Исследователь Поволжья Михаил Худяков

m.g.-hudjakov-jpg Исследователь Поволжья Михаил Худяков

Михаил Георгиевич Худяков — археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья. Родился 3 сентября 1894 г. в г. Малмыже (современная Кировская область). Отец — купец второй гильдии Егор Павлович Худяков, мать — Анна Михайловна.

В 1906 г. Михаил Худяков поступает в 1-ю Казанскую гимназию, которую оканчивает 1 июля 1913 года при отличном поведении и отличных знаниях по всем предметам. Он награждается золотой медалью 3. С такими успехами путь в высшую школу ему был открыт.

В 1914-1915 годах он участвует в раскопках в Болгарах и Билярске 5. В сентябре 1914 года М. Худяков ходатайствует о получении отсрочки по отбыванию воинской повинности. Прошение было удовлетворено. Однако в 1916 году он был призван с третьего курса на военную службу ратником второго разряда 6.

mihail-hudjakov-jpg Исследователь Поволжья Михаил Худяков

17 июля 1913 г. Михаил Худяков подал прошение на историческое отделение историко-филологического факультета Казанского университета и 9 августа стал его студентом

mihail-georgievich-hudjakov-jpg Исследователь Поволжья Михаил Худяков

Дом, в котором родился и жил М.Г. Худяков в Малмыже на углу Казанской и Зеленой улиц

Где служил Худяков, неизвестно, но 1 октября 1918 года, вернувшись в Казань и поселившись на ул. Малая Красная, д.24, он подает прошение о зачислении его вновь студентом исторического отделения 7. Не установлено пока, куда Худяков устроился после окончания университета. Есть сведения о работе его в одной из школ Казани.

mihail-hudjakov-kn Исследователь Поволжья Михаил Худяков

Книга М.Г. Худякова о родном городе — Исторический очерк города Малмыжа. 1915. — Вятка. Губернская типо-литография. Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1916 г. Вып. 1-2

С 1919 года судьба связывает Михаила Георгиевича с Казанским губернским музеем, где он работает хранителем археологического отделения, затем — заведующим историко-археологическим отделом, является членом коллегии музея 8.

В ноябре 1919 года Худяков просит принять его в Северо-Восточный археологический и этнографический институт преподавателем эпизодического курса по археологии Болгар и по угро-финским древностям 9. В 1920/21 учебном году он ведет здесь занятия по первобытной культуре и чудской культуре 10.

В эти годы Михаил Георгиевич активно сотрудничает с Обществом археологии, истории и этнографии, работает по совместительству в различных отделах Наркомпроса Татарии. Он является одним из организаторов Общества татароведения -его секретарем, составляет археологическую карту ТАССР, выступает с докладами «Борьба Казани с Москвой», «Деревянное зодчество казанских татар», активно печатается.

Читайте также:  Татары в Белоруссии

Несколько ранее, в 1915-1917 гг. в «Трудах Вятской ученой архивной комиссии» появляется цикл публикаций Худякова по истории Малмыжского уезда. Он выпускает рукописные журналы в Малмыжском музее; собирает татарские легенды и песни, названия сел и рек, имена и фамилии, составляет комментарии к ним 11.

М.Г. Худяков прекрасно говорил на французском и немецком языках, кроме этого владел татарским, марийским, чувашским и удмуртским.

Михаил Худяков известен исторической книгой «Очерки истории Казанского ханства» — это монографическое исследование многие десятилетия оставалось единственным в советской исторической литературе на эту тему

В 1923 году выходит в свет самый главный труд ученого — «Очерки по истории Казанского ханства», Книга вызвала огромный интерес и живые отклики в печати. Сам он был настроен довольно критически, отмечая, что «многое еще остается неясным», что «работа совершенно не претендует на полноту».

В «Очерках…» отразился уровень исторической науки того времени, разработанности источниковой базы. Не лишена она характерного для 20-х годов упрощенного социологизма, возникшего под влиянием школы М.И. Покровского.

Худякова отличает прежде всего объективный подход к оценке событии и личностей. Ему чужда фальсификация. Отмежевываясь от имперских историографических традиций и пытаясь их разрушить, Худяков всегда был точен в своих выводах. Об этом писал в своей рецензии С. Порфирьев 12, на такого рода ошибки указывал академик В. Бартольд. Однако это был честный исследователь, чуждый фальсификации, стремившийся объективно подходить к оценке событий и личности, восстановить историческую справедливость.

На казанский период жизни Худякова приходится его бурная деятельность в области музейного дела. Это и организация музея в Малмыже, церковного музея, и работа с коллекциями Центрального музея, и публикация статей по музееведению.

В 1926 году Михаил Георгиевич покидает Казань и переезжает в Ленинград. Поступает работать в Публичную библиотеку, а затем в аспирантуру Института материальной культуры, которую оканчивает в 1929 году и остается работать в институте. Но и здесь он продолжает заниматься проблемами истории и культуры народов своего родного края — Среднего Поволжья. Печатается в Ленинграде и Казани.

Читайте также:  Казарез (Козарез)  - Уфа от А до Я

Многие его рукописи не изданы и ждут своего исследователя — «Древнее Поволжье до V века», «Религиозные верования в эпоху родового общества» и другие. Худяков активно участвует в археологических и этнографических экспедициях. В феврале 1936 года он был утвержден в ученой степени доктора исторических наук, без защиты. Случай беспрецедентный в исторической науке. А 9 сентября того же года Худяков арестован с группой ленинградских ученых по обвинению в троцкизме. 19 декабря объявляется приговор — расстрел, который тотчас был приведен в исполнение.

Было ему тогда 42 года. Он, надо полагать, многое еще успел бы сделать, минуй его кровавая жатва. Но и оставленное им наследие весьма значительно. Вовлечь его в научный оборот, не дать ему затеряться, так представляется лучший способ воссоздать должное трудам и имени Михаила Георгиевича Худякова. А постоянным напоминанием о нем могло бы стать и название одной из казанских улиц.

Список использованной литературы:

1. Бартольд. В. В. Сочинения. Т. II, ч. 1. – М. – 1963.

2. Порфирьев С. Рецензия на «Очерки по истории Казанского ханства» // Записки коллегии востоковедов. Т. 1. Вып. II. – 1926.

 

 Примечания:

Усманов М.А. О Михаиле Худякове и его книге: М.Худяков. Очерки истории Казанского ханства. Казань. Фонд ТЯК, 1990.

ЦГА РТ. Ф.977. Оп.л/д. Д.41056. Лл.10, 11.

Там же. Лл.8,9.

Там же. Л.7.

ЦГА РТ. Ф.2021, ОпЛ.Д.31. Отчет за 1922 г.

ЦГА РТ. Ф.977. Оп.л/д. Д.41056. Лл.18, 13. 17.

Там же. Л.5.

ЦГА РТ. Ф.2021. Оп.1. Д.17. Л.91; Д.31. Отчет за 1922 г.

ЦГА РТ. Ф.1339. Оп.1. Д.29. Л.46.

Там же. Д. 16. Лл.45, 71,75.

Н.ЦГА РТ. Ф.2021. Оп.1. Д.31. Отчет за 1922 г.

Порфирьев С. Рецензия на «Очерки по истории Казанского ханства»// Записки коллегии востоковедов. Т. 1.Вып.II, 1926.

П.Бартодьд В.В.Соч.Т.И, Ч.1.М., 1963. С.712.

 

Читайте также:  Уфимская тюрьма - Уфа от А до Я

 СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ М.Г. ХУДЯКОВА ПО ИСТОРИИ ПОВОЛЖЬЯ

(список не претендует на полноту).

Археология в приволжских автономных областях и республиках за 15 лет // Проблемы истории материальной культуры, 1933, N 1-2. С.15-22.

А.Ф. Лихачев, как археолог // Казанский музейный вестник. 1922, N 2. С.3-34. С портр.

Вотские родовые деления // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т.З0. Вып.З. 1920. С.339-356.; Т.31. Вып.1. 1920. С.1-16.

Из истории местного края: О Казанском царстве // Вестник просвещения, 1921. N 1. С.20-25.

Казань в XV-XVI столетиях // Материалы по истории народов СССР, 1932. N 2. C.VII-XXV.

К вопросу о датировке булгарских зданий // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТАССР. Вып.4. Казань, 1930. С.36-48.

К истории Казанского зодчества // Казанский музейный вестник, 1920. N 5-6. С. 15-36.

Китайский фарфор из раскопок 1914 г. в Болгарах // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т.ЗО. Вып.1, 1919. С.117-120.

Металлическое производство в Среднем Поволжье в эпоху разложения родового строя // Проблемы истории материальной культуры, 1933. N 7-8. С.28-34.

Могильник Маклашевка II. Из археологических раскопок Казанского края // Материалы Центрального музея ТАССР, 1929. N 2. С.11-14.

Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Исторический очерк. Казань, 1922. С.22.

О необходимости переводов татарской литературы // Вестник просвещения. Казань, 1922. N 1-2. С. 43-52.

Очерки по истории Казанского ханства. Казань. Фонд ТЯК, 1990.

Петр Алексеевич Пономарев. 1847-1919 // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т.ЗО. Вып. 3, 1920. С.245-260.

Разведки в Билярске летом 1915 года // Известия общества археологии, истории и этнографии. Т. 30. Вып.1. 1919. С.59-66.

Рецензия на книгу И.В. Никольского «Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья» //Вестник просвещения — Казань, 1922, N 1-2. Стлб.126-130.

Тысячелетие мусульманской культуры в Поволжье // Вестник просвещения. Казань, 1922. N 1-2. Стлб.1-12.

Татарская Казань в рисунках XVI столетия // Вестник научного общества татароведения, 1930. N 9-10. С.45-60.

Школьные исторические музеи в Казани // Казанский музейный вестник. 1920. N 7-8. С.48-59.

 

Автор: Игорь Корнилов, заведующий отделом Государственного объединенного музея Республики Татарстан. — Эхо веков, 20.05.1995.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − пять =

Next Post

"Ночью было на редкость ясное небо, так что звёзды были прекрасно видны"

Вт Окт 7 , 2025
Максим Медоваров, «Zаписки традиционалиста» (Нижний Новгород): Вырос я в век бумажных и малодоступных книг, без Интернета. Даже в студенческие годы, когда появился Интернет, книг там […]
Про ослабление и угасание народного самосознания