Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ)

narjan-mar-1-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Нарьян-Мар — административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Город находится за Северным полярным кругом в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря. Ближайшая железнодорожная станция Усинск находится на расстоянии 350 километров. Расстояние от Москвы до Нарьян-Мара — 2 363 км, от Архангельска до Нарьян-Мара — 660 км.

Территория Ненецкого АО составляет 176,8 тыс. кв. км. Регион полностью расположен на территории Арктической зоны, относится к районам Крайнего Севера. На западе округ граничит с Архангельской областью, на юге – с Республикой Коми, на востоке – с Ямало-Ненецким АО, c севера – омывается Баренцевым, Белым и Карским морями. Округ территориально входит в состав Архангельской области, является самым малонаселенным регионом России.

vecher-na-pechore-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Вечер на Печоре. Этюд (масло). О.И. Токмаков, 1962 г.

Население города на 1 февраля 2024 г. — 25537 чел. Пространственная структура расселения в округе характеризуется высокой концентрацией населения на небольшой территории: на город Нарьян-Мар – приходится более половины всего населения. Всё городское население сконцентрировано в г. Нарьян-Маре и примыкающем к нему рабочем поселке Искателей и составляет 73% населения Ненецкого АО.

Значительная часть сельских населенных пунктов расположены на р. Печора и ее притоках, и связаны со столицей округа в летнее время регулярным водным транспортом. Печорская часть вмещает уже более 80% населения округа, и здесь расположены центры 7 из 18 сельских поселений округа. Остальное население (менее 20%) «разбросано» по округу, и с Нарьян-Маром имеет сезонное (реки, зимники) сухопутное и регулярное воздушное сообщение.

В русских летописях район Нижней Печоры упоминается уже с XII в. Здесь местные племена — югра, печера — сначала осуществляли меновую торговлю с русскими. В 1499 г. возникает Пустозерск. В XVIII-XIX вв. в устье Печоры появляются новые поселения рыбаков, зверобоев и оленеводов — Великовисочное, Куя, Тельвиска и Оксино.

В 1860-е гг. арктические исследователи капитан П.И. Крузенштерн, купец В.Н. Латкин и купец М.К. Сидоров после изучения фарватера Печоры организовали Печорскую компанию, которая занималась экспортом печорского леса. Купец М.К. Сидоров планировал построить на Печоре морской порт и город Югорск. В течение 16 лет он пытался добиться получения шести десятин земли для постройки порта, но земля ему выделена так и не была. 

В 1892 г. на Печоре у деревни Куя появился первый однорамный лесопильный завод А.М. Сибирякова и С.В. Лунга, однако он вскоре сгорел. В 1897 г. у деревни Ёкуша был построен лесопильный завод шведского товарищества «Альфред Лидбек и К°» (также был уничтожен пожаром). В 1903 г. на территории современного Нарьян-Мара основан Печорский лесозавод товарищества «Стелла-Поляре» во главе с норвежским лесопромышленником Мартином Ульсеном.

С 1897 г. Товариществом Архангельско-Мурманского срочного пароходства налажены морские рейсы между Архангельском и д. Куя в низовьях Печоры.

Предшественником Нарьян-Мара принято считать выселок Белощельский (Белощелье) упоминавшийся в Списке населённых мест Архангельской губернии 1922 г. (тогда в пяти дворах числилось 29 человек). В 1924 г. в Белощелье было построено здание агентства Северного морского пароходства и два склада.

Решение о строительстве нового города и порта на Печоре было принято на совещании 7 октября 1929 г. у причала Белощелья. Обсуждались вопросы о портостроительных работах в устье Печоры. 22 октября 1929 г. Ненецкий окрисполком заключил договор с инженером Орловым о «съёмке земельного участка» в Белощелье для постройки города. В 1929 г. в Белощелье началось строительство зданий «Дома ненца» и больницы.

Читайте также:  Село Пичкассы, Спасский район (Татарстан)

В 1930 г. геологом Г.А. Черновым было открыто Воркутинское месторождение угля. Для его доставки потребителю, а также для строительства воркутинских шахт необходим был Печорский порт. 4 сентября 1931 г. в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП(б) и крайисполкома Северного края с единственным вопросом «О строительстве Печорского порта». Было принято решение к началу навигации 1932 г. возвести 100 пог. м. причалов, а к сентябрю 1932 г. ещё 150 пог. м. 

В результате в устье Печоры образовался рабочий посёлок, объединивший территории и население посёлка лесозавода имени Ф.Э. Дзержинского, с. Белощелья, посёлков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Ёкуша. Название Нарьян-Мард (Красный город) было присвоено вновь образованному посёлку постановлением ВЦИК от 10 октября 1931 г.

stroitelstvo-narjan-mara.-1930-e-gg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Строительство Нарьян-Мара в начале 1930-х гг. Первые постройки на территории будущего города — жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, «Дом ненца», больница и типография. Фото из фондов Музейного объединения НАО

stroitelstvo-narjan-mara Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

18 декабря 1931 г. было принято постановление президиума Ненецкого окрисполкома: «Ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова «Мард» наименование рабочего посёлка писать «Нарьян-Мар». В 1932 г. здесь начала работу оленеводческая зональная станция. В том же году начал работу первый радиоузел с 110 радиоточками. 13 февраля 1933 г. открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. 

В 1933 г. организована контора рыбтреста. Увеличивал грузооборот морской порт. В 1933 г. в д. Ёкуша пущен в эксплуатацию кирпичный завод с конным приводом, проектной мощностью 2 млн штук кирпича в год.

Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 г. административный центр Ненецкого национального округа Северного края был перенесён из села Тельвисочного в рабочий посёлок Нарьян-Мар. 10 марта 1935 г. постановлением Президиума ВЦИК рабочий поселок Нарьян-Мар Ненецкого округа Северного края стал городом.

В 1930-е гг. постепенно формируются первые городские улицы — Набережная, Полярная, Партизанская (сейчас ул. им. А.П. Пырерки), проспект Заполярный (ныне ул. Смидовича), улица Оленная (с 1936 г. ул. им. И. П. Выучейского).

В 1934 г. первых специалистов выпустило педагогическое училище.Тогда же открылась библиотека, а затем окружной музей. В городе работали культпросветшкола и две общеобразовательные школы. До 1940 г. в Нарьян-Маре было построено около 120 жилых домов. В 1936 г. создано бюро оповещения погоды.

scena-iz-pesy-n.v.-gogolja-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Сцена из пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». Постановка Нарьян-Марского городского драматического театра. 1939 год. Из фондов Музейного объединения НАО

1 октября 1937 г. в Нарьян-Маре открыт профессиональный драматический театр. Первый театральный сезон начался с пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Труппа состояла из 16 профессиональных артистов. В 1940 году городской театр подготовил 25 постановок, сыграно 185 спектаклей. После закрытия театра в 1948 г. на его основе создан Нарьян-Марский Дом культуры.

30 марта 1937 года на лёд Печоры у Нарьян-Мара приземлились самолёты экспедиции, следовавшей на Северный полюс для организации первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Остановка в Нарьян-Маре из-за непогоды затянулась и лишь 12 апреля самолёты вылетели на полярную станцию Маточкин Шар на Новой Земле.

Читайте также:  Было ли убийство царской семьи ритуальным?

narjan-mar Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

В годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Нарьян-Мар стал тыловым городом. С октября 1941 г. здесь действовал военный аэродром 772-ой авиабазы Беломорской военной флотилии. Самолёты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полёты в арктической зоне. 22 июня 1943 г. над Нарьян-Маром впервые за войну пролетел немецкий самолёт Ю-88, осуществлявший аэрофотосъёмку местности, такие полёты продолжались и позднее.

В День авиации 1944 г. работники Нарьян-Марского морского порта передали лётчику Беломорской военной флотилии В.В. Томашевскому самолёт-бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского флота», купленный на деньги портовиков. 7 сентября 1944 г. труженики Ненецкого округа передали Беломорской военной флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручён Герою Советского Союза капитану А.К. Тарасову (этот самолет в 1946 г. был установлен в сквере Нарьян-Мара как памятник труженикам тыла).

plakat-kinoteatra-arktika-s-reklamoj-kinofilma.-narjan-mar.-1950 Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Плакат кинотеатра Арктика с рекламой кинофильма «Кубанские казаки». Нарьян-Мар. 1950 г. Фото Георгия Липскерова

Трагические события произошли в августе 1942 г. 16 августа из посёлка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей — буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4, на которой находилось 300 человек, большинство — заключённые лагерей «Норильстроя».

Утром 17 августа у побережья острова Матвеев в Баренцевом море вблизи каравана всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Лихтер Ш-500, баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены, буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег, пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах, 305 утонули, либо погибли в ходе обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре в 1968 г. был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

gorodskoj-kolodec-1-ugol-ulic-poljarnaja-i-vyuchejskogo.-1961-g-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Городской колодец №1, угол улиц Полярная и Выучейского. 1961 год. Фото Г.П. Вокуева. Из фондов Музейного объединения НАО

В 1950-е гг. потребность горожан в воде удовлетворялась в основном городскими колодцами. Воду брали также из частных колодцев, Качгортской курьи и Городецкого шара. Почту в Нарьян-Мар до 1953 г. доставляли летом морскими судами, а зимой на лошадях почтовым трактом через Мезень — дорога в один конец занимала 12-14 суток, частота движения – 5 раз в неделю.

Дровами город обеспечивала служба ГОРТОП. На зиму на одну печь заготавливалиь до 15 кубометров дров. По архивным данным, в 1950-е гг. в педучилище насчитывалось 90 печей, в окружной больнице — 35, в Доме Советов — 52.

В 1954 г. прошёл конкурс юных овощеводов-мичуринцев. На пришкольном участке школы №1 впервые выращены картофель, редис, репа, турнепс, морковь, брюква, капуста, редька, бобы, салат, лён, укроп, овёс, более десяти видов цветов.

narjan-mar-s-vysoty-ptichego-poljota-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Нарьян-Мар с высоты птичьего полёта. В 1958 г. в городе 19 улиц.

В 1955 г. открыт первый автобусный маршрут «Пос. Сахалин – город (колхозный рынок)». Первый автобус на маршруте – ПАЗ-651. Качество дорог оставляло желать лучшего, автобусы часто застревали на центральных улицах города и их приходилось вытаскивать трактором.

Читайте также:  Путешествие по Уфимскому краю

До конца 1950-х гг. из-за слабой мощности электростанции порта, снабжающей город электроэнергией, в жилые дома электричество поставлялось с 1 сентября до 1 мая и лишь до 12 часов ночи. Летом электроэнергия подавалась только в больницу. В быту главным источником тепла и света были печи, керогазы и примусы. 

stroitelstvo-ceha-kosmicheskoj-svjazi Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Строительство цеха космической связи «Орбита». 1972 год. Из фондов Музейного объединения НАО

В 1970 г. вступила в действие первая очередь водопровода протяженностью 1 км. В 1973 г. введена в строй космическая система «Орбита», в городе появились первые телевизоры. В 1978 г. началась газификация квартир и перевод городских котельных на газ. В 1972 г. построен первый кирпичный жилой дом, в 1981 г. — первый панельный дом.

Территориально в городе в это время формируются три района — Центральный, Качгорт и Лесозавод. В Центральном преобладает средне- и малоэтажная жилая застройка, развита социальная инфраструктурой. Это самый большой по численности населения и по площади район. Центральный район расположен между речной протокой Городецкий Шар, заливом Городецкая курья, озером Качгорт и Качгортинской курьёй. Здесь выделяются микрорайоны — Центральный, Кармановка, Городецкий, Авиаторов, Старый Аэропорт, Портовый и Южный.

Район Качгорт находится на автодороге федерального значения А381, соединяющей Центральный район города с аэропортом. Выделяются микрорайоны РСУ, Качгорт, Малый Качгорт, Рыбокомбинат, Хорей-Верской экспедиции, Совхоз, Сахалин.

Район Лесозавод находится в северо-восточной части города. Общегородская магистраль ул. Юбилейная проходит через весь район в северо-восточном направлении в сторону п. Искателей. Улица Юбилейная и Заводская связывают составные части района — микрорайоны Лесозавод, Новый посёлок, Мирный, Захребетный, Старая Бондарка и Новая Бондарка.

bogojavlenskij_sobor_v_narjan-mare-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Деревянный Богоявленский собор (1995-2000 гг.) высотой 38 метров виден почти с любой точки города

В 1990-е гг. темпы развития города резко, снизились, жители стали покидать Нарьян-Мар. Однако и в это время в городе было построено несколько жилых домов, здания «Промстройбанка», расчетно-кассового центра и федерального казначейства. С ростом нефтедобычи в НАО город получил новый толчок в развитии. Здесь появились десятки современных монолитных и кирпичных зданий. В Нарьян-Маре строятся и ремонтируются дороги.

Нарьян-Мар и Печора глазами художника Олега Токмакова

С 1962 по 1965 гг. в Нарьян-Маре инженером-строителем работал Олег Токмаков. К этому периоду относятся зарисовки традиционной одежды, пейзажи и портреты оленеводов посёлка Нельмин Нос. Олег Иванович родился 27.02.1940 г. в Ленинграде, пережил блокаду.

pejzazh-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Пейзаж. О.И. Токмаков, 1965 г.

Окончил с отличием Ленинградский инженерно-строительный институт (Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет) в 1962 и Ленинградское художественно-промышленное училище им. Мухиной (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) в 1971 г. С 1992 г. член Союза художников РФ.

portret-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция portret-1-jpg Город Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ) Провинция

Портреты оленеводов. О.И. Токмаков, 1965 г.

Портреты оленеводов посёлка Нельмин Нос художник выполнил в 1965 г., когда будучи студентом ВХПУ им. Мухиной, с группой самодеятельных художников из Нарьян-Мара выезжал в тундру. Портреты серии экспонировались на выставках в Архангельске, Нарьян-Маре и Москве. Часть работ хранится в музеях Архангельска, Нарьян-Мара и Санкт-Петербурга, а также в частных собраниях. В настоящее время Олег Иванович проживает в Санкт-Петербурге и продолжает активно работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + три =

Next Post

Русские речные и морские суда XVII-XIX вв.

Вт Фев 27 , 2024
Россия — страна континентальная. Длительное время главными транспортными путями являлись реки. Этим объясняется исторически сложившееся разнообразие речных судов — военных, рыбацких, торговых, промысловых, судов река-море […]
Русские речные и морские суда XVII-XIX вв.