Сергей Синенко
УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Художественно-документальное повествование
Уфа — 2009
Книга рассказывает о появлении и распространении православия в Приуралье и на Южном Урале в XVI-XVIII вв., о создании указом Павла I в 1799 г. Оренбургской и Уфимской епархии с центром в г. Уфе, о важнейших событиях в жизни епархии в XIX в., о строительстве храмов и монастырей в начале XX в., о гонениях на духовенство и православный народ, уничтожении храмов в период господства государственного атеизма, об изменениях в государственной политике по отношению к Церкви в конце 1980-х гг., о событиях епархиальной жизни 1990-х гг. а также о современном состоянии Уфимской епархии — церквах и христианских святынях Уфы и крупных городских и сельских поселений центральной, западной, северной, восточной и южной частей Уфимской епархии.. Повествование сопровождается архивными и современными иллюстрациями. Книга адресуется широкому кругу читателей различных национальностей и вероисповеданий. Публикуется в авторской редакции.
* * *
Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться противностей.
Преподобный Серафим Саровский
От автора
Каждая эпоха строит свою историю. У каждой свой Рим и свой Карфаген, своя Крестьянская война и своя Отечественная, своя Смута и своя Революция, свой ГУЛАГ и свой Новый курс, свой Раскол и своя Церковь. Кому-то еще недавно казалось, что религия — старинный янтарь, в котором жужжит муха, давно затянутая смолой, что Церковь — экспонат музея атеизма. Но на пороге XXI века Православная Русь удивила весь мир способностью к религиозному творчеству, христианской пассионарностью, о которой давно перестал мечтать уставший христианский Запад.
История Уфимской епархии — часть биографии русского православия, все его искания, заботы, тревоги, победы и разочарования отразились в ней, как в малом зеркале.
Эта книга рассказывает об основных событиях, фактах и действующих лицах епархиальной истории. В центре внимания — судьбы людей, более всего на эти события повлиявших, уфимских епископов, среди которых были и люди временные, случайные, и истинные духовники, являвшие собой драгоценнейшие слитки милосердия, человековедения и подвижничества.
Уфимскую кафедру возглавляли такие выдающиеся церковные деятели, как знаменитый миссионер и проповедник Дионисий (Хитров). Местом ссылки, «удаления из столиц» Уфа стала для философа и богослова Никанора (Бровковича). В Уфу сослан был и Антоний (Храповицкий), позднее — один из трех претендентов на патриарший престол, главный, и хотя голосование по жребию решилось не в его пользу, Патриархом был избран Тихон, митрополит Антоний вошел в историю как организатор и глава Русской Православной Церкви за рубежом. Уфимская епархия — место основного служения выдающегося церковного реформатора архиепископа Андрея (Ухтомского), в личности которого как бы сфокусировались важнейшие проблемы православия начала XX века.
Многие из уфимских епископов играли в жизни нашего края весьма значительную роль, полемизируя, соперничая по влиянию с местными властями — судами, полицией и жандармерией, городскими и губернскими управами, с советскими наркоматами и обкомами. Среди них — Августин (Сахаров), Аркадий (Федоров), Иоанникий (Образцов), в советское время — Симон (Шлеев), Арсений (Крылов), Илларион (Прохоров), Феодосий (Погорский) и другие. На рубеже тысячелетий, в сложнейший период, который сегодня называют «вторым Крещением Руси» Уфимскую кафедру возглавил архиепископ Никон (Васюков), при нем в епархии повсеместно началось восстановление старинных храмов и строительство новых, открытие монастырей и духовных школ.
Для сознания, пропущенного через прокатный стан идеологии, с выкошенным чувством священного, с утраченными связями и перерубленными корнями, люди, одетые в черное, всегда представляли раздражающую загадку.
Хотя за последние годы священнослужители и церковные иерархи стали значительно ближе обществу, всякое слово о них все еще несет в себе смысл вторжения в область доселе неведомого. Обратной стороной угрюмо-разрушительного отношения к религии, в котором семь десятилетий воспитывался советский человек, стало сегодняшнее стремление говорить о деятелях Церкви исключительно в самых возвышенных тонах, с каждого из них писать чуть ли не икону. История Церкви, в результате, превращается в рождественскую открытку.
Возможно, даже легче писать о прошлом с восклицательными знаками, но люди, говорящие слишком громко, не слышат собственного голоса.
Священнослужители, от епископов до рядовых иереев, — такие же смертные люди. Иные из них носили свое пасторство как крест, а иные — как орден.
Иные сострадали народу, а иные с некоторой даже брезгливостью стремились отрясти его прах со своих подошв. Иные, истинные епископы, шли ради веры на каторгу и смерть, выказывая небывалую высоту и силу духа, а иные, едва приняв епископский сан и вступив на Уфимскую кафедру, тут же воображали себя старцами и как кипятком, обдавали окружающих нетерпимостью.
Соответственно, о ком-то мы говорим подробно, обстоятельно, а чьи-то судьбы лишь намечаем «пунктиром».
Среди действующих лиц повествования — «любитель древностей», занятый поиском материалов по церковной истории, а также его антиподы — голоса советской эпохи. Все они имеют телесность, которая раскрывается не сразу. Их сознания и враждуют, и переливаются друг в друга…
Некоторые факты, на которых построено повествование, продолжают являться предметом дискуссий, в чем-то противоречат друг другу. В таких случаях мы старались ориентироваться на наиболее аргументированные версии. Чтобы упростить чтение книги и облегчить поиск исторических дат, имен, названий, они сгруппированы в «исторические справки» — сведения о ключевых событиях в жизни епархии и церковной истории. «Биографические справки» дают представление о жизни уфимских архиереев.
В работе над книгой автор опирался на работы историков, священнослужителей, краеведов и статистиков дореволюционной поры — П.И. Рычкова, Л.С. Суходольского, Р.Г. Игнатьева, И.А. Сперанского, Н.М. Чернавского, В.С. Зефирова, И.Е. Златоверховникова, К.П. Херувимова, М.М. Модестова, В.М. Черемшанского, а также работы советских и современных исследователей — П.Ф. Ищерикова, В.В. Мохова, П.В. Егорова, Ю.Н. Сергеева, Н.Т. Абдулова, Н.П. Зиминой, В.В. Латыповой, О.В. Васильевой, О.И. Любимовой, Я.С. Свице, А.Р. Ширгазина, Б.А. Азнабаева, А.З. Асфандиярова, К.В. Максимова и других.
В то же время хотим подчеркнуть — книга не является научным исследованием, стиль изложения свободен, сочетает реальные факты с реконструкцией событий в образной художественной форме. В работе над изданием использованы материалы и фотографии, предоставленные управлением Уфимской и Стерлитамакской епархии Русской Православной Церкви и библиотекой уфимской Кресто-Воздвиженской церкви, Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан, научной библиотекой Уфимского научного центра Российской АН, документы из частных архивов, а также материалы, опубликованные в газетах и журналах «Уфимские епархиальные ведомости», «Уфимские губернские ведомости», «Журнал Московской Патриархии», «Отечественные архивы», «Бельские просторы» и других.
УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ . Художественно-документальное повествование. — Уфа, ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2009. — 304 с., с илл. ISBN-9785-8258-0269-5 ББК 86.372 У — 88 УДК 271 Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная матовая. Гарнитура Лазурского. Печать офсетная. Печ. л. 38. Тираж 3000 экз.
См. подборку публикаций на тему Уфимская епархия на posredi.ru
Уважаемая Надежда! Вы пишите, что не знаете, «как сделать запросы в государственные архивы».
В уфимкую епархию обращаться бесполезно — все документы исторического характера переданы в республиканский госархив. Но и в уфимском госархиве документы по церковной истории только с 1940-х годов, вам онпи не помогут. Искать нужно не через церковь, где дедушку крестили, а через НКВД, которое арестовало
Думаю, проше всего напрямую, в свободной форме, перечислив все известные данные на дедушку, обраться с письмом в Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ. Должны ответить. Не тяните, сделайте это немедленно, иначе себе не простите.
Церковь это еще и судьбы людей. Люди крестили своих детей, венчались, отпевали усопших, принимали участие в других таинствах. Мы (дети 80-х, 90-х годов) росли не зная своих корней. Это наверно было запрещено может быть самими нашими предками. Я говорю о наших дедушках, которых знаменитая «тройка» НКВД уводила из семей в 30-е годы. Что потом с ними было мы не знаем. Как нам теперь быть? Нужно ли нам дознаваться до наших корней?. Ведь о них больше знает именно Церковь. Моего дедушку Жданова Сергея Тимофеевича так увели. Отпевали его или нет, где его могила. Знаю что посещал дедушка церковь в Ишимбае и, что позже она сгорела. Я не знаю дату рождения дедушки, кто его родители и как сделать запросы в государственные архивы. Книга очень актуальна, содержательна, отражает практически все стороны Церковной жизни, во все времена, она бы была полнее если бы в ней содержались сведения о судьбах тех церквей, которые как та, которая нас интересует. о таких церквях возможно остались какие- нибудь свидетельства, книги церковные об отпетых прихожанах, о тех кого крестили. Что дальше с этими книгами, если к ним доступ.