Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Фото Сергея Синенко, 2023 г.
Город Сергиев Посад (Московская область)
Сергиев Посад (в 1930-1991 гг. — Загорск) — город в в северо-восточной части Московской области, административный центр Сергиево-Посадского городского округа. Главный центр православного паломничества в России. Население — 96384 (2022 г.).
Находится в 52 км от Москвы (расстояние от МКАД) и в 200 км от Ярославля. Расстояние по железной дороге от московского Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад — 71 км.
Граничит с Пушкинским, Дмитровским и Талдомским городскими округами, а также с Тверской, Ярославской и Владимирской областями. Местность холмистая. В городе протекает река Кончура. Основные реки окрестностей — Кунья, Торгоша, Воря, Веля, Кубжа и Дубна.
Поселение исторически сложилось вокруг Троице-Сергиевой лавры — здесь находятся Духовная академия и семинария, ставропигиальный мужской монастырь и многочисленные храмы. Город с 1728 г.
Сергиев Посад входит в главный российский туристический маршрут «Золотое кольцо России». Иногда о городе говорят — «Русский Ватикан».
Карта Троице-Сергиевой Лавры с расположением храмов
Это место паломничества многих писателей, художников и деятелей культуры, что связано прежде всего с посещением Троице-Сергиевой Лавры. Среди них Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, И.А. Бунин, И.С. Шмелёв, А.А. Ахматова, Льюис Кэрролл, Александра Дюма-отец и др.
В Сергиевом Посаде работали историки Н.М. Карамзин и В. О. Ключевский, писавшие об истории Троице-Сергиевой Лавры. В.О Ключевский преподавал в Московской духовной академии. Здесь жили писатели и философы К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов и о. Павел Флоренский. Много писал о природе Загорска и окрестностей живший здесь десять лет Михаил Пришвин.
Речка Кончура в центральной части Сергиева Посада. Фото Сергея Синенко, январь 2023 г.
Основной транспортной артерией города является проспект Красной Армии. Через южную часть города проходит железнодорожная линия Москва — Ярославль. В месте пересечения железнодорожной линии и проспекта Красной Армии возведён путепровод, сдан в эксплуатацию в 2002 г.
Четкого районирования в Сергиевом Посаде нет, тем не менее, можно выделить исторически сложившиеся городские районы — Центр, Восточный, Северный, Гражданский, Клементьевский, Пафнутьевский сад, Северный, Углич и Фабричка.
Сергиевский посад Троице-Сергиева монастыря в XIV—XVII вв.
История Сергиева посада началась с момента основания в 1345 г. Троице-Сергиева монастыря, основателем которого стал Сергий Радонежский. Монастырь расположился недалеко от Радонежа (ныне село Городок) на горе Маковец, с двух сторон защищенный оврагами, образованными речками Кончурой и Вондюгой.
В 1340-х гг. на месте будущего города появилась келья и церковь, где служили последователи Сергия Радонежского. Строительство келий. Литография. 1860 г.
Слава о монастыре распространилась по всей Руси. В 1380 г. в этом монастыре войска Дмитрия Донского получили благословение. Троицкий игумен отправил с Дмитрием в поход двух иноков-схимников — Пересвета и Ослябю. Это подняло дух русского войска, придало походу против войск Мамая характер священной войны, способствовало победе на Куликовом поле. Вернувшись из похода, Дмитрий Донской посетил Троицкий монастырь «благодаряще старца и братию» за поддержку, совершил обряд поминовения погибших.
Известность получила и миротворческая деятельность Сергия. Миссии, совершенные Троицким игуменом в столицы соперничавших с Москвой княжеств, предотвратили междоусобицы, сохранили от разорения многие города и села, заложили основу для будущего объединения русских земель.
В 1408 г. монастырь предан огню ханом Едигеем. Был отстроен заново, в нем крестился Иван Грозный, превратил его в крепость, там же он и был похоронен. В Смуту монастырь 16 месяцев осаждали литовцы и поляки. В 1689 г. монастырские стены во время стрелецкого бунта оберегли Петра I.
Троице-Сергиев монастырь. Гравюра 1640-1650-х гг.
Постепенно Троице-Сергиев монастырь стал таким же духовным и культурно-просветительным центром Московского государства, каким был для Киевской Руси Киево-Печерский монастырь. Здесь велось летописание, составлялись жития русских святых, переводились и переписывались книги.
Обитель стала местом собирания и хранения древнерусских книжных фондов. Монастырское книгохранилище пополнялось разными путями — книги переписывали, покупали, жертвовали. В конце XIX в. число рукописей составляло 823, а старопечатных книг — более 3000. Кроме этого, 236 рукописей хранилось в библиотеке Московской духовной академии. В Троицкой библиотеке сохранились драгоценные рукописи XIII-XIV вв., уцелевшие здесь после страшного пожара Moсквы при нашествии Тохтамыша в 1382 г.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Фото 1862 г.
Отец Павел Флоренский писал, что «русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».
Лавра была окружена монастырями, скитами и пустынями. Со временем вблизи монастыря стали возникать крестьянские поселения — села Кокуево, Панино и Клементьево. Неподалеку от Троице-Сергиевой лавры в Хотькове находится Покровский монастырь XIV в., где были похоронены родители преподобного Сергия Радонежского. Возле него возникло поселение, ставшее в советское время городом.
Успенская Церковь в Гефсиманском скиту
По сравнению с другими крупными поселениями, у Сергиевского посада было два очевидных преимущества. Он лежал на перекрестке дорог из Москвы в Ярославль и из Дмитрова в Юрьев-Польской. Троице-Сергиева Лавра, являвшаяся средоточием поселения, привлекала паломников, обеспечивая работой жителей посада. Именно эти факторы превратили Троицкие слободы в значительный торговый и промысловый узел, а позднее привели к развитию Сергиевского посада по городскому типу.
Сергиевский посад в XVIII веке
В 1708 г. при угрозе наступления шведского короля Карла XII на Москву Троице-Сергиев монастырь превратили в крепость — усилили «земляными фортециями», насыпанными перед стенами и башнями. Лавру охраняли монастырские солдаты — со времен царя Петра так стали называть троицких стрельцов и пушкарей.
Указом Екатерины II сёла Клементьево, Кукуево и слободы вокруг Лавры были объявлены единым посадом под именем «Сергиевский». Указ гласил: «живущим в слободах близ Свято-Троицкой Сергиевской Лавры лежащих непахотным жителям, производящим торги и ремёсла, позволить записываться по желанию их в купечество и мещанство, учредя для них посад под именем Сергиевской и в нём ратушу».
В 1744 г. Елизавета I присвоила Троице-Сергиеву монастырю статус Лавры.
22 марта 1782 г. Екатериной II был подписан указ об учреждении из сел и слобод около Троице-Сергиевой Лавры Сергиевского посада
Одной из причин создания вокруг Лавры именно посада стало отсутствие дворян в поселениях, принадлежащих ранее Лавре. Между тем, по закону только дворянам дозволялось занимать многочисленные административные должности уездного города. Посад не получил собственного уезда и был включён в состав Богородского уезда (территория современного Ногинска).
Указом 1782 г. крестьянам Троицких слобод разрешалось, по желанию, записываться в купеческое или мещанское сословие. В «Историческом описании Российской коммерции» за 1786 г. содержится описание занятий жителей Сергиевского посада. Многие из мужчин «упражняются в рукоделиях, делают разные крашенные и писанные деревянные вещи: ларчики, чашки, детские игрушки и тому подобное». Женщины пряли лен, ткали холсты, вязали чулки и варежки, а иные были заняты «в портном мастерстве русского женского платья».
В городе, разделенном на собственно городскую и лаврскую части, рынков было два. Городской — на Вознесенской площади перед ратушей, Лаврский рынок — на Красногорской площади. Соответственно, было два базарных дня в неделю и три большие ежегодные ярмарки по неделе.
Сергиев Посад. Сценка на улице. Архивное фото
На городском Вознесенском рынке базары проводили по понедельникам, а ежегодная ярмарка открывалась 15 августа на праздник Успения Богородицы. На лаврской Красногорской площади базары бывали по воскресеньям, а ежегодные ярмарки — в 10-ю пятницу после Пасхи и в Троицын день.
Торговля начиналась на рассвете с подъема над зданием ратуши специального знамени, которое спускалось в первом часу пополудни. При поднятом знамени шла розничная торговля, со спуском знамени — оптовая. Основную часть товаров составляли шелковые, бумажные и льняные ткани. Большую группу товаров составляли орудия крестьянского труда для жителей окрестных селений. Для купцов из Москвы, Переяславля, Юрьева-Польского, Дмитрова и Ростова Сергиевский посад служил местом оптовых торговых сделок.
Памятником игумену Сергию Радонежскому стали построенный в 1422 г. белокаменный Троицкий Собор, Троице-Сергиева Лавра, выросшая на месте небольшого Троицкого монастыря, и, наконец, окруживший Лавру город Сергиев Посад
Из двух рынков самым оживленным являлся рынок на Красногорской площади перед Лаврой. В торговые дни купцы, мещане и крестьяне съезжались сюда заранее и, заплатив поземельные взносы в лаврскую казну, получали на площади в аренду участок, отмеченный кольями, на котором ставили шалаши, подвижные лавки или столы с товаром.
Красногорская площадь в конце XVIII в. представляла собой обширное пространство между крепостной стеной Лавры и Московской дорогой. Единственным каменным зданием на площади была Красногорская часовня постройки 1768-1770 гг. От нее вверх и вниз по скату Красной горы стояли в линию деревянные рыбные и галантерейные лавочки. С юга площадь замыкала Пятницкая церковь, с севера — Белый пруд.
У надвратной церкви Святых ворот. Архивное фото
Большинство зданий посада также были деревянными. Многие хозяйственные постройки и жилые дома крыли соломой.
В 1790 г. на берегу Белого пруда для нужд Лавры был возведен каменный Конный двор — квадратное строение с круглыми угловыми башнями и прямоугольной башней. Высокие кровли башен, крытые лемехом, завершались шпилями с точеными деревянными шарами.
Здание Конного двора было хорошо видно от самых Святых ворот Лавры и, благодаря своим башням, позволило сравнивать его с «монастырьком» у стен огромной Троицкой обители. В конце XVIII в. в Сергиевском Посаде Конный двор — одно из немногих каменных гражданских строений вне стен Лавры.
Вид Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с юго-восточной стороны. Гравюра 1860-х гг.
Сергиевский посад в XIX веке
В 1792 г. в Сергиевском посаде произошел очередной большой пожар. Он стал поводом к перепланировке поселения по проекту, разработанному губернским землемером Хомяковым. Преобразования заняли несколько десятилетий.
В этом проекте Сергиевский посад рассматривался как уездный город с соответствующими зданиями для присутственных мест, суда, дворянской опеки и городничего. Однако перепланировка не учитывала сложившиеся земельные отношения — в случае его реализации ущемлялись интересы Лавры. Поэтому работы начались только в 1794 г. после одобрения проекта Троицкой обителью.
Перепланировка включала выпрямление улиц. Дома, стоявшие вне кварталов, переносились на новые места. Кварталы купцов и мещан отделялись от кварталов крестьян.
тва.
Площадь перед Старой монастырской гостиницей в Сергиевском посаде
Штатным служителям отвели шесть кварталов в северо-западной части города, где издавна располагались лаврские службы, а также старый конюшенный двор и Конюшенную слободку (ул. Конюшенная, спрямленная в процессе застройки, называется сейчас ул. Академика Фаворского).
В 1845 г. Сергиевский Посад с Москвой соединило шоссе.
В 1862 г. население Сергиевского посада составляло 13091 чел., из них домовладельцев — 5656 чел., не имеющих собственности — 326 чел. и 7109 чел. — приписанные к посаду пришлые люди.
В посаде насчитывалось 869 жилых домов, в том числе 54 каменных, 10 церквей, 2 богадельни, 2 гостиницы и 14 постоялых дворов, 1 трактир, 5 харчевен и 10 съестных лавок.
Сергиев Посад, улица Сергиевская. Архивное фото
Заводов и фабрик в посаде было тринадцать, основную долю рабочих составляли пришлые крестьяне. Коренные посадские жители по традиции предпочитали заниматься игрушечным промыслом.
Игрушки сбывали приходящим в Посад богомольцам, отправляли на ярмарки. Годовой оборотный капитал игрушечного промысла в Посаде не уступал обороту фабрично-заводского производства.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Цветная литография, 1896 г.
Московско-Ярославская железная дорога, которая прошла через Сергиевский посад в 1870 г., значительно увеличила число гостей города. Для их удобства акционерное общество железной дороги провело мощеную улицу от станции Сергиево до Ярославского шоссе у церквей на Подоле. Новая улица была названа Сергиевской (ныне ул. Вокзальная).
После постройки железной дороги на Красногорской площади Троице-Сергиева Лавра возвела большое здание гостиницы с торговыми рядами на первом этаже, которое назвали «Новой гостиницей». Гостиница же, построенная на Красногорской площади в 1820-х гг., стала называться «Старой».
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, коронация Александра III 15(27) мая 1883 г.
С XVIII в. система управления Сергиевского Посада строилась на сочетании как городского, так и сельского типов управления. Окончание строительства Московско-Ярославской железной дороги совпало с введением нового городового положения. На его основе посадские органы управления были устроены по городскому образцу.
Таким образом, начиная с 1870 г., о Сергиевском посаде можно говорить не как о посаде, а как о настоящем городе, лишь по традиции называющимся посадом.
Исторический герб Сергиева Посада 1883 г.
Сергиевский посад длительное время оставался малоблагоустроенным. Вот как вспоминал о нём профессор Московской Духовной Академии Катанский: «Мы, молодые, положительно не знали, куда деваться в свободное от занятий время. Негде было даже погулять, во всем Посаде совсем не имелось тротуаров, приходилось совершать прогулки по немногим грязным или пыльным улицам: Переяславской, Вифанской или около вокзала железной дороги».
Сергиев Посад в начале XX века
В начале ХХ в. Сергиев Посад являлся самым крупным городом Московской губернии, пространственно организованным вокруг Троице-Сергиевой лавры. От многолюдного центра расходились тихие зеленые улицы с уютными домами, украшенными резными наличниками. В городе с небольшим количеством промышленных предприятий были широко развиты промыслы, особенно игрушечный.
Население города превышало 20 тысяч человек. Работа большинства горожан так или иначе была связана с обслуживанием паломников. Богомольцы останавливались в городе обычно на два-три дня, ночлег выбирали по достатку — в гостиницах, в странноприимном доме, в частных меблированных комнатах или «снимали угол». Сдача помещений внаем являлась важным источником доходов для многих горожан, наряду с торговлей, производством игрушек и сувениров.
В городе существовало около 250 различных лавок, магазинов, трактиров и питейных заведений. Примером торговых заведений, приносивших значительный доход в городскую казну, являлся Блинный двор с многочисленными блинными. Они располагались под горкой за Пятницким колодцем, являлись местной достопримечательностью («Кто блинков не едал, тот у Троицы не бывал»).
Черниговский скит Сергиева Посада. Архивное фото
От Октябрьской революции до «великого перелома»
События Октябрьской революции и Гражданской войны стали для жителей Сергиева Посада периодом постоянной смены властей, боевых действий в городе окрестностях, временем обнищания большинства горожан, эпидемий и голода. На Троице-Сергиев монастырь накатились запреты и ограничения, касавшиеся всех сторон деятельности.
2 июня 1917 г. местный совет депутатов реквизировал лаврскую типографию за отказ печатать антицерковную литературу. В январе 1918 г. был образован Сергиево-Посадский городской ревком. Проведены обыски в приписанном к Лавре Махрищском монастыре (март 1917), в Спасо-Вифанском монастыре (август 1918), во всех подчиненных Лавре монастырях (в ночь с 17 на 18 августа 1918). После чего началось массовое вытеснение священнослужителей из Лавры.
В 1919 г. Сергиевский посад получил статус города и стал центром Сергиевского уезда. 12 июля 1929 г. из части его территории был образован Сергиевский район
Постановлением Московской коллегии по делам музеев от 1 ноября 1918 г. Троице-Сергиева Лавра национализировалась. Для охраны ценностей была образована комиссия, в состав которой вошли священники Павел Флоренский и Михаил Шик, граф Ю. А. Олсуфьев.
20 января 1918 г. был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви», который непосредственно повлиял на жизнь города. В Сергиев Посад сократился поток богомольцев, закрылись гостиницы и постоялые дворы, остались без работы извозчики и работники многочисленных блинных (даже здания на Блинной горе разобрали).
В 1919 г. Сергиевский Посад переименовали в город Сергиев.
16 февраля 1919 г. Наркомюст издал постановление об организованном вскрытии мощей. К осени 1920 г. было совершено 63 публичных вскрытия. Когда в Сергиевом Посаде стало известно о планируемом вскрытии мощей Преподобного Сергия в Совнарком обратился Патриарх Тихон: «заявляю вам, что всякое оскорбление религиозного чувства народа вызовет в нем естественную скорбь, справедливое негодование и может взволновать его даже в несравненно большей степени, чем все другие невзгоды жизни».
Сотни обращений паломников Лавры, приходов Сергиева Посада, Москвы и других городов в защиту всероссийской святыни были направлены в марте-апреле 1919 г. в Совнарком и другие госучреждения. Несмотря на это, 11 апреля 1919 г. произошло вскрытие мощей Преподобного Сергия Радонежского. К этому моменту перед закрытыми воротами Лавры собралась большая масса богомольцев. В течение трех дней шло паломничество в Троицкий собор. Вместо поругания святыни, чего добивались организаторы, проявилось всенародное ее почитание.
Когда это стало очевидно, власти решила закрыть Лавру. 2 ноября 1919 г. исполком ВЦИК Сергиева Посада принял решение «о полной ликвидации Троице-Сергиевой Лавры как монастыря». В ночь на 3 ноября красноармейцы окружили монастырь, провели обыски, опечатали храмы и кельи, арестовали братию и под конвоем отправили ее в Гефсиманский скит.
Митинг по случаю строительства памятника В.И. Ленину в 1925 г. и памятник вождю у стен Лавры
Особенность Сергиева Посада в послереволюционные годы — именно сюда из Москвы переехало много старинных дворянских семей. Почти все они, именуемые тогда «бывшими», нашли в городе применение. Многие преподавали в учебных заведениях города.
Когда в городе начала работать Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, одним из самых активных ее членов стал граф Ю.А. Олсуфьев. В Лавре работали общественный деятель С.П. Мансуров и художник-иконописец граф В.А. Комаровский. Художник В.Д. фон Дервиз стал первым директором историко-художественного музея Лавры. Сотрудницей краеведческого музея работала княжна А.Д. Шаховская.
В августе 1920 г. в городе произошёл большой пожар, потушить который не могли две недели. От огня пострадала Лавра и множество частных домов.
29-31 мая 1920 г. архимандрит Кронид с духовенством Московской духовной академии совершили последние богослужения в Троицком соборе. Тогда же звонили последний раз лаврские колокола. Впервые за пятьсот лет монастырь закрылся для верующих.
В 1921 г. на монастырской территории разместились музей, Электротехническая академия и Институт народного образования. Храмы заняли клубы, столовые и тир, келейные корпуса передали под жилье и госучреждения.
в 1920-е гг. были закрыты все подведомственные Троице-Сергиевой Лавре обители в округе — Смоленская Зосимова пустынь (1923), Спасо-Вифанский монастырь (август 1925), Гефсиманский скит (1926), Покровский женский монастырь в Хотькове (6 июня 1928), Гермогенова пустынь у деревни Алферьево и пустынь Святого Духа Параклита (январь 1929).
Военные по главной улице Загорска с оркестром направляются на стадион «Спартак». Фото 1940-х гг.
В культурной жизни произошли существенные изменения. Появились первые общедоступные библиотеки, Популярностью пользовались местные агитколлективы «Синяя блуза» и «Красная блуза», ставившие спектакли на революционную и остросоциальную тематику. В городе работал Педагогический техникум, а в стенах закрытой Лавры — Военная электротехническая школа и краеведческий музей.
Комсомольцы вели активную борьбу с неграмотностью, обучая читать и писать людей из социальных низов, а в качестве антирелигиозной пропаганды устраивали новые праздники – «Комсомольскую пасху», «Комсомольское рождество» и т.п.
Расцвет Сергиево-Посадского музея пришелся на середину 1920-х гг. Но в 1928 г. произошел разгром — директору и сотрудникам пришлось уволиться. Наступил период, когда музей возглавляли случайные люди, быстро сменявшие друг друга. Музей стремились превратить в Антирелигиозный центр. Многие экспонаты в то время были утрачены, памятники древнего зодчества обветшали.
Только во второй половине 1930-х гг., когда музей был передан в Управление по делам искусств, положение изменилось и музей получил статус музея-заповедника. В Лавре начались реставрационные работы под руководством архитектора И.В. Трофимова.
Сотрудники Загорского музея-заповедника. Архивное фото
Город Загорск 1930-1991 гг.
Развитие Сергиева Посада как православного центра России было прервано революцией. Но в 1930-е гг. была сделана попытка стереть в городе все следы православия, начиная с названия до традиций и образа жизни горожан.
28 января 1930 г. 19 колоколов Троицкого собора сбросили с колокольни, в том числе Царь-колокол весом в 67 тонн, и отправили в переплавку.
С 1919 по 1930 гг. город называли Сергиев. В 1929 г. власти решили срочно присвоить городу советское имя, вместо «содержащего упоминание о так называемом преподобном Сергии». В ходе партийной дискуссии сначала предлагалось назвать город Ольминском, в честь Михаила Степановича Ольминского — историка, публициста и литературоведа, председателя Общества старых большевиков.
Однако рабочий-передовик Сырневской шерстопрядильной фабрики (не местной, к Сергиеву отношения не имел) предложил назвать город Загорском в честь революционера Николая Фёдоровича Загорского, «который вёл революционную деятельность в Сергиеве». ЦИК СССР утвердил переименование, но Загорский в последний момент оказался другим, не имеющим к городу никакого отношения, но близким другом Я.М. Свердлова.
а
Владимир Михайлович Загорский (Вольф Михелевич Лубоцкой)
6 марта 1930 г. постановлением Президиума ЦИК СССР город переименован в Загорск в честь секретаря Московского комитета РКП(б) Вольфа Михелевича Лубоцкого, еврея по национальности, пользовавшегося первоначально псевдонимом «Загорский». После замены документов — Владимир Михайлович Загорский.
Переименование воспринималось многими из горожан как издёвка. В советское время пытались придумать, что Вольф Лубоцкой «бывал в городе ещё до революции по делам большевистского подполья», но никаких свидетельств этому так и не нашли. В 1991 г. по результатам местного референдума городу вернули историческое имя Сергиев Посад. Соответственным образом был переименован район.
11 апреля 1931 г. решением президиума городского совета на Пасху было запрещено производить колокольный звон.
20 ноября 1937 г. в Загорске был арестован последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов) и с ним еще 14 человек монахов и городского духовенства. Им предъявили следующее обвинение: «Эта контрреволюционная монархическая группа сохраняла нелегальный монастырь, продолжение бывшей Троице-Сергиевой Лавры, оказывала помощь монахам, вернувшимся из ссылки, и вела контрреволюционную агитацию».
Несмотря на старческий возраст (78 лет), отца Кронида и с ним еще десять осужденных приговорили к расстрелу, приговор был приведен в исполнение. В 1938 г. по делу о церковно-монархической организации «Тайный монастырь» были осуждены и расстреляны еще семь бывших насельников Лавры.
Памятник И.В. Сталину перед домом купца Ивана Бывшева (в настоящее время — гостиница «Вознесенская»)
В 1930-е гг. в городе строились Учоптика, оптико-механический и электромеханический заводы, НИИ птицеводства и НИИ игрушки. В 1935 г. был разработан генеральный план развития города, который расширял его территорию на 1200 гектаров. Генплан предполагал создание административно-общественного центра севернее Белого пруда — туда хотели перевести органы власти и госучреждения из Старой гостиницы и Красных торговых рядов возле Лавры.
К началу Великой Отечественной войны население Загорска выросло в два с половиной раза по сравнению с дореволюционным периодом и составило 48 тысяч человек.
В годы войны Загорск приобрел важное стратегическое значение как город в прифронтовой зоне на железнодорожной и шоссейной магистралях, ведущих к столице.
Загорск опоясала оборонительная линия — надолбы и противотанковый ров, который пересекал Московское шоссе, огибал Клементьевский посёлок и выходил в овраги за Келарским прудом у городской больницы №1.
Вероятность захвата Загорска не исключалась, город готовился к уличным боям и борьбе в подполье. В окрестных лесах были замаскированы склады продовольствия, вырыты землянки. В окрестностях города была создана полоса лесозавалов шириной 50-80 метров. Перегораживались и подступы к городу со стороны Углича. В самом городе на улицах, пересекающих Московскую, Дмитровскую, Угличскую дороги, были приготовлены «ежи».
Каменные здания на перекрёстках оборудовались под огневые точки — их насчитывалось 235. Готовилась к обороне и Троице-Сергиева Лавра — были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы. Стены монастыря оборудовались для ведения огня.
Загорск, гастроном у Пятницкой башни. Архивное фото
В Загорске были созданы посты зенитной, прожекторной и аэростатной служб, подразделения воздушного наблюдения и оповещения. Сначала начали строить аэродром в районе Угличского шоссе для посадки военных самолётов. Второй военный аэродром был построен у деревни Благовещенье.
Городские предприятия выполняли заказы военного профиля: ЗОМЗ – перископы и прицелы, ЗЭМЗ – автоматы ППШ. На «Звёздочке» выпускали гранаты и дымовые шашки.
В городе сформировали шесть госпиталей с числом до 5000 коек, и ещё на 2000 в Загорском районе. В Загорск также перевели из Москвы инфекционный госпиталь № 2897, организованный в МООСО в 1941 г. и госпиталь 2898.
В начале войны главные музейные ценности эвакуировали, другие прятали в тайниках. Но уже в 1944 г. реставрационные работы в музее возобновились. Были возвращены экспонаты из эвакуации. С 25 июля 1941 г. до 19 ноября 1944 г., мощи Преподобного Сергия вместе с ракой находились в эвакуации в Соликамске и затем были возвращены обратно.
Загорск. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в сопровождении диакона Константина Нечаева, будущего Митрополита Питирима. 1962 г.
В 1962 г. принят новый генплан развития города. Он должен был упорядочить городское строительство и определить контуры новых жилых районов. Однако строительство велось без учета видовые точки на историческую часть города и ансамбль монастыря.
Общественный центр севернее Белого пруда удалось сформировать по довоенному плану. Здание администрации, торговый центр «Загорск», одноимённая гостиница и Дворец культуры сформировали новый центр. Новая площадь стала местом главных городских праздников.
Парк культуры и отдыха имени Н.С. Хрущева на территории Лавры. 1960-е гг.
План 1962 г. предполагал создание транспортного полукольца в западной части Загорска. Эта идея не была осуществлена, проспект Красной Армии оставался транзитным путём на магистрали Москва—Ярославль.
В 1960-70-е гг. возведены заметные городские объекты — кинотеатр «Мир», ресторан «Золотое кольцо», Дом культуры ЗЭМЗа, обелиск погибшим в Великую Отечественную войну в городском парке.
Праздничная демонстрация в Загорске 7 ноября 1971 г.
В этот период многоэтажки подбирались к центру, который терял историчность. Нужно было определиться с дальнейшим строительством, тем более город открывал маршрут недавно созданного «Золотого кольца».
Новый генплан приняли в 1974 г. Жилищное строительство началось на землях в районе Семхоза и на востоке вдоль поймы Кончуры. В обход города строилась новая трасса — объездное шоссе Москва-Ярославль, которое разгрузило проспект Красной Армии.
Старьевщик на телеге в Загорске. Фото 1971 г.
В районе Глинкова возводили жилые кварталы повышенной этажности, деловые и торговые центры. Вдоль железной дороги — новое шоссе. Здесь же определили главный въезд в Загорск, а на холмах — первую видовую площадку.
В центре города по специально разработанным проектам разрешалась редкая застройка отдельно стоящими домами не выше трёх этажей для отелей, мастерских художников и производства сувениров.
Очередь за святой водой в Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре, 1978 г.
Под руководством археолога В.И. Вишневского в 1984 г. была создана Загорская археологическая экспедиция, обследовавшая большую часть территории Сергиево-Посадского района. Было найдено несколько десятков поселений каменного века на реке Дубне, поселение раннего железного века и раннего средневековья на реке Веле, а у деревни Ратьково открыт погребальный комплекс позднедьяковской культуры.
23 сентября 1991 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу возвращено историческое название — Сергиев Посад.
Карта центральной части Сергиева Посада
20 марта 2019 г. Сергиево-Посадский муниципальный район был упразднён, а все входившие в его состав поселения 1 апреля 2019 г. объединены в единое муниципальное образование Сергиево-Посадский городской округ.
16 июня 2019 г. Сергиево-Посадский район как административно-территориальная единица области упразднён, а вместо него образована новая административно-территориальная единица — город областного подчинения Сергиев Посад с административной территорией.
1 февраля 2001 г. город Сергиев Посад утратил статус города областного подчинения. 14 сентября 2004 г. дачный посёлок Семхоз включён в городскую черту Сергиева Посада. Одновременно соседние дачный посёлок Абрамцево и рабочий посёлок Муханово были преобразованы в сельские населённые пункты.
Окрестности Троице-Сергиевой лавры
Троицкая Лавра, архитектурный ансамбль которой в 1993 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, занимает первое место среди других русских обителей. Это самый крупный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Ее священноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, в настоящее время Патриарх Кирилл.
Помимо лавры, в городе располагается свыше 250 памятников истории и культуры. Среди них Московская Духовная академия, Покровский Хотьков монастырь XIV века, Черниговский скит, памятник Сергию Радонежскому, Пятницкий колодец. Следует отметить музеи Сергиева Посада — уникальный Музей игрушки, комплекс «Конный двор», краеведческий корпус музея, экспонаты которого рассказывают об истории Сергиева Посада, и выставочный зал Дома художника.
Часовня преподобного Сергия у монастырских стен. Фото Сергея Синенко, 2023
Сергиев Посад наряду с городами Хотьково, Пересвет, Краснозаводск, поселками городского типа Скоропусковский, Богородское и 288 сельскими населенными пунктами входит в Сергиево-Посадcкий городской округ и является его административным центром.
Территория Сергиево-Посадского городского округа расположена в зоне хвойно-широколиственных лесов. На территории округа расположено 12 особо-охраняемых природных территорий, где обитают редкие виды растений и животных, подлежащие охране: «Болото и озеро Озерецкое»; «Большое и Малое Туголянские озера»; «Варавинский овраг»; «Гремячий водопад на р. Вендиге»; «Дубненский левобережный заказник»; «Озеро Заболотское и его окрестности»; «Кварталы Алексеевского лесничества в районе деревень Алексеево и Бревново»; «Комплекс сырых лесов и лесных болот»; «Леса и болота в кв.108, 109 Веригинского лесничества»; «Константиновские черноольшаники»; «Молокчинский ботанико-энтомологический заказник» и «Переходное болото в Торгашинском лесничестве и прилегающие леса».
Через всю территорию городского округа с юга на северо-запад проходит федеральная автомобильная дорога М8 «Холмогоры», соединяющая территорию с Москвой, Ярославлем, Вологдой, Архангельском и Северодвинском. С запада на восток через территорию проходит Московское Большое кольцо (А-108).
На территории округа сливаются линии Ярославского направления Московской железной дороги и Большой Московской окружной железной дороги. Железнодорожная сеть района составляет 95,2 км. Самый крупный железнодорожный узел расположен в Сергиевом Посаде.
Уважаемый Сергей Синенко! Ваш материал о Сергиевом Посаде и Свято-Троицкой Сергиевой Лавре — просто превосходен! Замечательные культурно-исторические зарисовки в сопровождении Ваших личных комментариев. Просто бесподобная подборка фотографий — и старых, архивных — и сделанных Вами совсем недавно. Загорск, Сергиев Посад, Хотьково, Семхоз … Скажу прямо: я поражена, как Вы смогли вместить в столь малый формат самое главное о нашей Святой Радонежской земле… Я сама профессиональный журналист, у меня было много публикаций в печатных и электронных СМИ об этих местах — но всё было затянуто, многословно… А Ваш материал — образец того, как можно раскрывать тему и в её глубине и полноте — и в то же время кратко, без сентиментов и пустословия. Многократное спасибо!