«Братья-мусульмане» в России
Сегодня международная организация «Братья-мусульмане» («ихванисты») является одной из структур в системе т.н. «политического ислама», цель которой — приход к власти и создание исламистского государства во всемирном масштабе.
Основанная в 1928 году, организация создала сеть своих отделений по всему Ближнему Востоку, а ее адепты и последователи занимаются пропагандой «ихванистского» учения и активной вербовкой сторонников в мечетях по всему миру. Адепты организации есть и в России, несмотря на то, что решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года ее деятельность на территории нашей страны была запрещена.
Тем же решением ВС РФ аналогичные меры приняты в отношении созданного в Чечне в 2001 г. «Высшего военного Меджлис-уль-Шуры Объединенных сил моджахедов Кавказа», действовавшего под руководством ближневосточных штаб-квартир «Братьев-мусульман», а также кувейтских «Общества социальных реформ» и «Общества возрождения исламского наследия», цели которых совпадали с целями «ихванистов».
Главным средством для достижения своей цели (всемирного халифата) «Братья-мусульмане» видят глобальный вооруженный джихад, неограниченный территориальными рамками.
Следует рассказать некоторые факты из истории возникновения и деятельности «Братьев-мусульман». С 1950 года идеологом организации являлся Саид Кутб, казненный по обвинению в заговоре против президента Египта Жамаль Абдель Насера. В 1981 году участники этого движения совершили убийство президента Египта Анвара Садата, отомстив ему за попытки примирения с Израилем. По информации исламских СМИ, в течение последних 70 лет, со времени своего основания, сторонники этого движения были причастны к убийствам политиков и журналистов в Египте.
«Это люди, хотя и одетые часто в костюмы и галстуки, но носят в своем сердце идеи, под флагом которых взрывают мирных жителей в разных странах», — так ещё в 2011 году высказался об ихванистах известный в России и на Украине исламовед, мусульманский журналист Юсуф Ибрагимов.
Подтверждений тому, что «Ихван аль-Муслимун» не всегда действуют мирными методами, достаточно.
Взять хотя бы тот факт, что идеолог этого движения шейх Юсуф аль-Кардави дал религиозное заключение (фетву) о том, что быть смертником (т. е. взрывать самого себя ради убийства других) — святое дело.
Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский рассказал на круглом столе о том что проихванистские лоббисты усиленно внедряют в общественное сознание следующую мысль: если Россия не изменит своего «несправедливого» отношения к «Братьям-мусульманам» — то получит внутри себя «пятую колонну».
Зачастую от ихванистских пропагандистов можно услышать что в условиях, когда в России «царят коррупция и произвол, везде идёт «распил» (нецелевое использование бюджетных средств) — только обращение к опыту «Братьев-мусульман» (якобы положительно зарекомендовавших себя в «борьбе с коррупционерами» в странах арабского Востока), и легализация этой организации — спасут Россию от произвола чиновников-хапуг и «всеобщего попрания прав простого народа».
Действительно, «Братья-мусульмане» весьма положительным образом зарекомендовали себя на ниве борьбы с нецелевым использованием финансовых средств.
В России многие уже позабыли, что 2001 году данная организация стала инициатором прогремевшего на весь мусульманский мир скандала, связанного с финансированием незаконных вооружённых формирований на территории Чечни.
Организация «Ихван аль-Муслимун» в июле 2001 года обвинила лидера арабских наёмников Хаттаба в разворовывании финансовых средств, которые направлялись на ведение вооружённого джихада на территории Северного Кавказа.
«На создание так называемого Арабского исламского государства они переправили сотни миллионов долларов, — так прокомментировал тогда этот скандал представитель Центра общественных связей (ЦОС) ФСБ подполковник Илья Шабалкин. — И значительная их часть оказалась у Хаттаба».
Шабалкин рассказал представителям СМИ о том, что российские спецслужбы располагают точными цифрами хищений из ставшего причиной скандала транша «Братьев-мусульман».
Из $250 тыс. Хаттаб оставил себе $170 тыс. В «распиле» транша приняли участие и его приближённые, получившие по 10-20 тыс. $. По сообщениям ФСБ, высший консультативный совет «Братьев-мусульман» принял все возможные меры для недопущения в будущем подобного нецелевого использования средств собранных для целей вооруженного джихада нефтяными шейхами и простыми тружениками стран арабского Востока.
Ранее, в октябре 2000 года представители ЦОС ФСБ выступили с заявлением о том что располагают данными о деятельности на территории РФ и стран СНГ организаций, созданных экстремистским крылом международного объединения «Братья-мусульмане». Сотрудники ФСБ рассказали тогда представителям СМИ: подразделения экстремистского крыла «Братьев-мусульман» действуют более чем в 50 странах. Ими руководят центры, расположенные на территории ближневосточных и европейских государств.
Как заявил тогда представитель ЦОС ФСБ, «структуры, созданные эмиссарами, выявлены в 49 регионах России, а также в странах СНГ».
Рассказал он и о том что «руководители экстремистов координируют свою деятельность с террористическими группировками «Аль-Гамаа аль-Исламия», «Аль-Джихад аль-Ислами», боснийскими боевиками и используют благотворительность в качестве прикрытия для распространения идей воинствующего ислама».
По оценке ЦОС ФСБ, основной целью ихванистов в России является «разжигание сепаратистских настроений в мусульманских регионах и создание на этом пространстве государственных образований исламского типа в составе так называемого «Великого исламского Халифата». Эмиссары «Братьев-мусульман» оказывают идеологическую, военную и финансовую поддержку боевикам на Северном Кавказе.
По данным ФСБ, значительная часть получаемых из-за рубежа средств идет на вербовку новых членов организации, на проникновение во властные структуры, на детальное изучение и анализ военно-географического, социально-политического и экономического положения в СНГ.
В дальнейшем, основываясь на этих данных, лидеры объединения разрабатывают планы последующей экспансии в этих государствах, вплоть до методов «вооруженного джихада».
Подтверждением этому служат документальные материалы, изъятые сотрудниками ФСБ в ходе обысков в структурах, созданных «Братьями-мусульманами». Одной из таких структур было московское отделение кувейтской неправительственной общественной благотворительной организации «Общество социальных реформ», сообщал в октябре 2000 года ЦОС ФСБ. Она действовала под эгидой «Кувейтского объединенного комитета помощи» со штаб-квартирой в Кувейте и осуществляла сбор финансовых средств, распределяя их между филиалами.
Нынешнюю позицию «Братьев-мусульман» по отношению к России нельзя назвать даже нейтральной.
Комментируя действия России и Китая, наложивших вето на резолюцию Совета Безопасности ООН по Сирии, пресс-секретарь «Ихван аль-Муслимун» Махмуд Гослан назвал ее «позорной, …не уважающей ни нормы международного права, ни права человека». Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов рассказал подробно о деятельности организации в России и, конкретно, в Татарии. На общероссийском уровне сторонниками «Братьев-мусульман» являются редактор сайта «IslamNews» Мухаммад Саляхетдинов, журналист телеканала «Русия Аль-Яум», член Экспертного совета при Совете Муфтиев России, Абдулла Ринат Мухаметов и научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов (он же занимает должность координатора комиссии по взаимодействию со СМИ и развитию информационного пространства Экспертного совета при Совете муфтиев России).
Именно эти люди, по мнению эксперта, являются проводниками ихванизма в России. «Российские ихванисты, работая преимущественно в СМИ, активно проводят мысль на необходимость политизировать ислам, чтобы мусульмане участвовали активно в политике не как отдельные граждане, а как религиозное сообщество», — сообщил Сулейманов.
Ярким доказательством этого является их желание принять участие даже в «белоленточном» движении, возникшем в период между парламентскими и президентскими выборами в России в декабре 2011 года — марте 2012 года.
Руководитель Приволжского филиала РИСИ рассказал о том, что ихванистами была подготовлена так называемая «Исламская гражданская хартия», целью которой было включить российским мусульман в массовые антиправительственные «оранжевые» акции.
«Являясь радикал-исламистским лобби, ихванисты пытаются через СМИ убедить российские власти в необходимости поддержать своего идеолога Юсуфа аль-Кардави и, к примеру, по вопросам Сирии не препятствовать военной интервенции на ее территорию», — заявил Раис Сулейманов.
В информационном пространстве России активно формируется положительный образ ихванистов. Большинство российских граждан на самом деле не знают, что представляет из себя та или иная сила, действующая на Ближнем Востоке, и часто готовы без лишних вопросов принимать на веру то, что им расскажут другие.
В большинстве исламских интернет-СМИ России о «Братьях-мусульманах» информация подаётся крайне однобоко — только хорошее и ничего критического, и множество фактов негативно характеризующих деятельность этого течения просто остаётся за кадром.
7 февраля 2012 года идеолог ихванистов Кардави издал фетву, призывающую к бойкоту российских и китайских товаров: «Все арабские народы, все мусульманские народы… не должны покупать их товары. Мы призываем сирийский народ, арабские и мусульманские народы бойкотировать их, перестать сотрудничать с ними и не приносить им никакой пользы». После этого заявления именно Саляхетдинов через свой интернет-ресурс пытался донести, что идеолога «Братьев-мусульман» просто неправильно поняли. Якобы он вовсе не призывал к этому, дескать, шейх всего лишь «эмоционально выступил».
Неловкие попытки сайта «IslamNews» обелить аль-Кардави выглядят настолько неуклюже, если вспомнить, что именно этот богослов призывал исламский мир поддержать убийство российских солдат во время антитеррористической операции на территории Чечни.
В Татарии свою деятельность ихванисты маскируют под «социальное служение»: организацию бесплатных обедов для стариков, работу с детьми, организацию культурных вечеров, религиозных проповедей и т.д.
Сулейманов призвал обратить внимание на деятельность т.н. «Исламского культурного центра «Семья», который располагается в Высокой горе (районный центр в 19 км от Казани), издает свою газету «Крепкая семья» на русском и татарском языках. Эксперт рассказал о том, что ихванизм в Татарии и смежных регионах активно распространяют через свои проповеди арабские миссионеры, чьи книги уже были признаны Духовным управлением мусульман Татарстана не соответствующими традиционному для татар исламу ханафитского мазхаба.
По мнению председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, члена Общественного совета журнала РИСИ «Проблемы национальной стратегии», известного исламского теолога Фарида Салмана,
Провести четкий водораздел между ваххабизмом и ихванизмом очень сложно. Если исторически учение ихванизма обосновали концептуально Хасан аль-Банна (1906-1949) и Сайид Кутб (1906-1966), то сегодня главным идеологом «Братьев-мусульман» является проживающий в Катаре шейх Юсуф аль-Кардави, ставший живым символом альянса ваххабитов и ихванистов.
Находясь в этом небольшом государстве Персидского Залива идеолог ихванизма фактически обслуживает интересы правящего семейства Аль-Тани (эмиром Катара является Хамад бин Халифа Аль-Тани), которое придерживается идеологии ваххабизма. По первому мановению руки катарского эмира Кардави готов выступить с той или иной фетвой, угодной правящему катарскому режиму. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что берущие пример с катарского теолога ихванисты выступают в роли адвокатов ваххабизма, занимаясь реабилитацией ваххабизма в глазах других мусульман.
По мнению многих исламских теологов, Кардави дает такие фетвы, которые противоречат шариату. Кардави претендует на роль «суннитского Хомейни», но большинство суннитов в мире просто игнорируют изданные им фетвы. Данного деятеля традиционно отличают нескрываемые симпатии к Гитлеру и демонстративная антироссийская риторика, уходящая корнями ко временам ввода советских войск в Афганистан. Тогда он издал фетву с призывом бороться против «вторжения», на которую тогда откликнулись ваххабиты и ихванисты.
Для публичных заявлений Кардави на политические темы характерно откровенное лицемерие. Так, он выступил с заявлением о том что «истинно исламский строй — республиканский». Обвинил лидера Ливии Каддафи и президента Сирии Асада в том что они превратились в монархов: «В Ливии правитель 42 года просидел, в Сирии, если брать все семейство Асад, — не меньше».
По мнению катарского теолога, «лидер должен править страной один срок, скажем четыре года, ну максимум два срока». Однако, Кардави не считает что этот «демократический» принцип нужно распространять на Саудовскую Аравию и Катар. Оправдывая своё комплиментарное отношение к правящему режиму Саудовской Аравии, Кардави лицемерно заявил: «Эта монархия появилась естественным путем, а не была создана искусственно». Аналогичного мнения Кардави придерживает и в отношении катарского режима, которому прислуживает.
Муфтий Фарид Салман напомнил о том что Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият) в марте 2012 года выступила с публичным заявлением против антироссийской деятельности Кардави.
«К сожалению, нас тогда не поддержали другие централизованные мусульманские организации России», — констатировал печальный факт татарский теолог.
«Мы обращаемся к политическим и общественным деятелям и организациям России, так или иначе имеющим контакты с шейхом аль-Кардави, заморозить какие бы то ни были отношения с ним вплоть до отзыва последним своих «эмоциональных» заявлений», — говорилось тогда в обращении Российской ассоциации исламского согласия.
Как сообщалось в документе, ранее Кардави призвал к бойкоту российских и китайских товаров в арабских странах, в результате чего в социальных сетях были сформированы сообщества, призывающие к такому бойкоту. Муфтии Российской ассоциации исламского согласия в своём мартовском обращении призвали другие централизованные религиозные организации России потребовать от Ю. Кардави «прекратить вмешиваться во внутренние дела нашей страны».
«Можно было бы не обращать внимания на публикации в поддержку Кардави в исламских СМИ, если бы не тот факт, что сторонники этого антироссийски настроенного деятеля при случае всегда не прочь лицемерно свидетельствовать о своём «патриотизме» перед представителями органов власти Российской Федерации, — отметил Салман.
В обращении Всероссийского муфтията сообщалось, что на совести Кардави «кровь, оскорбленные честь и достоинство мусульман и последователей иных религиозных традиций, убитых религиозными экстремистами и в результате терактов на Северном Кавказе и в Москве, в ряде других российских регионов», а также «кровь безвинно убиенных стариков, детей, женщин, гражданского населения Ливии».
Муфтий Фарид Салман уверен в том что деятельность Кардави, прозванного «духовным лидером арабских революций», вполне укладывается в русло интересов США.
Салман обратил внимание на тот факт, что все дети Кардави местом постоянного жительства избрали США либо Великобританию. По мнению Фарида Салмана, в основе идеологии ихванизма лежит талфик — смешение мазхабов, когда из разных религиозно-правовых направлений (мазхабов) ислама берется в отдельности какое-нибудь положение для обоснования того или иного решения, политически выгодного в данный момент. Именно идеологическое насаждение талфика осуществляется ихванистами по всему миру, в России это осуществляется через ряд мусульманских СМИ.
Как отмечает исламский теолог, «если ваххабиты идут на пролом в продвижении своей идеологии, то ихванисты действуют более хитро: через социальную активность и через информационное пространство, где в его мусульманском сегменте они стараются задавать тон».
Муфтий Фарид Салман напомнил о том, что «как нас учат Коран и Сунна, мусульмане должны не только друг к другу, но и к «людям Писания» относится как к братьям», однако, по мнению теолога, ихванисты своей деятельностью, в т.ч. по поддержке бандитизма на Северном Кавказе, «дискредитировали арабское слово «ихван» и само понятие «братья-мусульмане». Как считает муфтий, из-за криминальных аспектов в деятельности этой организации «у многих здравомыслящих мусульман России словосочетание «братья-мусульмане» вызывает ассоциации с криминальным термином «братки» (ударение на последнем слоге). Как считает Фарида Салман, ввиду всех перечисленных неприглядных фактов в деятельности данной организации, «для России идеология ихванизма просто неприемлема».
По просьбам присутствовавших на круглом столе представителей исламских и светских СМИ председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Ордынский рассказал о деятельности «Братьев-мусульман» на территории Украины. Украину несколько раз посещал генеральный секретарь партии «Братьев-мусульман» в Ливане Фаисал Мавляви. Небезынтересен тот факт, что территорию данного государства Мавляви всегда посещал вместе с лидером «Братьев-мусульман» в Судане Исаамом Аль-Баширом. Они неоднократно принимали участие в мероприятиях, организованных украинской ихванистской организацией «Альраид».
Фаисал Мавляви не стесняется публично хвалить Саида Кутба и его идеологию, и считает (как и Кардави), что те последjватели «Братьев-мусульман» которые убивают своих оппонентов в Египте, Сирии и Ливии — делают это из-за «любви к исламу».
Мавляви заявлял со страниц партийной газеты «Аль-Аман» (издаётся в Ливане), что он лично знает и поддерживает «добровольцев», которые воевали на Кавказе, в Косово и Албании.
Возникает вопрос: если человек заявляет, что поддерживает боевиков — почему он имеет возможность свободно посещать Украину? Неужели МИД, МВД и Службу Безопасности Украины нисколько не беспокоит этот факт?
Василий Ордынский обратил внимание на ихванистскую организацию «Альраид», которая активно действует на Украине. По словам эксперта, в Крыму альраидовцы активно поддерживают отношения с ваххабитами, адептами «Хизб-ут-Тахрир» и нурсистами, которые ведут свою работу в крымско-татарской среде. «Альраид» имеет 7 центров в самых крупных городах Украины, издает литературу», учит всех желающих основам ислама в своей «безмазхабной» версии.
В 2008 году при активном участии структур «Альраида» была создана организация под названием «Духовное управление мусульман «Умма». За несколько лет работы «Умма» зарекомендовала себя как проукраински ориентированная организация (проукраинская в том смысле, что ориентируется на украинскую правящую элиту).
В отличие от многих других централизованных мусульманских организаций Украины, данная организация использует украинскую «мову» в качестве главного рабочего языка (на «мове» выходит и официальная газета «Умма»).
Зачастую миссионерская работа «Альраид» ведётся с неприкрыто антирусским акцентом. Русских, принявших ислам, новоявленные «духовники» убеждают отказываться от своей русской идентичности и позиционировать себя в качестве «украинцев».
«Альраид» поддерживают украинских националистов в деле продвижения мифа о «голодоморе», согласно которому во время голода в СССР в 1932-33гг. русские на Украине якобы проводили «геноцид украинцев».
В своих газетах, брошюрах и листовках альраидовцы воспевают «подвиги» «великих украинцев» Бандеры и Шухевича. В одной из своих брошюр новоявленные украинские патриоты не обошли своим вниманием и такую трагическую страницу русской истории как концлагеря Терезин и Талергоф, в которых австро-венгерские католики убивали русских людей (уроженцев Галиции) за их отказ превращаться в «украинцев».
По версии «исторически подкованных» альраидовцев, в этих концлагерях содержались украинцы, а вовсе не русские люди. К тому же, как считают украинские ихванисты, узники Терезина и Талергофа были виновны в том что испытывали симпатии к Российской империи, которая была «тюрьмой народов».
В Крыму и Одессе «правильному» пониманию исламской религии, равно как и «правильному» пониманию всемирной истории «альраидовские» миссионеры учат на бесплатных курсах по основам ислама для девушек, которым даже платят по $250-300 в месяц, при условии регулярного посещения уроков и ношения хиджабов.
Апологетические и «украино-патриотические» (антироссийские) письма и статьи обращенных в ислам русских девушек появляются потом на страницах газет организации.
Даже на ниве борьбы с алкоголизмом и табакокурением украинские ихванисты не обошлись без русофобского акцента. По информации крымских СМИ, организацией «Альраид» на полуострове уже не первый год распространяются иллюстрированные листовки о вреде табака и алкоголя.
На левой половине листовок на фоне бутылок с надписью «Русская водка» изображены пьяные и дымящие сигаретами люди со славянскими чертами лица, на правой половине — пышущие здоровьем бородачи и благообразные женщины в хиджабах.
Показательно, что один из лидеров антирусской националистической организации «Народный Рух» Геннадий Удовенко (министр иностранных дел Украины в 1994-1998гг.) не стесняется позиционировать себя в качестве союзника «Альраида». В апреле 2011г. в Киеве прошла организованная «Альраидом» международная конференция по проблемам и перспективам ислама на Украине.
Выступавший на конференции Геннадий Удовенко «толерантную Украину» ставил в пример России и др.странам СНГ, отметив, что на Украине не только создаются условия для развития исламской культуры и обучения на арабском языке, но и, в отличие от России, создаются благоприятные условия для деятельности «Альраида», «Хизб-ут-Тахрир» и др. «прогрессивных» исламских организаций.
«При Викторе Януковиче ситуация для международных исламских организаций стала еще комфортнее», — отметил тогда Удовенко.
Занимаясь активно благотворительностью, борьбой с алкоголизмом и табакокурением, др. формами «социального служения», украинские ихванисты стремятся завоевать признание не только населения, с которым они работают, но и сохранить и укрепить расположение властей Украины. Именно этим, считает Василий Ордынский, объясняется публичная поддержка этнократических «ценностей» украинских «западенцев» (бандеровщины, русофобии) со стороны альраидовцев.
Научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан, старший преподаватель Российского исламского университета Рустам Нургалеев на заседании Казанского экспертного клуба РИСИ рассказал о том что был свидетелем крайне печального явления: вчерашние школьники уезжали из Татарстана на учёбу в зарубежные исламские центры будучи патриотами России, людьми любящими свою Родину, а возвращались — религиозными фанатиками, ненавидящими Россию и бредящими о глобальном вооруженном джихаде.
Учёный считает, что в России выросло поколение мусульманской молодежи, воспитанной на импортированных из-за рубежа идеологиях, к которой относится и ихванизм.
Рустам Нургалеев выступил против ориентации российской мусульманской молодежи на зарубежные религиозные центры, считая, что в этом вопросе необходимо подходить ответственно. А именно: если и направлять кого-то туда учиться, то только после получения базового исламского образования на родине.
«Мы должны отправлять туда не вчерашних школьников, но — зрелых людей со сформировавшимся мировоззрением, и получившим исламское образование в рамках традиционного для татар ханафитского мазхаба», — заявил сотрудник Академии наук Татарстана.
По его мнению, лишь в этом случае можно направлять человека на учёбу за рубеж. Как считает Нургалеев, идеальным вариантом в этом случае являются ВУЗы Сирии, в которых преподавание ведётся в рамках того же ханафитского мазхаба, который исповедуют татары в России.
Однако если в ближайшее время произойдёт интервенция в Сирию, то эту страну скорее всего будет ждать судьба Ливии, чего активно добиваются ваххабитские монархии Персидского Залива. В таком случае, обучение мусульман из России в этой стране будет стоять под большим вопросом.
Аспирант Института востоковедения РАН Арсен Хизриев рассказал на круглом столе о религиозной литературе «Братьев-мусульман», которая распространяется в России. По мнению исламоведа, подобные книги в нашей стране выпускаются издательствами «Сантлада», «Умма» и «Бадр».
Однако религиозная литература в печатном виде не может конкурировать с пространством Интернета, где любой желающий может ознакомиться с ихванистскими сочинениями в еще большем разнообразии.
Молодой учёный обратил внимание на то что на главном англоязычном сайте ихванистов полностью отсутствуют какие-либо упоминания об идеологе данной организации Саиде Кутбе, казненном по обвинению в заговоре против президента Египта Жамаль Абдель Насера. Информация о нём отсутствует и на других сайтах организации. По мнению Хизриева, это связано с тем что «Братья-мусульмане» в современный период стараются позиционировать себя как респектабельную политическую организацию по типу «демократических партий» европейских стран.
Участники круглого стола отметили, что одной из сфер проникновения ихванизма в Россию является т.н. «исламский банкинг», который столь активно в последние несколько лет в нашей стране пропагандируют.
«Исламский банкинг — это задумка Юсуфа аль-Кардави», — считает татарский теолог Фарид Салман, призывая быть очень осторожными во внедрении в России этой финансовой практики.
Эту мысль продолжил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, сказав, что до революции у российских мусульман никаких исламских банков не было, и как-то они без них обходились.
«Надо прекрасно понимать, что через все эти «исламские инвестиции» или «исламские финансы», которые так активно внедряют сейчас в Татарстане, будет идти усиление зарубежного влияния на российских мусульман, в том числе и в форме экспансии ихванизма», — отметил эксперт.
В завершение круглого стола эксперты отметили, что «Братья-мусульмане» наращивают своё присутствие в России.
При этом они действуют гораздо аккуратнее, тоньше и скрытнее, чем ваххабиты. Они стараются преподнести себя в качестве ориентированных на «демократические ценности» и социально активных мусульман, чтобы завоевать популярность у простого населения, расположить к себе органы власти.
Когда российские политологи, религиоведы и востоковеды начинают рассказывать, насколько это движение «прогрессивно», «конструктивно» и «позволяет раскрыть мусульманам не только политический, но и духовный потенциал», и при этом умалчивают о темных и неприглядных моментах истории этого движения, то это повод всерьез задуматься и задать вопрос: кому это выгодно?
Иванов В. (Василий Ордынский) Научный сотрудник сектора информационного анализа и оценок региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ