raketnyj-protivolodochnyj-kompleks-vjuga Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества

Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9

История создания и ТТХ

Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного оружия. Среди них – два корабельных противолодочных ракетных комплекса: «Вихрь» для вооружения надводных кораблей и «Вьюга» для подводных лодок.

РПК-2 «Вьюга» (Индекс ГРАУ 81Р, по классификации НАТО SS-N-15 Starfish) — советский противолодочный ракетный комплекс многоцелевых АПЛ ВМФ СССР и ВМФ России. РПК-2 был принят на вооружение советского Военно-Морского Флота еще в 1969 году. В разное время данными ракетами вооружались отечественные многоцелевые ПЛА проектов 705, 671 «Ёрш», 671РТ «Сёмга», 671РТМ(К) «Щука» и 971 «Щука-Б».

Стрельба противолодочными ракетами «Вьюга» осуществлялась через обычные 533-мм торпедные аппараты многоцелевых подводных лодок. Комплекс разрабатывался первоначально как аналог американского противолодочного комплекса Subrock. Впоследствии концепция комплекса была значительно скорректирована и получила свойства уникальности.

Разработка комплекса началась по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. “О создании новых противолодочных ракетных комплексов”. Разработка велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 Свердловска (генеральный конструктор – Ф.Ф. Петров, ведущий конструктор – Н.Г. Кострулин). Первоначальный вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С (“спецзаряд”). Следующий вариант калибра 650 мм – Д-90Т (“торпедный”).

В ОКБ-9 был также разработан проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты. По экспериментальным исследованиям были получены положительные результаты (испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке).

План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса “Вьюга” (тема Б-XII-54) был утвержден 31.01.1961 на ВПК при Совмине СССР. Разработка ядерной боевой части была поручена ВНИИА (главный конструктор А.А. Бриш). Системы управления ракет разрабатывал НИИ-25 (главный конструктор А.С. Абрамов). Испытательные стенды и опытную подводную лодку для испытаний разработало СКБ-143 (главный конструктор А.В. Кутейников).

Для комплекса создавалось два типа ракет с различными ТТХ: для пуска из 533 мм торпедных аппаратов “Вьюга-53” / 81РА и для 650 мм ТА – “Вьюга-65” / 81РТ (“РА” – ракета атомная, “РТ” – ракета с торпедой).

podvodnaja-lodka Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества

АПЛ, оснащаемые ракетным противолодочным комплексом:

  • Подводные лодки проекта 705
  • Подводные лодки проекта 671 «Ёрш»
  • Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»
  • Подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука»
  • Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»
  • Подводная лодка проекта 661

В первую очередь была начата разработка комплекса “Вьюга-65″(как более сложного). План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. Результаты работ по комплексу были признаны неудовлетворительными. Через год вместе с группой конструкторов рабочая группа была переведена в ОКБ-8 Свердловска (позже – ОКБ “Новатор”). Главным конструктором комплекса назначен Л.В. Люльев.

raketa-vjuga Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества

Ракета 81РТ комплекса “Вьюга” выстреливались из горизонтального торпедного аппарата подводной лодки с глубины 50-60 метров. Происходил разворот ракеты на подводном участке. Автономная инерциальная бортовая система управления осуществляла стабилизацию и управление ракетой на подводном участке, а также ктивном и пассивном участках воздушной траектории. В качестве управляющих органов ракеты использовались решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата

Пробные пуски ракето-торпед “Вьюга-65” и “Вьюга-53” велись на Черном море: Сначала испытательные пуски ракет проводились с опытного стенда городе в Николаеве. Позднее – на полигоне у мыса Фиолент в Крыму. С 1964 года проводились пуски ракет с подводной лодки. Для этого по проекту, разработанному СКБ-143, на заводе №444 в городе Николаев была переоборудована опытная ПЛ С-65 проекта 613 – в носовой надстройке установлены два 650 мм торпедных аппарата.

Испытания ракетного комплекса. Хронология

ДатаПусковая платформаТип ракетКоличество пусковОписание
июль-август 1962 г.Донгузский полигон650 мм, макет9 пусковТретий этап испытаний, сухопутный, отработка отделения торпеды
октябрь-декабрь 1962 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пускаПервый этап испытаний твердотопливной маршевой ступени Д-93 / “Вьюга-65”, отработка выхода из торпедного аппарата и подводного участка траектории
апрель 1963 г. – февраль 1964 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У9 пусковВторой этап испытаний “Вьюги-65”, отработка подводного участка траектории
1965 г.погружающийся стенд В-1, мыс Фиолент650 мм, макет Д-93У4 пуска“Вьюга-65”, успешным был всего один пуск
февраль 1965 г. – май 1967 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, макеты Д-95А с инерциальной системой управления, Д-95Б с телеметрическим оборудованием и ракеты 81РА21 пуск“Вьюга-53”, испытания на полигоне у Феодосии (Крым)
с 16 мая по 25 июля 1968 г.опытовая ПЛ пр.613РВ533 мм, ракеты 81РА17 пусков“Вьюга-53”, Государственные испытания
Комплекс РПК-2 “Вьюга” с ракетой 81Р калибра 533 мм был принят на вооружение ВМФ СССР Постановлением СМ СССР №617-209 от 4 августа 1969 г.

Пусковая установка – штатные 650-мм торпедные аппараты, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.

Глубина старта – 50-60 м.

Скорость выхода ракеты из ТА – 17 м/с.

ТТХ ракеты 81РТ: конструкция – классическая одноступенчатая твердотопливная ракета с решетчатыми аэродинамическими рулями, совершавшая полет по баллистической траектории  с самонаводящейся торпедой в качестве боевой части.

raketa Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества

Компоновка ракеты комплекса «Вьюга-65»: 1 – противолодочная торпеда АТ-2; 2 – тормозные щитки; 3 – устройство стабилизации торпеды; 4 – парашют; 5 – вытяжной парашют; 6 – приборный отсек; 7- узел стыковки; 8- короб кабельной сети; 9 – твердотопливный двигатель; 10- решетчатые рули.

Система управления и наведение – система управления ракет инерциальная разработки НИИ-25 ГКАТ (г.Москва), органы управления аэродиамические решетчатые рули.  Управление ракетой происходит на всех этапах траектории. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК “Рубин” (и подобных).

На опытовой ПЛ пр.613РВ установлена система управления стрельбой “Вьюга К-613РВ”. На атомных ПЛ в состав вооружения которых входил комплекс использовались приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС) “Ладога”. ПУТС “Ладога” впервые создан с использованием цифровой БЦВМ. Разработан ЦКБ “Полюс” Минсудпрома СССР, принят на вооружение в 1973 г.

Двигатели:

  • стартовый – 4 х РДТТ
    Масса топлива – ок.25 кг
    Время работы – менее 5 сек
    Тип топлива – баллиститные пороха разработки НИИ-130
  • маршевый – РДТТ с узлом отсечки тяги для регулировки дальности, вскрываемым по команде бортовой аппаратуры системы управления, что позволяло точно обеспечить требуемое значение конечной скорости.
  • Масса топлива – ок.1500 кг
  • Время работы – ок.20 сек
  • Тип топлива – смесевое топливо разработки НИИ-130

vuga Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества

ТТХ ракет:

81РТ
Калибр650 мм
Длина8200 мм
Массаболее 2200 кг
Дальность действиядо 40 км (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина пуска ракетыдо 50 м (по Постановлению Совмина 1960 г.)
Глубина поражения ПЛ противникадо 600 м

Типы БЧ:

Масса более 2200 кг

Дальность действия до 40 км

Глубина пуска ракеты до 50 м 

Глубина поражения ПЛ противника до 600 м

Типы БЧ: ракета 81РТ (“торпедная”) – оснащалась управляемой торпедой АТ-2 приводнявшейся на парашюте в районе цели.

Предполагалось оснащение ракет двумя типами боевых частей: ударостойким специальным зарядом (ядерной БЧ) и самонаводящейся головной частью с обычным зарядом взрывчатого вещества весом 80-100 кг и неконтакным взрывателем. Самонаводящаяся головная часть должна была поражать вражеские подводные лодки, идущие со скоростью до 35-40 узлов на глубинах до 400 м и находящиеся в пределах действия системы самонаведения на удалении до 1 км. При этом скорость самой самонаводящейся головной части должна была составлять 40-45 узлов при запасе хода 8-9 км.

Поскольку не имелось ни внешних каналов управления, ни системы самонаведения, коррекции траектории полета цели не производилось. Высокое поражающее действие ядерной боевой части делал такую коррекцию излишней. Спецзаряд мощностью около 5 кт должен был гарантированно поразить подводную лодку противника в радиусе до 1500 м. Атомные ракетоносные подводные лодки были ее главной целью, но таковыми могли быть и дизельные лодки. При необходимости запуск ракеты можно было производить и с надводного корабля.

Траектория ракеты включала первый подводный участок траектории, активный и пассивный воздушные участки. С помощью сжатого воздуха ракета выстреливалась из штатного горизонтального торпедного аппарата подводной лодки, находящейся на глубине 40-60 м. После выхода из аппарата ракета производила разворот в вертикальной плоскости, включался стартовый двигатель, и ракета выходила из воды в воздух. В воздухе включался маршевый двигатель, продолжался разгон ракеты, активный участок траектории продолжался до отключения двигателя (время работы определялось заданной дальностью полета), по его окончании ракета продолжала полет по баллистической траектории. Инерциальная система вырабатывала команды управления, органами управления служили решетчатые рули-стабилизаторы, раскрывавшиеся после выхода ракеты из торпедного аппарата.

lesovoz_69Защита Отечестваармия,вооруженные силы,исследование,ракета,РоссияРакетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 История создания и ТТХ Впервые пуск баллистической ракеты из подводного положения был произведен 20 июля 1960 года с борта американской подводной лодки. В Советском Союзе к этому относились весьма серьезно. 13 октября того же года Совет министров СССР принял постановление о создании новых образцов противолодочного...cropped-logo_ru-700 Ракетный противолодочный комплекс ВЬЮГА свердловского ОКБ-9 Защита Отечества