БАИТ 1. Песня-сказ. Термин заимствован из классической восточной поэзии, буквально означает двустишие, заключающее законченную мысль, из которого складываются рубаи, газель, касыда. 2. Поздний эпико-поэтический жанр башкирского и татарского фольклора. Слагается, как правило, из четверостиший с рифмами по типу ааба, абвб.
Первоначально баитами называли стихи книжного происхождения, осевшие в народной памяти и исполнявшиеся наизусть. Позднее так стали называть памятники народной поэзии, имеющие значительный, обычно драматический сюжет, рассказывающие об известном событии, о ярких, героических личностях. Этот синкретический жанр, сочетающий в себе традиции письменной и устной поэзии, утвердился в народном сознании благодаря традиции напевно-речитативного исполнения литературных поэтических текстов и с XVIII века стал одним из ведущих жанров башкирского и татарского музыкально-певческого искусства.
В XIX веке баит по тематике приблизился к реальной жизни народа. Еще в последней четверти XVIII в. – нач. XIX в. наряду с кубаирами и песнями появились баиты о башкирских восстаниях и людях, сыгравших в них значительную роль. Патетическая тональность определяет группу баитов о Салавате Юлаеве («Баит о Салавате», «Не забудем, Салават», «Песня Салавата» и др.).
В 1920–1930-е гг. баит занимает главенствующее положение в башкирской песенной поэзии. Возникают многочисленные баиты об Отечественной войне 1812 года. Они продолжают эпические традиции кубаиров («Французский баит», «Баит о дереве», «Баит о Кутузове»). Батальной тематике посвящены баиты «В долине Дуная», «Баит о русско-турецкой войне», «Баит о русско-германской войне», «Порт-Артур», «Дороги войны».
Большая группа баитов посвящена повседневной жизни, бытовым проблемам. Среди них много баитов о женской судьбе («Баит о Гайше», «Баит о девушке-прислуге», «Баит о девушке, проданной в рабство»). Особняком стоят баиты о временах года, о природе и животных («Баит о зиме», «Баит о кумысе», «Баит о сене», «Баит о собаке»). Отдельную группу составляют сатирические баиты, высмеивающие недостатки, вредные привычки и обычаи («Баит о женщинах», «Баит о медведе», «Положение суфиев», «Нерадивая сноха»).
Баиты исполняются речитативом нараспев, напевы очень разнообразны, индивидуализированы. В отличие от жанров кубаира и иртэка, которые в современных условиях не развиваются (не зафиксированы произведения этих жанров на современную тематику), баит – живая форма бытования эпоса. Фольклорные экспедиции прошлых лет записывали баиты на темы событий XX века, Гражданской и Отечественной войн, партизанского движения и др.
Лит.: Кунафин Г.С. Башкирская литературная песенная поэзияXIX – начала XX веков. – Уфа, 1997.