в Приморском крае и Магаданской области. Сурьму получают в Якутии. Свинцово-цинковая промышленность развивается в Приморском крае.
Для Чукотки добыча полезных ископаемых является стержнем экономики. В Якутии и Магаданской области на данный сектор приходится 60% от объёма промышленности.
Основные проблемы горнодобывающей отрасли ДФО — тяжелые горно-геологические условия, слаборазвитая транспортная инфраструктура, суровый климат, значительные расстояния до рынков сбыта.
Приток государственных и частных инвестиций в экономику ДФО способствует созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Так, средняя заработная плата по итогам 2021 г. выросла на 4,5%, ее средний размер составил 59,7 тыс. рублей. Это самый высокий показатель среди всех федеральных округов РФ. Трудовая миграция в регион постепенно восстанавливается, но пока не компенсирует потерь.
Деревообрабатывающая промышленность ДФО
В ДФО находится 25% общероссийских запасов древесины, что составляет 11 млрд. м3. Основная часть лесоматериалов вывозится из Якутии, Амурской области, Приморского и Хабаровского краев, с Сахалина. Основные породы древесины — кедр, пихта, лиственница и ель. Среди лиственных пород особое место занимает липа и ясень.
Доходность отрасли связана с наличием ценных пород деревьев — даурской лиственницы, аянской ели, корейской и сибирской пихты, которые идут на изготовления лаков, красной краски, целлюлозы, дубильных веществ. Так, из корейского кедра, имеющего розоватый оттенок, изготавливают скипидар, канифоль, фанеру и хвойные масла.
Небольшую площадь занимают посадки амурского бархата. Из него изготавливают пробки, линолеум, изоляционные плиты. Амурский орех высоко ценится в мебельном производстве. На Дальнем Востоке имеется множество разновидностей берёз.
Лесопереработка наиболее развита в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях, Якутии. Центры целлюлозно-бумажной промышленности находятся на Южном Сахалине, картона — в Амурске и Сахалине, клеёной фанеры — в Хабаровском и Приморском краях.
Основная проблема отрасли — высокая стоимость доставки древесины на экспорт, поэтому большая часть широколиственной древесины остаётся на месте. Ценные хвойные породы вывозятся полностью. Негативно сказывается на отрасли отставание в развитии химической и механической переработке сырья.
Машиностроение ДФО
Этот сектор промышленности представлен преимущественно авиастроением и судостроением. Предприятия занимаются выпуском оборудования для магистральных нефте- и газопроводов, измерительных приборов, энергетического оборудования, оборудования для бурения скважин и геологоразведки, комплектующих для возобновляемой и малой энергетики, оборудования для рыбной отрасли.
Крупные центры машиностроения и металлообработки расположены в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Отрасль имеет потенциал географического расширения в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Приморье и Хабаровском крае развито судостроение. Основные профильные предприятия — «Амурский судостроительный завод» в г. Комсомольск–на-Амуре, где строят сухогрузные теплоходы, лесовозы и морские буксиры-спасатели. Хабаровский судостроительный завод производит суда гражданского назначения. «Хабсудмаш» — специализируется на производстве судового оборудования. Активно развиваются «Николаевский судостроительный завод» и «Северный судостроительный завод» в г. Советская Гавань.
Доля инвестиций в Хабаровском крае на авиастроение относительно машиностроительной отрасли составляет 90%, в Приморском крае — 40%. Авиастроение занимает значительную долю общего машиностроения Иркутской области и Бурятии.
В Амурской области развито машиностроение для агропромышленного комплекса, основной завод сельскохозяйственного машиностроения — «Дальсельхозмаш» в г. Биробиджан.
Пищевая промышленность ДФО
Округ занимает первое место в России по улову рыбы, рыбная промышленность — основная отрасль пищевой промышленности округа. Крупные центры рыбопереработки — Южно-Курильск, Петропавловск-Камчатский (здесь находится крупный хладокомбинат), Николаевск–на–Амуре, Усть-Камчатский, Охотск и Находка.
Основной улов получают Охотского, Берингова и Японского морей. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Действуют плавучие рыбоперерабатывающие заводы.
Промысел преимущественно ведётся в открытых морях на больших рыболовецких судах. Главные промысловые породы — морской окунь, сельдь, тунец, минтай и лососёвые породы. Вблизи Камчатки и Курильских островов ловят крабов, значительную часть улова отправляют на экспорт. В округе занимаются также промыслом морских животных, водорослей и моллюсков.
Кроме рыбопромышленности в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях развито мукомольное производство, молочная и мясная, сахарная и кондитерская подотрасли.
Восточный экономический форум
С 2015 г. на острове Русский во Владивостоке на площадке Дальневосточного федерального университета ежегодно проходит международный форум, ежегодно проводящийся во Владивостоке с целью развития экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Форум стимулирует иностранные инвестиций в Дальний Восток — ежегодно на его площадках заключаются сотни соглашений и договоров на крупные суммы.
VII Восточный экономический форум прошел во Владивостоке с 5 по 8 сентября 2022 г. с участием глав государств и правительств. Основными темами стали трансграничные платежи без SWIFT, организация работы с новыми партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона и проблемы развития высокотехнологичных отраслей. На форуме обсуждалась дедолларизация экономики и переход к расчетам в других валютах. Представитель Сбера заявил о начале кредитования в юанях, а президент ВТБ о запуске трансграничных переводов в китайской валюте в обход SWIFT.
Участие в Форуме приняли более 7000 участников из 68 стран и территорий, в их числе около 1700 представителей бизнеса из 700 компаний. Самыми многочисленными ли делегации из Китая, Мьянмы, Монголии, Индии, Армении и Республики Корея. Впервые участие в Форуме приняли представители Алжир, Гана, Доминиканская Республика, Донецкая Народная Республика, Замбия, Камерун, Либерия, Уганда.
Всего было подписано 296 соглашений на общую сумму 3 трлн 272 млрд рублей (учтены только соглашения, которые не являются коммерческой тайной). Кроме того было продлено действие программы дальневосточной ипотеки под 2% на период до 2030 г.