Торговый путь через Волгу в европейской экономике IX-XI вв.
Великий Волжский путь, всегда играл важную роль в международных экономических отношениях. Он является не только магистралью, связующей север и юг Восточной Европы, но и втянут в сложную систему трансъевропейских торговых отношений. Именно это мы и хотели показать на исторической карте-схеме.
Историки и географы согласны между собой в том положении, что путь по Волге возник еще в VIII веке до н.э. в период существования ананьинской культуры. Сведения о путях сообщения между областью озера Меларен на Скандинавском полуострове и Средним Поволжьем, согласно данным археологических раскопок, а также письменных источников — скандинавских саг, появились в Средней Швеции в эпоху бронзы. Важными письменными источниками, сообщающими о Волге и в целом Балтийско-Волжском пути, являются русские летописи, сочинения арабских и персидских авторов.
«Повесть временных лет» подробно описывает круговорот торговых путей на Валдайской возвышенности начала XII века: «Когда же поляне шли отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок по Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же и из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно приплыть по Волге в Болгары и в Хвалиссы и дальше на восток пройти в удел Сима (Приуралье), а по Двине — в землю Варягов…»
По сравнению с «путем из варяг в греки», Волжский путь был более древним и в силу этого более важным, особенно на раннем этапе развития балтийской торговли. Арабский географ Ибн Хаукаль рассказывает о Булгарии и хазарской торговле, о связи между Скандинавией и Средней Азией: «Волгой и Балтийским морем хорезмийские купцы проникали до страны Йаджудж и Мад-жудж (т.е. до Скандинавии)».
Сохранившиеся до наших дней записки и сочинения арабских и персидских ученых и путешественников IX-XI веков Абу Юсуф ал-Кинди, Абу Мухаммед Ахмад ибн Асам ал Куфи, Аль-Масуди, Ахмад ибн-Фадлана, Ибн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха и другие представляют ценность благодаря своим «дорожникам», где они подробно описывают путешествия, останавливаясь даже на незначительных мелочах.
Другой категорией источников, позволяющих говорить о торговых путях раннего средневековья, являются материалы археологии и нумизматики. Самыми ценными среди них остаются клады восточного серебра. Идя по следам кладов куфических монет, можно безошибочно установить основные балтийские центры, откуда брал свое начало торговый путь на Восток.
Это в значительной степени помогает при решении другого весьма важного вопроса истории средневековой волго-балтийской торговли -выяснению того, какие народы по-преимуществу занимались этим промыслом, чьи корабли устремлялись вниз по Волге к берегам Кавказа и Ирана?
Волжский путь через Каспийское море вел в арабские страны Средней и Передней Азии, а по нижнему Дону — в Черное море и Византию. Эти связи были настолько интенсивными, что у некоторых арабских географов сформировалось представление, будто Балтийское и Черное моря непосредственно соединены морским проливом
Весьма красноречиво определил роль Волги знаменитый нумизмат конца XIX века П.С. Савельев: «Народы, населявшие огромный материк между морями Балтийским и Каспийским, были необходимым звеном в торговле Каспия и Балтики, посредниками между мусульманским востоком и европейским западом, корысть соединяла на берегах Волги и смуглявого аравитянина, и белокурых обитателей севера, подданных халифата, с языческими норманнами, славянами и чудью».
Именно политические причины послужили тому, что в IX-XI веках Великий Волжский путь стал самым популярным и интенсивным по степени эксплуатации торговым путем, В VIII веке уровень производительных сил западноевропейских «варварских государств», как и восточноевропейских государственных образований, был невысок. Не представлявшие ценности для Византии, Индии и Китая ремесленные изделия, а также отсутствие там драгоценных металлов не способствовали оживленному торговому обмену.
Интерес к мехам, сукнам (возможно, нидерландским) и прочим товарам Европы возник у азиатских купцов с развитием с конца VIII века интенсивной внутрибалтийской и западноевропейской торговли. Изобилие местных монет на рынке Арабского халифата, связанное с высоким экономическим развитием в эпоху Абба-сидов, и как следствие этого — появление восточных торговцев в других регионах мира, в частности в Европе, — совпали с развитием государственности, углублением социальной дифференциации у франков, скандинавов, славян, хазар.
Процессы складывания государственного аппарата, оформления правящей верхушки и военно-дружинной знати в Скандинавии, у славян и хазар хронологически сопутствуют притоку восточных монет.
В X веке киевские князья путем вооруженного давления создают благоприятную обстановку для торговли и на Черном море, и в Царь-граде, и в Хазарии, а при Святославе и в Волжской Булгарии. Преодолевая сопротивление кочевых орд печенегов, киевские князья вели интенсивную торговлю в трех основных направлениях: с Западной Европой, с Византией, Прикаспийской областью. В районе Среднего и Южного течения Волги сходились и перекрещивались между собой основные торговые пути.
В X веке крупную роль в транзитной торговле Запада с Востоком по Волжскому пути начинают играть волжские булгары, у которых к этому времени окончательно сложились основы раннефеодального государства. В результате этого часть городищ-убежищ превратились в ремесленно-торговые города, такие как Булгар, Сувар, Биляр, Казань, Ошель, Керменчук и другие.
Булгары сумели обеспечить безопасность торговых караванов, плывших по Волге, что и определило успех транзита и непосредственной торговли на Средней Волге. Кроме русских изделий, в Булгарии находят керамику Хорезма, среднеазиатскую, иранскую, византийскую посуду, бусы, привозные изделия из металла и многое другое, позволяющее видеть в Булгаре важный район на Великом Волжском пути. Среди прямых торговых партнеров Булгарии были Прикамье, Русь, племена Европейского Севера, Скандинавия и Прибалтика, Византия, Крым, Закавказье, Хазария, Хорезм, Иран, Китай. Видимо, этими областями список не исчерпывается.
На протяжении всего многотысячекилометрового пути от Балтики до Итиля и берегов Каспийского моря должны были находиться промежуточные пункты, игравшие большее или меньшее значение в общей системе балтийско-каспийской торговли, которые и нашли свое отображение на нашей карте.
С IX столетия, согласно летописным сообщениям, подтвержденными материалами археологических раскопок, на Волжском пути появляется целая сеть городов, которые своим возникновением обязаны функционированию главных водных путей сообщения.
Великий Волжский путь
Отметим только два крупных торговых, военных и политических центра X века на территории России, которые в настоящее время являются малоизвестными населенными пунктами. Это Гнездово, расположенное на открытом берегу Днепра, — географический центр скрещения двух водных магистралей: Западная Двина-Днепр-Ока-Волга и Волхов-Ловать-Днепр. И протогородской центр Тимерево, находящийся на ответвлении дорог, идущих в глубины Ростовской земли, на месте впадения р. Которосль в Волгу.
Археологически прослеживается связь Гнездова и Тимерева с торговыми поселениями Средней Швеции и не только с ними. Время образования и особой популярности этих двух населенных пунктов совпадает со временем расцвета ВВП. Другие российские города, нашедшие свое отображение на нашей карте, являются более известными и сохранили свой статус торговых центров и по сей день.
Необходимо отметить, что именно в X веке на Волжском пути складываются крупные городские древнерусские центры с высокоразвитым ремеслом, осуществлявшие широкие торговые связи и обслуживавшие целые области.
Путь из Невы в Балтийское море через Финский залив является северной оконечностью Волжского пути. С Волжским путем на Ладожском озере или позднее на Ильмене пересекался другой водный путь. Через бассейн Ильменя, прежде всего по Ловати, можно было добраться до Западной Двины, в том числе до ее южного притока — Касплю. Через Касплю, Касплянское озеро и систему волоков можно было достичь Днепра в районе Гнездова, что западнее Смоленска. Такие же волоки между Двиной и Днепром использовали и путешественники, продвигавшиеся из Рижского залива по Западной Двине вглубь страны.
По-видимому, существовало даже корабельное сообщение с помощью волоков между речными системами Днепра, Вислы и Одера. Так, в 1041 году киевский князь Ярослав совершил поход на ладьях из Киева по Днепру и Бугу против Маовшан на Нижнюю Вислу.
Система волоков связывала между собой и Одер-Варту-Нотец-Вислу. Таким образом, все четыре основные водные системы Древней Руси: Волжская, Днепровская, Волховско-Ильменская и Западно-Двинская были тесно связаны между собой посредством волоков, переходов по второстепенным рекам и имели множество вариантов связей.
Активное использование в этот период волго-донского волока указывает то обстоятельство, что арабские авторы, например, ал-Масуди, считали Дон притоком Волги. Арабы знали о волго-донском торговом пути и принимали его за единую водную систему.
Как технически функционировал такой волок? Из византийских и итальянских источников известно, что путешественники и купцы из Средиземноморья в устье Дона пересаживались с морских судов на речные, на которых они поднимались вверх по Дону до волго-донского волока. Здесь их пути разделялись. Одни отправлялись дальше по реке в земли славян, откуда начинался сухопутный путь на Оку, к верхней Волге. Другие, преодолев волго-донской волок, по Волге поднимались до Булгара или наоборот спускались к Каспийскому морю.
Сохранились свидетельства способов перетягивания судов с Волги на Дон и обратно в XVII-XVIII вв. Можно представить как этот процесс происходил и в более ранние времена. В XVII в. под корпуса кораблей грузоподъемностью 30-80 тонн подводили и крепили дубовые колёса диаметром около 1,5 метра. На корабль одевали специальную упряжь, к которой пристегивали 10-50 пар волов. Путь в 60 км такой караван преодолевал обычно за пять дней.
Есть мнение, что на самом деле волок от Волги в притоки Дона был короче — 27 км. Кроме того, скандинавские дакары были легче судов XVII века — 22-24 тонны. То есть при таких технических условиях путешествие занимало не 5-ть, а 2 дня. Перевозили суда и охраняли от степняков волоку хазары, которые брали десятую часть стоимости товара.
Важнейшими торговыми центрами Балтики, которые в IX-XI веках вели восточную торговлю, были города Волин и Бирка, а также торговые центры на острове Готланд и ряд поселений на южном берегу Балтийского моря.
Через Дорестад шла вся рейнская торговля и часть товаров, поступавших из Средиземноморья через Марсель-Бургундию в Англию. Торговые пути из экономически развитого франкского Рейнланда на Балтийском море вели через Бардовик и в районе Рерика — значительного перевалочного пункта — включались в систему балтийской торговли.
На Средней Эльбе роль перевалочного и производительного центра играл Магдебург, где сходились пути в Польшу и Силезию из Рейнланда, из Чехии и Тюрингии, далее они шли через Ганновер-Мекленбург-Висмарскую бухту или Хафельсберг-Мюриц-Одерскую лагуну, равно как через Бранденбург-Одерскую лагуну, на Балтику.
На Одере в эту систему сообщений между севером и югом Европы, помимо прибрежных городов Волина и Щецина, входили Вроцлав и Ополе. У Вроцлава одерская трасса выходила на большую континентальную торговую магистраль из Средней Азии через Киев, Краков, Герлиц, Эрфурт, Майнц, Верден, Кордову в Испании. С Одерского пути через Моравские ворота торговцы попадали в Среднее Подунавье. По пути Щецин-Волин или Гданьск-Висла в балтийскую торговлю включались ранние города Великополыпи.
Итак, обширные торговые операции на территории европейского континента впервые получают небывалый размах с момента оформления государственных образований. Вся Европа, Азия, несколько портов Северной Африки пронизываются сетью торговых путей как водных, так и сухопутных, где это возможно.
Исследователи средневековой экономики указывают на дифференциацию в сфере международной торговли между разными областями.
Региональная деятельность торговцев разной национальности определяется примерно так: северная, центрально- и восточноевропейская торговля сосредоточивается в руках скандинавов, славян; средне- и центральноазиатская до Дальнего Востока и частично южнорусская — в руках согдийцев; идущая от Багдада в Ирак и Среднюю Азию — в руках иранцев и евреев; морские пути принадлежали в основном грекам и персам и т.д.
Русь в IX-X столетии держала монополию на поставку византийских товаров для целого ряда стран Скандинавии, Прибалтики, Германии, так как Средиземное море, бывшее в руках норманнов, плохо связывало Запад с Востоком, доступ к Царьграду через Средиземное море был только у Италии, а воинствующие мадьяры отрезали Западную Европу от Византии.
Из Византии и стран Арабского халифата вывозились шелковые ткани под общим названием «паволок» (парча, виссон, пурпур, багрец, «дорогие оксалиты» — ткань с рисунком в «шесть нитей»), украшения, фрукты, благовония, красящие вещества, драгоценные камни, стекло, благородные и цветные металлы. Некоторые товары арабы привозили в свою очередь из Индии и Китая. Восточными исходными пунктами Балтийско-Волжского пути, которые не вошли в нашу карту, были известные крупные города Бухара, Самарканд, расположенные на р. Джейхун (совр. р. Зеравшан, Узбекистан), иранские города Керман, Шираз.
Волжские булгары вывозили зерно, коней, скот, меха, изделия из кожи, серебра, керамику. Меха продавались большими связками по несколько десятков штук, а иногда и тысячами. Русь экспортировала пушнину, воск, мед, ремесленные изделия — мечи, кольчуги, замки, лен. Воск являлся ценным товаром из-за потребности в освещении и вывозился бочками или пудовыми кругами. В арабских странах высоко ценились славянские женщины, которых скупали в гаремы или ткацкие мастерские.
В портовых городах рабов брали в гребной флот. Работорговля имела в средневековье особый размах, так как не прекращались военные действия и пленные составляли обязательный трофей. Почти все торговцы любых национальностей возили рабов на продажу и на бартерные сделки.
Скандинавские страны вывозили моржовую кость и шкуры, пушнину, железо, жировик (мягкий известняк, который в свежедобытом виде легко режется, но при высыхании твердеет и приобретает огнеупорные свойства). Южнобалтийские государства экспортировали янтарь, украшения, керамику, зерно, меха.
Роль валюты в торговых операциях играли арабские серебряные дирхемы весом 2,97 г, так как в Европе монеты не чеканились. Чем дальше на запад попадала дирхема, тем большую ценность она приобретала. Например, по шкале ценностей в Ираке одна дирхема равнялась 6 дневным рационам пшеницы на человека, а уже в Праге за дирхему давали 75 дневных рационов. Согласно арабским и европейским источникам, самым дорогим товаром были рабы.
За человека могли дать от 200 до 400 г серебра, причем женщины ценились намного дороже. Лошадь покупалась за 150 г серебра, меч — за 125 г, одна стеклянная бусинка равнялась по цене одной шкуре куницы или одному дирхему.
Прежде чем попасть в руки непосредственного покупателя, товар многократно обменивался, выкупался, перевозился на огромные расстояния и довольно долгое время находился в пути, так как торговые караваны шли иногда месяцами.
Справедливость требует отметить, что Балтийско-Волжский путь далеко не всегда был артерией мирных торговых сношений. Довольно часто отряды славян появлялись в водах Каспийского моря с намерениями, не имевшими ничего общего с торговлей.
По мере укрепления Киевского государства оно ставило под свой контроль международную торговлю на основных водных магистралях. Важной политической задачей для него была борьба с Хазарией, которая фактически держала под контролем всю волжскую торговлю. Ослабление халифата и нашествие кочевых народов поставило под угрозу торговые центры Балтийско-Волжского пути, расположенные на берегах Каспийского моря.
К концу X века Хазарское государство было уничтожено, печенеги перерезали Волжский путь. С этого времени главной линией коммуникаций, по мнению ряда исследователей, становится Волховско-Днепровский «путь из варяг в греки» и основные материальные результаты торговли со Средиземноморьем концентрируются в Киеве.
В то время, когда воины с мечом в руках шли завоевывать новые земли, когда рождались новые государства и появлялись новые границы, разделяющие народы, одновременно прокладывались новые торговые пути на воде и на суше, которые соединяли народы, доказывая им необходимость мирного сосуществования.
Пожалуй, самым зримым воплощением экономического роста, вызванного, в числе прочего, и функционированием Волжского пути, явился бурный рост средневековых торгово-ремесленных городов. Наша карта позволяет предметно представить масштаб внутриевропеискои торговли по водным артериям и сухопутным магистралям, связующим эти города.
Приложение
Торгово-экономические центры Европы IX-XI веков
Дорестад (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Нидерландов)
Нидарос (совр. г. Тронхейм, Норвегия)
Бирка (с 975 г. не сущ-т, находился на оз. Меларен, Швеция)
Антверпен (устье р. Шельды, Бельгия)
Роскильде (совр. г. Роскилле, Дания)
Аркона (в наст, время не сущ-т, находился на о. Руяна — совр. о. Рюген, Германия)
Гамбург (в устье р. Эльбы, Германия)
Ольденбург (на р. Хунте, Германия)
Ганновер (на р. Лайне, Германия)
Магдебург (на р. Эльбе, Германия)
Кельн (на р. Рейн, Германия)
Ахен (Германия)
Бранденбург (на р. Хафель, Германия)
Буку ( с 1143 г.- г. Любек, Германия)
Рерик (в наст, время не сущ-т, находился на терр. Земли Мекленбург, Германия)
Хафельсберг (часть совр. г. Берлина, Германия)
Хедебю (в наст, время не сущ-т, находился к югу от г. Шлезвига, Германия)
Волин (в наст, время не сущ-т, находился на о. Волин, Польша)
Щецин (устье р. Одра, Польша)
Колобжег (порт, Польша)
Ополе (на р. Одре, Польша)
Оломоуц (на р. Мораве, Чехия)
Пожонь (на р. Дунай, совр. г. Братислава, Словакия)
Београд (совр. г. Белград, Сербия)
Рагузда (совр. г. Дубровник, Хорватия)
Доростол (с 1388 г. — г. Силистр, Болгария)
Линданис (с 1212 г. — г. Ревель, совр. г.Таллин, Эстония)
Албрехт (совр. г. Рига, Латвия)
Ладога (совр. г. Старая Ладога, Россия)
Синеус (Белоозеро, совр. г.Белозерск, Россия)
Керменчук (в наст, время не сущ-т, находился близ д. Рус. Кирмени на р. Кирмянка, Татарстан)
Биляр (в наст, время не сущ-т, находился около совр. с. Билярск, Татарстан)
Ошель (в наст, время не сущ-т, находился близ д.Богдашкино на р. Кильна, Татарстан)
Болгар (в наст, время не сущ-т, находился около совр. г. Болгар, Татарстан)
Сувар (близ д.Кузнечиха на р. Утка, Татарстан)
Саркел, Белая Вежа (в наст, время не сущ-т, находился на р. Дон, Россия)
Итиль, Саджин, Камлидж (совр. г.Астрахань, Россия)
Каффа (совр. г. Феодосия, Крым)
Керчев (совр. г. Керчь, Крым)
Корсунь, Херсонес (совр. г. Севастополь, Крым)
Таматарха (с 965 г. — г. Тмутаракань, находился на Таманском п-ве, Россия)
Семендер (в наст, время не сущ-т, находился в северной части Дагестана)
Шемаха (столица обл. Ширван, ныне город в Азербайджане)
Шабран (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Куба, Азербайджан)
Тифлис (совр. г. Тбилиси, Грузия)
Эребуни (совр. г. Ереван, Армения)
Ани (в наст, время не сущ-т, находился на пр. берегу р. Ахурян, Армения)
Гилян (порт, наход. на терр. совр. обл. Гилян, Иран)
Тавриз (совр. г. Тебриз, восточнее оз. Урмия, Иран)
Рей (в наст, время не сущ-т, находился близ г. Тегеран, Иран)
Трапезунд (совр. г. Трабзон, Турция)
Константинополь (Царьград, совр. г. Стамбул, Турция)
Никомедия (совр. г. Измир, Турция)
Антиохия (совр. г. Антакья, Турция)
Эфес (в наст, время не сущ-т, находился на зап. побережье М. Азии, Турция)
Солунь (совр. г. Салоники, Греция)
Танджа (Гибралтарский пролив, совр. г. Танжер, Марокко)
Автор: Гульнара Аминова