Группа детей-ногайцев. Начало XX в.
Ногайские поселения — Уфа от А до Я
Ногайские поселения, ханские ставки и кочевья ногайцев в черте нынешнего города Уфы. Ногайцы – тюркский народ, гегемония ногайцев в Башкирии существовала в XV – первой четверти XVI в.
После распада Золотой Орды юго-восточная Башкирия, включая северную часть вместе с территорией современной Уфы, оказалась во власти Ногайской Орды. Первыми ногайскими феодалами, господствовавшими в крае, были хан Басман, имевший ставку на реке Сакмаре рядом с современным Оренбургом, а также его брат Тюря-хан, который, по словам историка П.И. Рычкова, «жил на самом том месте, где ныне город Уфа».
Завоевание Казанского ханства предопределило судьбу Ногайской Орды, попавшей в вассальную зависимость от Москвы. Но, формально находясь в подчинении Москвы, ногайцы не собирались отказываться от территории, находившейся под их властью.
Некоторые ногайские улусы так и не покинули юг башкирского края, а откочевавшие ногайские мурзы продолжали периодически нападать на башкирские земли в районе нынешнего города. Для борьбы с ногайцами не хватало войск, втянутых в боевые действия на территории бывшего Казанского ханства.
Дважды, в 1560 и в 1570 гг., в Башкирию направлялись миссии думного дворянина Артемьева, который нашел место для крепости и провел предварительное межевание земель.
Когда намерения московского правительства стали известны ногайским ханам, они разорвали вассальные отношения и заявили о непризнании договоренности московских властей с башкирами, но было уже поздно: к этому времени правительство имело в крае значительные военные силы. В 1586 г. ногайский князь Урус получил первое извещение о строительстве крепости на р. Белой Волошке.
Им был направлен протест, в котором Урус доказывал, что землями, на которых русские возводят город, «не владели ни отцы, ни деды московских государей».
Ногайским послам в Москве был дан ответ, что «Уфу на Белой Волошке государь велел поставить» в том числе и для защиты самих ногайцев от русских казаков – чтобы «беглые казаки с Волги на Белую Волошку не ходили и ногайским улусам убытков не чинили».
Урус вынужден был удовлетвориться таким объяснением и оставить территорию башкирского края.
Молодая семья. Ногайцы. Фото конца XIX в.
В начале XVII в. ногайцы, пользуясь тем, что военные силы русского государства оказались втянуты в войну с Польшей, возобновили набеги на башкирские земли, а затем вернулись на старые кочевья близ г. Уфы. На дознании, проведенном в 1643 г. уфимским воеводой М.М. Бутурлиным, было выяснено, что «…ногайские мурзы приходили с кочевьями к Уфимскому городу и с уфимских башкир имели ясак лисицами, куницами и бобрами».
Возвращение ногайцев на прежние кочевья было временным, оно не сопровождалось столкновениями с уфимским гарнизоном. Вскоре ногайцы были вытеснены из Уфимского уезда окончательно. Угрозой для края и для города в XVII в. оставались калмыкские набеги.
Башкиры и ногайцы были тесно связаны между собой, поэтому авторы XVIII-XIX вв. (И.К. Кирилов, П.И.Рычков, В.Н.Татищев и др.) иногда не делали между ними особых различий (подробно см.: Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV-XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа, 1997).
Так, род «ногай» имелся в составе башкирских племен бурзян, юрматы, мин, рода миркит в составе племени мин, родовых подразделений «ногай» в составе почти всех юго-западных и юго-восточных племен и родов.
Существуют многочисленные башкирские предания о связях с ногайскими родо-племенными группами. Благодаря длительному господству Ногайской орды в Башкирии и этническому смешению башкир с ногайцами среднеазиатские тюркские народы иногда называли башкир «нугаями».
Таким образом, при общей неразработанности в XVIII в. вопросов этнической истории башкирского народа у тогдашних исследователей были основания считать башкир потомками части ногайцев.