Золото и золотодобыча в культуре народов Урала

promyvka-zolota-kyshtym Золото и золотодобыча в культуре народов Урала История и краеведение

Добыча золота на Среднем Урале близ Кыштыма

История русского золота берет начало на Урале, на Березовском, Олонецком и Воицком рудниках, где месторождения благородного металла впервые были разведаны в середине XVIII в. На северном Урале разработки драгоценного металла начались несколько позднее – в XIX столетии. 

Значение уральского золота со временем было осмыслено в многочисленных научных трудах историков, археологов, географов и краеведов. Авторы работы «К истории открытия золота на Урале» Н.С. Корепанов и Е.А. Курлаев считают, что «открытие на Урале первого коренного золотоносного месторождения произошло в 1744 году на Шилово-Исетском руднике, за год до официальной даты появления российской золотодобывающей промышленности в 1745 году».

В начале XX в. исследователи золотодобычи М.Д. Ивановский и А.П. Зефиров создают подробный научный труд «Металлургия золота», в котором учтен опыт уральских промышленников. В 1970-е годы выходит работа А.П. Смолина «Самородки золота Урала», описывающая уникальность слитков, найденных в уральской земле. Особое значение имеет золото в культурной картины мира, сложившейся у народов Урала, объединенных общей территорией обитания.

Золотодобыча на Урале как промысел

Известно, что на протяжении длительного времени добычей золотых руд в России ведало только государство, хотя частные лица также имели на этот вид деятельности полное право, предоставленное им в соответствии с указом Петра I в 1700 году. На основе государственных отчетов прошлых веков можно составить достаточно ясное представление о том, насколько успешной была добыча золота на Урале.

На рубеже XIX–XX веков промышленность Урала выдавала драгоценный металл по 640 пудов в год, из которых более 350 пудов приходилось на шлиховое (россыпное) золото. Всего же по России добывалось ежегодно почти 2500 пудов, то есть примерно 40 тонн металла. Таким образом, в 1900–1904 гг. наша страна занимала по объемам добычи золота четвертое место в мире. Огромный вклад в российскую золотодобычу внес именно Урал. 

Урал всегда «интересовал исследователей как арсенал полезных ископаемых, имеющий богатые возможности для совершенствования горнорудного дела и развития металлургической промышленности». Современная статистика золотодобычи свидетельствует о лидирующей роли Урала в контексте общероссийских золотодобывающих промыслов. На передовых позициях в этом процессе сейчас находятся Свердловская и Челябинская области.

na-zolotyh-priiskah-miassa Золото и золотодобыча в культуре народов Урала История и краеведение

На золотых приисках Миасса

Нарастающие объемы золотодобычи прослеживаются в следующих цифрах: «Если в 2002 году на Урале работали на драгоценный металл 12 приисков и рудников, то в начале 2003-го – уже 18. А всего в настоящий момент запрошены и выданы около 30 лицензий на разведку и разработку уральских коренных и россыпных месторождений золота». Стратегия разработок такова, что к 2020 году на Урале планируется добыть 235 тонн золота для государственной казны.

Столь внушительные объемы золотодобычи, масштабность золотоискательства на Урале свидетельствуют о практически неисчерпаемых богатствах уральской земли. Нам представляется вероятным, что этот факт был понятен и нашим предкам, заселившим уральские земли. Но их осознание богатств земных недр существенно отличалось от современного.

Отношение народов Урала к золоту и его отражение в лексике, связанной с золотодобычей

Отношение к золоту, сложившееся на Урале с древнейших времен, обращает на себя особое внимание. Для человека прошлых веков, как и для человека современного, золото было и остается драгоценным металлом. Эту ценность во многом определила невозможность воссоздания данного природного элемента искусственным путем.

Читайте также:  «Свой - чужой» в культуре

Золото всегда рассматривалось как щедрый дар Природы-подательницы, добываемый из ее недр. Более того,
для уральских народов – башкир, удмуртов, коми-зырян, предков хантов и манси – золото как благородный металл считалось священным и имело связь с Солнцем – божественным светилом, частицы которого рассыпаны по всей земле в виде золотых самородков.

Общие легендарные представления древних о драгоценном металле напрямую связаны с его уникальными характеристиками: сложностью обнаружения и разработки месторождений, ограниченным количеством в природе, ценностью, особым блеском. В связи с этим и на Урале с древнейших времен золото наделялось магической силой.

zolotodobycha-na-urale-jpg Золото и золотодобыча в культуре народов Урала История и краеведение

Золотодобыча на Урале. Архивное фото

Особое отношение к благородному металлу мы можем выявить в процессе анализа лексики, связанной с добычей золота в уральском крае. Так, человек, добывающий золото, издавна назывался здесь «старателем». Его труд – старание – сродни монастырскому послушанию, так как это труд, требующий терпения, выносливости и сосредоточенного внимания. Чаще всего золото обнаруживалось по крупицам, намывалось в протоках ледяных горных рек, складывалось из золотых пылинок, кропотливо собираемых золотоискателем.
Такой процесс требовал не только старания, но и невероятного усердия, титанического труда в деле золотодобычи.

Везение старателя заключалось в находке «самородка» – большого золотого слитка. Так в 1842 году мастеровой Никифор Сюткин обнаружил на Царёво-Александровском прииске в районе реки Миасс 36-килограммовый гигант, названный «Большим треугольником». До сих пор этот самородок, сохранивший свою природную форму, является крупнейшим в мире. Таким образом, слово «самородок» буквально можно понимать как «родившийся самостоятельно без участия внешних сил».

Золотой слиток «рождался» из лона матери-земли, как и все сущее. Самородок – часть земных недр, их
потаенных запасников. Это слово подчеркивает первозданность золота, его сопричастность времени рождения мира, следовательно, некую архетипическую сущность.

Золото для старателей Урала воплощает начало начал, возникая из недр земли, словно по собственной воле. И только усердие и труд старателя позволяют отыскать благородный металл, который открывается не каждому. Природа отдает человеку уникальный дар только тогда, когда он заслужен трудом, то есть «старанием».

Особенности представлений о золоте, отраженные в уральских легендах и сказах

Анализ древнейших уральских легенд и сказаний о золоте также доказывает особое архаизированное и одновременно мифопоэтическое восприятие этого металла, рассредоточенного в природе. Отметим, что в легендарных представлениях народов Урала золото, являясь природным сокровищем, находится под постоянной защитой особых мистических сил.

Для уральских легенд характерно наличие образа Хозяина или Хозяйки, раз и навсегда наделенных обязанностью беречь золото, охранять его и открывать месторождения – золотоносные жилы Земли – только тем из людей, кто этого достоин. Присутствие данных образов в древнейших сказаниях, на наш взгляд, напрямую связано с осознанием уральцами сложности процесса добычи благородного металла и разведки его месторождений.

Читайте также:  Торговые и торгово-сервисные центры - Уфа от А до Я

В рамках исследуемого вопроса особое внимание обращает на себя одна из самых поэтичных уральских легенд – легенда о Великом Полозе – Хозяине земных недр. Полоз – огромный змей, туловище которого оканчивается человеческой головой. Подобный образ архаичен, он встречается у многих народов мира, для которых змей является первопредком, родоначальником (например, Радужный Змей фигурирует в тотемистических представлениях аборигенов Австралии, особенно чтим подобный образ народами Китая, в фольклоре славян одним из известнейших является образ Змея Горыныча).

Уральский Змей живет под землей, а потому является хранителем ее недр и, прежде всего, золота. Оно всегда скрыто от глаз человека, и только Великий Полоз может открыть месторождения людям. По уральским поверьям, где проползет Полоз, там и золото. Вероятнее всего, что «царь всех змей» был особенно почитаем на Южном Урале. Ведь не случайно здесь недалеко от города Миасс расположена «Золотая долина».

По местным поверьям эта земля и есть царство Великого Полоза. Уральские предания повествуют о том, что здесь на одной из гор, обрамляющих озеро Тургояк, в былые времена стоял дворец Полоза. Сам же мифический образ Великого Змея во многом является символом особого нравственного отношения к богатствам земли. Авантюристам, злым и жестоким людям богатств не найти, так как Великий Змей одаривает ими только тех, кто в них действительно нуждается.

Нравственное начало созданных на Урале легенд особенно ярко раскрыл в своих сказах П.П. Бажов. Сказ – особый жанр, совмещающий черты рассказа и сказки, были и легендарных событий. Сказы Бажова уникальны тем, что сохраняют особый колорит уральской культуры, включая в повествование сложившиеся у народов Урала мифопоэтические представления о мире, о родной природе.

Именно Бажов воссоздал образ Великого Полоза, указующего на золотые россыпи только тем, кто действительно нуждается в богатствах как в средстве к существованию: «…тулово выгнулось…, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят и выходят. Ровно им конца нет… Дошел до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел
на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит: – Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!»

zolotye-priiski-miass Золото и золотодобыча в культуре народов Урала История и краеведение

На золотых приисках Миасса. Архивное фото

П. Бажов, глубоко изучивший уральские легенды, особенно подчеркивает тот факт, что золото, на которое указывает Полоз, не дается людям жадным до легкой наживы, живущим обманом или в ссоре, ведущей к соперничеству. Только чистые душой, открытые сердцем, живя в постоянных трудах, могут обнаружить несметные полозовы богатства.

Сказы Бажова открывают для нас и еще один важнейший образ, рожденный легендарным прошлым Урала. Мы уже упоминали о том, что у залежей руд, золотых самородков и россыпей самоцветов есть Хозяйка (автор уральских сказов часто именует ее «Медной горы Хозяйкой»). Женский образ хранительницы богатств может представляться в различных воплощениях.

Читайте также:  Бурановские бабушки из Удмуртии выпустили новый клип

Это не только Хозяйка Медной горы, способная оборачиваться изумрудной ящеркой (сказ «Малахитовая шкатулка»), но и Голубая змейка в одноименном сказе Бажова и девчонка-змейка из сказа «Змеиный след». Ящерка или змейка становятся женским вариантом хранителя золотых россыпей на Урале. Несомненно, что образы, имеющие женскую сущность, восходят все к тому же образу змеи, что и Великий Полоз.

Мужское и женское начала создают равновесие природных стихий, подчеркивая разумное устройство всего мироздания. Более того, по древним верованиям одна из важнейших функций змей – связь с потусторонним и загробным миром. Переосмысливая этот факт в контексте уральских сказаний о золоте, можно предположить, что Змей (Змея) осуществляют неразрывную взаимосвязь между человеком и природой, определяя нравственную сущность личности, для которой золото становится заслуженной наградой за испытания и праведную жизнь.

В этом обстоятельстве можно увидеть отголоски языческих верований, повлиявших на формирование особой культурной картины мира уральских народов, живущих в единении с родной, дарующей благо землей.

Подводя итоги исследования, нам хотелось бы отметить, что рассмотрение историко-культурных особенностей Урала невозможно без глубокого анализа горнорудной составляющей этого уникального края. Урал был и остается «кладовой России», хранящей несметные богатства в своих недрах.

В процессе изучения интересующего нас вопроса об истории и значении золота на Урале, мы обратили внимание на очень важное обстоятельство. Имеющиеся на сегодняшний день исторические факты, составленные, прежде всего, геологами, географами и историками, позволяют объективно говорить о том, что при всех богатствах, сосредоточенных на Урале, «золотая лихорадка» – огромный наплыв авантюристов-золотоискателей с целью легкой наживы – уральской земли коснулась лишь отчасти.

Исключением может являться только долина реки Миасс, где исследователем Львом Ивановичем Брусницыным в 1814 году было обнаружено так называемое «россыпное золото», добываемое прямо с поверхности земли. Но и здесь численность потока золотоискателей вряд ли сравнима с численностью золотодобытчиков, хлынувших в свое время на открытые золотоносные рудники США и Австралии.

Причины отсутствия «золотой лихорадки» на Урале до сих пор не имели отчетливого объяснения, но мы можем утверждать, что при наличии огромных запасов золотоносной руды Урал никогда не был «российским Клондайком» или мифической «страной Эльдорадо».

С одной стороны, это объяснимо тем, что только на Урале официально была разрешена и государственная, и частная добыча золота. С другой стороны, особое отношение уральских народов к золоту сыграло в этом процессе немаловажную роль.

Благородный металл с древнейших времен измерял здесь богатство природы, а не отдельного человека, его обнаружение приравнивалось к открытию тайн земли, а не к банальной наживе. Золото на Урале всегда мыслилось как порождение недр, щедро одаривающих только тех, кто проложил дорогу к богатствам Земли своим трудом.

По исследованию: Малеко Е.В., Кривошлыкова М.В., Волкова В.Б. Значение золота на Урале: историко-культурный аспект // Культура и цивилизация. 2017. Том 7. № 1А. С. 71-80.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 15 =

Next Post

Защита русского языка в республике Марий Эл

Ср Янв 10 , 2018
Многие знают Красную книгу как перечень растений и животных, нуждающихся в особой защите. Однако бережное отношение необходимо и языку – инструменту общения и мышления. О […]
Защита русского языка в республике Марий Эл