Болгар (Булгар) — город в на юго-западе Татарстана, административный центр Спасского района. Расположен на левом берегу Волги в 83 км к югу от Казани (по автодороге — 200 км). Площадь города — 116 кв. км. Число жителей на 1 августа 2024 г. — 8410 чел.
Город непромышленный, здесь расположен хлебокомбинат и хлебоприёмное предприятие. Есть старый речной порт, принимающий пассажирские суда, которые ходят по маршруту Казань — Болгар. Новый речной вокзал принимает туристические теплоходы, он находится в здании Музея болгарской цивилизации. В городе есть автовокзал, названный по старому имени города Спасским.
Около современного города расположен Болгарский историко-археологический комплекс, который включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Управление объектом осуществляет Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Малый минарет и руины Ханской усыпальницы. Фото 1894 г.
Город вместе с близлежащим селом Болгары образует городское поселение город Болгар, которое охватывает территорию древнего Болгарского городища — столицы средневековой Волжской Булгарии (см. Посольство в страну тюрков, булгар и русов). На территории Болгара были обнаружены поселения эпохи неолита, бронзы и раннего железа. Появление укреплённого поселения, занимавшего мысовую часть «Коптелова бугра», связывают с именьковской культурой IV-VII вв.
Основными религиозными конфессиями в городе являются православное христианство (Чистопольская епархия Русской православной церкви) и ислам суннитского толка. Городские православные храмы и святыни — Свято-Авраамиевская церковь, Успенская церковь (недействующая), Троицкий молитвенный дом, Колодец святого Авраамия Болгарского и Владимирского чудотворца, молитвенная комната в Спасской центральной районной больнице, молитвенная комната в Спасском доме-интернате для инвалидов и престарелых. Мечети — Белая мечеть и Колодец Габдрахмана. 4 сентября 2017 г. в Болгаре торжественно открылась Болгарская исламская академия.
Булгарские поселения на территории возникли на рубеже IX-X столетий. Самые ранние укрепления X века были сооружены в устье Малого Иерусалимского оврага из-за его близости к Волге, а также на центральном плато городища.
Причина создания укреплённого поселения на высоком берегу Волги у слияния с Камой — удобное расположение, позволяющее контролировать территорию. Толчком к его созданию стало возникновение Ага-Базара — важнейшего торгового центра Волжской Булгарии.
Изучению истории Булгара и Булгарии до монгольского завоевания мешает отсутствие достоверных источников. Ученые не располагают собственно булгарскими, повествовательными источниками, такими, как древнерусские летописи. Сохранились упоминания «Истории Булгара» Йакуба ибн-Нугмана, но само сочинение утрачено.
Соборная мечеть, рисунок братьев Чернецовых, 1838 г.
В 920 году арабский географ ал-Балхи впервые упоминает о Болгаре. Кури Вантер пишет, что рядом с городом находились озёра Юхан-Васан и Шерпет. В древних арабских источниках упоминается ещё и Лебединое озеро (Аккош кӳл). Окрестная территория называлась Землёй трёх озёр.
В 922 году Волжскую Болгарию по приглашению её правителя Алмуша посетило посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, секретарём в котором был Ахмад ибн Фадлан. Он отмечает, что булгары приняли ислам.
В то время заслуженной славой пользовались булгарские мастера — ювелиры, каменщики, кожевенники, кузнецы. Булгарские ювелирные изделия, булгарские кожи, меха, мёд, булгарская кольчуга были известны во многих странах и пользовались там большим спросом. Булгарские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы и Азии. В свою очередь, торговцы из Китая, Багдада, Дамаска, Испании, Скандинавии приезжали на ежегодную всемирную ярмарку в Булгар. Многие иностранные торговые концессии имели в городе свои слободы и улицы. На карте арабского географа Идриси 1154 года Булгар и Волжская Булгария очень подробно показаны.
Малый минарет. Источник Рагозин В. Волга от Оки до Камы. Том 3. С.-Петербург. 1890 г.
До монгольского завоевания в 1236 году город представлял собой один из центров внешней торговли Волжской Булгарии. Арабские писатели X века писали о нём: «Внешний Булгар — маленький город, не занимающий большого пространства, и известен только тем, что он главнейший торговый пункт этого государства» (Аль-Балхи). «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений, известен же был он потому, что был гаванью этих государств» (Ибн Хаукаль).
В конце 1223 — начале 1224 года (конец 620 г. х.) монгольские войска Джэбэ и Субэдэя, прошедшие через Иран и Кавказ, потерпели поражение от булгар. Однако в 1229 году монголы предприняли новый поход, захватили город Саксин в нижнем Поволжье и атаковали булгарские сторожевые поселения на Яике. В том же году булгары на 6 лет продлили мирный договор с Владимирским княжеством.
Город был завоёван и сожжён в 1236 году в ходе общемонгольского Западного похода, возглавляемого вторым правителем улуса Джучи Бату. До возведения Сарай-Бату в Булгаре располагалась ставка Бату. При мусульманине Берке Булгар стал центром Булгарского улуса Золотой Орды. В период правления хана Узбека город достиг наивысшего расцвета — здесь были построены каменные здания, частично сохранившиеся.
Картина с изображением Малого минарета и руин Ханской усыпальницы.
В 1361 году князь Булат-Тимур сжёг Булгар, который, впрочем, вновь возродился. После битвы на Кондурче (1395) Булгар, как и другие булгарские города, был разрушен войсками эмира Тимура. Затем был восстановлен. В 1399 году (по другим летописям, в 1395 году Юрий Дмитриевич совершил успешный поход на Среднее Поволжье (под его командованием находились и войска его брата Василия I), разгромив четырнадцать городов, включая Булгар, Жукотин и Казань.
Село Булгары, вал и Черная палата на заднем плане. Фото 1894 г. Источник: Альбом «Волга от Истока до Каспия». Москва, А.А. Левенсон. 1903 г.
В 1431 году город был окончательно разрушен воеводой великого князя Василия II Фёдором Палецким, что, по мнению некоторых историков, положило конец надеждам на восстановление прежней Булгарии. Булгары, смешавшись с местным финно-угорским и кипчакским населением, стали основным компонентом в этногенезе казанских татар. Савиры и часть булгар, сохранивших язычество, в результате консолидации с финно-угорским, в первую очередь, марийским населением, сформировали этнос чувашей.
После после завоевания Казанского ханства в 1552 г. город вошёл в состав Российского государства. В XVII в. здесь основан православный Успенский монастырь. Развалины Болгара посещали царь Пётр I и императрица Екатерина II. С 1781 г. — уездный город Спасск Казанского наместничества, с 1796 г. — Казанской губернии. В XIX в. Спасск служил перевалочным пунктом сельскохозяйственных грузов для соседних городов. В 1856 г. в Спасске находилось 246 жилых домов, одна православная церковь, пять торговых лавок.
В 1926-1935 гг. город на картах назывался Спасск, но для отличия от городов с тем же названием иногда использовали название Спасск-Татарский. Город был переименован в 1935 г. в Куйбышев в память В.В. Куйбышева, умершего в том же году и просуществовал под этим названием до 1957 г.
В 1957 г. в результате заполнения Куйбышевского водохранилища значительная часть городской территории оказалась в зоне затопления. В 1957 г. новый город с названием Куйбышев был заложен в 23 км к юго-западу от затопленного города, в 2 км западнее села Болгар. В результате развития город почти слился с селом Болгар.
В 1969 г. создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник, ведущий раскопки, консервацию и реставрацию памятников древнего зодчества. В 1991 г. город был переименован в Болгар по имени древней столицы Волжской Болгарии, развалины которой находится неподалеку.
Руины Соборной мечети по состоянию на середину 1950-х гг.
Реконструкция внешнего вида Соборной мечети, Северного и Восточного мавзолеев
В 2010 г. начались большие реставрационные работы в рамках проекта «Культурное наследие: остров-град Свияжск и Древний Болгар». В рамках проекта в 2010-2017 гг. отреставрированы Малый минарет, Соборная мечеть, Ханская усыпальница, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Восточная палата и Успенская церковь. Были законсервированы руины Ханского дворца, Бани № 2, гончарных горнов.
На городской территории построен Речной вокзал с Музеем Болгарской цивилизации, возведены Памятный знак, посвящённый принятию ислама в Волжской Булгарии, Белая мечеть, Дом лекаря и ремесленные мастерские, Международный центр археологических исследований, Международная археологическая школа и Музей хлеба.
Созданы экспозиция под открытым небом «История тюрко-татарской письменности» и экспозиция «Средневековое ремесло города Болгар». Отреставрированы и приспособлены под современное использование несколько домов по улице Назаровых и Мухамедьяра. Благоустроена набережная реки Волги от Речного вокзала до колодца святого Габрахмана.
Болгар, Белая мечеть
Болгарский историко-археологический комплекс
Историко-археологический комплекс г. Болгар вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории комплекса находятся Северный и Восточный мавзолеи, Соборная мечеть, Большой минарет, Успенская церковь (в настоящее время Музей истории Успенской церкви), Малый минарет и ханская усыпальница, Ханский дворец, Чёрная палата, Восточная палата, Белая палата, Бани № 2 и 3, а также Красная палата.
Здесь работают музеи Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Среди них Музей болгарской цивилизации, Музей Корана (Памятный знак в честь принятия Ислама волжскими булгарами в 922 г.), Музей «Дом лекаря», Музей истории Успенской церкви, Музей под открытым небом «История тюрко-татарской письменности», Музей «Болгарское чаепитие», Музей «Город на реке», Музей дворянства Спасского уезда, Музей Абдуллы Алиша. В комплекс входят Историческая набережная, Колодец Габдрахмана. За пределами Болгарского историко-археологического комплекса находятся Музей хлеба, Малый городок и Ферма верблюдов.
Ханская усыпальница — одна из четырех усыпальниц возле Малого минарета постройки XIV в. Северная и западные стены с фундаментом оригинальные, остальное — результат реставрации. Другие усыпальницы представляют собой руины на древних фундаментах.
Черная палата — наиболее сохранившееся здание в городище. Назначение здания неизвестно. Названа по цвету стен, покрытых копотью. Предположительно, являлась мечетью или медресе. Раскопки показали, что это не самостоятельное здание, а часть комплекса, который не сохранился. Один из вариантов реконструкции сооружения показан ниже. в XIX и XX вв. руины неоднократно подвергались реставрации с сохранением, в целом, прежнего облика.
Белая палата — так называют баню на территории городища, построенную в XIV в. До конца XIX в. сохранялась часть стен и купольных перекрытий здания, что подтверждают многочисленные рисунки, однако неумелые раскопки в 1880-х гг. привели к разрушению Белой палаты. До наших дней сохранился фундамент и основания стен.
Красная палата или Ханская баня — это еще одна баня XIV века на территории городища. До нас сохранился только ее фундамент.
В XVIII веке основан православный монастырь, а в 1732-1734 гг. построена церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 1770-х гг. монастырь был закрыт, Успенская церковь стала приходской для так называемой Монастырской слободы села.
В 1841 г. в результате падения Большого минарета была повреждена церковная колокольня. Ее разобрали и в 1862 г. отстроили заново. В советские годы церковь была закрыта, а после образования музея-заповедника ее помещения используют для музейной экспозиции.