БАШКОРТ, этноним — КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА
БАШКОРТ, этноним, самоназвание башкирского народа. Казахи пользовались названиями «истэк», «иштэк». Русские, а через них и большинство других народов, говорят «башкиры». Этноним «башкорт» имеет сложное происхождение. Есть много вариантов объяснений этимологии (происхождения) этого названия. Назовем только наиболее распространенные:
- Образование слова сложением двух слов: «баш» – «голова, главный, ведущий, вождь» и «корт» – «волк». У башкир сохранилось несколько преданий об обретении родины и во всех них главным действующим лицом выступает волк. Именно волк стал вожаком башкир и привел их на Урал. В различных башкирских легендах волк выступает как спаситель, прародитель или проводник. Это свидетельствует о том, что волк был одним из тотемов башкир. Об этом говорят и магические способы лечения у башкир. Так, при туберкулезе пьют волчью желчь, для лечения детей используется волчья губа и др. У многих тюркских и монгольских племен волк был тотемным животным, покровителем очага и охоты.
- Составляющие слова обозначают: «баш» – «голова, главный» и «корт» – «пчела». При доказательстве правоты этой версии ученые привлекают, прежде всего, данные по истории и хозяйствованию башкир. Известно, что бортничество, а затем пчеловодство было традиционным башкирским промыслом. Сторонники этой версии допускают, что пчела была когда-то тотемом башкир, а затем стала именем народа.
- Волчья голова могла быть тамгой отдельного племени Золотой Орды. Известно, что для отличия племен друг от друга им давали тамги, условные графические символы. Возможно, башкиры получили тамгу «башкорт».
- Этноним разделяется на «баш» – «голова» и «кор» – «круг, корень, сообщество людей».
- Заслуживает внимания этимология, связывающая этноним с антропонимом (именем человека) Башкорт. По письменным источникам известны половецкий хан Башкорд, египетский мамлюк Башгирд, один из высших чинов хазар Башгирд и др. Имя Башкурт и сегодня встречается у туркмен, узбеков, турок. Поэтому допускают, что слово «башкорт» связано с именем хана или бия, объединившего башкирские племена. Есть и другие теории происхождения слова «башкорт».
Не существует какой-то единой общепринятой этимологии слова башҡорт. На данный момент распространены следующие версии:
У историка Р.Г. Кузеева дано определение этнонима башҡорт в значении баш — «главный, основной» и ҡор(т) — «род, племя».
По версии исследователей XVIII века В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, И. Г. Георги слово башҡорт означает «главный волк».
Антрополог и этнолог Р.М. Юсупов считал, что интерпретация этнонима ‘башҡорт’ в большинстве случаев как «главный волк» на тюркской основе, в более раннее время, имел ираноязычную основу в форме «бачагург», где «бача» – потомок, ребенок, дитя, а «гург» – волк (иран.) .
Другой вариант этимологии этнонима ‘башҡорт’ по мнению Р.М. Юсупова связан также с иранским словосочетанием «бачагурд» и переводится как «потомок, дитя богатырей, витязей». В этом случае «бача» переводится так же с иранского, как «дитя, ребенок, потомок», а «гурд» – «богатырь, витязь». После эпохи гуннов этноним мог изменяться до современного состояния следующим образом: бачагурд – бачгурд – бачгорд – башҡорд – башҡорт.
Венгерский исследователь Дьёрффи Дьёрдь полагает, что этноним башҡорт этимологически связан с хантыйским словом башкёр ‘росомаха’.
Росомаха, по народным преданиям хантов и других угорских народов, вывела обских угров на их современную территорию. Примечательно в связи с этим то, что по преданиям башкир путеводителем их народа на Урал был волк. В том и другом случае определённое животное выступает тотемом для обозначения целого народа; если для обских угров это была росомаха, то для древних башкир – это был волк.
В 1847 году историк-краевед В.С. Юматов писал, что башҡорт означает «пчеловод, хозяин пчёл».
Российский историк и этнограф А.Е. Алекторов в 1885 году выдвинул версию, по которой башҡорт означает «отдельный народ».
По мнению известного исследователя тюркских этнонимов Н. А. Баскакова слово башҡорт состоит из двух частей бадж(а) — «свояк», (о)гур — «угр» и означает «свояк угров.
По мнению учёного-этнографа Н. В. Бикбулатова этноним башҡорт берёт начало от имени известного по письменным сообщениям Гардизи (XI в.) — легендарного военачальника Башгирда, обитавшего между хазарами и кимаками в бассейне реки Яик.
Согласно Д.М. Данлопу (англ.)русск. этноним башҡорт восходит к формам beshgur, bashgur, то есть «пять племён, пять угров». Так как Sh в современном языке, соответствует L в булгарском, следовательно, по мнению Данлопа этнонимы башҡорт (bashgur) и булгар (bulgar) эквивалентны.
Советский филолог и историк античности С.Я. Лурье считал, что «предшественники современных башкир» упоминаются в V веке до н. э. в «Истории» Геродота под именем аргиппеев. «Отец истории» Геродот сообщал, что аргиппеи обитают «у подножия высоких гор».
Описывая образ жизни аргиппеев Геродот писал: «…Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик, …плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри. Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием „асхи“. Сок этот они …пьют, смешивая с молоком. Из гущи „асхи“ они приготовляют лепешки». С. Я. Лурье соотносил слово «асхи» с тюркским «ачи» — «кислый».
По версии башкирского языковеда Джалиля Киекбаева слово «асхи» напоминает башкирское «әсе һыуы» — «кислая жидкость».
Лит.: Башкирская этнонимия. – Уфа, 1987; Родной Башкортостан. – Уфа, 1993.
Географическо-статистический словарь Российской Империи / составил по поручению Императорского Русского Географического Общества П. Семенов, при содействии В. Зверинского, Р. Маака, Л. Майкова, Н. Филиппова и И. Бока — СПб., 1863—1885. — Т. 1—5.
Названіе Башкировъ (Башъ-куртъ) появляется въ первый разъ въ началѣ X в. у Ибнъ-Фоцлана, который, описывая посольство свое къ волжскимъ булгарамъ, упоминаетъ о башкирахъ, какъ о племени воинственномъ и идолопоклонническомъ. Названіе Башъ-куртъ есть, конечно, не то, которымъ Башк. сами себя называли въ X в., а прозвище данное имъ сосѣдями (башъ значитъ по татарски голова; именемъ куртъ турко-татарскія племена означаютъ многихъ животныхъ, какъ напр. волка и нѣкоторыхъ насѣкомыхъ: пчелъ, большихъ пауковъ и пр.). Прозвище это,, какъ кажется, указываетъ на то, что Башк., какъ и теперь, отличались своими большими, круглыми, короткими головами, можетъ быть коротко остриженными. Изъ западн. писателей первые упоминаютъ о Башк. Плано-Карпини и Рубруквисъ, во время путешествія своего въ Монголію. Путешественники эти, нашедшіе Башк. въ верховьяхъ р. Урала, называютъ ихъ Паскатиръ (Pascatir) и утверждаютъ, что Башк., въ то время, говорили однимъ языкомъ съ венграми. Башк. до нашествія монголовъ были самостоятельнымъ и сильнымъ народомъ, безпокоившимъ своихъ сосѣдей Болгаръ и Печенеговъ.