МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРИХОДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14062008032_2 МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРИХОДЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Ислам Люди, факты, мнения

В последние 10–15 лет очевидны происходящие изменения роли религии в российском обществе. Это проявляется в количественном росте традиционных конфессий, в увеличении числа людей, считающих себя верующими, формировании новой социальной прослойки – духовенства. Данные процессы в различных мусульманских регионах России имеют ряд общих черт, и в то же время – довольно заметную местную специфику. В России ислам не представляет собой целостного социокультурного монолита. Исламские традиции в различных регионах проявляются по-разному, имеют множество различий и оттенков.

В рамках комплексной этнографической экспедиции «Башкирское население Курганской области», организованной Центром этнологических исследований Уфимского научного центра Российской Академии наук проводились исследования небольших анклавов мусульман в сельской местности Курганской области с целью изучения мусульманских приходов и духовенства. В заявленной статье представлен анализ полевых материалов, собранных в Сафакулевком, Щучанском, Альменевском районах.

Наша задача состояла в освящении современного состояния мусульманских приходов, качественного состава духовенства указанных районов, своеобразия исламского сообщества области. Для получения эмпирических данных нами были использованы методы наблюдения, анкетирования и интервью.

Курганская область отличается довольно высокой степенью исламизации. Она занимает третье место среди регионов Уральского Федерального округа по числу зарегистрированных мусульманских организаций и четырнадцатое место в России. Численность мусульманского населения региона достигает 55 тыс. человек (предпоследнее место среди регионов Уральского Федерального округа по численности мусульман), а его доля составляет 5,3 %. Большая часть мусульман Курганской области проживает в Сафакулевском и Альменевском районах. Курганская умма полиэтнична: 36 % ее членов составляют татары (21 тыс.), 26 % – башкиры (15,5 тыс.) и 25 % – казахи (15 тыс.). Доля всех народов Поволжской уммы достигает в ней 93 % и 7 % Кавказской уммы .

Мусульманское сообщество Курганской области относится к Поволжской умме, постепенно укрепляются его отношения с уммой Республики Башкортостан в связи с единогласным решением приходов области в 2006 году объединиться под эгидой Центрального Духовного управления мусульман, находящегося в г. Уфе. Раскол мусульманской уммы России 1992 года фактически обошел стороной курганскую умму. Немногочисленные общины Зауралья долго не интересовали ни ДУМЕС–ЦДУМ, ни альтернативные духовные управления.

Читайте также:  Мусульманское село Белозерье в Мордовии - оплот ИГИЛ

Из всех шести региональных умм Уральского Федерального округа курганское мусульманское духовенство выглядит самым незаметным и малоактивным. В мае 1994 года Курганская область была отнесена в зону юрисдикции Регионального ДУМ Челябинской и Курганской области, однако его председатель муфтий Габдулла Шакаев сосредоточился на проблемах челябинских приходов и не обращал даже минимального внимания на общины соседнего региона. Таким образом, курганская умма оказалась на периферии Челябинского муфтията, который и сам не относился к числу стратегических духовных управлений ЦДУМ . Курганский мухтасибат во главе с имам-мухтасибом Салаватом Каримовым, в который входило не более десяти общин, не получал из Челябинска никакой помощи и по сути действовал автономно.

В 1997 г. большая часть курганских общин оказалась под покровительством ДУМАЧР, руководителем которого является Нафигулла Аширов. Небольшая часть общин осталась под покровительство ЦДУМ. ДУМАЧР контролировало 9 из 18 мусульманских общин области. Данная ситуация вызвала активизацию руководства ЦДУМ и побудило его к созданию своей централизованной структуры в Курганской области. 26 июля 2001 года при участии верховного муфтия Талгата Таджуддина в с. Сафакулево прошел учредительный съезд Регионального ДУМ Курганской области. Добиться перерегистрации общин в состав ЦДУМ на тот момент не удалось. Общины Курганской области пришли к единству в желании объединиться под руководством ЦДУМ в 2006 г., после назначения Талгатом Таджуддином нового муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева, уроженца с. Сафакулево.

До Октябрьской революции в Сафакулевском районе функционировало 26 мечетей и 10 медресе. Годы государственного атеизма привели к забвению традиционной веры. С 1991 г. началось возрождение духовности. Первой в районе и в области открывается мечеть с. Сафакулево. В настоящее время в Сафакулевском районе действует 17 мечетей, Альменевском – 9, (по области 50 мечетей). Тем не менее, обеспеченность общин культовыми зданиями крайне низкая.

Читайте также:  Земельный участок в Златоусте продан коммерческой фирме аж за 5 копеек!

Мечети в сельской местности строятся руками духовенства и верующих на добровольные пожертвования, средства членов общины. Помощь местных администраций, предпринимателей, благотворителей в строительстве незначительна в отличие от Башкортостана, где культовые здания строятся при активной поддержке средств местного бюджета РБ и частных предприятий. Мечети не являются сегодня центром социальной структуры, вокруг которого строится жизнь сельчан. Деятельность имамов зачастую ограничивается обрядами и пятничными службами. Основные обряды, исполняемые муллой, – никах, жиназа, исем кушу, чтение аята после строительства дома, достижения совершеннолетия, отправляя мужчин на службу в армию, на дорогу, невесте.

Мусульманские общины малочисленные – в среднем 8-12 человек. Самая большая община в с. Сафакулево – 18 человек. Согласно нашим опросам наименьший возрастной предел в общине – 40 лет, наибольший возрастной предел – 80, средний возраст – 58–60 лет. В возрождении ислама Курганской области, как и Башкортостана, первостепенную роль играет нынешнее поколение, выходящее на пенсию. Общины активно занимаются благотворительностью: оказывают по мере возможности финансовую помощь молодым семьям, нуждающимся, готовят подарки на различные праздники сиротам, детям из неполных семей, детям-инвалидам .

Данные исследования кадрового состава религиозных деятелей свидетельствуют, что они в основном пенсионного возраста, самостоятельно обучавшиеся канонам ислама, Коран читают в переводе на русский или башкирский язык и по своему социальному происхождению и положению мало чем отличаются от основной массы сельского населения. Немногочисленное мусульманское духовенство не представляет единой социальной прослойки. Оно состоит из представителей старшего поколения, которые представляют традиционный для башкир ислам. Но они формировались за годы советской власти, и поэтому не имеют серьезных богословских знаний. Тем не менее, они пытаются возрождать исконно мусульманские традиции.

Читайте также:  О презрении к Родине

Молодых имамов среди духовенства исследованных районов Курганской области не представлено. Ощущается острая нехватка профессиональных кадров, знатоков ислама в мечетях. Для обучения мусульман арабскому языку ЦДУМ периодически отправляет из Российского исламского университета в Курганскую область преподавателей, организующих бесплатные курсы по изучению ислама и арабского языка .

В целом служителей исламского культа Курганской области можно подразделить на две группы. Первая группа – официальное духовенство, представленное священнослужителями мечетей. Вторая группа – неофициальное духовенство, представленное «чтецами» Корана, осуществляющих религиозную деятельность в деревнях и селах, где не имеется мечетей. И официальное и неофициальное духовенство занимается в основном удовлетворением религиозных потребностей мирян – простых потребителей религиозных услуг. Согласно нашим исследованиям, мусульмане области довольно сабо политизированы и не усматривают связи между религиозными убеждениями и политической практикой, а также между своей религиозностью и политикой.

В заключении следует подчеркнуть, что мусульманское духовенство Курганской области стоит на пути своего формирования. Это свидетельствует о том, что духовное обновление общества поднялось на новую ступень своего развития. Мусульмане Курганской области проявляют имманентно присущие южноуральскому этнокультурному ландшафту качества местного ислама – неполитизированного, бытового, вполне уживающегося со ставшими традиционными жизненными установками и реалиями – досоветскими, советскими и постсоветскими, зачастую не имеющими ничего общего с ортодоксальным исламом . Исламские священнослужители занимают по-прежнему свою традиционную нишу и не претендуют на роль социального авангарда.

Автор: Хабибуллина З. Р. Мусульманские приходы и духовенство Курганской области (на основе полевого материала Сафакулевского и Альменевского районов). — Этносы и культуры Урало – Поволжья: история и современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 8 =

Next Post

ТУРЕЦКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ В УФИМСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Ср Ноя 19 , 2014
19 ноября в муниципалитете состоялась встреча главы Администрации городского округа город Уфа с представителями делегации из Турецкой Республики. В составе прибывшей делегации — губернатор провинции […]