Деревня Карамас-Пельга в Киясовском районе Удмуртии
Деревне Карамас-Пельга, расположенной в Киясовском районе Удмуртии недалеко от Киясово, более 300 лет. Сегодня она известна как оазис аутентичной удмуртской культуры, которую жители деревни сумели пронести через века. Пожалуй, именно здесь лучше всего сохранилось удмуртское язычество, которое и привлекает туристов со всей республики и других регионов России.
Религия предков
Деревня своим названием обязана именно этому роду, а вот существованием — еще одному: Уддяди-Салья.
Трое братьев, которые вышли в лес на охоту, настолько поразились красотой этих мест, что решили перевезти сюда свои семьи. Первое упоминание о «двух деревеньках с 3 дворами» относится к 1710 году. Две родовые группы действительно жили разрозненно: удмурты Уддяди-Салья были крещеными язычниками, Карамас-Пельга — некрещеными. У них были свои отдельные кладбища и священные рощи, где они поклонялись природе и приносили в жертву животных, при этом два семейства между собой никогда не враждовали.
Так продолжалось примерно до начала XX века.
Потом границы между Карамас-Пельга и Уддяди-Салья постепенно начали стираться, что, однако, не помешало жителям деревни сохранить уникальность этих мест и продолжать считать себя язычниками — последними язычниками Удмуртии.
Местные жители, хоть и почти все крещеные, в церковь ходят редко: религия предков в них сильнее. Здесь по-прежнему проводят обряды, давно утерянные в других деревнях. Как и раньше, молятся Инмару — высшему языческому божеству удмуртов.
При этом жители Карамас-Пельги считают своим долгом поделиться знаниями с окружающими, сделать так, чтобы как можно больше людей имели представление о старинных обычаях удмуртской деревни. Сюда приезжают этнографы, работники культуры, обыкновенные школьники. А в последнее время зачастили туристы из других регионов — это стало возможным благодаря Центру удмуртской культуры, который работает в деревне чуть больше 5 лет.
Особенный род
В центре деревни стоит небольшой деревянный дом. Он старинный, создан еще в 1870-е годы. Его построил Актан — незаконнорожденный сын женщины, которая вышла замуж и уехала из Карамас-Пельги, бросив ребенка на произвол судьбы. Мальчик вырос на подаяния. А когда, будучи уже взрослым, захотел свой дом, ему дали землю, которую никто не брал. Там находилась Быдзым куала (место для молений) рода Уддяди-Салья, и все деревенские боялись этого места.
Выбора у Актана не было. Он построил небольшой домик, женился на вдове с двумя сыновьями и дал им свою фамилию — Артановы. Умелые и трудолюбивые Артановы расширили дом, на первом этаже обустроили магазин, на втором жили сами. Вскоре Артановы оказались раскулаченными советской властью, колхоз забрал все добротное хозяйство и золото, нажитое большим трудом…
«Дом у них отобрали, устроили там контору. Моя бабушка Евдокия с детьми переселилась в маленький домик, а после того, как построили новую контору, бабушке вернули дом. Она убрала некоторые бревна, и он дошел до нас вот в таком состоянии», — рассказывает Елена Петровна Белослудцева, в девичестве Артанова. Она — праправнучка Актана и директор Центра удмуртской культуры.
«Бабушка умерла в 1993 году, ей было за 90 лет. Это священное место с молельным домом она оберегала до самой своей смерти — была жрицей рода.
Именно сюда приходили освящать ритуальную кашу, сюда заходили все те, кто собирался жениться или выходить замуж, уходить в армию… Здесь бабушка по ночам молилась за своего сына — моего отца, которого в Великую Отечественную войну 17-летним юношей отправили на передовую», — вспоминает Елена Петровна.
В середине прошлого века молельный дом разобрали по приказу председателя колхоза. Ни у одного из местных мужчин сделать это не поднялась рука, поэтому пришлось вызвать бригаду из Киясово.А дом и другие надворные постройки бабушка Евдокия завещала своей дочери. Но все ее дети уехали из Карамас-Пельги, и хозяйство стало разрушаться. Инициаторами возрождения Быдзым куала, как и восстановления забытых обрядов, были местные старожилы из общества удмуртской культуры. В 2004 году усадьбу выкупило районное управление культуры, и 6 лет она функционировала как дом ремесел. А в 2010 году в Киясово приняли целевую программу развития въездного туризма, и с тех пор здесь — Центр удмуртской культуры.
Кстати, молельный дом восстановили в первую очередь. Теперь это снова сакральное место, входить в которое можно только по особым случаям — например, в Ильин день, 2 августа.
Три свадебных напева
Что собой представляет Центр удмуртской культуры сегодня?
Это, во-первых, объект этнотуризма.
Здесь 2 гостевых дома, бани — обычная и по-черному и экскурсии по достопримечательностям, например, к облагороженному роднику Сарали, тому самому, который привлек молодую пару.
Во-вторых, Карамас-Пельга — площадка для событийного туризма.
Здесь проводят семинары, творческие встречи, а главное — сюда целенаправленно приезжают жители региона и России. Уже 3 года сарапульская турфирма возит в деревню жителей Самары и Саратова, которые прибывают в Удмуртию на теплоходе. В 2015 году Карамас-Пельгу посетили 7 тыс. человек.
Теплоход останавливается в Елабуге, оттуда туристы приезжают в Карамас-Пельгу, затем в Бураново и Сарапул. Маршрут по Удмуртии занимает 6–7 часов, из них полтора часа принимаем мы», — говорит Елена Белослудцева.
За этот короткий период гостям показывают программу «Три свадебных напева». У удмуртов 3 свадьбы — сюана. Сюан с жизнью (рождение), сюан с человеком (свадьба, брак) и, наконец, сюан со смертью. Если первые два обряда карамас-пельгинцы показывают максимально достоверно и с размахом, то о последнем чаще всего лишь рассказывают. Потому что проводят его в строго отведенное время: с 7 по 19 января, начиная с Рождества и заканчивая Крещением.
«Йырпыд сётон („жертвоприношение“ — прим.ред.) — это последнее мероприятие для умершего человека. Если перед обычной свадьбой невесте и жениху готовят приданое родители (обычно это коровы или лошади), то на третью свадьбу дети возвращают это приданое своим предкам. Для обряда покупаются голова и конечности лошади, если умер мужчина, и коровы, если умерла женщина. Чтобы мясо отделилось от костей, их варили в большом котле, затем на этом бульоне готовили ритуальную кашу. Останки животных подвешивали на деревья в священной роще», — говорит Елена Петровна.
После обряда его участники шли домой с песнями и шутками, чтобы умершему весело жилось на том свете. В короткий промежуток с 7 по 19 января бывает 2–3 таких мероприятия. Необычное и мистической действо особенно привлекательно — в январе в Карамас-Пельгу приедут группы из Екатеринбурга, которые забронировали тур еще в октябре.
Познавательную часть досуга, которая ждет туристов в Карамас-Пельге, в скором времени дополнят отдыхом на природе. На роднике Сарали почти доделали купель, в планах — оборудовать пруд для рыбалки и купания и построить еще несколько гостевых домиков, чтобы принимать еще большие толпы туристов и рассказывать им о настоящей, непридуманной удмуртской жизни.
СПРАВКА
Карамас-Пельга — деревня в Киясовском районе Удмуртской Республики, административный центр Карамас-Пельгинского сельского поселения. Расположена в 66 км от Ижевска и 6 км от села Киясово. Население деревни — 569 чел. (2012).
Первое письменное упоминание о Карамас-Пельге встречается в переписи 1710 года. В это время в деревне насчитывалось три двора. Тогда она называлась иначе — Курмас-Пелга. Историки полагают, что Карамас-Пельгу основали в конце XVII века выходцы из селений Старая-Селья современного Малопургинского района, деревня Итишево и Судамес-Пельга современного Киясовского района. Две родовые группы Пельга и Салья образовали отдельные околотки: Уддяди-Салья и Карамас-Пельга. На самом деле это были всего лишь две улицы, но до революции они числились как отдельные населённые пункты.
Спасибо за историю! Хотелось бы посетить! Я внучка удмуртки хотя в Удмуртии никогда не была, от бабушки помню много историй связанных с обрядами