Площадь перед Гостиным двором, или Верхнеторговая. Уфа. Фото Сергея Синенко
По Верхнеторговой площади
От Губернского банка до Ленинского сквера
Сергей Синенко
У городской застройки своя система координат. Кроме общих направлений, или путей, которые указывают улицы, всегда важны сгустки пространств – площади. Это как бы огромные перекрестки, где сходятся дороги и встречаются люди, чтобы торговать, праздновать, молиться или вершить правосудие. Вся городская застройка зависит от расположения площадей.
В XIX – начале XX в. таких центров в Уфе было семь: Троицкая площадь на Оренбургской переправе, Соборная с Воскресенским кафедральным собором, Верхнеторговая площадь с гостиным двором, Александровская площадь перед Александровским храмом, Рождественская площадь с храмом Рождества Богородицы в центре, Сенная площадь рядом с Ломовым оврагом и спуском к Нижегородке и, наконец, Вокзальная площадь перед железнодорожным вокзалом «Уфа».
Пространство бывшей Соборной площади мы уже изучили, проследуем к Верхнеторговой площади и гостиному двору. Прогулку начнем на короткой Театральной улице. Исконное ее название – Соборная. Это первая из городских улиц, с которой в середине XIX в. началось их благоустройство.
«Шоссейному устройству улиц положено начало губернатором Балкашиным, – писал по этому поводу Михаил Сомов в 1864 г., – и первоначально исправлен средний переулок, соединяющий площади торговую и соборную. С того времени началось исправление и других улиц: тротуары вместо прежних узких деревянных заменяются широкими насыпными и заполняются кирпичом и щебнем, но только плохо и потому многие неровны и грязны; канавы обкладываются плитняком, который скоро, впрочем, обваливается. Но, несмотря на медленность исправления в устройстве улиц и в обстройке города, замечается огромная разница сравнительно с прежним временем. Теперь все же по главным улицам можно в дурное время проходить в калошах; прежде же они были буквально непроходимы и пешеходам часто приводилось терять их в грязи и возвращаться домой в одних сапогах».
В 1920-е гг. нынешняя улица Театральная носила имя Льва Троцкого, перед зданием нынешнего Национального банка был установлен в деревянной оградке его бюст.
Позднее переименована в улицу Яналиф (от татарского «новый алфавит»), в честь глобального проекта перевода всех тюркских языков на единообразный алфавит на основе латиницы. Эта программа, предложенная в конце 1920-х гг. в рамках общесоюзного проекта латинизации, была официально введена в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР в 1928 г. взамен алфавитов на основе арабского. После отмены языковой реформы стала улицей Героев-Седовцев. Длительное время называлась в честь Ярослава Гашека (1883–1923), чешского писателя-сатирика, который в 1918–1919 гг. жил в Уфе, работал заведующим типографии газеты «Наш путь» (орган политотдела 5-й армии), руководил Уфимской организацией иностранных коммунистов.
Двухэтажное каменное здание Губернского банка на улице Соборной возведено в 1897–1899 гг. При проектировании за основу были взяты правила о строительстве денежных кладовых. В здании устроено специальное помещение с укрепленным металлическими балками потолком, полом, толстыми стенами, кованой дверью, размещавшееся на втором этаже здания прямо над квартирой управляющего отделением банка – в настоящее время здесь располагается музей Национального банка, где собраны архивные документы и фотографии, имеющие отношение к банковскому делу
Улица переименована в Театральную после окончания реконструкции Башкирского академического театра драмы, который на улице зрительно доминирует. Новое название еще не окончательно утвердилось в сознании горожан, многие по-прежнему называют ее улицей Ярослава Гашека. Здесь расположены Министерство образования РБ, корпуса Башкирского государственного медицинского университета, Дом актера. Самым значительным на улице, безусловно, является комплекс Национального банка, включающий в себя историческое здание Губернского банка постройки 1897–1899 гг.
Возникновение банковской системы в Уфимской губернии началось после реформы 1861 г., в деле открытия Уфимского отделения Госбанка значительную роль сыграли ходатайства перед Правлением Государственного банка России, Государем Императором тогдашнего губернатора Уфимской губернии Григория Сергеевича Аксакова, сына писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
Уфимское отделение Госбанка России было создано в 1865 г. и в первые годы своего существования исполняло роль коммерческого банка – выдавало ссуды под проценты, принимало вклады населения, осуществляло денежные переводы по телеграфу.
С открытием сберкасс, коммерческих банков и филиалов иногородних банков Уфимское отделение превратилось в губернский финансовый регулирующий центр. Более тридцати лет банковское учреждение располагалось в доме по Большой Казанской, арендованном у купца Ф. Е. Чижова (ныне здание Уфимского педагогического колледжа № 2 по ул. Октябрьской революции, 7). Отдельное двухэтажное каменное здание Губернского банка было построено на улице Соборной по решению Госбанка России.
Национальный банк. Уфа. Фото Сергея Синенко
После 1917 г. филиалы Госбанка были соединены с национализированными частными банками и образовали единый Народный банк. В 1919 г. открылось Уфимское отделение Народного банка РСФСР, с 1922 г. – Башкирская республиканская контора Госбанка РСФСР, с 1923 г. Госбанка СССР. С конца 1930-х гг. региональные филиалы Госбанка дополнительно выполняли операции по обслуживанию предприятий нефтяной и угольной промышленности, цветной металлургии. В 1963 г. в ведение Госбанка переданы сберегательные кассы.
Национальный банк РБ (ул. Театральная, 3) образован в 1992 г. путем реорганизации Башконторы Госбанка СССР. Он является территориальным учреждением Центрального банка России, осуществляет часть его функций на территории республики. Основными задачами его деятельности являются организация наличного денежного обращения и эффективной системы расчетов, проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение устойчивости рубля, осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций, в том числе на рынке ценных бумаг, валютное регулирование, контроль за системой противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также анализ состояния развития экономики и финансовых рынков региона.
Здание первого городского краеведческого музея. Уфа. Фото Сергея Синенко
Переходим улицу Пушкина и, минуя историческое здание первого городского краеведческого музея, оказываемся на Верхнеторговой площади. Ее западная сторона полностью занята корпусами УГАТУ, которые принадлежат ансамблю улицы К. Маркса, поэтому ограничимся прогулкой по восточной ее части. Нужно заметить – многие здания, которые ранее числились на Верхнеторговой площади, в настоящее время отнесены по соседним улицам – Ленина, К. Маркса и Коммунистической. Напомним, эта площадь была указана в плане В. Гесте 1819 г. как новый городской торговый центр, создающий вместе с Соборной площадью градообразующую ось, а названа по аналогии с Нижнеторговой площадью перед Троицкой церковью.
Гостиный двор имел пятьдесят шесть наружных и столько же внутренних мест для лавок. В 1836 г. его строительство было практически завершено. Торговые места, по предписанию генерал-губернатора, были отданы торговцам навечно в потомственное пользование за небольшую единовременную плату
Центром площади стал гостиный двор, сооружение которого началось в 1825 г. и продолжалось почти сорок лет. Вокруг строились торговые ряды с крытыми лавками и открытыми торговыми местами, каменные здания лабазов, магазинов Степанова, Иванова, Нобеля; вплотную к ним примыкали многочисленные здания доходных домов и гостиниц – Видинеевский дом, дома Зайкова и Паршина, гостиничные номера Поповой на углу улиц Большой Успенской и Бекетова и др.
Как выглядели торговые места в торговых рядах? Приведем для примера описание лавки мещанина И. Бажанова за № 44. Лавка «…выстроена из кирпича со сводом вместо потолка и полом из досок елевого леса. С лицевой и задней стороны лавки устроено по 2 растворчатых железных на железных же петлях двери с таковыми же запорами». Размеры лавки в длину – 15,5 аршина, в ширину – 9 аршин, в вышину – 7 аршин. «Сверху крыта железом и по обеим сторонам коридор на каменных столбах с лицевой стороны оштукатуренный с деревянным полом, а с задней неоштукатуренный и без пола. При ней подвал с каменным сводом и будка при входе в подвал с деревянной дверью, окрашенной черной краской и крытой железом».
В небазарные дни лавки и магазины торговых рядов пустовали. Из неотапливаемых помещений приказчики перебирались в «теплушки», своего рода клубы позади магазинов, или в столовую при торговых рядах, где над лестницей, ведущей вниз, висела доска с намалеванной на ней ветчиной и жареными цыплятами. Вся обстановка столовой состояла из длинного стола и нескольких стульев, ножи и оловянные ложки были, из предосторожности, прикованы к столу железными цепочками, вилки и салфетки отсутствовали. Зато был самый дешевый мясной обед. Ужин, по объяснению повара, отличался от обеда тем, что «когда народ поест, мы подливаем воду в щи, да привариваем». Здесь шло бесконечное чаепитие, острые разговоры. Сюда заходили и извозчики, и известные купцы, и мелкие сельские лавочники, и семинаристы «с идеями», и купеческого происхождения учителя, актеры, а также художники, прославившие Уфу.
Верхнеторговая площадь долгое время отличалась своей грязью, колдобинами и лужами, в одной из которых, по старому уфимскому преданию, крестьянин, рискнувший проехать по площади ночью, утонул вместе с лошадью и возом. «Вообще торговая площадь представляет далеко не красивый вид, – писал М. Сомов в 1864 г. – Деревянные лавочки, окружающие гостиный двор и внутри его находящиеся, по местам наваленные бревна, навоз, остающийся после базарного дня, и непроходимая грязь в ненастье – вот ее отличительные черты. В двадцатых годах, когда площадь эта, хотя еще и бедно застроенная, имела более отрадный вид, чем теперь, т. е. вместо навозу и грязи, покрыта была ковром зелени; тогда она служила местом гульбища, куда по временам собиралась повеселиться вся тогдашняя уфимская знать.
Это делалось таким образом. На площади устраивались деревянные скамьи, ставились столы с разными закусками и сластями, являлся незатейливый оркестр музыки, и тогда начиналось полное веселье. Молодежь пела русские песни, играла в горелки, плясала русские пляски и т. п. Люди же пожилые или беседовали между собой, попивая пунш, или играли в карты».
Южную часть площади занимали липовая аллея и перестроенный в 1867 г. для статистического комитета и губернского музея каменный дом гауптвахты. В юго-восточной части площади, занятой впоследствии Народным домом Аксакова, на время ярмарок устанавливали разборный шатер цирка, рядом с которым стоял сарай-конюшня на 14 стойл. С 1850-х гг. эту часть площади украшало двухэтажное каменное здание Дворянского собрания.
Театр миниатюр на Верхнеторговой площади работал во время ярмарок. Стационарный деревянный цирк с 1895 по 1907 г. находился в северо-восточной части площади около водоразборной будки
Здесь выступали ярмарочные артисты, циркачи, фокусники. Из Москвы в Уфу везли на ярмарку фаянс, хрусталь, ситец, полотно; с Нижегородской и Ирбитской ярмарок – мануфактуру, сукно, пушнину, бакалею, сахар, чай, из Челябинска – сливочное масло, дичь; из Уральска – рыбу и икру; из Оренбурга, Симбирска и Саратова – фрукты; из Илецка – соль, из Тулы и с горных заводов Урала – изделия из металла.
Городской думой в 1890 г. был составлен план реконструкции площади. Главной его целью было устранить скученность деревянных торговых построек, образовать новые широкие проезды, а в северо-восточной части площади организовать рынок. Западная часть площади была застроена корпусами ярмарочных помещений, лавками, павильонами и торговыми рядами, в северо-восточной части размещался толкучий рынок. Часть площади по улице Центральной занимали мучные ряды, а к северу от Александровской часовни были расположены хлебные ряды. Богатым купцам на площади отводились лучшие места под строительство каменных двух и трехэтажных корпусов. К концу XIX в. здесь появился целый ряд торговых домов, построенных по похожим проектам – корпуса № 1, 2 и 3 по северной стороне площади и к северу от гостиного двора четыре одинаковых параллельных корпуса № 5, 6, 7 и 8 (из последних сохранился только корпус № 8, принадлежавший торговому дому уфимского купца Д. П. Берштейна).
Если в конце XIX в. площадь со всех сторон была обстроена зданиями, среди которых преобладали деревянные двухэтажные дома, то в начале XX в. застройка сторон Верхнеторговой площади уплотнилась за счет возведения каменных многоэтажных зданий.
Гостиный двор. Уфа. Фото Сергея Синенко
Революция на время притушила ярмарку, но в годы нэпа она вновь расцвела, хотя в разные годы меняла время проведения. Но в 1928 г., в самый пик ее расцвета, нэп «закрыли», а вместе с ним и ярмарку, «в связи с усилением плановых начал в экономике». После этого формой свободной торговли в Уфе оставался только городской рынок-толчок в квартале нынешних улиц Айской и Мингажева, проработавший до конца 1970-х гг.
Площадь долгие годы оставалась неблагоустроенной, асфальтовое покрытие появилось здесь только в конце 1930-х гг. В это же время у городских властей возникла идея объединить все пространство от театра оперы и балета на улице Пушкина до сквера Ленина на улице Коммунистической в центральную парадную площадь, а торговые помещения и саму деловую функцию площади со временем уничтожить. В юго-западной части площади был установлен памятник – Иосиф Сталин в полный рост, в шинели – типовая скульптура по модели С. Д. Меркурова. Скверик вокруг с тех пор горожане называли Сталинским.
После того, как восточная сторона Верхнеторговой площади была занята сначала «ленинским», а затем «сталинским» скверами, торговые ряды сместились западнее и южнее гостиного двора. В самом гостином дворе находились магазины комиссионных, скобяных и хозяйственных товаров, керосиновые лавки, мастерские, конторы и склады. По внутренней галерее их можно было по очереди обойти.
На южной стороне двора размещался птичий рынок – висели клетки, в которых прыгали щеглы, чижи, снегири и чечетки. Рядом кустари продавали свой товар – гирлянды искусственных цветов, глиняные копилки в форме кошек, свистульки, деревянные игрушки, кроватки и коляски, рисованные настенные коврики с замками и лебедями. С западной стороны гостиного двора (там, где сейчас находятся корпуса Уфимского авиационного технического университета) находились главные базарные ряды.
Памятник И. В. Сталину. Уфа
Скульптура Сталина простояла в юго-восточной части Верхнеторговой площади до 1961 г., когда была объявлена борьба с культом личности. В одночасье Сталин стал «врагом народа», а памятник исчез, буквально испарился вместе с постаментом. На его месте возникла клумба, из которой торчали свежепосаженные георгины.
Долго после этого уфимцы гадали, куда пропал вождь всех времен и народов. Одни говорили, что он отправлен в Златоуст на переплавку, другие рассказывали, что кто-то видел памятник Сталину прикопанным за лыжной базой в парке имени М. Гафури. Рассказывалась и соответствующая история о копке червей и о случайно выглянувшем из-под дерна чугунном ухе и орлином профиле вождя.
Многим казалась очень правдоподобной версия об утоплении памятника в районе железнодорожного моста через Белую, ближе к правому берегу, но и это тоже только версия, хотя ее рассказывали с деталями, фамилиями и даже маркой бронетранспортера, тащившего на тросе памятник по ночным уфимским улицам (малоубедительной эта версия казалась потому, что психологически недостоверна была сама ситуация – вождя, десятилетиями приводившего в священный ужас миллионы людей, в одночасье бросили в грязь и волокли по улицам, как бревно).
Александровская часовня на Верхнеторговой площади. Ее строительство велось на взносы Уфимской городской думы, купцов Н. К. Газе, С. М. Ларионова и других. Перед величественной, строгой и светлой часовней часто проводили торжественные шествия, смотры, выступления военных оркестров, церковного и гимназического хоров
Некоторое время сквер назывался сквером Победы, затем – Театральным. 18 октября 2008 г. к 40-летию Уфимской государственной академии искусств в Театральном сквере у Башкирского государственного театра оперы и балета был открыт бронзовый памятник народному артисту СССР композитору З. Г. Исмагилову, который являлся основателем и первым ректором Уфимского института искусств и руководил им в течение двадцати лет. Автор монумента – заслуженный художник РБ Ханиф Хабибрахманов.
При создании скульптуры учитывалось мнение родственников композитора и даже пришлось внести в уже готовую работу некоторые коррективы. Через год памятник поменял свое местоположение, его перенесли ближе к зданию театра оперы и балета, на сцене которого впервые прозвучали самые известные оперы композитора – «Салават Юлаев», «Шаура» и «Послы Урала», оперетты и многочисленные симфонические произведения.
В северной части Театрального сквера находится двухэтажное здание бывшего Торгового дома братьев Крестовниковых (ул. Ленина, 5, бывшая Верхнеторговая площадь, 46) постройки 1916 г., в котором размещается «Макдональдс». Здание – удачный пример того, как бережно и тщательно могут быть восстановлены памятники архитектуры.
Восточная срединная часть площади перед гостиным двором в XIX – начале XX в. была «парадной» – отсюда уходила вниз старинная улица Казанская. Здесь в июле 1886 г., в честь 300-летия основания Уфы (отсчет в то время велся не с момента постройки первого уфимского острога, а со времени получения городского статуса), а также в память императора Александра II была заложена Александро-Невская, или Александровская часовня.
Кирпичная часовня строилась три года и была освящена 17 октября 1889 г. Ежегодно в этот день из Воскресенского кафедрального собора в часовню совершался торжественный крестный ход. Она была украшением Верхнеторговой площади и всей центральной части города.
В 1930-е гг. часовню снесли, на этом месте находилась городская толкучка – кроме продуктов питания торговали подержанными вещами, военным обмундированием, мебелью, продуктовыми карточками, голубями и самоварами. Позднее здесь расположилось трамвайное кольцо.
В последнее десятилетие XX в. архитектурный комплекс был восстановлен, на Верхнеторговой площади возник большой торговый и культурно-деловой центр, а на площади перед «Гостиным двором» выстроен большой городской фонтан. Он выполнен по проекту уфимского архитектора С. Голдобина. Общая площадь фонтана – 180 м2. Он представляет собой каскад из нескольких чаш, выполненных из серого и красного гранита. По каскадам скатываются около 280 кубометров воды в час.
Декоративный водопад и фонтан на Верхнеторговой площади. Уфа. Фото Сергея Синенко
Чуть севернее фонтана находится здание, привлекающее внимание, – бывший торговый дом братьев Нобель (ул. Ленина, 5/4). Здание было построено в 1912 г. архитектором К. А. Гуськовым по заказу уфимского купца И. Е. Иванова. Товарищество присутствовало на рынке нефтепродуктов Уфимской губернии с начала 1880-х гг. Особенно много торговых сделок совершалось после открытия железной дороги Самара — Златоуст в 1888 г. Торговля керосином велась в основном в лавках гостиного двора на Верхнеторговой площади.
В 1898 г. Товариществу братьев Нобель был отдан в аренду большой участок земли вдоль берега р. Белой ниже Сафроновской пристани. Здесь были построены амбары, склады керосина, нефти и мазута, устроены пристани, причалы и стоянки судов, от станции Уфа проведена железнодорожная ветка. В 1910 г. Товарищество братьев Нобель приняло в свою фирму купца Алексея Шитова, торговавшего керосином в гостином дворе, был создан Торговый дом «Шитов и братья Нобель». В 1918 г. представители фирмы братьев Нобель покинули Уфу, здание торгового дома на Верхнеторговой площади было законсервировано, а после национализации предприятия в 1924 г. перешло в ведомство Башпотребсоюза. Впоследствии оно использовалось как административное, складское торговое учреждение.
Привлекает внимание и здание, стоящее за гостиным двором – каменный, двухэтажный с надстроенным третьим этажом дом Берштейна (Верхнеторговая площадь, 3). Здание построено в конце XIX в. рядом с тремя похожими параллельными корпусами с открытыми галереями к северу от гостиного двора. Из последних сохранился лишь корпус № 8, принадлежавший купцу Дмитрию Петровичу Берштейну.
Дом Д. П. Берштейна постройки конца XIX в. Уфа. Фото Сергея Синенко
В Уфе, по данным краеведа З. Гудковой, купец появился около 1880 г., купил усадьбы № 26, 28 и 30 по улице Пушкинской. В доме № 26 проживало его семейство, а в остальных находилось промышленное заведение, основанное еще в 1860-х гг. уфимским купцом Александром Федоровичем Маминым – мыловаренный завод, кондитерская и крендельная фабрики.
Товар Берштейн продавал в двухэтажном каменном доме по улице Александровской, 36 (не сохранился) и в корпусе № 8, где в основном производилась оптовая торговля большими партиями товара. В Уфе Берштейн служил заместителем председателя Уфимской казенной палаты, являлся гласным Уфимской городской думы, председателем Общества взаимного кредита и членом Уфимского биржевого комитета.
Здание Торгового дома братьев Нобель построено на Верхнеторговой площади в 1912 г. по проекту архитектора К. А. Гуськова, а в 1916 г. приобретено Товариществом нефтяного производства братьев Нобель («Бранобель») для размещения главной конторы. Уфа. Фото Сергея Синенко
Нашу прогулку закончим в центральном «ленинском» сквере на углу улиц Ленина и Коммунистической. Вторая половина 1970-х гг. для студенческой молодежи города – очень стильное время. В центральном сквере собирались уфимские «системные люди», хиппи в потертых джинсах (лучше дырявых, не дай бог новых, это неприлично), там же с гитарой в руках – худой еще и никому не известный студент худграфа пединститута Юра Шевчук.
Со свиньей на поводке прогуливался по улице Ленина невысокий коренастый паренек, в будущем зэк по политическим мотивам и известный религиозный проповедник отец Борис. Было ощущение как бы игры в отрицание устоев; неприличным казалось, к примеру, носить на руке часы, числа узнавали по этикеткам на пивных бутылках, если пиво было несвежим, время могло пойти вспять.
Ленинский сквер. 1930-е гг.
«Мы отращивали волосы, ходили босиком – «хипповали», – вспоминал об этом времени музыкант Юрий Шевчук. – Существует замечательная история, как Борис Развеев, «отец» уфимской «тусовки», самый волосатый и, в то же время, самый разумный и начитанный человек, прошел по улице со свиньей в ошейнике, чем вверг в колоссальное изумление всех партийных и милицейских работников.
Естественно, центральной была улица Ленина, наш «Бродвей», где собирались все «продвинутые» молодые люди, обменивались дисками, заказывали себе джинсы, обменивались информацией, например, о том, Джон Леннон не двух метров роста, а двух с половиной… Мы этим жили! Иногда подбегал какой-нибудь милиционер и кричал: «Больше трех не собираться! Сейчас машина придет – всех перекидаем!» – Мы тогда вставали по трое в поле видимости друг друга, чем приводили его в страшную ярость. Была, конечно, в Уфе и «урла» – простые крепкие парни, с которыми как раз на улице Ленина и происходили битвы. Надо сказать, что пройтись тогда в джинсах «Левис» по Ленина было круче, чем быть космонавтом».
Революционный митинг в северной части Верхнеторговой площади
У Сталинского и Ленинского скверов оказалась похожая судьба. В период перестройки началась безобидная, вроде бы, реставрация ленинского монумента. «Вечерняя Уфа» писала, что каменный земной шар на самой верхушке памятника, находится в неустойчивом положении и готов рухнуть на голову какого-нибудь растяпы. Требовалось его закрепить и, заодно, проверить прочность всей конструкции. Реставрация началась с того, что фигура Ленина с постамента исчезла. Затем сквер долгие годы стоял, обнесенный забором.
Памятник Ленину в центральном Ленинском сквере на углу улиц Ленина и Коммунистической
В ходе реставрации выяснились ужаснувшие горожан подробности – строительным материалом памятника были, наряду с обычными камнями, мраморные надгробные плиты с могил уфимцев, захороненных на Иоанно-Предтеченском кладбище. Их имена строители прочли на оборотной стороне плит. (Сравните, как рапортовали в 1924 г. газеты: «Лучшие мастера промыслового кооперативного товарищества «Мраморный кустарь» бывшей Екатеринбургской губернии уже выслали в Уфу детали памятника из серого и белого мрамора»).
Эти плиты с фамилиями покойных уфимцев были перенесены в Богородский некрополь при уфимской Казанско-Богородской церкви, где был создан особый мемориальный комплекс в память всех разрушенных и оскверненных кладбищ Уфы.
После окончания работ в ленинском сквере, когда были разобраны заборы, вождя мирового пролетариата уфимцы уже не обнаружили, в центре сквера возвышался лишь обелиск с символическим земным шаром наверху. Памятник Ленину исчез, канул в лету и молодым уфимцам долгое время было не вполне ясно: этот монумент посреди сквера – что это, чего ради? Но в 2011 году памятник В.И. Ленину в несколько измененном виде был восстановлен.
Автор: Сергей Синенко
Кн.: Сергей Синенко Неторопливые прогулки по Уфе. — Уфа, 2010.