Сергей Синенко
УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Художественно-документальное повествование
Уфа — 2009
Книга рассказывает о появлении и распространении православия в Приуралье и на Южном Урале в XVI-XVIII вв., о создании указом Павла I в 1799 г. Оренбургской и Уфимской епархии с центром в г. Уфе, о важнейших событиях в жизни епархии в XIX в., о строительстве храмов и монастырей в начале XX в., о гонениях на духовенство и православный народ, уничтожении храмов в период господства государственного атеизма, об изменениях в государственной политике по отношению к Церкви в конце 1980-х гг., о событиях епархиальной жизни 1990-х гг. а также о современном состоянии Уфимской епархии — церквах и христианских святынях Уфы и крупных городских и сельских поселений центральной, западной, северной, восточной и южной частей Уфимской епархии.. Повествование сопровождается архивными и современными иллюстрациями. Книга адресуется широкому кругу читателей различных национальностей и вероисповеданий. Публикуется в авторской редакции.
* * *
Следует также снабдить душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться противностей.
Преподобный Серафим Саровский
От автора
Каждая эпоха строит свою историю. У каждой свой Рим и свой Карфаген, своя Крестьянская война и своя Отечественная, своя Смута и своя Революция, свой ГУЛАГ и свой Новый курс, свой Раскол и своя Церковь. Кому-то еще недавно казалось, что религия — старинный янтарь, в котором жужжит муха, давно затянутая смолой, что Церковь — экспонат музея атеизма. Но на пороге XXI века Православная Русь удивила весь мир способностью к религиозному творчеству, христианской пассионарностью, о которой давно перестал мечтать уставший христианский Запад.
История Уфимской епархии — часть биографии русского православия, все его искания, заботы, тревоги, победы и разочарования отразились в ней, как в малом зеркале.
Эта книга рассказывает об основных событиях, фактах и действующих лицах епархиальной истории. В центре внимания — судьбы людей, более всего на эти события повлиявших, уфимских епископов, среди которых были и люди временные, случайные, и истинные духовники, являвшие собой драгоценнейшие слитки милосердия, человековедения и подвижничества.
Уфимскую кафедру возглавляли такие выдающиеся церковные деятели, как знаменитый миссионер и проповедник Дионисий (Хитров). Местом ссылки, «удаления из столиц» Уфа стала для философа и богослова Никанора (Бровковича). В Уфу сослан был и Антоний (Храповицкий), позднее — один из трех претендентов на патриарший престол, главный, и хотя голосование по жребию решилось не в его пользу, Патриархом был избран Тихон, митрополит Антоний вошел в историю как организатор и глава Русской Православной Церкви за рубежом. Уфимская епархия — место основного служения выдающегося церковного реформатора архиепископа Андрея (Ухтомского), в личности которого как бы сфокусировались важнейшие проблемы православия начала XX века.
Многие из уфимских епископов играли в жизни нашего края весьма значительную роль, полемизируя, соперничая по влиянию с местными властями — судами, полицией и жандармерией, городскими и губернскими управами, с советскими наркоматами и обкомами. Среди них — Августин (Сахаров), Аркадий (Федоров), Иоанникий (Образцов), в советское время — Симон (Шлеев), Арсений (Крылов), Илларион (Прохоров), Феодосий (Погорский) и другие. На рубеже тысячелетий, в сложнейший период, который сегодня называют «вторым Крещением Руси» Уфимскую кафедру возглавил архиепископ Никон (Васюков), при нем в епархии повсеместно началось восстановление старинных храмов и строительство новых, открытие монастырей и духовных школ.
Для сознания, пропущенного через прокатный стан идеологии, с выкошенным чувством священного, с утраченными связями и перерубленными корнями, люди, одетые в черное, всегда представляли раздражающую загадку.
Хотя за последние годы священнослужители и церковные иерархи стали значительно ближе обществу, всякое слово о них все еще несет в себе смысл вторжения в область доселе неведомого. Обратной стороной угрюмо-разрушительного отношения к религии, в котором семь десятилетий воспитывался советский человек, стало сегодняшнее стремление говорить о деятелях Церкви исключительно в самых возвышенных тонах, с каждого из них писать чуть ли не икону. История Церкви, в результате, превращается в рождественскую открытку.
Возможно, даже легче писать о прошлом с восклицательными знаками, но люди, говорящие слишком громко, не слышат собственного голоса.
Священнослужители, от епископов до рядовых иереев, — такие же смертные люди. Иные из них носили свое пасторство как крест, а иные — как орден.
Иные сострадали народу, а иные с некоторой даже брезгливостью стремились отрясти его прах со своих подошв. Иные, истинные епископы, шли ради веры на каторгу и смерть, выказывая небывалую высоту и силу духа, а иные, едва приняв епископский сан и вступив на Уфимскую кафедру, тут же воображали себя старцами и как кипятком, обдавали окружающих нетерпимостью.
Соответственно, о ком-то мы говорим подробно, обстоятельно, а чьи-то судьбы лишь намечаем «пунктиром».
Среди действующих лиц повествования — «любитель древностей», занятый поиском материалов по церковной истории, а также его антиподы — голоса советской эпохи. Все они имеют телесность, которая раскрывается не сразу. Их сознания и враждуют, и переливаются друг в друга…
Некоторые факты, на которых построено повествование, продолжают являться предметом дискуссий, в чем-то противоречат друг другу. В таких случаях мы старались ориентироваться на наиболее аргументированные версии. Чтобы упростить чтение книги и облегчить поиск исторических дат, имен, названий, они сгруппированы в «исторические справки» — сведения о ключевых событиях в жизни епархии и церковной истории. «Биографические справки» дают представление о жизни уфимских архиереев.
В работе над книгой автор опирался на работы историков, священнослужителей, краеведов и статистиков дореволюционной поры — П.И. Рычкова, Л.С. Суходольского, Р.Г. Игнатьева, И.А. Сперанского, Н.М. Чернавского, В.С. Зефирова, И.Е. Златоверховникова, К.П. Херувимова, М.М. Модестова, В.М. Черемшанского, а также работы советских и современных исследователей — П.Ф. Ищерикова, В.В. Мохова, П.В. Егорова, Ю.Н. Сергеева, Н.Т. Абдулова, Н.П. Зиминой, В.В. Латыповой, О.В. Васильевой, О.И. Любимовой, Я.С. Свице, А.Р. Ширгазина, Б.А. Азнабаева, А.З. Асфандиярова, К.В. Максимова и других.
В то же время хотим подчеркнуть — книга не является научным исследованием, стиль изложения свободен, сочетает реальные факты с реконструкцией событий в образной художественной форме. В работе над изданием использованы материалы и фотографии, предоставленные управлением Уфимской и Стерлитамакской епархии Русской Православной Церкви и библиотекой уфимской Кресто-Воздвиженской церкви, Центральным государственным историческим архивом Республики Башкортостан, научной библиотекой Уфимского научного центра Российской АН, документы из частных архивов, а также материалы, опубликованные в газетах и журналах «Уфимские епархиальные ведомости», «Уфимские губернские ведомости», «Журнал Московской Патриархии», «Отечественные архивы», «Бельские просторы» и других.
УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ . Художественно-документальное повествование. — Уфа, ГУП «Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2009. — 304 с., с илл. ISBN-9785-8258-0269-5 ББК 86.372 У — 88 УДК 271 Формат 60х84 1/8. Бумага мелованная матовая. Гарнитура Лазурского. Печать офсетная. Печ. л. 38. Тираж 3000 экз.
Уважаемая Надежда! Вы пишите, что не знаете, «как сделать запросы в государственные архивы».
В уфимкую епархию обращаться бесполезно — все документы исторического характера переданы в республиканский госархив. Но и в уфимском госархиве документы по церковной истории только с 1940-х годов, вам онпи не помогут. Искать нужно не через церковь, где дедушку крестили, а через НКВД, которое арестовало
Думаю, проше всего напрямую, в свободной форме, перечислив все известные данные на дедушку, обраться с письмом в Центральный архив Федеральной службы безопасности РФ. Должны ответить. Не тяните, сделайте это немедленно, иначе себе не простите.
Церковь это еще и судьбы людей. Люди крестили своих детей, венчались, отпевали усопших, принимали участие в других таинствах. Мы (дети 80-х, 90-х годов) росли не зная своих корней. Это наверно было запрещено может быть самими нашими предками. Я говорю о наших дедушках, которых знаменитая «тройка» НКВД уводила из семей в 30-е годы. Что потом с ними было мы не знаем. Как нам теперь быть? Нужно ли нам дознаваться до наших корней?. Ведь о них больше знает именно Церковь. Моего дедушку Жданова Сергея Тимофеевича так увели. Отпевали его или нет, где его могила. Знаю что посещал дедушка церковь в Ишимбае и, что позже она сгорела. Я не знаю дату рождения дедушки, кто его родители и как сделать запросы в государственные архивы. Книга очень актуальна, содержательна, отражает практически все стороны Церковной жизни, во все времена, она бы была полнее если бы в ней содержались сведения о судьбах тех церквей, которые как та, которая нас интересует. о таких церквях возможно остались какие- нибудь свидетельства, книги церковные об отпетых прихожанах, о тех кого крестили. Что дальше с этими книгами, если к ним доступ.