Формирование этнической группы чувашей в в Башкирском Зауралье тесно связано с процессом складывания многонационального состава населения края. Этот процесс, то, резко возрастая, то, спадая, в целом совпадает с основными этапами миграций русского и нерусского населения в башкирский край.
Первоначально переселение чувашей охватывает Предуралье и отмечается еще в XVI-XVII вв. Зафиксированы селения чувашей в Восточном Закамье – низовьях рек Ик и Белой. Многие из их жителей со временем отатарились. Например, население Сарали-Минской волости, известное в 1595 г. как «чуваши», в 1658 г. было записано как «бобыли», а позже – уже как «ясашские татары» и «башкиры».
Наиболее интенсивными и массовыми переселения чувашей становятся в первой половине XVIII в. и особенно в пореформенный период XIX в.
Удельный вес чувашей в башкирском крае с начала XVIII в. до середины XIX в. возрос в несколько раз. В конце XIX – начале XX вв. поток миграции чувашей направляется в Зауралье, увлекая в этот район и чувашское население Предуралья, в частности Белебеевского уезда Уфимской, Бугурусланского уезда Самарской губернии. Данное переселение полностью было связано со столыпинской аграрной реформой.
Основной причиной переселения чувашского населения с середины XVIII в. и в XIX в. оставалось малоземелье и усиление феодально-крепостнической эксплуатации.
Замужние чувашские женщины в платках-сурпанах. Архивное фото
Известно, что вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная языческая религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма, чему характерен дуализм, вера в Султи-тура (верховный бог) и в Шуйттана (дьявола), и богов и духов Верхнего мира – добрых, Нижнего света – злых.
Сведения о чувашских деревнях башкирского Зауралья в архивных источниках единичны. Эти деревни возникли во второй половине XIX – начале XX вв. на землях, приобретенных у башкирского населения или в местах прежних зимовок и обязательно многократно проверенных благоприятных климатических условиях.
Так сложились чувашские населенные пункты Пугачевка и Яковлевка в Хайбуллинском, Чувашский Бердяш, Надеждинск и Ивано-Кувалат – Зилаирском, Чувашская Чумаза – Зианчуринском районах.
Рассматривая вопрос заселения чувашей на Южном Урале, нельзя не отметить, что диаспора чувашей Башкортостана является одной из самых крупных в России и насчитывает более 120 тыс. человек. Они расселяются более чем в 260 населенных пунктах 27 районах республики. Наиболее компактно чуваши расселены в Аургазинском, Бижбулякском, Стерлитамакском, Кармаскалинском, Белебеевском, Шаранском, Гафурийском, Федоровском и ряде других районов, в Уфе, Стерлитамаке, Белебее.
Сооружение чувашей-лесорубов для ночлега. Фото 1900 г.
Чуваши в районах Предуралья стали селиться на башкирских землях – преимущественно в северных и западных районах Уфимского уезда в XVII – первой половине XVIII в. в связи со строительством в 1651-1658 гг. Закамской крепостной линии. Одним из факторов миграции явилось также малоземелье, увеличение размеров государственных налогов и различных повинностей.
Эти причины побуждали чувашских крестьян переселяться на окраинные земли, какими в XVIII в. считались земли Оренбургской губернии, где по слухам у башкир имелись необъятные земельные просторы. На новые земли переселялись семьями, родовыми группами, а порой и целыми селениями.
Чуваши, переселившиеся с Поволжья более двух веков назад на территорию Башкортостана, сохранили свою национальную культуру. В то же время длительное соседство и тесные контакты с татарским и башкирским населением края способствовали взаимопроникновению культур. Вплоть до наших дней для чувашей республики характерно активное чувашско-русское, чувашско-татарское, чувашско-башкирское двуязычие, а нередко и многоязычие – чувашско-русско-башкирское, чувашско-русско-татарское.
Следует заметить, что с выходом из основной этнической территории этнокультурное развитие переселившихся чувашей происходит в ином направлении. Во-первых, это обусловлено территориально-административной отдаленностью от основного этноса, во-вторых, длительным этнокультурным взаимодействием с иноэтничным окружением и ослаблением, порой утерей связей с исторической родиной.
Украшение молодой чувашки: халка алки-серьги, шарсалла май сыххи — шейное крашение, ум сакки — нагрудное украшение
Вместе с тем, этнографические исследователи показывают, что чуваши сохранили ряд архаичных элементов языковой и традиционной культуры. При этом степень её сохранности не везде одинакова и зависит от целого ряда факторов: численности, особенностей территориального расселения, характера межэтнических контактов, принадлежности к той или иной конфессии и т.д.
В то же время чуваши в Башкортостане сохранили свой родной язык. На нем осуществляется обучение в чувашских национальных школах. Кроме этого, он преподается в ряде воскресных школ городов Уфы, Мелеуза, Стерлитамака, Белебея. На чувашском языке ведется обучение на чувашских отделениях Белебеевского, Стерлитамакского педеколледжей и в Стерлитамакском филиале БашГУ, Академии наук РБ, УНЦ РАН ведутся научные исследования по чувашскому фольклору, этнографии и языку.
В Республике Башкортостан издается республиканская газета «Урал-Сасси» и несколько районных газет на чувашском языке. Все это способствует его сохранению, и в результате процент владеющих чувашским языком как родным в Башкортостане выше (85 %), чем в самой Республике Чувашия, где 78,4 % его считает родным и только 50,8 % – языком домашнего общения.
Наряд приикской чувашки. Фото из собрания историко-краеведческого музея с. Слакбаш Белебеевского района Башкирии
Чуваши Башкортостана активно двуязычны, нередко и трехъязычны. Чувашско-русское или чувашско-русско-татарское, чувашско-русско-башкирское трехязычие получили широкое распространение в урбанизированных или национально-смешанных населенных пунктах, а также в тех местностях, где чуваши живут в плотном иноязычном окружении в отрыве от компактного массива чувашского населения.
В отношении материальной культуры сложилась совершенно иная картина. Чувашская этничность проявляется несколько слабее, так как этническая культура наиболее подвержена изменениям в результате тесного контакта с коренным и другим населением, и взаимовлияние культур проходит интенсивнее.
Чувашка в национальном костюме
Элементы традиционной этнокультуры наиболее устойчивы и духовной сфере относительно хорошей сохранностью обладает травно-бытовая культура, которая в настоящее время обогащается за счет тесных контактов с исторической родиной.
Таким образом, можно констатировать, что сохранение и дальнейшее е языка и культуры является одной из важнейших задач чувашской общественности, педагогических коллективов образовательных учреждений, считающих своей второй родиной Республику Башкортостан.
На это направлена активная деятельность чувашского историко-культурного центра, который стал важным фактором развития национального самосознания чувашей Башкортостана и призван сохранять и преумножать язык, традиции и обычаи башкирского народа. Если земля башкир стала вторым домом для предков современных чувашей несколько веков назад, то для них современный Башкортостан – центр стабильности и согласия.
Автор М.М. Утягулов. К вопросу расселения чувашей в Башкирском Зауралье и сохранения самобытности народа //Опыт реализации языковой политики в субъектах Российской Федерации. Мат-лы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа. Печатается в сокращении.