2454264363

Удмуртский национальный узор на выставке в городе Глазов

В выставочном зале Центра ремесел города Глазова (Удмуртия) открылась выставка «Тайна удмуртского узора». Как сообщает пресс-служба муниципалитета, на выставке представлены работы мастеров ткачества и вышивки —   методистов Центра ремесел Ирины Павловой и Натальи Ельцовой. В экспозицию вошли предметы декоративно-прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом. Это вышитые картины, полотенца, обереги, национальные костюмы, сумки и многое другое.

Как рассказали устроители выставки, изучавшие этнографический материал мастера поставили перед собой задачу раскрыть и передать секреты удмуртского орнамента в своих изделиях. Выставка будет работать до конца января.

m1335897311

Самобытность  орнаментальной  удмуртской  культуры,  ее  высокий  семиотический  статус  наиболее  ярко  раскрывается  в  объектах  материальной  культуры:  костюмном  комплексе,  деревянных  предметов  быта  и  обихода,  в  изделиях  металлопластики. Как считает исследователь Наталья Бортникова, орнаментальной  символикой  отличаются,  прежде  всего,  костюмные  комплексы.

В  древнем  обществе  родовая  принадлежность  определялась  по  женской,  материнской  линии.  Возможно,  этим  и  объясняется  богатство  и  выразительность  традиционного  женского  костюма,  который  дольше  сохранил  в  себе  этническую  специфику,  так  как  женщина  в  древнем  обществе  являлась  «строгой  хранительницей  всего  языческого  культа». Таким  образом,  практически  все  орнаментальные  мотивы  архаичны  и  содержат  в  себе  семантику,  которая  ассоциировалась  именно  с  женщиной,  или  являлись  изображением  женских  божеств.

35253463Данные  божества  «ведут  свое  происхождение  от  самих  истоков  человечества,  …  когда  возник  тотемизм  и  женская  плодотворная  сущность  в  первобытном  сознании  олицетворяла  собой  весь  обитаемый  космос».  Поэтому  основными  орнаментальными  мотивами  в  древнем  традиционном  обществе  выступали  образы  женщины,  а  также  ассоциативные  с  ним  образ  животного  и  образ  дерева.  Такая  тесная  связь  раскрывается  через  почитание  воршуда  —  тотемистического  предка  по  материнской  линии.  «Удмуртский  воршуд  почти  в  первозданном  виде  сохранил  первоначальную  связь  женщины  и  тотемного  существа».  Воршудная  организация  древнего  удмуртского  общества  просуществовала  вплоть  до  начала  ХХ  века.

Воршуд  —  род,  относящийся  к  исключительно  лицам  женского  пола,  это  своеобразная  «фамилия»,  которая  передавалась  от  матери  к  дочери,  то  есть  по  материнской  линии.  Имена  воршудов  связаны  с  именами  счастливых  женщин,  основательниц  рода,  а  также  с  именами  великих  богинь.  Воршуд  —  это  покровитель  рода  по  материнской  линии.  Металлические  или  деревянные  пластины-дэндоры,  которые  женщины  носили  на  груди,  являлись  символическим  изображением  воршуда.  Позже  узоры,  которые  наносились  на  дэндоры,  стали  вышиваться  на  рубашках  или  нагрудниках.  После  замужества  женщине  покровительствовали  сразу  два  воршуда  (своего  рода  и  рода  мужа).  В  орнаментальной  вышивке  данная  символика  двух  родов  изображалась  в  виде  относительно  вертикальной  оси  симметрично  расположенного  орнамента,  где  центральным  элементом  выступает  женщина.  Таким  образом,  орнаментальная  схема  представляет  собой  центральное  изображение  женщины  или  ее  символ,  а  по  бокам  —  изображение  животного-тотема.  Иногда  центральная  женская  фигура  в  орнаменте  заменяется  символичным  изображением  дерева.  В  представлении  удмуртов  дерево  являлось  объектом  родового  культа,  культа  воршуда,  а  олицетворением  воршуда  часто  являлось  священное  дерево  «мудор»  —  как  объект  поклонения,  культа,  рода.  Доктор  филологических  наук,  профессор  М.Г.  Атаманов  в  статье  «Происхождение  воршуда  у  удмуртов»  (1977)  так  объясняет  понятие  «мудор»  (му  —  «земля»,  «участок  земли»;  дор  —  «край»,  «сторона»,  «родной  дом»):  «Му  —  главная  богиня  рода,  она  воршуд  –  рождающая  и  охраняющая  счастье  своих  потомков,  продолжающая  свой  род.  Для  нее  и  в  честь  ее  заслуг  строили  ей  «дор»  —  дом,  обиталище;  «мудор»  —  это  дом,  обиталище  матери,  впоследствии  названной  «куа»  или  «куала»  —  святилище.  Первоначально  этим  обиталищем  могло  быть  какое-нибудь  потайное  место,  которое  было  укрыто  от  взора  непосвященных.  По  всей  видимости,  у  древнеудмуртских  родов,  жителей  лесной  полосы,  подобными  тайниками  могли  служить  дупла  деревьев».

5346347547Именно  священное  дерево-воршуд  могло  послужить  прототипом  образа  Мирового  древа  не  только  как  олицетворением  образа  вселенной,  но  и  как  идеи  рождения,  продолжения  жизни,  связи  поколений,  плодородия.  В  образе  Мирового  древа  «заключена  не  только  связь  пространств,  но  цикл  человеческой  жизни».  В  период  матриархата  непрерывность  человеческой  жизни  обеспечивала  не  только  Родовая  богиня,  но  и  женщина-мать,  поэтому  в  удмуртской  мифологии  можно  встретить  изображение  женщины-древа  как  идеи  плодородия  в  украшениях  (подвески,  гребни,  серьги),  элементах  одежды  (пояс  «зар»,  нагрудники  «кабачи»),  предметах  быта  (прялка),  в  которых  заложена  идея  границы,  связывающей  бинарно  расположенные  миры:  «Женское  тело  было  расположено  внутри  системы  вертикальных  переходов  с  той  же  целью,  что  и  священные  деревья,  поднимающиеся  из  воды  и  достающие  до  небес»  [16,  с.  81],  и  идея  рожающей  «женщины  между  небом  и  землей»  [14,  с.  18].  «Мировое  древо»  выражает  «в  конечном  счете  —  идею  абстрактной  реальности  и  бессмертия»  [15,  с.  157].  Об  этом  свидетельствует  и  тот  факт,  что  родственная  связь,  родство  передавались  по  женской  (материнской)  линии.

Таким  образом,  дерево  выступает  в  качестве  семейного,  родового  дерева,  объединяя  весь  род  воршудным  тотемным  именем:  Туръя  (тур  «тетерев»,  тури  «журавль»),  Докья  («глухарь»),  Какся  («цапля»).  Также  эти  имена  обозначали  родовую  территорию,  а  ныне  —  название  населенных  пунктов  в  Удмуртии.

Можно  сказать,  что  образ  женщины,  Родовой  богини-родоначальницы,  ее  символичное  графическое  изображение  являлись  основополагающими  и  определяющими  мотивами  удмуртского  орнамента.  В  графическом  исполнении  образ  женщины  олицетворяли  с:

· ромбом  или  ромбом  с  отростками  (мотив  «куско»):  олицетворение  плодородия,  продолжения  жизни,  рода,  соединения  мужского  и  женского  начал;

· квадратом  —  символ  земли,  территории,  охраняемой  божествами,  «образ  идеально  устойчивой  структуры,  статической  целостности,  интегрирующей  в  себе  основные  параметры  космоса»; 

· крестом  —  символ  жизни,  плодородия,  бессмертия,  единство  духа  и  материи,  активное  мужское  начало,  четыре  стороны  света,  четырехчастная  модель  Вселенной,  графический  план  мира,  границы  родовой  земли;

четырехчастной  розеткой  —  «символ  территории  рода,  неотделимой  у  удмуртов  от  имени  родовой  богини»;

· треугольником  и  углами  —  символы  женского  чрева,  детородного  органа.  Как  считают  этнографы,  треугольник  —  древнее  и  более  раннее  изображение  Вселенной  (в  виде  Мировой  горы),  Мирового  древа.  Повторяющиеся  углы  создают  мотив  «елочка»  или  зигзаги  —  символы  «…  женской  природной  силы,  плодотворяющего  низа,  образующий  основу,  корни  родового  древа,  воршудной  богини,  стоящей  у  истоков  рода»;

· S-  и  Z-образными  мотивами:  бинарно  расположенные  элементы,  единство  мужского  и  женского  начал,  цикличность,  бесконечность,  идея  вселенной.

Данные  орнаментальные  мотивы,  особенно  многократно  повторяющиеся,  заключали  в  себе  основную  идею  цикличности  жизни,  вечное  обновление,  продолжение  рода,  носителем  которых  являлась  женщина.  Орнаменты  располагались  на  пограничных  элементах  костюма  (воротниковой  зоне,  подоле,  рукавах,  груди  и  т.  д.),  дома  (ворота,  окна),  ритуальных  предметах  быта,  подчинялись  строгим  канонам  и  порядкам  древних  семиотических  представлений  и  несли  магические,  охранительные  функции  оберега,  придавали  силы.

Таким  образом,  в  орнаментах  заключена  женская  природная  воспроизводящая  сила,  образ  женщины-матери,  Вселенской  богини.  В  древнем  обществе  женщина  олицетворяла  собой  весь  этнос,  его  существование,  зарождение,  развитие  и  упадок.  Поэтому  глубокое  исследование  и  сохранение  женского  образа,  ее  духа  в  орнаментах  является  важной  и  необходимой  задачей.  Особенно  это  следует  учесть  при  проектировании  современных  костюмных  комплексов,  предметов  быта  с  глубокой  этнической  семантикой  наполнения,  дизайн  которых  в  адаптированном  виде  сохранял  бы  женский  специфический  национальный  колорит  этноса.

Алия ЕмшановаНародознание и этнографияУдмуртиякраеведение,национальность,Удмуртия,этнографияУдмуртский национальный узор на выставке в городе ГлазовВ выставочном зале Центра ремесел города Глазова (Удмуртия) открылась выставка 'Тайна удмуртского узора'. Как сообщает пресс-служба муниципалитета, на выставке представлены работы мастеров ткачества и вышивки -   методистов Центра ремесел Ирины Павловой и Натальи Ельцовой. В экспозицию вошли предметы декоративно-прикладного искусства с ярко выраженным...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл