Воссоздать облик деревянных храмов и монастырей Самары позволяет гравюра по рисунку художника Джона Кэстля, который в конце 1730-х гг. жил здесь несколько лет
Волжские монастыри подарили России рукопись «Слова о полку Игореве» и знаменитую Лаврентьевскую летопись. Книги Иргизских монастырей спасал сотрудник Самарского университета, известный историк-академик М.Н. Тихомиров
В Самарской области сегодня восемь действующих монастырей. Это Заволжский мужской монастырь в честь Честного и Животворящего Креста Господня (с. Подгоры) и Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь (с. Подгоры), Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (с. Винновка), Вознесенский мужской монастырь (г. Сызрань), Воскресенский мужской монастырь (г. Тольятти, женский в честь Благовещения Божией Матери (г. Тольятти), Самарский Иверский женский монастырь и Свято-Воскресенский мужской монастырь в Самаре.
До образования отдельной Самарской епархии на территории края действовали мужской и женский монастыри в Самаре, оба — Спасо-Преображенские, оба закрыты в XVIII веке. В 1840-х гг. были закрыты два женских единоверческих монастыря на Большом Иргизе — Средне-Успенский и Верхне-Покровский.
К моменту основания Самарской епархии на территории края действовали ещё три единоверческих монастыря — мужские Иргизский Нижне-Воскресенский монастырь, Верхний Спасо-Преображенский монастырь и женский Средне-Никольский монастырь.
Помимо этого действовали Бузулукская Тихвинская (с 1847 года) и Самарская Иверская (с декабря 1850 года) женские православные общины. Обозначим основные вехи и этапы, которыми прошла в здешних местах монастырская жизнь.
Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь
Исследователь Оренбурго-Самарского края П.И. Рычков приводит легенду XIV в., рассказывающую, что митрополит всея Руси Алексий, плывя по Волге в 1357 г. в Золотую Орду, останавливался при слиянии реки Самары с Волгой, выходил на берег, любовался окрестностей, посетил жившего близ устья Самары в лесной келье пустынника и при этом изрек пророчество «что со временем возникнет здесь город великий, в котором возсияет благочестие и оный никакому разрушению подвержен быть не имеет».
В память об этом существовала на берегу реки Волги часовня, вначале деревянная, а впоследствии каменная. Именно в XIV в. начинается монастырское строительство в этих местах.
С момента основания Самары, рядом с крепостью стояли два монастыря — Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. Профессор Симбирской семинарии К.И. Невоструев первый предпринял описание самарских монастырей, входивших в состав Симбирской епархии, а затем отошедших от нее («Историческое описание бывших в г. Самаре мужского Спасо-Преображенского и женского Спасского монастырей». М., 1867).
Дальнейшая их судьба такова — Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь, видимо, в 1630-х гг. со всеми угодьями был приписан к Патриаршему дому. В 1631 г. настоятелем в монастыре был монах Феодорит. В середине века монастырю принадлежало около 90% дворов сельских жителей всего Самарского уезда. «В переписных и отказных книгах Самарского Преображенского монастыря 1640-1642 гг. за ним стояли следующие владения в вотчине: два села Воскресенское и Ильинское (Подгоры), а вскоре, до 1671 г. построено еще одно — Архангельское (Новинки), прилежащие к ним деревни и починки, а именно деревня Выползово и четыре мордовские и чувашские деревни, как верно, обращенные иноками в христианство, Шелехметская. Борковская, Терновская, Чуракаевка».
В 1670 г. царем Алексеем Михайловичем издается указ: «Самарскому мужскому Спасо-Преображенскому монастырю быть особо от Патриаршего дома». В 1672 г. воеводой Василием Яверлаковым были составлены переписные книги монастыря вследствие его перехода в казну. В 1683 г. монастырю пожалованы рыбные ловли на р. Самаре на 40 верст от Кинельского устья до г. Самары. В 1684 г. игуменом в Самарский Спасо-Преображенский мужской монастырь был назначен Иоасаф из Симбирского Успенского монастыря. В 1718 г. игуменом в монастыре состоял Парфений, а в 1734 г. — Даниил.
Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь
В 1738 г. Самарский мужской Спасо-Преображенский монастырь по указу Казанской Духовной консистории был упразднен, а имевшаяся в монастыре деревянная церковь Спасо-Преображения с приделом во имя свт. Алексия, митрополита Московского, была обращена в приходскую». Церковь эта при пожаре 1765 г. сгорела и вместо нее в 1768 г. была построена деревянная церковь во имя Успения Божией Матери с приделом во имя свт. Алексия. Последняя так же сгорела в 1807 г.
Две деревянные церкви Самарского мужского Спасо-Преображенского монастыря изображены в центральной части гравюры. Одна из них относится к клетскому типу и дополнена «легкой шатровой колокольней. Рядом возвышается другой монастырский храм. В отличие от первого он относится к типу шатровых церквей. Могучий шатер — перекрытие храма и несущий его мощный бревенчатый восьмигранный сруб (восьмерик) заметно отличается от легкого каркасного шатрового завершения деревянных колоколен. Отчетливо виден повал, т.е. расширение сруба восьмерика кверху, что функционально защищало бревна кладки от дождевой влаги, а в художественном отношении усиливало впечатление от высоты и стройности вертикали храма».
Самарский женский Спасо-Преображенский монастырь
О Самарском женском Спасо-Преображенском монастыре скупые сведения содержатся в «Самарском хронографе». При неимении у себя никаких земель, крестьян, угодий и т.п. средств, монахини содержались жалованьем и доброхотными подаяниями. Число монашествующих в 1718 г. — 27 человек во главе с игуменьей Иустинией Андреевой, а затем — Юлианией. В 1733 г. должность настоятельницы в монастыре исполняла игуменья Александра.
С 1741 г. Св. Синодом для Самарского женского Спасо-Преображенского монастыря установлен штат в 16 монахинь, а также определены их оклады. В 1743-50 гг. монастырем управляла игуменья Параскева. «В описи монастыря 1764 г., сделанной прапорщиком Середолиным, значится каменная церковь во имя Преображения Господня с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы, двуглавая, длины 10 саж., ширины 5.5 саж. При церкви колокольня каменная осьмериковая, с 5 колоколами. Монастырь обнесен деревянной тесовой оградой, теперь (в 1764 г.) весьма ветхой, длины 17, поперечника 16, всего 66 саженей. В 1764 г. монастырь был упразднен».
Спасо-Преображенский храм. Фото 1875 г.
Поводом к закрытию монастыря послужил указ Екатерины II от 26 февраля 1764 г. «О разделении церковных имений…». Кроме изъятия у монастырей вотчин, сократилось количество монастырей — 53,1% мужских и 67% женских монастырей прекратили существование. Что касается монастырского храма, после закрытия монастыря он стал приходским. Спасо-Преображенская церковь неоднократно страдала от пожаров, восстанавливалась, перестраивалась. Ее облик конца XIX-начала XX в. неоднократно запечатлен на фотографиях.
С упразднением в 1764 г. Самарского женского Спасо-Преображенского монастыря завершился первый этап монастырского строительства в Самаре. Следующий этап связан с двумя событиями — учреждением в январе 1851 г. Самарской губернии и открытием в марте 1851 г. Самарской епархии, в результате чего Самара стала административным и духовным центром края.
Первый епископ Самарский Евсевий (Орлинский) известен деятельностью по открытию новых приходов, строительству храмов и учреждению монастырей. К 1917 г. в Самаре действовали Самарский Иверский женский общежительный монастырь и Самарский Николаевский мужской монастырь 2 класса. Монастырское влияние на общественную жизнь осуществлялось через создание монастырских школ и библиотек, монастырских хоров, приютов для детей-сирот, монастырских живописных, золотошвейных и белошвейных мастерских.
В послереволюционное время после принятия Декрета об отделении церкви от государства, эти механизмы перестали работать. Монастырь, как социальный институт, факически прекратил официальное существование. Уже в конце 1920-х гг. началось массового закрытие монастырских трудовых общин и артелей. К началу 1930-х гг. на территории края не осталось ни православных монастырей, ни монастырских трудовых общин — монастыри ликвидировали, члены общин были изгнаны из келий, некоторые расстреляны или провели остаток дней в лагерях. По данным архива ФСБ по Самарской области, только в первой половине 1930-х гг. было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно, остальные отправлены в лагеря.
Самара, Иверский женский монастырь. Вид с колокольни Храма Христа Спасителя
На грани разорения оказалось множество памятников храмовой архитектуры. От мужского Николаевского монастыря остались только каменные ворота у центрального входа в обитель. Комплекс Самарского Иверского женского монастыря сохранился почти полностью за исключением колокольни и Успенского собора, уничтоженных в 1930-е гг. В 1991 г. территория Самарского Иверского женского монастыря была возвращена епархии, в настоящее время он является действующим.
Самарский Иверский женский монастырь
Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь был центром православной жизни дореволюционной Самары. Обитель в плане являлась почти ровным четырехугольником, огражденным каменной стеной с круглыми башнями по четырем углам. Дорога с юга на север через ворота под колокольней к выездным воротам разделяла монастырь на две половины — большую на нагорье и меньшую на подгорье. Сегодня- Самара, Волжский проспект, 1.
Монастырь создан по инициативе горожан, обратившихся в январе 1850 г. с прошением к епископу Симбирскому Феодотию. К тому времени изъявили желание посвятить себя иноческой жизни 38 сестер. Общину назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, пожертвовавшей в новую обитель фамильную икону Божией Матери «Иверская» в драгоценной ризе.
В первые годы существования обители в ней было три небольших корпуса — два жилых и в одном помещадась молитвенная часовня. Переименование общины в Самарский Иверский женский монастырь произошло 21 августа 1860 г. После пострижения в монашество настоятельницы монастыря Марии Яновой с именем Маргариты она была возведена в сан игуменьи. К 1860 г. в общине проживало 190 насельниц.
Монастырь был общежительный нештатный — не получал субсидий от казны на свое содержание. С первых лет существования в нем были открыты всевозможные мастерские — золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная и башмачная и др. На доходы от мастерских и на частные пожертвования развивался самарский монастырь.
С 1874 г. начальницей в монастыре становится игуменья Антонина, до этого исполнявшая должность казначеи. Она родилась в семье священника и при крещении получила имя Анастасии. Выйдя замуж за священника Розалиева и через год, овдовев, она в 1853 г. поступила в монастырь.
В 1879 г. купчихой Параскевой Шихобаловой была выстроена просторная на каменном фундаменте двухэтажная больница для обители. 8 сентября 1889 г. в обители открылась церковно-приходская школа для девочек и при ней приют для девочек-сирот.
28 июля 1891 г. при встрече наследника царского престола Николая Александровича (Николая II) игуменья Антонина преподнесла ему икону Божий Матери «Иверская», шитую золотом мастерицами обители, и полотенце, на концах которого был вышит вид Самарского Иверского монастыря.
27 июля 1894 г. Самару посетил Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), совершивший молебен в обительском храме. 3 июля 1901 г. в обители заложен трапезный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1908 г. монастырь возглавила назначили игуменья Серафима (в миру Анастасия Васильевна Миловидова, вдова священника).
Монастырский комплекс включал в себя четыре храма — каменный холодный трехпрестольный во имя Успения Божией Матери (до 1902 г. — Сретенский); каменный теплый во имя Иверской иконы Божией Матери; каменный при колокольне во имя Чудотворца Николая; каменный двухэтажный трапезный храм во имя «Иерусалимской» иконы Божией Матери. Среди других монастырских строений — 22 жилых корпуса, двухэтажный каменный корпус настоятельницы, каменный корпус мастерских и монастырской школы.
Монастырские кладбища, верхнее и нижнее, занимая значительное пространство, шли от колокольни и корпуса, занятого церковной школой, с юга на северо-восток вдоль утрамбованной дороги. Кладбища эти располагались на крутом склоне с устроенными из камня спусками, прерываемыми в нескольких местах каменными же площадками. Спуски ограждались деревянными перилами. Кладбища со всех сторон окружала деревянная изгородь.
На монастырских кладбищах, кроме умерших в обители, покоятся останки родовых дворян: князей Урусовых, Нащекиных, Толстых, Алабиных, Шелашниковых и др.; останки ученых: преподавателя Казанской Духовной Академии Н.Соколова, директора Самарской гимназии А.И.Соколова и др.; останки генералов А.И.Смолькова и И.П.Голева (героя обороны Севастополя в Крымской войне), архитектора А.А.Щербачева, Т.К.Головиной (дочери К.П.Головина) и др.
Большую часть захоронений составляли могилы умерших из местного купечества и горожан. Над могилами и склепами были установлены разнообразные памятники и часовни. Над могилой купца Д.В.Кириллова, умершего в 1884 г. и похороненного на верхнем кладбище вблизи Успенского храма, был сооружен величественный мавзолей. Все пространство, занятое кладбищами и свободное от могил и памятников, все свободные от жилищ и хозяйственных построек площадки, все палисадники перед корпусами были засажены разнообразными деревьями, кустарниками и цветами.
В 1919 г. на основе монастыря была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. Большинство жилых корпусов были заняты под квартиры рабочими «Водосовета» и общества «Металлист», в оставшихся до 1929 г. проживали монахини. К началу 1930-х гг. монастырский комплекс утратил основные доминанты. Был взорван Успенский собор и разрушена 65-метровая колокольня.
Возрождение монастыря началось в 90-е гг. В 1991 г. вновь организованной женской общине было возвращено здание трапезного храма, а в 1995 г. — здание Иверского храма. Летом 1994 г. на территории Самарского Иверского женского монастыря был установлен и освящен владыкой Сергием поклонный крест, выполненный известный российским скульптором Вячеславом Клыковым. В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.
В конце 1990-х гг. был отремонтирован и украшен иконами главный храм монастыря — Иверский. Отремонтирована трапезная, заново построена колокольня, восстановлена монастырская ограда. Монастырю выделены земли близ совхоза «Черновский».
Самарский Николаевский мужской монастырь
Монастырь располагался в двух верстах от города по направлению на север. Из него открывался великолепный вид на р. Волгу с ее крутым поворотом, на г. Самару 111 и Жигулевские горы. (Сегодня это территория 4 микрорайона, четная сторона ул. Осипенко). Монастырь украшал панораму левого берега Волги, венчая его гребень. Белокаменные монастырские постройки оживляли вид предместья.
Первоначальная мысль основать в Самаре мужской монастырь принадлежала епископу Евсевию, который обосновал это следующим образом: «необходимость приюта для вдового духовенства — заштатного и престарелого, для приготовления бедных детей к причетнической должности, необходимость помещения при монастыре для ближайшего испытания и лучшего надзора за подсудимыми из духовенства и малолетних преступников, и, наконец, желание многих из мещанского и крестьянского сословия послужить делу благочестия».
Старинные монастырские ворота с иконой Чудотворца Николая
Городским обществом под строительство обтители в 1857 г. было отведено 77 дес. 586 саж. земли — она сдавалась в аренду и на получаемые средства монастырь постепенно отстраивался. В 1858 г. алатырский купец Федор Щеткин пожертвовал в пользу монастыря 150 дес. земли за р. Волгой в Жигулевских горах. В начале 1860 г. епископ Феофил сообщил, что для первоначального размещения братии уже приготовлен деревянный флигель в с. Ширяево. Имено он стал приютом для братии, а позже в нем разместилась трапезная.
В 1861 г. в обители была построена каменная церковь. Монахов здесь проживало около пятидесяти человек. В 1863 г. последовал указ Св. Синода на открытие монастыря 3 класса. Настоятелем утвердили игумена Варлаама, состоявшего ранее при Уфимском Архиерейском доме.
С начала существования монастырем непосредственно заведовали самарские епископы и только епископ Гурий передал всю полноту власти настоятелю (в то время эту должность исполнял архимандрит Вениамин, с 1903 г. — игумен Иннокентий). К 1916 г. монастырем управлял настоятель архимандрит Анатолий, бывший оптинский монах. За монастырем числилось 465 дес. 686 саж. земли, он получал ежегодно от казны 1500 руб. пособия, так как к этому времени был причислен ко второму классу. В 1916 г. в монастыре проживали 5 иеромонахов, 1 иеродиакон, 6 монахов, 3 рясофорных послушника и 39 послушников на испытании. Духовником монастыря являлся 93-летний иеромонах Вениамин.
В монастырский комплекс входили деревянный храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», каменный храм с двумя колокольнями во имя свт. и Чудотворца Николая, а также соборный каменный трехпрестольный храм во имя свт. и Чудотворца Николая. Кроме того в монастыре находились двухэтажный на каменном фундаменте странноприимный дом при воротах; каменный двухэтажный корпус (в верхнем этаже которого находились помещения для настоятеля и монастырской библиотеки, а в нижнем -для братии); полукаменный дом для братии; деревянный одноэтажный трапезный корпус; деревянный флигель, в котором находился свечной завод.
На территории монастыря было небольшое кладбище возле восточной ограды, где покоились умершие монахи и некоторые из мирян. Так, в 1913 г. здесь был похоронен известный врач, основоположник кумысолечения, доктор медицины Н.В. Постников, а в 1916 г. старейший врач Самары, ординатор-хирург Губернской земской больницы А.Н. Сатрапинский.
Монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями по углам (до наших дней сохранились лишь каменные ворота, которые когда-то служили главным входом). От ворот до монастыря шла дорога, по обеим сторонам которой тянулись огороды.
В 1914 г. настоятель монастыря игумен Анатолий задумал строительство каменного корпуса для братских келий, а также часовни и школы за пределами монастыря в Монастырском поселке. Проект этих построек разработал архитектор П.В.Шаманский. В декабре 1914 г. Духовная консистория дала разрешение на строительство, спустя год он был выстроен.
Строительство часовни и школы в Монастырском поселке ввиду военного времени и недостатка средств было отложено и в итоге не осуществилось. Здание братского корпуса сохранилось до наших дней (центр 4-го микрорайона по современной ул. Осипенко, 10). Долгие годы здание использовалось под школу, ныне в нем располагается Российская Академия медико-технических наук. В 1992 г. здание получило статус памятника архитектуры.
Рядом находится еще одна монастырская постройка — двухэтажная каменная трапезная (ныне ясли-сад № 391 «Петушок»). Трапезная сильно искажена перестройками, но историческая часть здания сохранилась.
После революции, согласно принятым декретам и постановлениям Советской власти, касающимся Церкви и ее институтов, монастырь был ликвидирован. Однако до конца 20-х годов существовала община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. С 1929 г. начался новый этап тотального наступления на Церковь. С этого времени все храмы монастыря передали под госучреждения, а с 1930 г. их начали разбирать.
В настоящее время от монастырских построек сохранились немногое. Это каменные монастырские ворота, но сейчас они расположены не на первоначальном месте (первоначально вход в монастырь был со стороны современной улицы Циолковского). Сохранился двухэтажный каменный келейный корпус 1915 года постройки по ул. Осипенко 10а, получивший статус памятника архитектуры.
К монастырским относится и здание постройки начала 1910-х гг., отданное под детский сад (ул. Осипенко 12), бывшая монастырская трапезная. Часть здания Самарской Духовной Семинарии на улице Радонежской, 2 также раньше располагалась на монастырской территории.
Монастырские подворья Самары
Особый тип монастырских учреждений составляли подворья, в свою очередь подразделявшиеся на монастырские, архиерейские и патриаршие. Накануне Октябрьской революции в Самаре подворья имели следующие монастыри: Раковский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугульминский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь, Ключегорский Казанско-Богородицкий женский монастырь, Чагринский Покровский женский монастырь, Бузулукский Тихвинский женский монастырь, Бузулукский Свято-Троицкий женский монастырь, Бугурусланский Покровский женский монастырь.
Почти все они располагались в районе современной Самарской площади и находились друг от друга в одном квартале. Подворья эти располагались в обычных городских усадьбах и не отличаясь от них ни размерами, ни застройкой. Администрация подворья назначалась игуменом и находилась в подчинении у последнего. Церковные здания на таких подворьях отсутствовали. Единственное исключение — на подворье Раковского Свято-Троицкого женского монастыря по ул. Сокольничьей, ныне Ленинской, с 1906 г. располагалась каменная часовня.