ugroza-jadernogo-zarazhenija-00 Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Угроза ядерного терроризма в России и мире и методы противодействия

Распространение технологий в области ядерной физики привело к тому, что секрет атомный бомбы перестал существовать. Специалисты предупреждают – для создания ядерного оружия необходимо обладать определенным количеством расщепляющихся материалов и привлечь к работе специалистов-профессионалов

Эксперты в области энергетики считают, что к 2030 г. потребление энергии человечеством удвоится и спасти от дефицита может только атомная энергетика. О строительстве новых АЭС заявили Китай и Япония, в США начали расконсервировать нефтяные скважины на Аляске и одновременно строить тридцать атомных электростанций. Увеличивается количество государств, обладающих ядерными энергообъектами, но вместе с этим растут риски – ядерное топливо может быть похищено для конструирования взрывного устройства. Такие попытки уже были. Напомним.

Попытки захвата ядерного оружия и ядерного шантажа

Первая попытка захвата атомной бомбы произошла в 1961 году на военном полигоне Регган в Алжире. Тогда группа французских генералов, недовольных политикой президента де Голля, готовилась захватить ядерный заряд, находившийся на французском полигоне в Сахаре, и предъявить ультиматум Парижу. Получив информацию о планах захватить бомбу, руководство Франции вынуждено было немедленно провести испытательный взрыв (осуществлен 25 апреля 1961 г.).

vynuzhdennyj-ispytatelnyj-vzryv Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Вынужденный взрыв атомной бомбы был осуществлен на полигоне Регган в Сахаре по приказу президента Франции де Голля 25 апреля 1961 г.

Известность получила попытка ядерного шантажа, совершенная в 1975 г. в Бостоне. Тогда властям США был предъявлен ультиматум с требованием передать террористам крупную сумму денег. В случае отказа преступники угрожали включить механизм для подрыва ядерной боеголовки, которой они якобы обладали.

С деятельностью так называемой “Армянской научной группировки” на территории США связана угроза уничтожить крупные города Турции с помощью трех боезарядов, якобы имевшихся у нее. Все это способствовали принятию в США широкомасштабной программы деятельности спецслужб по предотвращению ядерного терроризма.

В середине 1970-х гг. в США при Министерстве энергетики указом тогдашнего президента Джеральда Форда была создана группа специального реагирования (Nuclear Emergency Support Team, NEST). Группа была сформирована из числа ученых, инженеров и техников для расследования «незаконного использования ядерных материалов на территории Соединенных Штатов, включая угрозу террористического акта с применением специальных ядерных материалов». NEST входила в штат Министерства энергетики, непосредственно подчинялась национальной администрации по ядерной безопасности (NNSA).

Сотрудники были оснащены специальным комплектом вооружения, поисковыми средствами и находится в постоянной боеготовности для противодействия возникшим террористическим атакам. Для расследования NEST могла задействовать до 600 человек, хотя обычно состав группы не превышает 45 человек. Она располагает большим количеством специального оборудования (суммарный вес до 150 т), четырьмя вертолета и тремя самолетами, оснащенных специальными детекторами. Как правило, группа реагировала либо на телефонную или письменную угрозу, либо на сигнал, полученный с различных радиационных датчиков. Начиная с 1975 г. NEST зафиксировала более 150 угроз, которые можно было отнести к ядерному терроризму.

Результаты неоднократно проводившихся в США антитеррористических учений по ядерной безопасности неутешительны. Общий вывод: хорошо подготовленная группа сил специального назначения в составе 10-14 человек в состоянии проникнуть на любой ядерный объект, вплоть до зон, в которых хранятся ядерные материалы оружейного качества

Так, в 1977 г. в ходе учений группа коммандос армейского спецназа осуществила прорыв в так называемую Техническую зону-18 (TA-18) Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (Нью-Мексико). Часть группы отвлекла на себя внимание охраны и снайперов, а остальные вывезли на садовых тележкахканистры с высокообогащенным ураном в количестве, достаточном для создания нескольких боезарядов. В ходе учений были также выявлены недостатки в системе хранения и транспортировки оружейного урана и плутония на других ядерных объектах – в Ливерморской радиационной лаборатории, на предприятиях ядерного профиля в Роки Флэтс, Оук Ридж и других.

В 1988 г. при проведении аналогичных учений в ядерной лаборатории Роки Флэтс в Денвере (Колорадо) спецназом ВМС США были безнаказанно похищены контейнеры с плутонием в количестве, достаточным для создания нескольких ядерных зарядов. Эксперт по ядерной безопасности Ричард, проводивший так комментировал итоги учений: «Некоторые из этих предприятий будут демонстрировать свою уязвимость из года в год. Более чем в половине случаев при проведении нами проверок на предприятиях Лос-Аламоса мы проникали внутрь, захватывали плутоний, выбирались наружу, причем в некоторых случаях не сделали при этом ни одного выстрела, потому что так и не встретили никаких охранников».

В июне 2003 г. спецслужбы США обнаружили в Таиланде контейнеры с обладающим высокой радиоактивностью цезием-137. Было установлено, что радиактивные вещества планировалось использовать для теракта во время предстоящей встречи в Таиланде лидеров Азиатско-Тихоокеанского экономического совета.

11-sentjabrja Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Центр Нью-Йорка после теракта 11 сентября. Террористы первоначально планировали включить атомную электростанцию в перечень целей для атаки 11 сентября. Вопрос об уязвимости атомных электростанций в случае атаки с использованием больших авиалайнеров остается открытым. Успешное применение авиационных средств для разрушения зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке позволяет предположить последствия, если объектом нападения будет АЭС

Глобальная архитектура ядерного обнаружения

Под влиянием событий 11 сентября президент Джордж Буш дал прямое указание силовым структурам США при оценке возможных угроз “отдавать приоритет ядерному терроризму по сравнению с любой другой угрозой Соединенным Штатам”.

После 11 сентября вокруг Вашингтона и Нью-Йорка попытались создать кольцевую систему специальных высокочувствительных детекторов радиоактивных материалов. Однако датчики реагировали на различные источники, не имевшие ничего общего с террористической угрозой (например, провоз природного гранита или движение человека, только что прошедшего курс радиотерапии). В итоге система была деактивирована.

В настоящее время в США действует система противодействия ядерному терроризму «Глобальная архитектура ядерного обнаружения». Она создана в результате значительных усилий. 15 апреля 2005 г. президент Джордж Буш подписал указ о создании Управления по обнаружению ядерных материалов на территории США (Domestic Nuclear Detection Office, DNDO) в рамках Министерства национальной безопасности (МНБ). В соответствии с указом на МНБ в законодательном порядке возложена ответственность за защиту страны от радиологических и ядерных атак, включая разработку «Глобальной архитектуры ядерного обнаружения».

Предполагалась координация усилий в этом направлении министерств обороны и энергетики, Государственного департамента, Комиссии по ядерному регулированию и других. Разработчики «Глобальной архитектуры ядерного обнаружения» утверждают, что система позволяет с максимально возможной вероятностью обнаруживать специальные ядерные материалы. Основу системы составят технические средства, однако важное место отводится оперативно-разведывательным мероприятиям.

«Глобальная архитектура ядерного обнаружения» представляет собой многоуровневую систему, состоящую из подсистем, разрабатываемых соответствующими федеральными ведомствами. Она ориентирована на предотвращение ядерных атак на двух уровнях – «внешнем» и «внутреннем». Под «внешним» уровнем подразумеваются технические и информационно-управляющие системы, устанавливаемые на границе США. Под «внутренним» – внутри страны.

Технологии, применяемые на «внутреннем» уровне, дополняют «внешние». Поэтому если не удастся обнаружить ядерные материалы на границе США, растет вероятность их выявления внутри страны. С этой целью устанавливаются стационарные и мобильные детекторы ядерных материалов на автомобильных магистралях между штатами, на мостах и в туннелях, а также в портах, куда приходят небольшие морские суда.

Помимо этого, в США действуют специальные программы Пентагона, Министерства энергетики (МЭ) и КЯР, направленные на обеспечение безопасности ядерных и радиоактивных материалов внутри США и за рубежом. Так, цель программы International Nuclear Material Protection and Cooperation – обеспечение безопасности иностранных ядерных материалов. Через Агентство по снижению военной угрозы (Defense Threat Reduction Agency, DTRA) Министерство обороны содействует безопасности перевозок и хранения делящихся материалов на территории бывшего СССР, финансирует разборку и уничтожение объектов избыточной ядерной инфраструктуры.

В программах федеральных ведомств делается упор на обнаружение ядерных и радиоактивных материалов в процессе их транспортировки. Программа Госдепартамента (Export Control and Related Border Security Assistance Program) разработана для обнаружения радиоактивных материалов на границе США. Программа «Вторая линия защиты» (Second Line of Defense) Министерства энергетики устанавливают спецустройства, обнаруживающие радиактивные материалы в зарубежных портах и пограничных пунктах.  В США широко внедряются стационарные и мобильные детекторы ядерных материалов (S&T Directorate Министерства энергетики). Для контроля за нелегальным ввозом и вывозом ядерных материалов реализуется программа «Инициатива по безопасности контейнерных перевозок» (CSI) и «Инициатива по безопасности морских перевозок» (SFI).

Попытки ядерного терроризма в СССР – России

В Советском Союзе противодействовать ядерному терроризму должен был отряд специального назначения КГБ СССР «Вымпел». Выполняя поставленную руководством страны задачу, спецназовцы проводили учения на ядерных объектах «Арзамас–16», АЭС и др. В начале 1990-х гг. российские спецслужбы предупредили о возможности ядерного шантажа в отношении отечественных АЭС. Вскоре директора Курской и Смоленской АЭС получили угрожающие письма с предупреждением о планируемом теракте. По сообщению начальника антитеррористического центра по республике Мордовия, имелись сведения о подготовке чеченскими боевиками терактов и угрозах “устроить второй Чернобыль”. В результате, было принято решение значительно усилить охрану Федерального ядерного центра ВНИИЭФ в закрытом городе Сарове (Нижегородская область).

Реальную угрозу для безопасности представляли действия сепаратистов в период распада Советского Союза. В тот период тактическое ядерное оружие в количестве 15-18 тыс. единиц размещалось на территории всех пятнадцати республик СССР. Группы сепаратистов в ряде республик открыто призывали к его захвату. Это побудило Генеральный штаб ВС России оперативно вывезти все оружие с территории бывших советских республик на базы централизованного хранения. К июню 1992 г. все оно было сосредоточено на российской территории.

ugroza-jadernogo-zarazhenija Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор О якобы обнаруженной пропаже миниатюрных ядерных зарядов, предназначенных для совершения диверсий на территории противника, заявил генерал Александр Лебедь в бытность его секретарем Совета безопасности РФ. По его словам, пропали десятки боезарядов под шифром РА-115 (так называемых “ядерных чемоданчиков”). Его поддержал бывший советник Б. Ельцина по экологии академик Алексей Яблоков. Он заявил, что из 132 единиц такого оружия отсутствует 84. Западные СМИ подхватили сенсацию, некоторые утверждали, что двадцать таких боезарядов за 30 млн. долл. и две тонны опия чеченская мафия продала Аль-Каиде.

Начальник 12-го Главного управления МО РФ, в распоряжении которого находится ядерное оружие, генерал-полковник Игорь Валынкин категорически опроверг эти домыслы. Он заявил, что все ядерные боеприпасы находятся под строгим контролем, а серия боезарядов под шифром РА-115 была уничтожена полностью в соответствии с обязательствами России в отношении сокращения ядерного оружия.

Он заявил, что в России до сих пор не было зафиксировано ни одного случая нападения на военные ядерные объекты, однако появились тревожные признаки повышенного внимания к ним со стороны террористов. В 2001 г. террористические группы пытались провести разведку систем охраны и обороны двух баз хранения ядерного оружия. Эти попытки были пресечены.

В то же время, по сведениям одного из руководителей Минатома, в период 1992-1995 гг. в России было зафиксировано 52 случая хищения радиоактивных материалов, дальнейшая судьба которых в ряде случаев неизвестна.

В октябре 2003 года в России в результате проведения операции были задержаны двое мужчин, которых обвинили в попытке продажи оружейного плутония, украденного, по их словам, на секретном ядерном полигоне близ города Сарова.

В марте 2004 г. таджикские власти арестовали в Душанбе гражданина Узбекистана, который перевозил капсулу с плутониево-бериллиевым сплавом российского происхождения, содержащего смесь плутониевых изотопов и являющегося радиоактивным источником нейтронов. Задержанный намеревался сбыть свой товар частным лицам в Афганистане или Пакистане за 21000 долларов США.

В марте 2004 г. в Казахстане были осуждены три человека после того, как пытались продать плутоний на железнодорожной станции в Павлодаре.

Большей части граждан неизвестны попытки ядерных террористических атак в России. Так, малоизвестны планы захвата атомной подводной лодки Тихоокеанского флота ВМФ России во время первой чеченской войны.

Угроза ядерного терроризма в период чеченской войны стала в России реальностью. В ноябре 1995 г. в Измайловском парке в Москве был обнаружен контейнер с Цезием-137. Вслед за этим последовало заявление Джохара Дудаева: “То, что мы продемонстрировали в Измайловском парке всему мировому сообществу и Москве, – мизерная доля тех радиоактивных веществ, которые мы имеем”.

Угроза была реальна – в северо-восточной части Грозненского района Чечни расположен спецкомбинат по захоронению радиоактивных веществ “Радон”, в который складировали отходы 72 предприятия. Могильник у села Толстой-Юрт – был единственным пунктом хранения радиоактивных отходов на всем Северном Кавказе. Среди отходов присутствовал кобальт-60, цезий-137, туллий-170 и иридий-192, которые сепаратисты могли использовать для распыления или отравления воды. К тому времени контроль над радиактивными запасами “Радона” был потерян. В ходе боевых действий с использованием спецподразделения«Вымпел» контроль над ядерным хранилищем был восстановлен.

В ноябре 1994 г. одна из террористическая группировка в Литве под угрозой взорвать Игналинскую АЭС вблизи территории России потребовала отмены смертного приговора своему руководителю. Угроза была реальна – в случае взрыва погибло бы много людей в зоне, примыкающей к АЭС, Литва оказалась бы в экономическом коллапсе, так как АЭС вырабатывала 70% всей электроэнергии страны. Террористы были обеспечены спецслужбами.

Реальность угрозы ядерного терроризма инициировало принятие Федеральным собранием в июле 1998 г. закона “О борьбе с терроризмом”, который определил правовые и организационные основы борьбы, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также субъектов РФ и должностных лиц в целях осуществления контртерроризма. Специальным постановлением правительства был утвержден перечень радиационно и ядерно опасных объектов. Помимо секретных объектов Минобороны в нем числится 57 важнейших объектов бывшего Минатома, 29 энергоблоков АЭС, реакторы по производству оружейных материалов, радиохимические предприятия по переработке ОЯТ и его хранилища, заводы по сборке и утилизации ядерных боеприпасов.

Отечественные законодатели уделяют особое внимание терактам в отношении объектов атомной энергетической отрасли. Результат законотворческой деятельности – дифференциация уголовной ответственности (п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ) в случае совершения теракта, который сопряжен с посягательствами на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Указанный особо квалифицированный состав теракта выступает в качестве уголовно-правового запрета для большинства потенциальных угроз ядерного терроризма.

atomnaja-jenergetika Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Конвенции по борьбе с ядерным терроризмом

Деятельность, связанная с преступлениями международного ядерного терроризма, нашла отражение в некоторых международно-правовых договорах. Такими стали Конвенция о физической защите ядерного материала 1979 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г., Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г., Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г.

Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма вступила в силу 7 июля 2007 г. и ратифицирована Федеральным законом от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ. Заявленная цель конвенции – создание правового механизма для международного сотрудничества по недопущению актов ядерного терроризма, их пресечению, ликвидации последствий и принятию антитеррористических защитных мер мирного и военного Документ обязал подписавшие ее страны заниматься сотрудничеством по предотвращению и расследованию актов ядерного терроризма. Предусматривается оказание содействия для получения добытых доказательств, которые необходимы в дальнейшем разбирательстве. По мнению большинства специалистов, рассматриваемый документ может считаться одним из первых, нацеленных на противодействие террористическим угрозам с применением ядерных материалов, в котором в качестве преступления охарактеризован не только теракт, но и обладание радиоактивными материалами для их использования в преступных целях.

Конвенция расширила международные обязательства по выдаче лиц, подозреваемых в ядерном терроризме. Страны-участницы преследуют лиц, совершивших ядерный теракт, проводят расследование и привлекают к уголовной ответственности преступников, подготовивших и совершивших террористическую атаку. Государства-участники Конвенции обязаны принимать меры, направленные на защиту радиоактивных материалов и информировать Генерального секретаря ООН.

Мотивы и цели террористической атаки на объекты атомной энергетики

Субъектами международного ядерного терроризма сегодня являются не только отдельные лица или террористические группы. Им может выступать государство, деятельность которого направлена на терроризирование отдельного государства или всего мира.

В целом, население слабо представляет, какую опасность может нести ядерный терроризм. Упрвень опасности определяются дозами облучения и зависит от таких факторов, как время, способ и место выброса в окружающую среду радиации, а также умением и способностью госструктур обеспечить защиту от радиактивного заражения.

Материальный урон от ядерной террористической атаки всегда высок. Даже при минимальных дозах облучения необходимо проводить полную проверку, которая должна включать исследование состава радиоактивного вещества, его мощности, дозы и уровня заражения. Степень ущерба значительно возрастает при ликвидации заражения на значительной части территории.

jadernyj-terrorizm Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Террористический акт на объекте ядерного энергетического комплекса не требует особых технических и научных знаний для изготовления ядерного взрывного устройства. Террористам необходимо только проникнуть на ядерный энергообъект, имея при себе стрелковое оружие и взрывчатое вещество

Совершая террористическую атаку в отношении АЭС, террористы могут ставить целый ряд целей. В первую очередь их может интересовать свежее высокообогащенное ядерное топливо, находящееся вне ядерного реактора, которое они могут использовать при производстве ядерного взрывного устройства.

Также нападение террористов на АЭС с последующим ее захватом может использоваться в целях шантажа органов власти и управления путем угроз радиационным заражением территории. Можно предположить, что в случае реальной террористической угрозы, которую могут спровоцировать умышленные действия террористов, большинство АЭС станут источником гигантской техногенной катастрофы. Итог такой такой террористической атаки сложно спрогнозировать. Помимо заражения большой территории, акция подрывает доверия населения к деятельности управленческого аппарата и правоохранительных органов с последующим обвинением в ненадлежащем обеспечении общественной безопасности.

По мнению экспертов, мотивами террористов при захвате АЭС может выступить стремление получить признание их террористической организации среди аналогичных группировок. Также любой террористический акт на ядерном производстве поставит часть населения в позицию заложников, станет средством шантажа и принудит представителей органов власти и управления вести переговоры с террористами.

Террористическая атака на АЭС может стать средством привлечь внимание мирового сообщества к террористической организации. Также подобный террористический акт может быть совершен в качестве крайней меры в случае, когда, по мнению террористов, ранее применяемые их террористической организацией средства будут малоэффективными.

Теракт на АЭС может совершить радикально настроенная часть террористической организации по причине жажды мести  или в случае полного отчаяния. Ну и, конечно же, ежегодно возникающие террористические
группы могут избрать ядерный терроризм в качестве основной стратегии своей борьбы.

Одна из важнейших особенностей  ядерного терроризма заключается в его психологическом
воздействии, даже несмотря на минимальные объективные физические показатели заражения радиационным веществом. В большей степени такое положение дел обусловливается радиофобией, которая выражается в негативном отношении общества к использованию любых источников ионизирующего излучения в различных сферах деятельности.

ugroza-jadernogo-zarazhenija-2 Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Потенциальные объекты ядерного терроризма

В конструкции ядерного оружия еще с 1950-х гг. были предусмотрены устройства, исключающие возможность несанкционированного взрыва атомной бомбы в случае ее похищения. В ядерных зарядах первого поколения в конструкцию вводились “взрывные линзы” с системами задержки, временные характеристики которых хранились в памяти автомата подрыва. Перед боевым применением данные загружались из внешнего источника, имеющего высокий уровень криптографической защиты. Даже если предположить, что ядерная бомба украдена, преступники не смогли бы включить взрывной механизм, так как необходимо знать, с какой задержкой и на какой детонатор подается импульс подрыва.

В поздних конструкциях ядерного оружия безопасность еще выше. Все они имеют устройства самоликвидации бомбы за счет подрыва внутри небольшого заряда, разрушающего внутреннюю структуру устройства без разгерметизации его оболочки. Самоликвидатор сработает не только при попытке не только вскрыть заряд, но и при его перемещении без санкционирующего электронного сигнала.

atomnaja-jenergetika-4 Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор Таким образом, возможность террористического акта с использованием ядерного оружия сведена почти до нуля. С учетом сокращения доступности природной урановой руды, вероятность того, что террористы получат возможность наработать оружейный уран и плутоний в будущем также сокращается.

Опасность представляет и возможный доступ к хранилищам радиоактивных отходов, поэтому страны-производители ядерного топлива (Россия, США, Франция) ведут очень жесткую политику в отношении стран-импортеров радиактивных материалов (новая партия топлива поставляется только после возврата отработавшей).

Таким образом на территории неядерных стран просто не остается ни ядерного топлива, ни радиоактивных отходов. В России и США хранилища радиактивных веществ тщательно охраняются, отходы остекловываются, что делает практически невозможным их извлечение.

«Грязная бомба»

Особый вопрос – создание «грязной бомбы», делящиеся материалы для которой могут быть собраны из всевозможных радиоизотопных бета и гамма источников от промышленных и медицинских установок, которые встречаются на заброшенных производствах и медицинских учреждениях. В России, США и Евросоюзе ведется активная работа по поиску, сбору и уничтожению таких изделий. Тем не менее, они выпускались в огромных количествах, поставлялись в различные страны, в том числе те, где идут вооруженные конфликты (Ирак, Ливия, Украина и др.).

Эксперты сходятся во мнении, что при наличии радиоактивных веществ террористам не составит большого труда реализовать такую задачу. При этом психологический и политический эффект от «грязной бомбы» потенциально может оказать более сильное воздействие, чем при взрыве ядерного взрывного устройства.  Хотя «грязная бомба» не является оружием в классическом понимании военных, она может стать средством принуждения, а ее применение способно вызвать сильную политическую реакцию.

По мнению многих экспертов, террористы более склонны к использованию «грязной бомбы», чем ядерных боезарядов – ее гораздо легче создать и доставить, чем фабричный ядерный заряд. Слабее ведется учет радиактивных материалов. Так, в США около 375 источников ионизирующего излучения ежегодно теряют и только чуть больше половины позднее обнаруживают. По данным специалистов, для использования в «грязной бомбе» подходят радиоизотопы: америйций-241калифорний-252цезий-137кобальт-60индий-192плутоний-239полоний-210радий-226 и стронций-90.

В 2002 г. Федерация американских ученых рассмотрела различные сценарии использования «грязной бомбы». По одному предполагалось распыление значительного количества кобальта-60 на Манхеттене. В результате, загрязнение местности наблюдалось бы на площади в 1000 кв. км (т.е. на территории трех штатов), жители смогли бы вернуться в Нью-Йорк лишь через десять лет. Комиссию по ядерному регулированию США особенно обеспокоило то, что хотя период полураспада кобальта-60 составляет всего пять лет, около 1% изотопа останется радиоактивным в течение сорока лет, поэтому требуется полная дезактивация местности. То есть, использование «грязной бомбы» в Нью-Йорке будет иметь последствия, аналогичные аварии в Чернобыле.

atomnaja-jelektrostancija-v-chernobyle Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Атомная электростанция в Чернобыле, фото 1986 г.

АЭС – объекты наибольшей степени опасности

Национал-сепаратизм и терроризм остаются для России реальностью. Значит, сохраняется угроза теракта на объектах атомной энергетики. По экспертным оценкам, опасность совершения теракта с использованием материалов атомной энергетики имеет высокую степень вероятности. В этом отслеживается заинтересованность как международных террористических организаций, так и отдельных террористов – в ядерном топливе имеются радиоактивные материалы, пригодных для создания примитивного ядерного взрывного устройства.

Согласно официальным данным, прямой ущерб, причиненный в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) в 1986 г., составил порядка 10 млрд рублей, а косвенный – порядка 250 млрд рублей в ценах 1997 г. По расчетам Института экономики Национальной академии наук Беларуси суммарный ущерб, причиненный аварией на ЧАЭС, с учетом тридцатилетнего периода ее преодоления составляет 235 млрд долларов США.

Эксперты МАГАТЭ предупреждают: “Важный урок Чернобыля заключается в следующем: то, что могло произойти в силу случайности, может быть сделано и умышленно. Этот урок необходимо усвоить в век терроризма”.

Среди объектов радиоактивной опасности на территории России – ядерный комплекс Минатома, состоящий из 10 так называемых “закрытых городов”, принадлежащие Минатому объекты гражданского назначения, независимые исследовательские центры опять-таки гражданского назначения, объекты, работающие с высокообогащенным ураном, используемым для военно-морских судов, субмарин и ледоколов гражданского флота, хранилища радиактивных материалов и т.д. Особое место среди потенциальных объектов ядерного терроризма представляют атомные электростанции.

Сегодня на территории нашей страны эксплуатируются несколько энергообъектов атомного сектора, среди них в наибольшей степени представляют потенциальную опасность для окружающего пространства и людей 10 АЭС с тридцатью атомными реакторными установками.

Фактически все действующие в России АЭС расположены в густонаселенной европейской части. Здесь функционируют 15 уранографитовых канальных реакторов, аналогичных используемым на ЧАЭС, в тридцатикилометровой зоне от которых находится более 1300 населенных пунктов с четырехмиллионным населением.

Нахождение на территории нашего государства 10 АЭС, 112 исследовательских ядерных установок, тысяч организаций, предприятий, НИИ, которые выполняют различные технологические разработки и исследования в области радиоактивных материалов, обязывает государство обращать особое внимание на обеспечение безопасности объектов. Один тысячемегаваттный промышленный реактор нарабатывает в год такое количество плутония, из которого может быть создано 40-50 ядерных зарядов. Исследования показали, что для создания боезаряда пригоден реакторный плутоний любого изотопного состава.

atomnaja-jenergetika-3 Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор

Антитеррористические мероприятия на АЭС

По мнению экспертов, при террористическом нападении на АЭС целевой установкой для террористов может стать выведение из строя охлаждающей системы ядерного энергообъекта, потому что в этом случае выброс в атмосферу радиоактивных веществ может значительно возрасти. При нападении на АЭС боевики могут стремиться уничтожить обслуживающие системы ядерного реактора. Критичными являются системы подачи воды, а также системы, отвечающие за управление и защиту, с целью вызвать тепловой взрыв реактора, что приводит к его разрушению или обрушению здания. Даже в том случае, если террористы не будут взрывать ядерный реактор, а только его остановят, экономический и социально-политический эффект от этих последствий будет иметь колоссальный масштаб.

При разрушении атомного реактора тепловыделяющие элементы вместе с топливом образуют особое вещество –кластер углерода, обладающее адсорбционным свойством. В случае попадания в организм человека его сложно дезактивировать. Распространение в атмосфере объединенного урана создает зону альфа-заражения. Нахождение в которой приводит к раку крови, невозможности использования продукции сельского хозяйства и к другим серьезным последствиям.

В настоящее время более сорока государств мира обладают собственной атомной промышленностью. На современных АЭС, помимо ядерного топлива, за период эксплуатации скапливается немалое количество радиационных материалов в виде отработанного ядерного топлива, которое не направлено на предприятия переработки и долгое время может находиться на станции.

Ядерный терроризм в сравнении со стандартными его проявлениями можно определить как террористическую деятельность, специально направленную на ядерные объекты. Она предполагают присутствие факторов, которые неизбежно будут усложнять предотвращение рассматриваемых угроз. Так выбирая в качестве объекта для совершения террористического акта АЭС, террористы рассчитывают на то, что атомная станция, являясь ядерным источником, обладающим колоссальной разрушительной силой, служит дополнительным психологическим фактором.

* * *

По мнению экспертов по антитеррору, в начале XXI тысячелетия зарождается новое явление – глобальный терроризм. Феномен находится в процессе эволюционирования, он нацелен на глобальный охват всего мира и не будет ассоциироваться с какими-либо конкретными политическими проблемами. Разница между ним и формами терроризма, известными ранее, в том, что он преследует цели, которые террористы не рассматривают в качестве предмета переговорного процесса. В этой ситуации возникает стремление использовать высокотехнологичные средства массового разрушительного действия. Как показывают исследования, большинство ученых и специалистов уверены в том, что ядерный терроризм возможен и его необходимо выделять в отдельную форму и исследовать специально.

Обнаружение и раскрытие случаев незаконного использования радиоактивных источников и технологий, а также подготовки ядерных террористических атак должны проходить с помощью всех методов оперативно-розыскной деятельности. Поэтому важнейшая роль в противодействии международному ядерному терроризму должна отводиться оперативным подразделениям правоохранительных органов.

Следует создать условия для прогнозирования местонахождения объектов и времени совершения терактов, предварительно разработав и согласовав совместные действия всех субъектов, которые обеспечивают ядерную безопасность, разработать результативные оградительные меры, которые будут тождественны
возникающим рискам.

Обзор подготовлен по материалам открытых источников

https://posredi.ru/wp-content/uploads/2019/12/ugroza-jadernogo-zarazhenija-00.jpghttps://posredi.ru/wp-content/uploads/2019/12/ugroza-jadernogo-zarazhenija-00-150x150.jpgАналитическая службаАнтитеррорантитеррор,атомная бомба,теракты в России,террористическая угрозаУгроза ядерного терроризма в России и мире и методы противодействия Распространение технологий в области ядерной физики привело к тому, что секрет атомный бомбы перестал существовать. Специалисты предупреждают - для создания ядерного оружия необходимо обладать определенным количеством расщепляющихся материалов и привлечь к работе специалистов-профессионалов Эксперты в области энергетики считают, что к 2030 г. потребление...cropped-logo_ru-700 Методы противодействие ядерному терроризму Антитеррор