Сказание о граде Китеже из Ижевска

skazanie-o-nevidimom-grade-kitezhe-i-deve-fevronii-teatr-udmurtija Сказание о граде Китеже из Ижевска Люди, факты, мнения УДМУРТИЯ

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» из Удмуртии оценили в Санкт-Петербурге

Государственный театр оперы и балета Удмуртии имени Петра Чайковского получил главную награду Международного форума искусств «Золотой витязь»

Награждение спектакля «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» состоялось в Санкт-Петербурге в среду, 1 декабря.

Призы вручили:

— директору театра, заслуженном работнику культуры Удмуртии Инне Галушко;

— главному дирижеру театра и музыкальному руководителю постановки, заслуженному деятелю искусств Удмуртии Николаю Роготневу;

— главному балетмейстеру театра, режиссеру постановки, заслуженному деятелю искусств Удмуртии Николаю Маркелову;

— солистке театра, лауреату международных конкурсов, исполнительнице партии Февронии Наталье Меньшиковой.

iskazanie-o-nevidimom-grade-kitezhe-i-deve-fevronii-3 Сказание о граде Китеже из Ижевска Люди, факты, мнения УДМУРТИЯ

В мире существует менее десяти постановок данной оперы из-за сложности музыки и философского содержания произведения. Грандиозное оперное полотно Римского-Корсакова заставило отступиться от идеи постановки не одну театральную площадку. «Это опера из вагнеровского ряда, из ряда громад, поднимающих общефилософские темы», — говорит режиссер Николай Маркелов и добавляет, что ставить «Китеж» нужно не для того, чтобы потешить свои амбиции, а для того, чтобы повести за собой весь театр, погрузить его и зрителя в многогранность смыслов, пронизывающих это произведение.

В центре постановки стоит сюжет о событиях эпохи монгольского владычества. Опера раскрывает образ женщины, которая готова совершить подвиг. Более ста лет назад, в начале 1900-х гг., русский композитор Николай Римский-Корсаков приступил к своей четырнадцатой, предпоследней, опере. Сюжетом ее стали две древнерусские легенды XIII века – о «Невидимом граде Китеже» и сказание о святой княгине Февронии Муромской, которые крепко соединились в сознании композитора.

В легенде о Китеже реальные события эпохи татаро-монгольского владычества приобрели фантастическую окраску: град был спасен от разорения татарами божьим промыслом – он сделался невидимым и стал местом идеальной жизни. Вместе с поэтом Владимиром Бельским Римский-Корсаков долго работал над либретто, источником которого стали летописи, легенды, сказания, народные песни, былины и духовные стихи. Либретто получилось выдающимся, сочетающим эпос и лирику, героику и фантастику, очень русским по духу.

skazanie-o-nevidimom-grade-kitezhe-i-deve-fevronii Сказание о граде Китеже из Ижевска Люди, факты, мнения УДМУРТИЯ

Более ста лет сценография «Сказания о граде Китеже» решалась в средневековом русском стиле. В сценографии и костюмах, созданных художником Сергеем Новиковым для удмуртского театра оперы и балета, в образе града Китежа проступают силуэты царской России периода правления Романовых. В Княжиче и Князе Юрии Всеволодовиче — последний российский император и его отец Александр III. В Гришке Кутерьме — Григорий Распутин, в воинах — стрельцы, петровцы, уланы и матросы. Место действия — разлом эпох, коллапс и страдания, случившиеся в прошлом веке. «Сеча при Керженце» — образ всех битв и сражений, бесконечное сопротивление русского народа.

Создавая художественную ткань спектакля, постановщики при помощи технических инструментов переосмыслили визуализацию ключевых сцен оперы. Сравнивать эту постановку с другими спектаклями не получится — в ХХ веке «Град Китеж» ставился традиционно. В 2002 году у Дмитрия Чернякова в Мариинском театре была постановка «Китежа» с аллюзиями на блокадный Ленинград. В остальных случаях Римский-Корсаков — это классика, устоявшийся канон.

skazanie-o-nevidimom-grade-kitezhe-i-deve-fevronii-2 Сказание о граде Китеже из Ижевска Люди, факты, мнения УДМУРТИЯ

В сценографии «Сказания о невидимом граде Китеже» акцент был сделан на откровенный конструктив жесткой сценической декорации. Это огромный станок с вертикальным покатом, на котором разворачиваются действия оперы. На помощь пришли технические ухищрения — световое оборудование, штанкеты, способные синхронно управлять декорациями. Когда исчезает град Китеж, планшет сцены взмывает в воздух, огромные доски парят над головами, в их зеркальные поверхности преломляют свет.В сцене восхождения в Град Небесный скрещение световых лучей и завеса тумана рождают странные ощущения. Свет наслаивается, и зритель видит золотой купол с отражением свечей. Световая партитура постановки грандиозна…

Следует заметить, театр готовил оперу полностью на собственные средства. Опера представляет собой спектакль с богатыми аутентичными декорациями и сотней специально сшитых для оперы костюмов.

Добавить комментарий

четыре − один =