КАРА-ЮРГА, башкирский эпос

naperegonki-2 КАРА-ЮРГА, башкирский эпос БАШКИРИЯ Народознание

«Кара-юрга» (Черный иноходец)  — башкирское эпическое сказание. В башкирском фольклоре целый цикл текстов посвящен животным — это «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и «Кара-юрга» («Вороной иноходец»). Впервые краткий сюжет был записан в конце XIX в. С.Г. Рыбаковым. К настоящему времени известно более десяти вариантов сказания. Наиболее значителен вариант, записанный в 1930-х гг. в Оренбургской области.

Краткое содержание. В долинах реки Сакмар жил охотник Кусярбай со своим единственным сыном Аблаем. Единственная их кобыла ожеребилась. Аблай ухаживал за жеребенком, который не походил на других жеребят. Едва родившись, он начал резво скакать. Прошли годы. Аблай прославился своей красотой, меткостью в стрельбе из лука, красноречием, а жеребенок стал тулпаром-иноходцем Кара Юргой. Однажды Аблай сел на Кара Юргу, выехал осматривать «земли и воды» и оказался в кочевье Масим-хана. А в это время дочь хана Мактымхылу, пользуясь отсутствием родителей дома, собрала своих подруг и устроила аула посиделки.

Услышав, что кто-то дергает за петлю, Мактымхылу и ее подруги вышли из юрты. Девушки удивились, увидев Аблая на Кара Юрге. Мактымхылу была девушка решительная, острая на язык и обратилась к Аблаю со словами: Если ты приехал на яйляу, То громким кличем дал бы знать о себе… Подумала бы, что невесту ищешь ты, Но разве так рано, до темноты. Приезжает с этим егет? Но когда Аблай назвал свое имя, и девушки-подруги, и Мактымхылу стали его звать погостить.

Аблай довольно долго гостил, веселился, вместе с Мактымхылу выезжал на прогулки, и хотя девушка ему нрави¬лась, он, зная о том, что ему нечего отдать на калым (т.е. преградой оказывается социальное неравенство). Далее этот мотив усиливается: по дороге домой Аблай услышал о том, что в кочевьях не нашлось ни одного, кто мог бы выплатить столько калыма за Мактымхылу, сколько просил ее отец Масим-хан. Однако именно Кара Юрга доставляет Аблаю возлюбленную. Кара Юрга по просьбе своего хозяина отправляется в кочевье Масим-хана. Увидев Мактымхылу, садиться на себя, прогуливаться по окрестным полям и лесам. Но однажды, когда девушка, сев на Кара Юргу, решила немного проехаться, вороной иноходец поскакал на кочевье своего хозяина и передал ему Мактымхылу.

Читайте также:  РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

По дороге она пыталась повернуть коня, но у нее не хватило для этого сил. Все ее мольбы не возымели действия: Кара Юрга исполнил просьбу своего хозяина и привез девушку к Аблаю. Кара Юрга опустил на землю девушку, и молодые стали жить вместе. Через некоторое время Масим-хан, собрав войско, окружил джаляу (кочевье) Аблая. Мактымхылу на Кара Юрге, а Аблай на светло-сером тулпаре выехали навстречу Масим-хану. Увидев их, он в сильном гневе сказал, что дочь честь отца позором покрыла. Когда Масим-хан, натянув тетиву лука, направил стрелу на дочь, она ответила, что ее выкрал не Аблай, а конь, что «если поднимется рука, не меня, а коня застрели». После этого Масим-хану ничего не оставалось, как согласиться на брак дочери.

 

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − шестнадцать =

Next Post

Знаток мифологии Анатолий Васильевич Бармин

Пт Янв 20 , 2012
Знаток мифологии Анатолий Васильевич Бармин Публикую статью преподавателя Башгосуниверситета Анатолия Васильевича Бармина «СКАЗКА В ПОВЕСТВОВАНИИ  В. П. АСТАФЬЕВА». Блестящий знаток народного фольклора, тонкий ценитель литературы, […]
Знаток мифологии Анатолий Васильевич Бармин