Материал специально для Евгения Малмыгина из сибирских краев.
Сначала о митрополите Антонии (Храповицком). Фигура колоссальная — и в церковной, и в общественной жизни, и в российской политике, а после организации им Русской Зарубежной Церкви – в международной жизни. Между тем, свое епископское служение на самостоятельной кафедре Антоний Храповицкий начал в Уфе. Начал блестяще — за недолгое время управления Уфимской епархией число православных приходов увеличилось вдвое…
Позднее Антоний — митрополит Киевский и Галицкий. Он стал одним из трех претендентов на патриарший престол, главным, и хотя голосование по жребию решилось не в его пользу (Патриархом был избран Тихон), митрополит Антоний вошел в историю как организатор и глава Русской Православной Церкви за рубежом.
Епископ Антоний (Храповицкий) возглавлял Уфимскую кафедру в 1900-1902 гг.
В Петербургскую духовную академию поступил с аттестатом классической гимназии. Меньше года служил учителем в Холмской семинарии, откуда вернулся в Петербургскую академию уже доцентом. Прошло несколько месяцев, и он назначен ректором Петербургской семинарии. Еще около полугода — он становится ректором Московской духовной академии. Это в двадцать семь лет!
В 1890 г. возведен в сан архимандрита, становится ректором Московской духовной академии. С 1894 г. — в опале, ректор Казанской духовной академии. С 1897 — викарий в Казанской епархии. В 1900 г. переведен в Уфу епископом Уфимским и Мензелинским. (Более подробно о митрополите Антонии см. материал АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ В УФЕ).
Уфимский епископ Антоний (Храповицкий) и преподаватели Уфимской духовной семинарии перед входов семинарской здание на улице Александровской (ныне К. Маркса, 3, министерство внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан). Фото 1900 г.
Теперь про Ищерикова. Обычно, в связи с разрушением Троицкого (Смоленского) храма, который стоял на месте нынешнего монумента Дружбы, упоминают имя уфимского историка Петра Ищерикова. Именно он писал гневные письма в высокие инстанции, направлял телеграммы с требованиями остановить произвол. На долгие годы историк П. Ф. Ищериков стал, как знамя, которое несут краеведы и защитники церковной старины. Так-то оно так, да не совсем…
В фонде Института истории, языка и литературы Уфимского отделения Академии наук хранится масштабная переписка П. Ф. Ищерикова по вопросу спасения Смоленского (Троицкого) собора. Но там же на хранении находятся работы П.Ф. Ищерикова по религиозным вопросам – статьи для журнала «Безбожник» и местных газет, очень ядовитые, а также обобщающий атеистический труд под названием «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии».
Чтобы пафос работы П. Ищерикова стал ясен, приведу заголовки отдельных очерков из главы «Чудотворные иконы и угодники»: «Иконы покойников», «Трезвон на всю империю», «Святая мертвечина», «Попово жилище», «Преподобный психиатр», «Черносотенец Антоний Храповицкий и его карьера на чудесах», «Богородица дева, куда станок дела?», «О фабрике ваксы на аналое часовни» и т.п. Впечатление от знакомства с архивами остается тяжелое. С одной стороны, историк и краевед рассылает по всей стране телеграммы, пытается спасти кафедральный храм, остановить произвол. Но он же, той же самой рукой пишет кощунственные, в сущности, статейки. Такая двойственность для профессии историка… впрочем, характерная.
История защиты Троицкой церкви Петром Ищериковым, в этой связи, может быть понята двояко: это была борьба не только с «варварами», но и с самим собой – с той двойственностью, в которой приходилось жить. Не будем его за это винить, просто постараемся лучше понять и людей той эпохи, и само время…
Приведу для примера начало той части атеистического опуса П. Ищерикова, которая посвящена митрополиту Антонию. Начинается она оптимистично: «Густо заварив в Уфимском православном, без того мутном болоте мракобесную кашу, Антоний все же не успел открыть ни одних мощей…» Далее — в том же духе. Ниже — страницы из машинописи П.И. Ишерикова «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии» (это из моего личного архива).
Публикуется впервые:
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 85.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 86.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 87.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 88.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 90. Страница 89 в рукописи отсутствует.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 91.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 92.
П.И. Ищериков «Религиозные верования и их пережитки в Башкирии», машинопись, с. 93.
«Митрополит Антоний должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства», — говорил Патриарх Варнавы на погребении митрополита Антония.
Гордится нужно тем, что такой человек в Уфе начинал свое епископское служение на самостоятельной кафедре. Это я так, к сведению…
По книге: Сергей Синенко УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ. художественно-документальное повествование. Уфа, 2009.
Комментарии
- Reply
- Евгений Малмыгин11-02 2013 at 01:18
- Антоний (Храповицкий) в УфеЕще раз спасибо Вам за Вашу работу и подход!
- Reply
- Сергей Синенко11-02 2013 at 03:55
- Антоний (Храповицкий) в Уфе
- Пожалуйста, чем богат…