Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников

8-87770768 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Легион «Идель-Урал»: попытки реабилитации коллаборационизма среди татар в годы Великой Отечественной войны в Татарстане в постсоветский период 

Политические процессы в России после распада СССР в 1991 году привели к кардинальному пересмотру политического прошлого страны и историю проживающих ее народов. Исчезновение идеологического контроля со стороны правящей партии и государственного аппарата за гуманитарными науками породили собой не только положительные изменения в исторической науке (плюрализм мнений, оценок, возможность изучать ранее запретные темы, пересмотр и отход от советско-марксистской концепции истории и др.), но и отрицательные — откровенная фальсификация, мифологизация прошлого, искажение картины прошлого и др.

В национальных республиках в 1990-е годы происходила откровенная политизация и националистическое безумие в исторической науке, когда в стремлении дать «подлинную национальную историю» титульного этноса прошлое сознательно интерпретировалась в шовинистическом и русофобском духе.

Националистический реванш в эпоху печально известного «парада суверенитетов» 1990-х годов коснулся не только политики, но и гуманитарных наук. К огромному сожалению, мы стали свидетелями того, когда некоторые историки в Татарстане еще недавно выпускавшие книги, восхвалявшие КПСС, революционеров-большевиков, интернационализм советского строя, принялись активно публиковать работы порой с прямо противоположной интерпретацией фактов, оценок и выводов.

volgai_tatar2 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Этот феномен историков-«хамелеонов», поменявших свои взгляды со сменой политической ситуации в стране, еще обязательно предстоит изучить специалистам и дать оценку таким «перевертышам» от науки.

Одним из полей битвы за историю стала интерпретация Великой Отечественной войны (1941-1945). Сегодня опубликовано много литературы на тему разной трактовки причин начала, хода, отдельных эпизодов и  итогов этого периода отечественной истории: постсоветская отечественная историография насчитывает несколько сотен изданных книг по тематики этой войны (достаточно зайти в любой книжный магазин, подойти к полке с литературой по истории, чтобы убедиться, что не меньше половины продаваемых книг посвящено Второй мировой войне).

Это говорит о том, что несмотря на то, что события того времени с каждым годом все дальше и дальше уходят в прошлое, интерес к Великой Отечественной войне не утихает.

Среди одной из тем, вызывающих споры и разногласия даже в среде профессиональных историков, является проблема коллаборационизма советских граждан во время Великой Отечественной войны. Масштаб этого явления оценивается приблизительно в 1,2 млн. человек, правда, при публикации численности сотрудничавших с нацистской Германией граждан СССР всегда делается уточнение, что оно носило далеко не всегда добровольный характер.

Такое уточнение было справедливым: поскольку многие вооруженные части вермахта, формировавшиеся из числа представителей народов СССР, комплектовались из военнопленных солдат Красной Армии, естественно, в силу своего статуса в концлагере шли на коллаборационизм, находясь перед выбором: умереть в лагере или продолжить жить. Наличие в рядах германской армии коллаборационистов из числа татар Поволжья, составлявшие порядка 12,5 тысяч человек, также стоит рассматривать именно в этом контексте.

Естественно, что в татарском коллаборационизме, как и в любом другом, были идейно мотивированные люди, которые пошли на это не просто по выбору, а именно из-за желания воевать с большевиками за возможность добиться реализация сепаратистских планов образования независимого или находящегося под протекторатом Германии татарского государства «Идель-Урал».

Неважно, что в Берлине никто не рассматривал всерьез такие геополитическое проекты послевоенного развития Восточной Европы в случае победы Германии в войне с СССР, более того, порой немецкое командование выступало категорически против подобных рассуждений. Главным было стремление сформировать готовых к вооруженной борьбе в рядах вермахта боеспособных воинских подразделений из числа коллаборационистов. И основная масса вставших на путь сотрудничества исходила из элементарного желания выжить, оказавших в плену.

Изучение татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны началось еще в советское время и связано с признанием героизма поэта Мусы Джалиля (1906-1944). Хотя его имя после войны вплоть до 1956 года не упоминалось вообще [2], поскольку он в глазах многих вернувшихся с войны татар был предателем (до недавнего времени в Татарстане еще были живы ветераны, которые рассказывали о том, что оказавшись в плену, в концлагерях, видели своими глазами, как к ним приезжал сотрудник комитета «Идель-Урал» Муса Джалиль и агитировал вступать в восточные батальоны вермахта, т.е. в их глазах открыто был пособником нацистов).

Читайте также:  Казань ищет террористов, одетых «не по сезону»

Лишь затем, когда была обнаружена «Моабитская тетрадь», а сокамерники по тюрьме рассказали о подвиге поэта, начался процесс его реабилитации. Огромную роль в этом сыграл писатель и литературовед Рафаэль Мустафин, опубликовавший в 1971 году биографическую книгу о Джалиле «По следам поэта-героя», в которой рассмотрел все перипетии деятельности писателя в плену.

Книга впоследствии неоднократно переиздавалась в разных авторских редакциях, но именно в ней Мустафин коснулся проблемы татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны впервые, указав на то, что и среди тех, кто пошел на сотрудничество с нацистами, были те, кто вел антифашистскую подпольную работу с целью организации восстания, что и было реализовано в 825-м батальоне, перешедшем в Белоруссии на сторону советских партизан.

img_3392 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Солдатская книжка военнослужащего легиона «Идель-Урал»

Другой исследователь темы татарского коллаборационизма, дотошно изучивший этот факт перехода татарского батальона из легиона «Идель-Урал» на сторону белорусских партизан, в прошлом сотрудник КГБ, кандидат исторических наук Рустем Гайнетдинов в своих публикациях с 1990 года обратился к этой проблеме. Его позиция по проблеме коллаборационизма среди татар была четкая и понятная: да, не стоит однозначно и огульно осуждать всех коллаборационистов как «предателей Родины», среди них были те, кто сделал это вынужденно, используя такую возможность, чтобы бороться, находясь внутри немецкой военной машины на поражение Германии. Муса Джалиль в этом отношении один из таких: оказавшись в плену, он согласился пойти работать в легион «Идель-Урал», чтобы начать вести антифашистскую деятельность с целью срыва планов германского командования по использованию советских военнопленных-татар против Красной Армии. История 825-го батальона тому лучшее доказательство.

8706-193x300 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН Наибольший вклад в историографию истории татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны внес профессор Казанского федерального университета Искандер Гилязов. Ему принадлежит 2 большие монографии по этой теме, в которых он постарался охватить эту проблему максимально широко, комплексно и отойти от того взгляда, что коллаборационизм – это всегда однозначное предательство: «С правовой точки зрения военный коллаборационизм – это измена, нарушение присяги, и поэтому это юристами оценивается как преступление, однако с противником сотрудничали не только военнопленные, но и гражданское население».

Непризнание женевской конвенции о военнопленных Советским Союзом создало для оказавшихся в плену красноармейцев невыносимые условия, что толкало многих из них на сотрудничество с нацистами. При этом идейных коллаборационистов было гораздо меньше, чем тех, кто вступал в ряды вермахта из приспособленчества и желания просто выжить.

«В конечном счете, одно можно сказать: коллаборационисты – это всегда проигравшие», – констатировал историк на одной из конференций.

Таким образом, историография этой проблемы только в Татарстане имеет под собой широкий пласт серьезных работ, которые позволяют понять весь масштаб темы татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны. Исследователи стремятся аккуратно давать оценки этому явлению, подчеркивая его неоднозначность и многоплановость.

8787 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН 807987657 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Совершенно иной взгляд имеют на коллаборационизм в годы Второй мировой войны татарские национал-сепаратисты. Во многом отход от однозначной оценки коллаборационизма как измены в постсоветское время привел к тому, что некоторые представители татарской общественности сотрудничество с нацистами стали воспринимать как правильное поведение.

Татарские сепаратисты пошли по пути не просто оправдания коллаборационистов, а принялись героизировать подобных персонажей якобы боровшихся за независимость татарского государства. Имена Гарифа Султана (1923-2011), Ахмета Тимера (1912-2003) и Шафи Алмаса (1885-1954), идейных вдохновителей создания татарского легиона «Идель-Урал» в составе вермахта, стали интерпретироваться в качестве борцов национально-освободительного движения.

Читайте также:  Кряшены поют яркие и самобытные песни

Однако первые двое, пережившие распад СССР, тем не менее, так никогда и не приехали на Родину, которой они изменили. Видимо, страх быть встреченными далеко не дружелюбно своими соплеменниками в России так и не позволил им приехать. Оба умерли на чужбине: Султан умер в Германии, Тимер в Турции.

Единственный вернувшийся после распада Советского Союза из легионеров «Идель-Урала» на Родину был Минхадж Исмагилов, приехавший в 1990-е годы в родную татарскую деревню Шигырдан (Чувашия), но встреченный весьма прохладно земляками.

19 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН Последние годы в интернет-пространстве идет активная пропаганда по десакрализации Дня Победы, призывы не праздновать эту красную дату календаря. Из всех государственных праздников гражданско-патриотической направленности (День России, День Конституции России, День народного единства, День Победы) только 9 мая воспринимается всем населением именно как праздник.

На многих исламистских сайтах стали звучать призывы выбрасывать георгиевскую ленточку как «православную тряпку», не возлагать цветы к памятникам советским воинам и Вечному огню, потому что это «идолопоклонство», а Адольф Гитлер стал интерпретироваться как «покровитель ислама», разрешавший молиться мусульманам-военнопленным.

363674787568 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Дошло до того, что появились такие руководители, которые из религиозно-идеологических убеждений запрещают отмечать 9 мая праздник Дня Победы своим сотрудникам. День Победы – сегодня в начале XXI века это та духовная скрепа, которая соединяет постсоветское поколение молодежи с героическими достижениями советского народа, и нанести удар по этому празднику является задачей тех, кто хочет развала России как правопреемницы СССР. Поэтому неслучайно, что сейчас началась  кампания по очернению этого праздника.

В Татарстане активно реабилитацией коллаборационизма стала заниматься печально известная писательница, председатель Милли Меджлиса татарского народа, член исполкома Всемирного конгресса татар Фаузия Байрамова, получившая в народе прозвище «бабушка татарского сепаратизма».

28 марта 2009 года на Татарском всемирном сервере «Татарларру» она опубликовала свою статью «К 65-летию Курултая легиона Идель-Урал». Сделала она это по случаю 65-летнего юбилея некоего «курултая», прошедшего 4-5 марта 1944 года в немецком городе Грайсфальде и посвященного образованию т. н. государства «Идель-Урал». Вторя геббельсовской пропаганде, Байрамова воскрешает замшелый миф о том, что татары не только отвечали фашистам искренней взаимностью, но и сами рвались в бой на всех фронтах, как против ненавистного «русского большевизма», так и против его треклятых союзников.

«В Татарском энциклопедическом словаре, – пишет она, – говорится, что в легионе «Идель-Урал» было 7 военных батальонов, что легионеры были отправлены на борьбу с партизанами в Европу, Белоруссию и Украину, где большинство из них якобы перешло на сторону партизан и начало воевать против Германии. Это неправда. Большинство тюрко-татарских легионеров воевало на стороне Германии до окончания войны. Все они были задействованы в военных операциях на территории Бельгии, Франции, Голландии, Польши, Украины и Белоруссии. Поэтому зная, что некоторые легионеры переметнулись на сторону советов и жестоко карая их за это (казнь джалиловцев), германское руководство в целом было довольно работой легиона Идель-Урал. За поступок джалиловцев легион не был распущен, а его члены не были отправлены в концлагеря».

Думаю, что ни у кого не может быть никаких сомнений, на чьей стороне симпатии члена исполкома Всемирного конгресса татар Фаузии Байрамовой:

«Татарские легионеры остаются верными данной клятве и с оружием в руках борются за освобождение своей родины от врага. Настолько велико было стремление татарских мужей к свободе, к восстановлению утраченной независимости, что они ринулись с помощью Гитлера рвать оковы 400-летнего рабства. Все они пали смертью храбрых за независимость Идель-Урала. Все они прекрасно понимали, что им больше никогда не представится такая возможность, поэтому старались воспользоваться этим последним шансом. Разве можно винить их за это?», — вещает она.

Как отмечают наблюдатели, остаётся лишь посочувствовать Фаузие Байрамовой, что она не имела возможность задать этот «справедливый» вопрос на Нюрнбергском процессе.

Однако в своей статье Фаузия Байрамова не просто воспевает «освободительную миссию» фашистов и глумится над памятью героев. Помимо этого, здесь прослеживается и вполне конкретный современный политический подтекст. «Немецкая идея национал-социализма была объединена с татарской идеей национальной независимости», — делает вывод Фаузия Байрамова. «Впрочем, быть может, власти Татарстана и не считают публикацию Байрамовой противозаконной?», — задаются резонным вопросом наблюдатели.

Читайте также:  Изгнанный из Уфы Исрафилов в Оренбурге награжден орденом

К чести татарской интеллигенции нашлись те, кто выступили с решительным осуждением подобной формы реабилитации коллаборационизма, героизации откровенных предателей, романтизации образа пособников нацизма и очернению подвига татар, воевавших в Красной Армии и в партизанском движении. В первую очередь, против Байрамовой высказывались исследователи татарского коллаборационизма, более компетентные, чем она в этом вопросе: Рафаэль Мустафин, Искандер Гилязов, Рустем Гайнетдинов.

13 мая 2013 года в Казани прошла научная конференция «Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период», на которой специально был поднят вопрос о героизации коллаборационистов. Это на сегодняшний день пока единственный случай, когда состоялось обсуждение этой самой проблемы реабилитации татарского коллаборационизма. Тогда участники конференции отметили, что тема коллаборационизма советских мусульман в годы Великой Отечественной войны приобрела в последнее время политическое звучание, и вместо строго научного его изучения профессиональными историками, наметилась тенденция к героизации самого факта сотрудничества с нацистской Германией.

9890786 Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников Защита Отечества Люди, факты, мнения ТАТАРСТАН

Культ татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, продолжает находить поддержку и сочувствие у татарской национально озабоченной интеллигенции. Так, в 2007 году вышла книга «Освободительная война татарского народа» историка Нуруллы Гарифа, которая рассчитана на детскую аудиторию. Так вот в иллюстрациях к этому изданию, выпущенному солидным тиражом, символика легиона «Идель-Урал» была помещена в книге прямо на обложке. Нетрудно догадаться, что содержание этого труда, на мой взгляд, было русофобским, а через всю книгу проходила красной линией неприязнь к России.

В учебнике «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» под авторством татарских историков Дании Сабировой и Якуба Шарапова дается весьма странный взгляд на Великую Отечественную войну. Интерпретация исторических фактов построена таким образом, что неизбежно наталкивает учащихся (учебником пользуются студенты в казанских вузах) к следующему выводу: победа в Великой Отечественной войне — это победа одних оккупантов над другими.

Поэтому неудивительно и то, что в учебнике фактически комплиментарно описывается деятельность созданного гитлеровцами комитета «Идель-Урал»: «В Германии… сформировалось и стало действовать эмигрантское татарское движение, предпочитавшее победу Германии в этой войне. Во главе его стал комитет «Идель-Урал» с одноимённой газетой. Комитет и газета считали, что развал в России коммунистического абсолютизма откроет путь для восприятия западной демократии, а следовательно, и становления демократической татарской государственности». «В…войне они видели кроме её беспощадной разрушительной силы ещё и возможность открытия пути для преодоления имперской сущности союза и национального возрождения татарского народа».

К сожалению, серьезного отпора в информационном пространстве подобному явлению героизации коллаборационистов в Татарстане не дается. И точно также, как происходит реабилитация пособников гитлеризма в странах Прибалтики и на Украине, власовцев в русских общественных кругах, точно также сейчас мы наблюдаем этот процесс и в среде татарской общественности.

Это очень печальный факт, учитывая, что реабилитаторы и современные адвокаты предателей полувековой давности занимают посты в крупных общественных организациях, играющих важную роль в политической жизни татарского народа: Фаузия Байрамова вот уже много лет остается членом исполкома Всемирного конгресса татар, регулярно выступает на съездах с участием руководства Республики Татарстан, что создает ощущение в том, что тем самым ее действия негласно одобряются со стороны правящей элиты. Пока, к сожалению, исходя из вот это, у меня нет никаких оснований считать, что дальше тенденция к оправданию пособничества нацизму и героизации татарского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны в Татарстане не продолжится.

Легион «Идель-Урал»: попытки реабилитации коллаборационизма среди татар в годы Великой Отечественной войны в Татарстане в постсоветский период 

Автор: Раис Сулейманов

2 thoughts on “Татарские историки увлеклись оправданием военных преступников

  1. Раиска сам тот ещё коллаборационист! 😂отщепенец и кляузник готовый продать свой народ за тридцать серебряных. Так что тема предательства ему хорошо знакома!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =

Next Post

Атомные бомбы на выставке в Челябинске

Вт Дек 8 , 2015
Выставка «Ядерный щит России» открылась в Челябинском краеведческом музее. Здесь можно увидеть боевые части баллистических ракет, авиабомбу, самый маленький ядерный артиллерийский снаряд, элементы настоящего реактора […]
Атомные бомбы на выставке в Челябинске