Гелий Коржев. Поднимающий знамя
Умер художник Гелий Коржев
На этой неделе, 28 августа, умер художник Гелий Коржев, представитель так называемого «сурового стиля». Для меня — один из лучших живописцев советской эпохи. Гениальными считаю его полотна «Поднимающий знамя», «Проводы», некоторые из цикла «Опаленные войной» и про Дон-Кихота. В последние годы Коржев работал над картинами на библейские сюжеты.
В годы войны художник находился в эвакуации в Башкирии, в селе Воскресенском Мелеузовского района. Позже так вспоминал об этом.
«Исключительные обстоятельства в судьбе страны приблизили нас к родной земле. В селе Воскресенском мы переживали тяготы и лишения военных лет. Вопреки всему, много рисовали и писали. Вместе с непривычным укладом в жизнь вошло и другое, неизвестное городским девчонкам и мальчишкам: запах земли и сена, лошади, зипуны, лапти, весенние крики грачей… Внимание и любовь к действительности перешли потом в наши работы, навсегда определили предмет творчества».
Художник Гелий Коржев
Гелий Коржев. Гомер
Небольшое село Воскресенское у подножья Синих Венцов на берегу речки Тор, стоит в стороне от дорог и центров, но все время какими-то неведомыми путями оказывается на перекрестке событий большой истории.
В середине XVIII века здесь по почину промышленника Ивана Твердышева был основан Воскресенский медеплавильный завод, ставший первым среди такого рода предприятий России, одним из самых крупных; достаточно сказать, что он один поставлял четвертую часть всей продаваемой за границу меди! В эпоху Пугачевского бунта село Воскресенское стало одним из главных центров восстания. Позднее Воскресенским владели несколько поколений знаменитых Пашковых, затем – графиня Екатерина Толстая.
Гелий Коржев. Проводы
Гелий Коржев. Мать
Наконец, с июля 1941 года на несколько военных лет село стало родным домом для ста пятидесяти москвичей, воспитанников школы для одаренных детей при Художественном институте имени В. И. Сурикова, в будущем – всемирно известных мастеров, таких, как Гелий Коржев, Петр Оссовский, Виктор Иванов, Владимир Стожаров, братья Ткачевы и братья Тутуновы, Валентин Пурыгин, Иван Архипов, Виктор Бабицын, Руслан Кобозев, Олег Буткевич, Андрей Марц, Борис Немечек, Клара Власова. Художники-«воскресенцы» своим творчеством определили основные пути развития отечественного изобразительного искусства на долгие десятилетия вперед. Руководство послевоенного Союза художников СССР почти целиком состояло из одних «воскресенцев».
Жительница села Воскресенского Антонина Кузнецова вспоминала: «1941 год, июль. Все, мы, кому по тринадцать лет, уже работали в колхозе. Как-то вечером, возвращаясь с поля, в центре Воскресенска увидели много приезжих городских людей, в основном детей и подростков. Первое впечатление – все хорошо одеты, красиво причесаны, ухожены. Они разошлись по всему селу, встретить их можно было на каждой улице. Было их сто пятьдесят человек, для села это много. Мы с интересом рассматривали их красивые платья, шляпки. Потом узнали – приехала Московская художественная школа.
Запомнилось, как мы, сельские ребята, пели в хоре, которым руководил преподаватель эвакуированной школы. Был у них свой баянист. Готовили мы концерт к Новому сорок третьему году. Спели несколько песен, потом нас пригласили к новогоднему столу – для нас это было удивительно! Стены всех классов и коридоров были завешаны работами, рисунками. Там были пейзажи, виды Воскресенска, портреты и сценки. Конечно, мы, молодежь, с интересом смотрели на москвичей, общались с ними и пытались что-то перенять, в чем-то подражать им. Влияние московских художников на нас, сельчан, было очень заметным. И когда они уехали, о них помнили в Воскресенском всегда…»
Гелий Коржев. Влюбленные
Гелий Коржев. Лишенные рая
Вот несколько отрывков из воспоминаний художников-«воскресенцев».
Вспоминает Алексей Ткачев, живописец, народный художник СССР: «Основные годы нашей учебы совпали с войной. Но именно с этим временем связан самый высокий взлет школы. Было холодно, голодно, но творческое горение скрашивало все невзгоды. Ученики и учителя жили одной семьей, и это общение приносило свои плоды, ибо невольно все учились друг у друга. Разве не удивительно, идя на этюды, вдруг встретить стоящего у мольберта знаменитого Г.М. Шегаля, который пишет разноликий башкирский базар с мохнатыми лошадками, розвальнями, товарами! Да и самое место, где мы жили, вдохновляло на многое. История села Воскресенского связана с именами вождей крестьянского восстания – Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева. Сохранился завод, где лили пушки для Пугачева. Естественно, ученик с богатой фантазией вдохновлялся героическим прошлым. Там, в эвакуации, многие нашли свою «золотую жилу», сделали маленькие шедевры…»
Илья Симанчук, художник: «…Учеба шла трудная, бедная. Не было холстов. Но небольшая фабрика в Воскресенском выпускала немудреную мебель, лыжи и коричневый ноздреватый картон – его мы наловчились грунтовать под масло. Когда недоставало картона, делали его сами, слоями склеивая газеты, листы бумаги. Занимались все очень старательно, не ропща, писали простенькие натюрморты, постигая красоту в обыденном. Если только позволяла погода, выбирались на натуру. Помня рассказы о суриковских этюдах и набросках, ходили по домам, рисовали кряжистых бородачей – потомков пугачевцев, женщин в сарафанах старинного покроя, избы-пятистенки, резные наличники, кухонную утварь, сбруи и хомуты, телеги и колодцы. Было написано много детских портретов, пейзажей, набросков…»
Петр Оссовский, живописец, народный художник РСФСР: «Общий дух народный воспитывал наши души. Мы набросились на историю, упивались Суриковым… Эти обстоятельства определили существо и моего творчества… Мой любимый герой – народ. А истоки этой любви – в селе Воскресенском…»
Гелий Коржев. Женщина у окна
Всем художникам-«воскресенцам» запомнилась осень сорок второго года. Была она холодной и суровой. Рано выпал снег, на полях остались неубранными подсолнухи, под снег ушел картофель. Вся художественная школа вышла в поле помогать на уборке. Неожиданно в самый разгар работы директор вызвал всех, и учеников, и преподавателей, на внеочередную школьную линейку.
Все чувствовали, случилось что-то из ряда вон выходящее. Было объявлено, что в Москве десятого ноября на девяностом году жизни скончался выдающийся русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Воспитанники школы вспоминают, что хотя каждый к тому времени пережил уже немало горьких событий, эту смерть все восприняли как свое личное горе – «из нашей большой художественной семьи ушел величайший мастер».
Нестеров был дорог всем «Отроком Варфоломеем», «Пустынником» и другими полотнами, написанными неподалеку, в Уфе или в ее окрестностях, он являлся одним из тех художников, которые проложили мост между великим русским искусством девятнадцатого века, периода его расцвета, и современным искусством.
Гелий Коржев. Дон-Кихот и Санчо Панса
Гелий Коржев. Егорка-летун
Спустя тридцать лет художники-«воскресенцы» стали инициаторами создания в селе Воскресенском народной картинной галереи. Они подарили тогда селу более полутора сотен произведений, шестьдесят из которых датируются военными годами. Редкий столичный музей может предложить зрителю столь цельное и обширное собрание произведений Московской художественной школы военной поры, как Воскресенская галерея. Здесь представлены работы не только тогдашних учеников суриковской школы, но и их педагогов, среди которых знаменитые М.В. Добросердов, В.В. Почиталов, А.П. Шорчев, С.П. Михайлов и Г.М. Шегаль. В галерее экспонируются карандашные зарисовки, акварели, этюды и большие полотна, созданные двенадцати-шестнадцатилетними подростками, в будущем известными живописцами. Здесь хранятся уникальные цветные линогравюры Ивана Архипова шестидесятых годов, черно-белые линогравюры Петра Оссовского, натурные рисунки Руслана Кобозева, созданные им в семидесятые годы во время пребывания в селе Воскресенском и многие другие.
«…Создавая здесь картинную галерею, даря свое искусство этому далекому от столиц и музеев селу, сегодняшние «маститые» просто гасят в какой-то мере свой долг перед прошлым, – писал художник Олег Буткевич. – Перед теми, кто их, плохо ли, хорошо ли, приютил здесь в сорок первом, перед теми, кто их здесь учил, кто им здесь позировал…»
«Галерея жива, встречает интерес у людей, – говорил Руслан Кобозев, живописец, один из главных инициаторов создания галереи. – В далеком селе живет высокий культурный и просветительский настрой, а это сейчас, быть может, самое дорогое в стране…»
Воскресенское
Здравствуйте! Я также родом из с.Воскресенское и работаю в местной художественной школе. Могу сказать, что наша картинная галерея — это просто чудо! Представьте, село в 200 км от Уфы и в этом селе есть своя картинная галерея-да еще какая! Мы с детьми часто бываем в ней изучаем, копируем работы наших именитых земляков. Да,да земляков, ведь тех эвакуированных мальчишек и девчонок воскресенцы считают своими!
Могу вас заверить, что галерея пользуется большим спросом у населения. Ее посещают не только жители близлежащих городов но и гости Республики. Конечно же трудно представить галерею без ее заведующей — Барановой Елены Георгиевны.
Спасибо вам Москвичи -воскресенцы за ваш дар!
lisin vlad, вы — молодец.
Мои предки вышли из Воскресенска. (Елистратовы). Я горжусь своей родиной и историей!
искать художник — тематически и колористически — имеет право!!!
Это серьезная тема. Не думаю, что у Коржева «измена самому себе», не вижу ничего такого. Слишком большой мастер. А искать художник — тематически и колористически — имеет право и даже обязан до конца жизни. Так ведь?
Но и Вы правы, уловили вы точно — когда подбирал иллюстрации к тексту, библейские сюжеты отверг. По сл. причинам: 1) они не вязались с образом Гелия Коржева, который сложился (и у меня, и вообще), 2) последние работы (опубликованы в сети) показались слабее того, что им уже сделано.
Коржева все будут помнить, все-таки, по «поднимающему знамя», «проводам» и другим жестким полотнам. А тематику Ильи Глазунова сейчас многие повторяют, даже один местный, который умеет потрет К. Маркса рисовать, начиная с левого уха и заканчивая правым (набил руку), какие-то церковки, атрибуты культа изображает. Ну и что, нимб черканешь, так уже и «духовность»? А без нимба? Сложнее всё это…
художник Коржев
Привет из села Воскресенское! Вы не привели последние работы Коржева, это все христианская тематика. Начал он с красных знамен, а закончил полуиконами. Выставка (посмертная) этих работ нового цикла объявлена на декабрь. Мне не до смеха, просто интересно как не халтурщик, а настоящий живописец меняется с годами