Единоверие в Нижегородской губернии

iii_vserossijskij_edinovercheskij_sezd Единоверие в Нижегородской губернии НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Православие

III всероссийский единоверческий съезд в Нижнем Новгороде. Фото 1928 г.

Одной из мало изученных тем истории старообрядчества является Единоверие. В становлении этого религиозно-исторического феномена немаловажную роль сыграли нижегородские старообрядцы…

В конце XVIII века в России распространяется идея «согласничества» – принятие старообрядцами священства от Русской Православной Церкви при условии сохранения старых обрядов. Она находит
своих последователей и на Нижегородской земле.

В 1797 г. с представлением в Святейший Синод обратился Нижегородский епископ Павел. Он сообщал, что в его епархии «нашлось до тысячи старообрядцев», желающих получить «благословенных священников». Нижегородские старообрядцы представили 14 пунктов условного соединения их с Русской Православной Церковью.

Они просили: во-первых, «определять к их церквям в священники или из наличных православных священников, или же из вновь поставляемых по их выбору, или же из числа отбегших в прежнее время от Великороссийской Церкви попов».

Согласно пункту 2 их просьбы, данные священники должны были служить «в избравших их приходах по старопечатным книгам, с точным соблюдением старых обрядов, не присовокупляя к себе от Великороссийской церкви других священников».

В 3 пункте значилось, что «лишь святым миром они заимствовались от православных, дарами рукоположения и покаяния». «Согласнические» священники по 7 пункту должны были «исповедоваться у таких же как они» и лишь «в случае недостатка в таковых – у православного архиерея».

Церкви (храмы), по требованиям 4-го пункта «должны были тоже освящаться на древних антиминсах».

До устройства же храмов священники, справляющие службы по старому обряду, как говорилось в 5 пункте, «должны были ездить с целью заготовления запасных даров» в другие «согласнические» монастыри и церкви – «где они есть».

«Согласнические» священники по пункту 6 не должны были участвовать «ни в какия соборныя моления Великороссийских церквей».

Православные, «знаменующиеся тремя перстами и брады бреющие» не должны были допускаться в храмы «старообрядцев-согласников», за исключением «Высочайших особ» и тех, «которые держались старых обрядов».

В пункте 8 прописывалось, что на «согласнические» приходы и на их священнослужителей Духовная Консистория не должна была распространять своей власти.

9 пункт предусматривал норму, по которой православные епископы должны были благословлять «согласников» и их духовенство «не иначе как двуперстно».

Совершившие какие-либо проступки «согласнические» духовные лица должны были отбывать наказание в таких же старообрядческих монастырях и церквах (п. 10).

Епитимье епископ мог подвергать и простых мирян, например, за «нерадение в деле исполнения христианского долга исповеди». Но они не должны были при этом платить «за упомянутое упущение» штрафов, «положенных правительственными распоряжениями» (п. 12).

В пункте 13 определялся покрой одежды церковнослужителей.

14 пункт был особенно важен для старообрядцев. В нем они предлагали: «…взаимно предать молчанию и суду Божия прежние клятвы, распри и поношения, происходившия в обрядах между Великороссийскою Церковью и старообрядствующими, и просить Господа Бога о даровании мира Христоподражательной срединих любви для соблюдения той и другой стороной изложенного в условиях и на все будущее время и без нарушений».

Необходимо отметить, что эти «пункты» во многом были схожи с «условиями» стародубских старообряцев. Нижегородцы, пожалуй, лишь более подробно регламентируют свои отношения с Церковью.

На «Пункты нижегородцев» со стороны Св. Синода были сделаны следующие замечания.

В шестом пункте: «присоединение впредь к церкви их, незаписных старообрядцев, усердствующих в содержании древлецерковных обрядов, которого им согласно мнению Преосвященного Нижегородского не дозволять».

Относительно «требуемого ими в десятом пункте»: «Подтверждения учиненных до сего ими священнодействий и между прочим монашеского пострижения, если не будет препятствия со стороны
Гражданского Правительства».

В одиннадцатом: «Исключить, чтобы священники их впадшие ко исполнению епитимии посылаемы
были в их же старообрядческие монастыри, объявить им, что поелику монастырей вновь строить Духовным Регламентом запрещено, да и самое монашествующих количество имянными Высочайшими указами ограничено, то покуда не будут они иметь дозволения о устроении у себя особых монастырей и в
них содержать монахов, до тех пор нынешних их монастырей и монашествующих за действительных
признавать не можно; когда же им на то дозволение последует, и о том откуда надлежит Епископу Нижегородскому дано будет знать письменно, тогда в принятии в монастыри их желающих из старообрядцев и в пострижении их в монашество поступлено быть имеет по силе Духовного Регламента и в подтверждении онаго последовавших имянных Высочайших указов, а до того священников их, оказывающихся в преступлениях подлежащих духовной епитимии, не посылая в монастыри, исправлять ему Преосвященному другими по рассмотрению средствами».

«Что следует до требования сих просителей в 12 пункте, то внушить им, хотя имянным указом 1765
года сентября 30-го дня за небытие у исповеди штраф возложен на тех только жителей, кои в расколе не окажутся, но с записных по прежним узаконениям раскольников тот штраф не взыскивался потому, что они платили тогда двойной оклад, а как оный по имянному Высочайшему указу 1782 года июля 20-го дня с них сложен, имя раскольника существовать уже перестало и в книгах вписывается каждый по своему званию… а записывать с прочими жителями, означая только кто был у исповеди, а кто не был. По каковым обстоятельствам и сии просители от платежа за небытие у исповеди, положенного… именным Высочайшим указом, штрафа свободны быть не могут и не должны тем паче…».

Читайте также:  Было ли убийство царской семьи ритуальным?

Помимо этого с нижегородских старообрядцев повелевалось «взять… письменное обязательство, чтобы во всех отправляемых ими по старопечатным книгам церковных служениях воспоминаемы были, где следует, Высочайшия имена как Его Императорского Величества, равно Святейший Синод и Епархиальный Архиерей, по изданной на то от Святейшего Синода форме».

После рассмотрения данного ходатайства нижегородских старообрядцев «о присоединении их на просимых условиях» в Синоде, вышел именной Императорский указ от 12 марта 1798 г.

В нем говорилось: «Рассмотрев доклад, поднесенный от Синода по представлению в оный епископа нижегородского, повелеваем, жительствующим в тамошней епархии старообрядцам позволить иметь у себя церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея для отправления службы Божией по старопечатным книгам… На сем основании Синод может равномерно дозволение давать и по другим епархиям, когда из оных вступать будут впредь подобныя о старообрядцах представления или прошения».

Особенно важным в данном указе был тот факт, что оговаривалось «равномерное дозволение давать и по другим епархиям» подобные разрешения. Поэтому в последующие годы, уже в царствование Павла I, начинают издаваться указы о предоставлении старообрядческим общинам Казани, Торжка, Твери права иметь церкви и священников «для отправления службы Божией и исправления треб по старопечатным книгам» по примеру нижегородских.

Подобные прошения старообрядцев о соединении с Русской Православной Церковью заставило власти выработать единые условия о «соединении». Произошло это после рассмотрения подобного прошения от московских старообрядцев.

27 октября 1800 г. выходит Именной указ «О дозволении старообрядцам строить церкви», в котором говорилось, что «… по всем Епархиям такое старообрядческих церквей устроение, повелеваем церковь старообрядцам дать, и впредь дозволять установление сие на подобном основании».

Менее чем через полгода – 6 февраля 1801 г. – опубликован Синодский указ «О дозволении старообрядцам иметь церкви священников, посвященных от епархиальных архиереев, на условиях, изложенных в прилагаемом при сем мнении Платона митрополита Московского».

Митрополит Платон внес изменения в пункты прошения московских старообрядцев, существенно их отредактировав, выразив этим позицию большинства иерархов Русской Православной Церкви к явлениям подобного рода.

Следует отметить, что именно Платон вводит в оборот новое понятие, называя старообрядцев, сторонников «соединения», единоверцами: «…не называть более раскольниками или старообрядцами, ибо в церкви ничего новаго нет и нет новообрядцев, называть их соединенцами или единоверцами… церковь их имеет называться единоверческою…».

Однако духовное начальство на местах не всегда было согласно с решениями Св. Синода. Нижегородские «соединенцы» не сразу получили разрешение иметь свою церковь. Епископ Павел не решил данного дела.

Лишь через некоторое время, в конце 1798 г., епископ Вениамин II, сменивший епископа Павла на нижегородской кафедре, позволил старообрядцам совершать богослужения в Духовской церкви
Нижнего Новгорода.

Широкое распространение Единоверие в Нижегородской губернии получает в XIX в. В 1801 г. епископом Вениамином II было издано распоряжение о дозволении «старообрядцам в нижегородской епархии иметь церковь и особых священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы по старопечатным книгам». В устроенной единоверцами и освященной, во имя Спаса Преображения церкви, в этом же году началось богослужение.

Единоверческие церкви открылись в селах Б. Мурашкино, Пашутино, Павлово и в Городце. В 1803 г. к Единоверию в Нижегородской губернии присоединилось около 200 человек. Единоверие постепенно начинает расширять географию своего присутствия в губернии.

Материалы Центрального архива Нижегородской области наглядно демонстрируют успехи Единоверия в николаевский период. В это время было подано большое количество прошений старообрядцев разных уездов с просьбой «о присоединении к Русской православной церкви на правах Единоверия».

Зачастую подавались коллективные прошения. В 1833 г. епископ Нижегородский и Арзамасский Амвросий сообщал Святейшему Синоду, что в течение первой половины 1833 г. «обратилось из раскольников 507 душ к единоверческой церкви, в частности, например, к Успенской Единоверческой церкви с. Городец Балахнинского уезда – 238 человек.

В 1848 г. епископ Нижегородский Иаков писал нижегородскому губернатору: «Ваше Сиятельство,
Милостивый государь! Семеновского уезда, села Медведева, Троицкой Единоверческой церкви священник Павел Борисовский 28 января сего года при рапорте представил мне реестр обращенных им крестьян из раскола… Сообщая о сем Вашему сиятельству и прилагая при сем реестр обращенных к Единоверию крестьян, покорнейше прошу Вас, Милостивый государь, о исключении значущихся в нем лиц, из списка раскольников, учинить распоряжение». Прилагался реестр со списком 37 крестьян».

Годом ранее он совершил поездку в города Семенов и Балахна и отмечал, что там к Единоверию «было присоединено 2550 человек».

В первой половине XIX в. в Нижегородской епархии насчитывалось 14 единоверческих приходов
[4]. В 1816 г. стараниями прихожанина Алексея Федоровича Безбрязгова была построена каменная Богоявленская церковь в с. Павлово Горбатовского уезда.

С 1832 г. священником при данной церкви был Леонтий Алексеевич Георгиевский. С 1855 по 1860 гг. – С.И. Вишняковский. С 1862 г. – А.С. Архангельский. В 1858 г. приход насчитывал 574 человека.

Читайте также:  Издательский дом "Медина" не платит по долгам

В 1825 г. в с. Медведево Семеновского уезда открыта церковь Живоначальной Троицы. С 1854 г. священником при храме был В.М. Виноградов. На 1858 г. число прихожан составляло 630 человек. В
1839 г. единоверцам передана Симеоновская церковь в Нижнем Новгороде. Священником с 1843 по
1862 гг. являлся И. Десницкий. Приход насчитывал 688 человек.

В 40-х гг. XIX в. на территории Нижегородской губернии появляются сразу четыре единоверческих
прихода. В 1841 г. купцом А.В. Калмыковым в с. Пашутино Ардатовского уезда построена церковь
Живоначальной Троицы. Ее приход насчитывал 272 человека.

В 1843 г. купец А.В. Калмыков строит еще одну единоверческую церковь в с. Пашутино – Знамения Пресвятой Богородицы. Здание и колокольня церкви были каменные. С 1846 г. священником при церкви был С.В. Преображенский, с 1853 г. – И.И. Терновский. Приход насчитывал 953 человека.

В 1841 г. стараниями московского купца второй гильдии Василия Ивановича Никольского в с. Большое
Мурашкино Княгининского уезда построен каменный Покровский храм. С 1847 г. священником был
М.И. Никольский. По данным клировых ведомостей за 1858 г. прихожан при храме насчитывалось 575
человек. В 1843 г. в Нижнем Новгороде стараниями купца Василия Михайловича Арясова построена
Спасо-Преображенская кладбищенская церковь.

Приход был небольшим, в 1858 г. насчитывал всего 50 человек. Священником при храме был И.А. Мизеровский. В 1851 г. в с. Ахпаевка Васильского уезда построена церковь Владимирской Божьей Матери.

Приход был одним из самых многочисленных и составлял 1034 человека. Церковь была деревянная. С 1853 г. священником в храме служил И.И. Терновский.

В 1853 г. по инициативе прихожан построена деревянная Семеновская Казанская церковь. Построил
церковь местный крестьянин П.М. Сочнев. Приход при храме составлял 342 человек. Через год в Семеновском уезде появляется еще один единоверческий приход.

В селе Мартыново открывается Успенская церковь. Вел службы и исполнял требы священник Ф. Евфимьев. Приход на 1858 г. составлял 117 человек.

В 1855 г. в селе Мухино Семеновского уезда построена каменная с деревянной колокольней Ильинская церковь. Приход при храме составлял 1199 человек. Священником в храм определен Л.А. Георгиевский.

В Лукояновском уезде в с. Ужово в 1854 г. усердием прихожан построена деревянная на каменном фундаменте Николаевская церковь. В 1860 г. приход составлял 197 человек. Священником при
храме был П.И. Кабанов, выходец из простолюдинов, получивший домашнее образование.

В 1855 г. в с. Пурех Балахнинского уезда усердием крестьянина Василия Кожевникова построена деревянная церковь Сошествия Святого Духа, в 1858 г. приход был небольшим и насчитывал 58 человек.

В 1859 г. старанием крестьянина Г.С. Седова в с. Селитьба Горбатовского уезда построена Покровская единоверческая церковь. С 1860 г. священником при храме был И.И. Терновский, сын священника. Приход в 1860 г. насчитывал 140 человек.

В XIX в. в Нижегородской губернии имелось и три единоверческих монастыря. Все они располагались в Семеновском уезде.

В 1833 г. «по благословению Преосвященного Амвросия и трудами строительницы Черниговского третьеклассного Максаковского Троицкого монастыря инокини Анфисы» у «села Медведева за рекою Чернушкою» был устроен Медведевский Покровский Единоверческий монастырь.

В 1770 г. возникает Осиновский Крестовоздвиженский монастырь. В 1848 г. монахини во главе с инокинею Трифиною приняли Единоверие.

Третьим был Керженский монастырь, который располагался на правом берегу р. Керженец, в восточной части уезда, в 23 верстах от г. Семенова и в 55 от Нижнего Новгорода. Возник монастырь из старообрядческого скита. Единоверие монашествующие приняли в 1853 г. Сам же скит основан в первые годы раскола, еще при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

Во второй половине XIX в. Единоверие в Нижегородской епархии получает свое дальнейшее развитие. Появляются новые единоверческие приходы.

В 1860 г. стараниями прихожан построена каменная Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Священником при храме служил К.С. Архангельский, с 1863 г. – А. Цветков, а с 1873 г. – Н.М. Воскресенский. Приход на 1904 г. составлял 333 человека.

В 1874 г. открывается Николаевская церковь в с. Исады Макарьевского уезда. Священник В.М. Виноградов. Приход в 1890 г. составлял 276 человек, в 1904 г. – 314.

В 1876 г. усердием крестьянина с. Малое Мурашкино Княгининского уезда Е.П. Бокова построен деревянная Покровская церковь. Священником при храме с 1879 г. был И.В. Левиков, сын священника, из Костромского духовного училища, староста – И.И. Кострецов. Приход состоял из 518 человек.

В 1884 г. в с. Сомовка Васильского уезда стараниями приходского священника Н. Терновского построена Николаевская церковь. Приход – 638 человек в 1890 г. и 1143 человека в 1904 г.

В этом же году в с. Вармалей Нижегородского уезда открыта Николаевская деревянная церковь. Священником при храме был старообрядец, сын крестьянина М.И. Отарин. Приход в 1904 г. насчитывал 660 человек.

stroitelnaja-komissija-po-vozobnovleniju-starejshih-edinovercheskih-hramov-v-moskve-2 Единоверие в Нижегородской губернии НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Православие

«К столетию единоверия в Москве: строительная комиссия по возобновлению старейших единоверческих храмов в Москве». В центре (сидит) священник о. Иоанн Гаврилович Звездинский. Фото около 1900 г.

Следует отметить, что во второй половине XIX в. ни одна единоверческая церковь, основанная в первой половине XIX в., не была закрыта, причем количество прихожан практически во всех приходах выросло.

Читайте также:  Дом на колесах в Нижнем Новгороде

По данным клировых ведомостей на территории Нижегородской епархии во второй половине XIX в.
имелись следующие единоверческие приходы:

1) в с. Павлово Горбатовского уезда Богоявленская церковь – 609 прихожан (данные клировых ведомостей за 1874 г.);

2) в с. Селитьба Горбатовского уезда Покровская церковь – 870 прихожан (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

3) в с. Городец Балахнинского уезда Крестовоздвиженская в 1874 г. количество прихожан составляло 845 человек, 1890 г. – 659;

4) в с. Пурех Балахнинского уезда церковь Сошествия Святого Духа – 333 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

5) в Нижнем Новгороде Симеоновская – 721 (данные клировых ведомостей за 1898–99 гг.);

6) в Нижнем Новгороде Спасо-Преображенская кладбищенская – 40 прихожан (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

7) в с. Большое Мурашкино Княгининского уезда Покрова Божьей Матери – 892 (данные клировых
ведомостей за 1898–99 гг.);

8) в с. Малое Мурашкино Княгининского уезда Покровская церковь – 518 (данные клировых ведомостей за 1874 г.);

9) в с. Пашутино Ардатовского уезда церковь Живоначальной Троицы – 248 (данные клировых
ведомостей за 1904 г.);

10) в с. Пашутино Ардатовского уезда церковь Во имя Знамения Пресвятой Богородицы – 833 (данные клировых ведомостей за 1874 г.);

11) Семеновская Казанская – 618 (данные клировых ведомостей за 1874 г.);

12) в с. Мартыново Семеновского уезда Успенская – 302 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

13) в с. Медведево Семеновского уезда Живоначальной Троицы – 1098 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

14) в с. Мухино Семеновского уезда Ильинская церковь – 659 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

15) в с. Ужово Лукояновского уезда Николаевская – 700 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

16) в с. Исад Макарьевского уезда Николаевская – 314 (данные клировых ведомостей за 1904 г.);

17) в с. Сомовка Васильевского уезда Николаевская – 1431 (данные клировых ведомостей за
1904 г.);

18.) в с. Вармалей Нижегородского уезда Николаевская – 660 (данные клировых ведомостей за 1904 г.).

19) в с. Ахпаевка Васильевского уезда Владимирская – 1404 (данные клировых ведомостей за 1904 г.).

В начале XX в. Единоверие переходит в качественно новое состояние. Став явлением общероссийского характера, оно все активнее влияет на духовную жизнь русского общества.

В Москве в 1909 г. состоялся первый Единоверческий съезд, созванный «главным образом ради восстановления и укрепления духовной жизни..». На съезде рассматривались вопросы о повышении уровня образования единоверческого духовенства, правила по управлению единоверческими приходами, о единоверческом богослужении и целый ряд других.

na-pervom-vserossijskom-sezde-pravoslavnyh-staroobrjadcev-edinovercev-1912-g. Единоверие в Нижегородской губернии НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Православие

На Первом Всероссийском съезде православных старообрядцев-единоверцев 1912 г.

С 22 по 30 января 1912 г. в Санкт-Петербурге проходил Первый Всероссийский съезд православных старообрядцев. На нем было принято «Положение о Единоверческом приходе».

В 1906–1907 гг. 4-й миссионерский съезд в Киеве и 6-й отдел Предсоборного присутствия декларировали «равночестность старого и нового обрядов».

Единоверие престало быть «движением в одну сторону». Решениями поместного Собора русской православной Церкви 1917–1918 гг. разрешался переход «новобрядческих общин в Единоверие». Происходит слияние Единоверия с Русской Православной Церковью.

Пророческими оказались слова патриарха Никона, сказанные в свое время Неронову в разрешение отправлять литургию по старопечатным служебникам: «Обои – де добры, – все равно по каким хочешь, по тем и служи».

Более чем 250-летнее противостояние православия и старообрядчества выработало компромиссный подход для обоюдного примирения двух ветвей русского православия и создало платформу для преодоления (вольных или невольных) ошибок своих предшественников.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. постановил: «Единоверческие приходы входят в состав православных епархий и управляются, по определению Собора по поручению правящего Архиерея, особым единоверческим Епископом, зависимым от епархиального Архиерея».

Во времена «искоренения религии и церкви» в нашей стране вместе с другими храмами были закрыты и единоверческие. В Горьковской области лишь храм в с. М. Мурашкино никогда не закрывался, хотя в 1937–1943 гг. богослужения в нем не совершались.

Кроме маломурашкинской церкви на территории современной Нижегородской области имеется единоверческая церковь иконы Богородицы «Всем скорбящим радость» в д. Семино Ковернинского
района. Храм новопостроенный. Богослужения в нем начались в 2009 г.

По словам отца Сергия [Священноинок Сергий (Гапонов) родом из Москвы, приехал в Нижегородскую область из Трифонова Печерского монастыря, что находится в Мурманской области. Настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы является с 2005 г.], настоятеля маломурашкинской церкви, в области сейчас всего около 200 человек единоверцев. 

Печально осознавать, что труд и духовные искания нескольких поколений наших предков канули в небытие. А должно быть так, чтобы и храмы воссоздавались, и идеи возрождались.

Р.В. Кауркин, О.А. Павлова ЕДИНОВЕРИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ. — Вестник Череповецкого государственного университета • № 7 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + восемнадцать =

Next Post

Кожевники или потомки мурзы Кожая?!

Ср Фев 1 , 2023
Помню, как сказала однажды, очень давно такие слова: люблю пан-бархат, тюбетейки, шальвары, вижу себя во всем этом, но не там, на Востоке, а где-то совсем […]
Кожевники или потомки мурзы Кожая?!