Уфимский кремль в XVII– XVIII вв. Реконструкция
Городская история в популярном изложении
Сергей Синенко
Характер города, как характер человека, зависит от его судьбы. Судьба развивает и меняет образ города, выстраивая сложную цепочку: крепость – пограничный военный «служивый» город – «внутренний» город – торговый центр края – губернская столица – транспортный узел – город-прибежище для эвакуированных в войну – гигант нефтехимии – оборонный комплекс – современный мегаполис. Попробуем, чтобы уяснить характер, воссоздать судьбу города Уфы в хронологической последовательности, на фоне большого исторического времени.
Некоторые историки, возможно из-за обилия материалов, которыми они оперируют, или из-за собственного «многознания», как-то опускают факт, который лично мне кажется совершенно удивительным – строительство крепости и города среди земель неизвестных, чужих, иноплеменных, в том числе и открыто враждебных, вдали от других русских городов и крепостей. Об этом, конечно, говорят, но как-то «через запятую», наряду с другими событиями.
Между тем, задумаемся – как строительство Уфы вообще стало возможно? Принято говорить о самых разных мотивах выбора места под строительство города, и, прежде всего, об удобстве расположения крепости на месте слияния двух рек. Это, конечно, верно, но надо заметить – все основные конфликты в процессе колонизации связаны с поселениями на чужих землях и вытеснением с этих земель местных жителей.
Возникновение же Уфы в этом смысле уникально – город «очерчивался», планировался на землях, принадлежавших ранее ногайским ханам; к минским башкирам эти земли перешли лишь после покорения Казанского ханства и изгнания из башкирского края ногайцев. Огромные земли Бельско-Уфимского междуречья еще не успели попасть в хозяйственный оборот башкирского населения, поэтому поводов для конфликта на момент строительства крепости даже не возникало. Наоборот, генеалогические предания минских башкир – шежере – говорят о том, что местные жители не только просили царя о скорейшем возведении крепости, но и помогали служилым людям в построении укреплений.
Такая поддержка минских башкир и сделала возможным уникальное в истории русской колонизации явление – впервые московское правительство решилось на создание форпоста, никак не связанного линией крепостей с другими областями государства, и лишь по прошествии ста лет началось строительство крепостей Закамской черты.
В то время край имел статус уезда, им руководил приказ Казанского дворца, и все население подчинялось казанским воеводам и наместникам. Край делился на четыре «дороги» (области): Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую. «Дороги», в свою очередь, делились на волости, а те, соответственно, на роды (аймаки или тюбы). Управлять таким огромным краем из Казани было крайне неудобно, а отсутствие городов с вооруженными гарнизонами делало невозможной защиту территории от нападений извне.
До основания Уфы башкиры возили ясак в Казань за шестьсот верст. Поездка туда и обратно занимала до двух месяцев.
Анонимный автор «Краткого описания губернского города Уфы с начала его построения…» выделяет среди главных причин возведения крепости защиту башкир от набегов со стороны сибирских ханов и казахов, он дает следующие сведения: «…для защищения их (башкир) от неприятельских нападениев внутри жилищ их построен был в царствование царя Иоанна Васильевича город Уфа и учреждены тут дворяне, служилые люди из переведенцев из других городов. Однако ж и многие башкирцы в самое то время, когда город Уфа строился, для опасности от упомянутых неприятелей принуждены были при самом городе, особливо ж зимою, в землянках жить, а в летнее время не далее двадцати верст от города кочевать».
Очевидно, потребность в том, чтобы построить в центре края город-крепость была и у местного населения, и у московских властей.
В результате, в район нынешнего города был направлен дворянин Ивана Артемьева для выбора места под строительство – «для обчерчивания и построения города Уфы». Место под город было «обчерчено» на правом берегу реки Белой Волошки, недалеко от устья реки Уфы, на мысу, образованном с одной стороны оврагами, а с другой – руслом реки Суколоки, которую русские поселенцы стали называть Сутолокой. Здесь, на берегу Белой Волошки (или, по-башкирски, Агидели), между устьями речек Ногайка и Сутолока, по юлианскому календарю 30 мая 1574 г., в день Святой Троицы, высадился отряд московских стрельцов.
Прямо у берега Белой была поставлена первая церковь, срубленная «в един день» и названная Троицкой, немного дальше – первые избы и хозяйственные постройки. В этой экспедиции его сопровождал в качестве помощника боярский сын Константин Голубцов со стрельцами. В 1586 г. в Уфу с большим отрядом стрельцов прибыл первый уфимский воевода, брат Ивана Нагого – Михаил. С его приездом в крае была учреждена форма воеводского управления. Михаила Нагого считают фактическим основателем Уфы.
По одной из распространенных ранее версий, основателем Уфы является воевода Иван Нагой. Гравюра художника Алексея Королевского (Уфа)
Поселение на Белой росло, а в 1586 г. впервые упомянуто как город (долгие годы, вплоть до второй половины XX в., отсчет возраста города шел именно от этой временной точки), в составе Московского государства возник новый уезд, Уфимский.
С постройкой городовых стен и появлением посада находившийся в центре острог стал называться детинцем, а позднее Уфимским кремлем, сам же город превратился в центр сбора ясака с башкирского населения, с народностей западной части Сибири и Перми Великой.
Строительство Уфы сопровождалось постоянными военными действиями; одним из первых испытаний стало успешно отбитое нападение на город войска сибирского хана Кучума под командованием Аблая и Тевкеля в 1586 г. На первых порах уфимский гарнизон полностью обеспечивался привозным продовольствием, что касалось, прежде всего, выдачи хлебного жалования, но скоро, с увеличением числа горожан, потребности в продовольствии стали настолько велики, что привозом их удовлетворить было уже невозможно.
С начала 1590-х гг. в окрестностях города были разбиты пашни, урожаями с которых стали кормиться служилые люди.
Смоленский собор возведен в центре Уфимского кремля в 1584–1616 гг.
О местоположении земельных участков первых горожан свидетельствует древнейший источник по ранней истории Уфы – «Отводная книга по Уфе». Служилые люди первоначально обрабатывали земли своими силами, это входило в их обязанности наряду с несением воинской службы. Значительная часть земель вокруг города была отдана им в личное владение. Это касалось, прежде всего, родовитых и влиятельных горожан, остальные же, в том числе стрельцы, получали землю в общинное пользование, их участки были значительно меньше по размерам. Кроме земледелия, жители города занимались скотоводством, дополнением к которому служила охота и рыбная ловля.
Первым документально зарегистрированным монастырем на территории края стал Уфимский Сергиев монастырь, возникший в 1575–1576 гг. вблизи кремля.
Уфа конца XVI в. выступала как важное связующее звено между Россией и Сибирью, уфимские стрельцы принимали участие в походах против сибирских татар и в строительстве первых городов Сибири. Так, в 1594 г. через Уфу был направлен отряд в составе 145 московских стрельцов, 300 башкир и 100 казанских и свияжских татар для борьбы с Кучумом и строительства города Тары, а в 1600 г. с аналогичной целью в Сибирь был послан уфимец, сын боярский Артемьев «со товарищами».
Расположенный на границе Европы и Азии, наш город выступал в роли торгового посредника между ними, но основной задачей города-крепости являлась все же оборона южных и восточных границ. Русское государство в то время насчитывало около двухсот двадцати городов, все они были центрами, в которых находились администрация, правительственные учреждения и военные силы края. Различались они тем, что некоторые становились еще и торгово-промышленными центрами более или менее обширных районов. Так, например, в соседнюю с Уфой Казань, имевшую традиционно большое торговое значение, московское правительство переводило купцов из других городов, что еще больше укрепляло город в качестве торгового центра.
Уфа выполняла прежде всего охранные и сторожевые функции.
В XVII в. Уфа оставалась маленьким пограничным городом-крепостью, выдвинутым далеко на юго-восток от общей линии пограничных укреплений России. Соответствующим был и внешний облик города. Его центром являлся кремль – административная и военная часть города, обнесенная стеной, за которой, в случае вражеской угрозы, могли найти убежище жители остальной части города. Торгово-промышленная часть Уфы, или посад, примыкала непосредственно к крепости с восточной стороны. Вокруг располагались слободы – места расселения разного рода ремесленников и промысловиков.
Жителей в городе было немного, в начале XVII в. всего около трехсот человек, общее число дворов – менее двухсот. В состав уфимского гарнизона входили служилые люди «по отечеству» (то есть от отца к сыну) – дети боярские, окольничьи, стольники, дворяне. «По прибору» (записи на службу) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, толмачи (переводчики) – ими нередко становились беглые, ссыльные, полоненные, вольные и «гулящие» люди. Среди служилых людей уфимской крепости были «новокрещены» и люди «иноземного списка». Так, одним из первых горожан получил поместную дачу рядом с Уфой казах-новокрещен Рудак Мурза, основатель уфимской ветви знаменитых князей Ураковых, оставивших большой след в топонимике городских окрестностей (деревни Ураково, или Князево, Ураков-Княженкино, Дорогино, Михайловка-Яхонтово, остров Князевский на реке Уфе).
До середины XVII в. число новокрещен в Уфе доходило до сорока, почти все они служили толмачами для общения уфимцев с башкирами, татарами, черемисами и калмыками. В конце XVII в. число уфимских служилых людей увеличивалось за счет выходцев из западных областей России и Речи Посполитой, для них уфимская администрация в 1670-е гг. даже завела особый список – «полоцкая и смоленская шляхта». Большинство служилых из «шляхты» и новокрещен были столь бедны и безденежны, что при зачислении уфимцев в состав российского дворянства в середине XVIII в. из 120 уфимских фамилий в дворянский список были включены лишь 38.
В середине XVII в. город получил свой гербовый знак.
В приказе Казанского дворца была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы, ставшей впоследствии центральным символом герба города Уфы.
Посадская, одна из первых городских улиц. Со времени возникновения названия не меняла
Население города в середине века составляло вместе с гарнизоном около полутора тысяч человек. Постройки той эпохи плотно окружают стены кремля; взбираясь по Усольскому и Сергиевскому холмам по левому берегу Сутолоки, они не удаляются от кремля слишком далеко – там, за Белой, на юго-востоке, нет пока ни русских крепостей, ни сел, ни поселений, а еще дальше – враждебные Русскому государству племена и ханства.
С юга и востока городу грозили многие, но попытки захвата предпринимали только калмыки. Несмотря на военные удачи, опасность нападения на город оставалась еще длительное время, и уфимским воеводам приходилось думать о том, как защитить город. Дубовые сооружения были не такими уж и долговечными – ближе к концу XVII в. деревянные стены и башни крепости обветшали, утратили былую обороноспособность.
В 1670 г. воевода Кондратьев сообщал, что Михайловская башня совсем развалилась, что пушки с нее сняты и сложены в амбар. Крепость стала уязвима, потеряла свой грозный вид.
Значительную часть городских жителей по-прежнему составляли военные.
В 1681 г. в Уфе насчитывалось 188 конных и 566 пеших стрельцов, 107 детей боярских. Из их числа, а также из «пришлых» и началось формирование в городе уфимского городового казачества.
Решение о строительстве новой уфимской крепости московские власти приняли в 1664 г., но само строительство затянулось на долгие десятилетия, поскольку крепостные стены должны были охватить не только центр города, но и посад, и все слободы, кроме самых дальних – Новой и Татарской. Вновь построенные стены, как и раньше, представляли собой дубовый частокол, только много длиннее и выше прежнего. Выделывали его из толстых прямых стволов, которые заготавливали на реке Уфе и затем сплавляли плотами.
Высотой частокол был около 5 м, а общая длина городских стен составила почти 2,5 км. Кроме того, в 5 верстах к северу от крепости находился дополнительный пояс обороны, состоявший из рва и земляного вала с частоколом, вытянувшихся на 10 верст между берегами рек Уфы и Белой. Вдоль него несли дозорную службу конные и пешие стрельцы, а «на дороге стояла деревянная башня, где был всегдашний караул».
Большая Сибирская улица, ныне улица Мингажева. На фотоснимке начала XX в. она остается почти такой же Сибирской дорогой, что и столетиями раньше
Ворот в город теперь стало шесть, от них в Уфе начались старинные городские улицы. В XVII и первой половине XVIII в. городские улицы еще не имели собственных названий, для их обозначения, как свидетельствуют документы, пользовались длинными описаниями. Говорили так: «верхняя проезжая улица, идучи к Ильинским воротам» или «проезжая улица к Сутолоке-реке».
Новая уфимская крепость получила название «нового», или «большого», острога.
Прежний кремль стали именовать «старым», или «верхним», городом, иногда – «малым» острогом. Теперь в нем находились только административные и церковные сооружения: дом воеводы, канцелярия, соборная церковь, погреба и склады. В целом, строительство города велось хаотично, без четкого плана. Этому способствовали и особенности рельефа местности – многочисленные овраги, ямы и холмы. Несмотря на увеличение площади города в несколько раз, места для поселения и ведения хозяйства в новом остроге все равно не хватало.
Из кн.: Сергей Синенко Неторопливые прогулки по Уфе. — Уфа, 2010.